Поэмы Гомера как исторический источник

«Одиссея» и «Илиада» относятся к важнейшим и долгое время единственным источникам информации о периоде, который последовал в греческой истории за микенской эпохой. Однако кроме самого содержания этих произведений ученых уже продолжительный период волнует вопрос о происхождении поэм, о личности их автора или авторов, о времени создания. Согласно древней традиции автором обеих поэм считался Гомер. Его именем открывалась и открывается история литературы и не только эллинской, но и прочих европейских. Уже со времен Платона «Илиада» и «Одиссея» были выделены из множества эпических произведений как единые достойные имени Гомера. Следует напомнить, что Гомеру приписывается также ряд гимнов. Несмотря на отсутствие какой-либо достоверной информации о Гомере как реальной личности, его существование не ставилось под сомнение. Шли лишь споры о месте его рождения, о годах жизни. По наиболее распространенной версии он был уроженцем острова Хиос. Однако уже в древности шли ожесточенные споры между греческими городами за право называться родиной великого поэта. Свидетельством значимости подобного спора может служить также двустишие, сложенное в древности: «Спорило семь городов о рождении мудром Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины». Отсутствие биографических сведений о Гомере (кроме абсолютно мифических, что он был сыном бога реки Мелета и нимфы Крифеиды) позволило некоторым исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта. Однако это случилось уже в XVIII в., до этого времени античная традиция оставалась незыблемой, в научной литературе господствовало убеждение, что именно эта реальная личность, силой необыкновенного таланта и всестороннего опыта, задумала и чудесно исполнила две бессмертные поэмы. Однако с развитием исторической науки в XVIII в. вновь поднимается вопрос о происхождении гомеровских поэм (так называемый гомеровский вопрос), и до сих пор он относится к числу еще не решенных научных проблем. Но ожесточенная полемика не была бесплодной. Ученым удалось установить хотя бы приблизительно время и место их создания. Судя по ряду признаков, обе поэмы, приписываемые Гомеру, были созданы в VIII в. до и. э. «Илиада» примерно на полвека раньше «Одиссеи». Время жизни Гомера датировалось по-разному — от XI до начала VIII в. до н. э. Древние историки все же предполагали, что Гомер жил приблизительно в середине IX в. до н. э. и был уроженцем одного из греческих городов Эгейского побережья Малой Азии.

За последние два столетия так называемый гомеровский вопрос был предметом изучения специалистов различного направления: литература по этому вопросу насчитывает тысячи названий. Действительно, история гомеровского вопроса представляет собой длинную вереницу гипотез, сомнений и построений. В истории критики «Одиссеи» главное место занимают немецкие исследователи Кирхгоф и Вольф. Под влиянием этих двух ученых и сложились все последующие гипотезы. Так, школа Вольфа придерживалась мнения, что «Илиада» и «Одиссея» являются механическим соединением многих песен, совершенным постепенно различными аэдами. Для разрешения научных дискуссий историков и филологов проводились многочисленные исследования языка поэм, анализировалась их композиция, тщательному рассмотрению подверглась чуть ли не каждая строка произведений. Данные этих исследований затем сравнивались с эпосами других народов, археологическими памятниками микенского и следующих за ним периодами греческой истории. Однако некоторую безнадежность всем этим поискам придает тот факт, что многие ученые, рассматривая поэмы, исходят с позиций и понятий другого времени и другого общества. Они требуют от них композиционной, логической стройности. Нельзя забывать, что «Илиада» и «Одиссея» были подготовлены в свою очередь многочисленными предыдущими опытами певцов, типичными представителями которых являются в гомеровских поэмах образы Фамириса, Демидока, Фемия. Имя Гомера, таким образом, завершает продолжительный период творчества, в котором складываются образы богов и героев, песни о современных и прошлых событиях и личностях, разрабатывается язык для литературных целей, устанавливается стихотворный размер и разнообразные так называемые принадлежности эпического вида поэзии.

