Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

24.10.2015

Класс

Время выполнения работы – 2 астрономических часа

1. Прочитайте отрывки из русских народных сказок. Назовите элементы композиции сказок.Придумайте свои примеры (по одному на каждый элемент).

1) «И стали они жить дружно, в любви и согласии»; «И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять».

2) «В некотором царстве, в некотором государстве...», «В стародавние годы в некоем царстве, в чужеземном государстве...»; «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был…».

2. Вы попали в волшебную страну, где всё перепуталось. Помогите герою вернуться домой, назовите его сказку.

Гвидон, Пиноккио, Дуремар, Элиза.

3. Приведите примеры пословиц (по две на каждый пункт).

1) о труде;

2) о качествах характера человека;

3) о хлебе;

4) о природных явлениях;

5) о животных.

4. Расшифруйте загадки. Назовите героев басен И.А. Крылова по их описанию:

1. Она хвалит его за то, что он хвалит её.

2. Он думал попасть в одно место, но перепутал (была ночь), попал в другое, за что и поплатился.

3. Она хотела съесть то, что ей понравилось, но не смогла достать желаемое, в результате обвинила этот предмет.

4. Летом она занималась только тем, чем хотела, зимой пришла пора расплачиваться за беззаботное поведение.

5. Глядя на своё отражение в зеркале, она и представить себе не могла, что так выглядит.

5. Сочините сказку-миниатюру, включив в неё следующие элементы:

- оригинальный волшебный предмет;

- трёх героев с необычными именами;

- способ чудесного спасения одного из героев;

- неожиданный финал;

- вывод.

6. Прочитайте стихотворение А. Майкова. Ответьте на предложенные вопросы так, чтобы у вас получилось связное цельное высказывание.

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под тёмной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нём сила для новой весны.

Вопросы:

1) Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли оно во втором четверостишии? Похоже ли оно на ваши «осенние» чувства и ощущения?

2) Как эпитеты помогают передать красоту осеннего леса?

3) Какую роль в стихотворении играет олицетворение?

4) Почему в последней строчке стихотворения упоминается весна?

5) Каким вы представляете человека, который мог заметить такие явления природы?

№ задания Всего
Кол-во баллов 10б 20б 50б

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

24.10.2015

Класс

Время выполнения работы – 2 астрономических часа

1. Узнайте литературных героев по их описанию:

1) он «лишился матери с малолетства», почти не знал своего отца, с восьми лет воспитывался в Кадетском корпусе и «выпущен был корнетом в гвардию»;

2) он… «не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве…»;

3) она молчалива, грустна, верит гаданьям, вещим снам;

4) преодолевая трудности, он долго искал волшебный сад и оказался в стране, где Атлант на своих могучих плечах удерживал небосвод.

2. Восстановите имена, отчества и фамилии писателей:

1) Михаил … Ломоносов;

2) … Андреевич Жуковский;

3) Владимир … Короленко;

4) Николай Алексеевич … .

3. Продолжите стихотворные строки, назовите поэта:

1) Под голубыми небесами

Великолепными коврами…

2) Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит...

Увы!..

4. Представьте, что вам необходимо создать проект «Книжная полка шестиклассника». Кратко прорекламируйте 3 книги (с указанием названия, автора), которые обязательно будут стоять на этой полке. Сделайте это так, чтобы привлечь внимание сверстников.

5. Интерьер, ярко описанный автором художественного произведения, помогает нам, читателям, лучше понять главного героя. Представьте интерьер, в котором мог бы проживать литературный герой. Составьте небольшое сочинение-описание интерьера. Подберите к нему заголовок.Обратите внимание на характеристику персонажа: мальчик лет 10–12, весёлого нрава, любящий приключения, много читающий, фантазёр, мечтающий о кругосветном путешествии.

6. Прочитайте фрагмент «Бежина луга» И.С. Тургенева и ответьте на предложенные вопросы
(у вас должен получиться связный цельный ответ).

...Всех мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Вопросы:

1. На какие детали прежде всего обращает внимание рассказчик, описывая внешность мальчиков?

2. Чья портретная характеристика показалась вам наиболее выразительной и почему?

3. Как вы думаете, кто из представленных героев вызывает у рассказчика наибольшую симпатию и почему?

4. Какие художественные средства использует И.С. Тургенев при создании портретных характеристик мальчиков?

5. Придумайте ещё одного героя этого повествования и опишите его.

№ задания Всего
Кол-во баллов 10б 10б 20б 50б

Задания школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

24.10.2015

Класс

Время выполнения работы – 3 астрономических часа

1. Назовите героев (3 балла)и произведения (3 балла).

1) Благоверная, и преподобная, и достойная похвалы …, нареченная во иночестве Ефросинией.

2) Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

3) Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдёт.

2. Определите художественные средства, создающие художественный образ.

1) А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

2) Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

3) Чужая жена – лебедушка, а своя – полынь горькая.

На языке мёд, а под языком лёд.

3. Напишите фантастический короткий рассказ (объём до 130 слов), включите в него описание природы, которое поможет читателям почувствовать настроение, внутреннее состояние литературного героя.

4. Вы член международной экспертной комиссии в области «Детская литература». Кого из писателей и за что вы наградите главной премией. Свой ответ аргументируйте.

