Особенности сохранения фольклора как формы живой традиционной культуры
Живая традиционная культура воспроизводится и хранится проживающим на конкретной территории населением, ее содержание и характер проявления зависят от конкретных людей, носителей культурных традиций, обеспечивающих преемственность культурных навыков и представлений. Живущий культурный ландшафт должен воспроизводить себя, свои функции и структуру, и нуждается в поддержании традиционных для него видов хозяйственной и социокультурной деятельности.
Типичные проявления народного творчества, выражаются посредством слов, звуков музыки, движений человеческого тела и в виде материальных объектов. К первой группе относятся народные сказания, народная поэзия и другое, ко второй группе - народные песни и инструментальная музыка, к третьей - народные танцы, драматургия и другие художественные формы и, наконец, к четвертой группе - рисунки, картины, резьба, скульптура, гончарные изделия, терракота, мозаика, ковры и т. п.
Таким образом, фольклор делится на четыре группы: словесные выражения, музыкальные выражения, выражения действием и ощутимые (осязаемые) объекты. Столь ёмкий перечень выражений фольклора, подчеркивая расширительное толкование термина «художественное наследие», подразумевает необходимость правовой охраны каждого из объектов традиционного наследия, имеющего эстетическую ценность. При этом охраняемые словесные выражения фольклора не обязательно должны были быть записанными, также не требовалось нотной записи музыкальных и хореографических записей танцевальных выражений фольклора. В охраняемые осязаемые (материальные) выражения фольклора могли включаться и традиционные архитектурные формы, что оставлялось в распоряжении национального законодательства.
Фольклор как художественное наследие имеет свое особое место в рамках нематериального культурного наследия в целом. Его охрана наряду с сохранением нематериального культурного наследия, а также с охраной генетических ресурсов и традиционных знаний - предмет огромного внимания ЮНЕСКО и ВОИС – двух специализированных организаций ООН, каждая из которых через призму своих целей и полномочий вносят свою лепту в решение назревших проблем.
Культурное наследие, заключенное в живой культуре, до недавнего времени рассматривалось как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. С мая 2001 года уникальные феномены нематериального наследия, живой традиционной культуры, также стали рассматриваться как объекты, представляющие международное значение, и регистрироваться в специальных списках ЮНЕСКО. От России первым и единственным пока объектом такого рода стала традиционная культура: уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народная медицина старообрядцев Забайкалья, этническая культура народов Севера.
На сегодняшний момент методика сохранения традиционной живой культуры практически находится в стадии разработки, пока еще нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Большая работа по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия проводится национальными парками, краеведческими организациями. Эта деятельность не терпит отлагательств, ведь с уходом людей, которые являются носителями традиционной культуры, будут безвозвратно утрачены культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое мировидение.
В настоящее время разрабатывается концепция сохранения и развития культуры коренных и малочисленных народов РФ, которая включает в себя ряд положений. На ХХУ сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 1989 г.) принято определение фольклора, как культурного достояния, подлежащего сохранению.
Фольклор – устная культура, которая является проявлением интеллектуального коллективного или индивидуального творчества и заслуживает правовой охраны. Для этого необходимо:
1. Выявление фольклора, его сбор и каталогизация.
2. Хранение фольклора. Государство обязуется взять на себя создание национального архива, в котором собранные исследователями материалы получат надлежащее хранение, централизованное каталогизирование, распространение информации по имеющимся фольклорным материалам и обеспечение авторских прав собирателям. Местом хранения может быть отдельный музей или отдел фольклора в существующем музее.
Учреждения, хранящие материалы по фольклору, несут ответственность за профессиональную подготовку собирателей, документалистов и консерваторов. В ответственность учреждений входит физическая сохранность материалов, аналитическая работа с ними и предоставление архивных копий для специалистов и носителей культуры.
3. Для обеспечения сохранности создается совет по фольклору, который будет выполнять координирующую функцию и гарантировать доступ к фольклорным материалам.
Рекомендовано разработать и ввести в школьные программы преподавание и изучение фольклора.
4. Распространение фольклора осуществляется с помощью специальных мероприятий: концертов знатоков и носителей национальной культуры, фестивалей, выставок, семинаров, проведения мастер-классов. Кроме того необходима публикация образцов национальной культуры в средствах массовой информации, книгах, на пластинках, дисках и других видах информационных носителей.
5. Для сохранения традиционных фольклорных форм необходимо осуществлять профессиональную подготовку специалистов по сбору фольклорных материалов, архивариусов, специалистов в области документации и других специалистов по вопросам хранения фольклора, начиная с вопросов физической сохранности и кончая аналитической работой.
6. Международное сотрудничество и культурный обмен будут способствовать реализации программ по развитию фольклора, его исследованию, публикации и распространению.
В настоящее время в национальных культурах выделяются две родственные сферы – современный фольклор и фольклоризм.
Современный фольклор отличается от традиционного тем, что перестает быть естественной формой этнического поведения. Настоящий фольклор в наши дни воспроизводится, исполняется потаенно, как выражение интимного воспоминания и носит реликтовый характер. Инновации коснулись всех жанровых сфер традиционного фольклора.
Фольклоризм– явление вторичного бытования фольклора в культуре этноса. Он основан на принципах возрождения уже исчезнувшей фольклорной традиции. Цель фольклоризма – воссоздание ценностей и демонстрация памятников национальной культуры в адекватной фольклору форме. Художественное выражение в фольклоризме, даже если оно основано на научных и практических знаниях, всегда будет только имитацией фольклора, так как в нем изменяется технология фольклорной культуры, особенности ее восприятия, запоминания и, главное, принципов творчества.
Для достижения аутентичности и оригинальности в фольклорном творчестве возможно использование принципов этнопедагогики, ревитализации национальных форм верований, праздников и ритуалов, формирование этнического театра, культивирование национальных этических норм.