Внимательное изучение текстов «Одиссеи» и «Илиады» показали, что дистанция, отделяющая Гомера от предшествующей ему микенской героической поэзии, была огромна и речь может идти лишь об усвоении создателем или создателями поэм случайных элементов более древней художественной традиции. Однако все исследователи соглашаются с тем, что в поэмах можно проследить ряд наслоений различных эпох, что является свидетельством длительного времени их складывания. Отдельные излагаемые моменты можно отнести к домикенской эпохе, описаны также отношения и быт, характерные для микенской эпохи. Однако в большей части других эпизодов нашел отражение так называемый гомеровский период, который обычно датируют XI — IX вв. до н. э. Наконец, в поэмах нашел известное отражение и еще более поздний период VIII — VI вв. до н. э., непосредственно предшествующий или уже совпадающий со временем их первой записи. Все эти напластования переплетаются между собой совершенно причудливым образом. Зачатки гомеровского эпоса сложились до переселения дорян в Малую Азию, еще в европейской Элладе, преимущественно в Фессалии и Аргосе. В пользу этого свидетельствует и стихотворный размер, которым написаны поэмы, — гекзаметр, и язык эпоса. Возможно, именно от этого периода в эпическом языке сохранилось значительное число эолийских форм в ионическом диалекте греческого языка. Однако создание «Илиады» и «Одиссеи» свершилось в Малой Азии, вероятнее всего, в Смирне, со смешанным эолоионическим населением. Именно язык поэм и единство характеристики героев служит главным доводом в пользу единства автора обоих произведений. Несомненно также и то, что в основу поэм лег так называемый «троянский цикл» преданий, который перерабатывался в течение нескольких столетий, еще до того, как его отдельные эпизоды послужили основой для составления гомеровских поэм (вероятно, конец IX или начало VIII в. до н. э., так как позднейшие циклические поэты, писавшие свои поэмы с 1-й Олимпиады, имели перед собой «Илиаду» и «Одиссею» примерно в теперешнем виде).

Несоответствие описаний микенской эпохи и упоминаний о технике обработки железа, сосуществование централизованной царской власти и родовой общины и другие детали в тексте поэм требуют от историка большой осторожности с материалом эпоса. Используя Гомера, мы всегда должны помнить, что перед нами не исторический документ в строгом значении этого слова, а художественное произведение.

5. Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

«Теогония» Гесиода

Теого́ния (греч. Θεογονία, «происхождение богов») — поэтическое сочинение Гесиода (VII — VIII век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе. В художественном плане «Теогония» сильно уступает «Одиссее» и «Илиаде».

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Сначала был Хаос, потом появиласьГея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Феб, Арес и т. д.), о титаномахии и о героях, которые должны будут спасти богов от гигантов. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

Мифы об основании Рима

Энеида и ранняя история Ливия являются самыми лучшими из всех существующих источников по мифам об основании Рима. Материал из греческой героической легенды был привит на местное племя в самом начале её истории. Троянский царевич Эней женился на Лавинии, дочери царя Латина, легендарного предка латинян, от имени которого и произошло название племени. Именно они через запутанную ревизионистами генеалогию являются предками Ромула и Рема. В более широком понимании, троянцы были приняты в качестве мифических предков народа Рима.

Энеи́да (лат. Aenēis, русское слово происходит от формы родительного падежа Aenēidos) — эпическое произведение на латинском языке, автором которого являетсяВергилий. Написана между 29 и 19 г. до н. э., и посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа, который объединился с латинами и основал город Лавиний, а сын его Асканий (Юл) основал город Альба Лонга.

Поэма написана дактилическим гекзаметром и состоит из 12 книг, причём первые 6 подражают «Одиссее», а вторые 6 — «Илиаде».