5. Прочитайте рассказ И. Шмелёва «Русская песня», ответьте на предложенные вопросы (у вас должен получиться связный развёрнутый ответ).

Я с нетерпением поджидал лета, следя за его приближением по хорошо мне известным признакам.

Самым ранним вестником лета являлся полосатый мешок. Его вытягивали из огромного сундука, пропитанного запахом камфары, и вываливали из него груду парусиновых курточек и штанишек для примерки. Я подолгу должен был стоять на одном месте, снимать, надевать, опять снимать и снова надевать, а меня повёртывали, закалывали на мне, припускали и отпускали – на полвершочка. Я потел и вертелся, а за не выставленными ещё рамами качались тополевые ветки с золотившимися от клея почками и радостно голубело небо.

Вторым и важным признаком весны-лета было появление рыжего маляра, от которого пахло самой весной – замазкой и красками. Маляр приходил выставлять рамы – впущать весну – наводить ремонт. Он появлялся всегда внезапно и говорил мрачно, покачиваясь:

– Ну, и где у вас тут чего?..

И с таким видом выхватывал стамески из-за тесёмки грязного фартука, словно хотел зарезать. Потом начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос:

И-ах и те-мы-най ле-со...

Да йехх и те-мы-на-ай...

Я старался узнать, что дальше, но суровый маляр вдруг останавливал стамеску, глотал из жёлтой бутылочки, у которой на зеленом ярлычке стояло «политура», плевал на пол, свирепо взглядывал на меня и начинал опять:

Ах-ехх и в темы-на-ам ле...

Да и в те... мы-ны-мм!..

И пел всё громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про тёмный лес, или потому, что вскрякивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья,– он казался мне очень страшным.

Потом мы его хорошо узнали, когда он оттаскал моего приятеля Ваську за волосы.

Так было дело.

Маляр поработал, пообедал и завалился спать на крыше сеней, на солнышке. Помурлыкав про тёмный лес, где «сы-тоя-ла ах да и со-сенка», маляр заснул, ничего больше не сообщив. Лежал он на спине, а его рыжая борода глядела в небо. Мы с Васькой, чтобы было побольше ветру, тоже забрались на крышу -- пускать «монаха». Но ветру и на крыше не было. Тогда Васька от нечего делать принялся щекотать соломинкой голые маляровы пятки. Но они были покрыты серой и твёрдой кожей, похожей на замазку, и маляру было нипочем. Тогда я наклонился к уху маляра и дрожащим тоненьким голосом запел:

И-ах и в те-мы-ном ле-э...

Рот маляра перекосился, и улыбка выползла из-под рыжих его усов на сухие губы. Должно быть, было приятно ему, но он всё-таки не проснулся. Тогда Васька предложил приняться за маляра как следует. И мы принялись-таки.

Васька приволок на крышу большую кисть и ведро с краской и выкрасил маляру пятки. Маляр лягнулся и успокоился. Васька состроил рожу и продолжал. Он обвёл маляру у щиколоток по зелёному браслету, а я осторожно покрасил большие пальцы и ноготки. Маляр сладко похрапывал – должно быть, от удовольствия. Тогда Васька обвёл вокруг маляра широкий «заколдованный круг», присел на корточки и затянул над самым маляровым ухом песенку, которую с удовольствием подхватил и я:

Рыжий красного спросил:

– Чем ты бороду лучил?

– Я не краской, не замазкой,

Я на солнышке лежал!

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

Маляр заворочался и зевнул. Мы притихли, а он повернулся на бок и выкрасился. Тут и вышло. Я махнул в слуховое окошко, а Васька поскользнулся и попал маляру в лапы. Маляр оттрепал Ваську и грозил окунуть в ведёрко, но скоро развеселился, гладил по спине Ваську и приговаривал:

– А ты не реви, дурашка. Такой же растёт у меня в деревне. Что хозяйской краски извёл, ду-ра... да ещё ревёт!..

С того случая маляр сделался нашим другом. Он пропел нам всю песенку про тёмный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чужу-дальнюю сы-то-ронушку!..». Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он её, что думалось мне: не про себя ли и пел её?

Пел и ещё песенки – про «темную ноченьку, осеннюю», и про «березыньку», и ещё про «поле чистое»...

Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то... Тогда-то, на ранней моей поре, – впервые, быть может,– почувствовал я силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом – я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его...

Вопросы:

1. Почему рассказ назван «Русская песня»? Какие приёмы автор использует для раскрытия смысла названия? Какая мысль заложена в цитатах из русских песен?

2. Назовите художественные средства и приёмы, передающие отношение рассказчика к русской песне. Какие черты характера русского человека показаны в произведении?

3. Каким вам представляется рассказчик в начале и в финале повествования? Какие изменения происходят с мальчиком? Как показаны этапы его взросления?

4. Как меняются отношения между мальчиками и маляром в течение повествования?

5. Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот рассказ-воспоминание? Если бы вы были соавтором И. Шмелёва, какой эпизод вы добавили бы в повествование? Ответ аргументируйте.

№ задания Всего
Кол-во баллов 6 б 50б

Задания школьного этапа

Наши рекомендации