Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 10 классе
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Школьный этап
Класс
Ответы и критерии оценивания.
Аналитическое задание.
Задание № 1 оценивается следующим образом: по 1 баллу дается за каждый верно указанный термин; по 2 балла – за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении (один из терминов не относится к тексту, поэтому оценка будет ограничена в этом случае 1 баллом).
Итого: максимальный балл – 10 баллов
Ответы:
1.1. – художественная деталь
1.2. – притча ( не имеет отношения к тексту А.П.Чехова)
1.3. – диалог
1.4. – рассказ
Задание № 2 С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе:
- первая оценка – условная «двойка»,
- вторая – условная «тройка»,
- третья – условная «четверка»,
- четвертая – условная «пятерка».
Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе. (Пример использования шкалы смотрите в Методических рекомендациях).
Критерии оценки:
1. Глубина постижения произведения (тематики и проблематики, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи).
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.
Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Итого: максимальный балл – 60 баллов
Творческое задание
Если бы вы были составителем сборника произведений о любви , какие стихи и рассказы вы бы туда включили? Напишите вступительную статью к этому сборнику.
Критерии оценки:
1. Уместность выбора произведений и обоснованность аргументации (приводятся наблюдения над художественными особенностями и содержанием выбранных текстов).
Максимально 15 баллов.
2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста.
Максимально 5 баллов.
3. Знакомство с историко-культурным контекстом, умение вписать выбранные произведения в определенный литературный фон, соотнести с литературной традицией (в том числе оценивается наличие/отсутствие фактических ошибок в историко-литературном материале).
Максимально 5 баллов.
4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.
Максимально 5 баллов.
Итого: максимальный балл – 30 баллов
Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.
Методические рекомендации
По проведению школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 10 классе
в 2014 – 2015 учебном году.
Олимпиадные задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 10 классе разработаны в строгом соответствии с методическими рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии.
Характеристика структуры и содержания заданий.
Школьный этап олимпиады для учащихся 10 класса состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая часть нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая часть представляет собой анализ художественного произведения с опорой на предложенные в задании вопросы. Максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания. (Максимальный балл – 30).
Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.
Время выполнения работы 180 минут. Учащиеся распределяют количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно.
Аналитическое задание
В качестве первого задания участнику олимпиады предлагаются вопросы на опознание терминов. Цель - привлечь внимание учащегося к их художественному назначению в тексте, характеристике их функциональной нагрузки.
Второе задание – целостный анализ прозаического текста. Цель – не создание наукообразного текста о тексте художественном, а понимание автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализируя текст, учащийся должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если учащийся выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Творческое задание
Цель - выявить творческие способности учащегося, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, требующие широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.