Хронология в «Энеиде» намеренно нарушена; помимо упоминания крушения Трои, в тексте нет ни малейших хронологических «зацепок». По сути поэма является не исторической, а пропагандистской — она прославляет династию Юлиев, якобы происходящую от сына Энея, Юла.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Патратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов (см. Италийская мифология). Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттеснённым затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба (Serv. Verg. Aen. VIII 315), об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями или богами (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном и др.). Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчёркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Эгерией в священном лесу. Почитание деревьев и рощ играло большую роль. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались священнодействия. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула (II 761). Как священные почитались рощи и деревья в отдельных имениях и на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу — spolia opima, оружие и доспехи убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане (Plin. Nat. hist. XVI 37, 1). С лесом связаны вещий Фавн (ряд преданий о нём, возможно, восходит к древнейшим мифам) и Сильван. Культ леса имел непосредственное отношение к культу водных источников (см. Фонс, Ютурна), каждый из них — священное обиталище лимф (затем нимф), героинь многих преданий. Вероятно наличие мифов о священных животных — дятле, орле и особенно волке. Волку был посвящён ритуал луперкалий (волчьего праздника, см. в ст. Фавн), возможно, связанный с обрядом инициаций. Волкам приписывались различные чудесные и магические свойства, считалось, что волчица сочетается браком при всех сородичах и, если её муж гибнет, остаётся верна его памяти, что некоторые люди могут превращаться в волков (Serv. Verg. Aen. IV 458; Plin. Nat. hist. VIII 24, 3; 34, 1—2). Мифы о сакральных браках (Дианы и Вирбия, Нумы и Эгерии, Лара с жрицей домашнего очага, весталкой или рабыней, ставшей матерью героя-основателя и законодателя — Ромула или Сервия Туллия, Акки Ларентии и Геркулеса, Сервия Туллия и Фортуны) восходят к древнейшей основе. К ней же восходят различные легенды об отмене (под влиянием цивилизующего влияния Геркулеса, Сатурна) человеческих жертвоприношений, замене их праздником Аргеев (когда из святилищ курий отправлялась процессия к Тибру и жрецы сбрасывали в реку куклы, и был введён обычай вешать на перекрёстках заменявшие свободных и рабов куклы и шерстяные шары и т.п.). Из приписываемого Нуме календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др., которые не были безличными нумина и, возможно, имели не только свои обряды, но и свои мифы, забытые или трансформировавшиеся с трансформацией самих богов. Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима; боги отдельных общин сливались друг с другом, смешивались, аккумулировали свои функции, приходили в упадок или возвышались, становились общими, как общими становились обряды и жреческие коллегии. Палес слилась с Палатуей, сабинский бог клятв Семо Санкус с Диус Фидиус, Ларента с Ларундой; удвоены были коллегии луперков и салиев, общим для первых объединившихся семи вершин холмов стал праздник септимонтия и т.п. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями главную роль стали играть культы фамилий, смешавшиеся с родовыми культами; Макробий упоминает о фамильных праздниках Эмилиев, Клавдиев, Корнелиев (Macrob. Sat. I 16, 7—8). Эти культы фамилий группировались вокруг домашней Весты, ларов, пенатов. Также существовали культы соседских общин-курий и пагов и культы всей римской гражданской общины (отсюда деление священнодействий на частные — privata, совершаемые частью народа — popularis и общенародные — publica). Эти культы не были отгорожены друг от друга: почитались одни и те же боги, совершались одни и те же обряды (например, ритуальный обход-люстрация имения, пага, территории Рима), все они находились под контролем коллегии понтификов во главе с великим понтификом, оттеснившей жрецов-фламинов.

6. Для древних греков погребение умершего считалось священной обязанностью, не исполнение которой прегрешение не только перед умершим, но и перед богами, как вышнего, так и подземного мира. Не погребенный труп осквернял место, на котором он лежал; душа умершего в таком случае не могла проникнуть в царство мертвых, и боги подземного мира гневались, не получая того, что им принадлежало; душа умершего, не находя себе покоя, носилась по земле и мучила живых. Греки не знали про­клятия более страшного, как умереть не погребенным (ά?????) и римляне считали лишение погребения величайшим наказанием, и ему подвергались лица, совершенно отверженные в глазах обще­ства, чуждые всяких прав, потерявшие самое человеческое до­стоинство. Обрекая на эту позорную участь отъявленных пре­ступников, этот приговор большей частью соединялся с каким-нибудь публичным наказанием, по исполнении которого труп преступника оставался на месте казни, становясь добычею птиц и животных. Потому-то так и страшна была казнь через повешение и распятие, что она оставляла преступника в этом позорном поло­жении до тех пор, пока труп не сгнивал и не разрушался. Потому-то страшно было и побитие камнями, за которым следовало тоже беспризорное состояние трупа, лишенного могильного покоя и из всех родов смерти самой ужасной почитали гибель на море, потому что поглощенные волнами трупы оставались без погребения. С этой мыслью плывшие по морю, когда находились в опасности крушения, привязывали к своему телу дорогие вещи, какие кто имел, на случай, если бы труп его был прибит волнами к берегу. Первый, кто нашел бы этот труп, обязывался немедленно предать его земле, а в награду за эту услугу мог воспользоваться драгоцен­ными вещами, найденными при трупе. Все, кто находил где-нибудь не погребенный труп, обязан был похоронить его или, при невозможности сделать это, по крайней мере, прикрыть тремя горстями земли. В Аттике погребение мертвого тела, найденного на земле какого-нибудь дема, лежало на обязанности демарха.

