Из сочинения В.О.Ключевского
«Князь беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от набегов из степи, а потом с соединенными силами разных племен предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора… (Князя)… дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра-Волхова, т.е. обыватели больших торговых городов Руси. По крайней мере в летописном рассказе о походе (князя) читаем, что властные, добровольно к нему присоединившиеся, отдаленные дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далекие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие… Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью князя киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него… значением Киева»
20. О каком князе идет речь? Укажите время его правления. Как назывался путь, описанный историком?
21. Как историк объясняет причины, по которым князь получил содействие в своей политике не только подвластных ему, но и других восточнославянских племен? Приведите не менее трех положений
22. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех задач, решаемых данным князем в годы его правления
23. В 1860 -70 гг. в России были проведены масштабные реформы. Объясните, чем была вызвана необходимость этих реформ (укажите не менее трех причин)
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов России
1) 1019-1054 гг. 2) 1645-1676 гг. 3) 1920 -1929 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями
(явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этихличностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческуюоценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
ЧасКонец формы
Вариант 2
Начало формы
Часть 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1. Чесменское сражение
2. Ледовое побоище
3. начало реформации в Германии
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
События Годы
А) съезд князей в Любече 1) 1054 г.
Б) второй раздел Речи Посполитой 2) 1097 г.
В) Карибский кризис 3) 1514 г.
Г) Г) включение в состав Московского государства Смоленска 4) 1793 г.
5) 1949 г.
6) 1962 г.
3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XVIII в.
1) Кондиции; 2) прокурор; 3)мировой посредник; 4) дворянское собрание 5) Государственный совет; 6) Уложенная комиссия.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Г.В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу « ________ » главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События Факты
А) реформы княгини Ольги 1) издание декрета об отмене сословий
Б) реформы Избранной рады 2) секуляризация церковных земель
В) реформы Петра I 3) введение подушной подати
Г) первые преобразования большевиков 4) введение уроков и погостов
5) издание Уложения о службе
6) либерализация цен
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Вечером, 13 декабря, не придя к единодушному решению, они отправились по казармам и провели всю ночь в переговорах с солдатами гарнизона столицы. Их план, если у них вообще был какой-либо план, состоял в том, чтобы вывести несколько полков на Сенатскую площадь и заставить императора принять их требования установления в России конституционного образа правления. Задолго до рассвета стало ясно, что заговор не удался. Солдаты не понимали ни пламенного красноречия декабристов, ни длинных цитат из Жан-Жака Руссо. Единственный вопрос, поставленный солдатами заговорщикам, был о значении слова «конституция». Солдаты спрашивали, не было ли «Конституция» имя польки, супруги великого князя Константина Павловича».
Б) «...На деле царь действительно не поехал по Садовой, но Перовская выказала тут все свое самообладание. Быстро сообразив, что путем, по которому государь поедет обратно, будет набережная Екатерининского канала, она изменила весь план, чтобы действовать уже одними бомбами. Она обошла метальщиков и поставила их на новые места, условившись о сигнале, который даст, махнув платком.
В начале третьего часа один за другим прогремели два удара, похожие на пушечные выстрелы: [первая бомба] разбила карету государя, бомба Гриневицкого сокрушила императора; смертельно раненные, и царь, и метальщик через несколько часов были бездыханны»
Характеристики:
1. Описываемые события произошли в 1825 г.
2. Одним из участников описываемых событий был П.Г. Каховский.
3. Одним из участников описываемых событий был Д.Г. Богров.
4. Описываемые события произошли в 1905 г.
5. Одним из участников описываемых событий был Н.И. Рысаков
6. Описываемые события произошли в 1881 г.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных событий произошли в 1920-х гг.?
1. антибольшевистское восстание моряков Кронштадта
2. выступление троцкистско-зиновьевской («объединённой») оппозиции
3. роспуск Учредительного собрания
4. мятеж левых эсеров в Москве
5. принятие первой Конституции РСФСР
6. начало полосы дипломатического признания СССР
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Советский конструктор стрелкового оружия - _______ .
Б) 316-я стрелковая дивизия под командованием И.В. Панфилова отличилась в _______ .
В) Подпольная антифашистская комсомольская организация «Молодая гвардия» действовала в годы Великой Отечественной войны в г. _________ .
1. А.И. Шахурин
2. Краснодон
3. Г.С. Шпагин
4. битва за Москву
5. Смоленск
6. Курская битва
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.