Оставление без погребения павших на поле битвы ставилось в тяжкую вину полководцам, как это видно в известном деле победителей при Аргинусах. Побежденным врагам не смели отказывать в перемирии для погребения убитых, или сами победители принимали на себя заботу о погребении павших врагов; просьба о перемирии для погребения убитых была, как известно, равносильна признанию себя побежденными. Припомним, наконец, ту замечательную сцену в Илиаде, когда после жарких схваток под стенами Трои враждебные стороны заключали перемирие и при свете факелов, забывши не­давнюю вражду, подбирали с поля битвы умерших, сжигали их, зарывали в могилы, насыпали над ними холм и отправляли обычные религиозные церемонии.


Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.

В Древней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Выбор того или другого способа зависел от предсмертного распоряжения покойника или от воли его родственников. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалах Сиракуз, древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения. Письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся еще к гомеровскому периоду. Можно сказать, что в эту эпоху был в употреблении только одно - способ сожжения.

Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.

Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивиад, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионисий после смерти были преданы кремации.

Тело без души — один труп и при том с признаками разложения, а потому — и было в их глазах чем-то нечистым. Эта нечистота уничтожалась, как скоро труп подвергали действию огня. На основании этого представления Еврипид выражается о Клитемнестре: «ее тело было очищено огнем», когда говорит о сожжении ее трупа. Какое бы представление ни имели древние о духе, это представление все же было, и, предавая тело огню, они думали облегчить духу, связанному с телом, выход из его земной оболочки вместе с огнем и дымом, поднимавшимися к небу.

Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим не доставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.
Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Церемония сожжения была обстав­лена очень драматично и представляла довольно сложную сцену.

Для сожжения воздвигали костер (pura), который у богатых людей иногда бывал очень велик, роскошен и дорог. Его зажигали, отвернув лицо, ближайшие родственники и в пламя бросали отрезанные волосы, одежды, утварь и другие предметы, которые покойник любил при жизни; в гомеровские времена убивали и животных (иногда даже и людей, как при, погребении Патрокла) и бросали в огонь.

Кремация и погребение римлян
У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.

До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.

Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.
Таким образом, античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода в жесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.

7. Зевс

Символы: молния, эгида, петух.

Животные: орел, бык, петух.

Деревья и травы: дуб, шалфей; реже – олива, маргаритка, бессмертник, грецкий орех, коровяк, вербена, миндальное дерево, фиалка, левкой, гвоздика, тростник.

Посейдон

Символы: трезубец.

Животные: конь, дельфин, бык.

Камни: берилл, аквамарин, жемчуг.

Деревья и травы: сосна, морская анемона, водоросли; реже – липа, пузырчатка.

Гера

Символы: диадема, скипетр.

Животные: павлин, корова.

Деревья и травы: лилия, апельсин, реже – яблоня, ива, смоковница (фиговое дерево), мирра (смирна).

Афина

Символы: эгида.

Животные: сова, змея.

Деревья и травы: олива; реже – дуб, береза, чертополох, шелковица (тутовое дерево).

Аполлон

Символы: лира, лук и стрелы.

Животные: ворона, волк.

Камни: сапфир.

Деревья и травы: лавр; реже – гелиотроп, подсолнух, омела, гиацинт, апельсин, анис, фенхель, финиковая пальма, лилия, лук-порей.

Артемида

Символы: лук и стрелы, растущая луна.

Животные: лань, сокол.

Камни: аметист, лунный камень, жемчуг.

Деревья и травы: ива, жасмин, бук, мирт; реже – бессмертник, маргаритка, фундук, полынь, зверобой, акация, мандрагора, рута.

Афродита

Символы: зеркало.

Животные: голубь, лебедь.

Камни: изумруд, лазурь, жемчуг.

Деревья и травы: роза, лилия, анемона, яблоня, мирт; реже – алоэ, папоротник, вереск, бензой, мирра (смирна), айва, сандаловое дерево, дягиль, груша, астра, бузина, фиалка.

Арес

Символы: копье и меч.

Животные: собака, сип белоголовый.

Камни: оникс, сардоникс.

Деревья и травы: мята, рута, липа, вербена,

Деметра

Символы: серп, полено (головня).

Животные: змея.

Камни: изумруд.

Деревья и травы: колосья, ячмень; реже – ива, кукуруза, гранат, фасоль, мята болотная, мак.

Гермес

Символы: глашатайский рог, крылатые сандалии.

Животные: козел.

Металлы: ртуть.

Деревья и травы: миндальное дерево, ель; реже – анис, финиковая пальма, фундук, гвоздика, корица, шелковица (тутовое дерево).

Аид в пантеоне древнегреческих богов - владыка царства мертвых и подземного мира, божество смерти. Брат Геры, Посейдона иЗевса. Считался самым страшным богом, его имя боялись произносить вслух. Мифология Древней Греции говорит о том, что он владел сказочным богатством. Ездил на колеснице из золота, в которую были запряжены черные кони.

Аполлон – один из самых главных древнегреческих богов. Аполлон был сыном Зевса. В греческой мифологии выступает как врачеватель, бог солнца, света, просвещения, был врачевателем. Символом этого божества выступает лавр. Брат- близнец Артемиды.

Арес – один из олимпийских богов. Арес – бог военного искусства, войны. Изображался в виде война в шлеме. Был красивым молодым любовником. Копье, собаки, факел, грифы – его постоянные символы.

Гермес – покровитель путников, вестник богов. Также этот бог выступает божеством обмана, состязаний и ловкости. Согласно древнегреческой мифологии он украл коров у Аполлона, но был прощен за изобретение лиры, которую в последующем ему подарил. В руке Гермес держал копье и носил шляпу.

Асклепий – ставший богом медицины после того, как Зевс поразил его молнией. Он был смертен и хорошо разбирался во врачевательстве. Умел воскрешать мертвых, сын Аполлона и Корониды.

Гефест в пантеоне древнегреческих богов – бог огня и кузнецов. Выступал как добрый и трудолюбивый юноша. Родился хромым, из-за чего был сброшен со скалы своей матерью – Герой. После чего он был воспитан морскими богинями. После того, как Гефест вернулся в Олимп, сделал щит Ахиллу и Гелиосу колесницу.

Дионис – сын Зевса. Олицетворял собой театральное искусство, покровительствовал виноделию, был богом умирающей и воскрешающейся природы. Мифология приписывает этому божеству путешествие по Востоку и Греции, где обучал людей виноделия, играл с ними на музыкальных инструментах, пили пиво и вино.

Посейдон, согласно греческой мифологии, выступает как владыка морей и океанов. Жил в своем подводном дворце. Его атрибуты – дельфин, кони и трезубец.

Зевс – бог грома, молний и небесное божество. Мифология говорит о том, что он является верховным правителем богов. Атрибуты Зевса – дуб, орел и гром. Читать далее: Зевс - божество спортивных состязаний.

Пан – древнегреческий бог лесов и рощ, покровитель пастухов, рыболовов и охотников. Является сыном Гермеса.

Мифы героев.

Герой · сын или потомок божества и смертного человека.

Любимыми героями греческих мифов были Тезей, Геракл,Одиссей, Ясон, Ахилл и др. Они - потомки богов или полубоги. Герои были сильными, выносливыми, мужественными, сообразительными. Каждый из них олицетворял определенные добродетели, был примером для подражания и поддержан богами,течение жизни совершил множество подвигов, защищая человечество.

Олицетворением доброй безграничной силы был Геракл, сын бессмертного Зевса и смертнойАлкмены. Зевс предсказывал ему стать могущественным царем иобладателем Пелопоннеса. Но жизнь сложилась по-другому. Гера постояннопреследовала героя. Когда Гераклу было 8 месяцев, она подослала к кроватималыша двух змеев, которых он задушил голыми руками. Однажды Гера затмилаему разум и он, восприняв своих детей за страшных чудовищ, убил их.Очнувшись, Геракл ушел в Дельфы к оракулу, который приказал ему 12 летслужить царю Еврисфею. Только тогда боги могли простить его грех. По приказуЭврисфея Геракл совершил 12 подвигов. Во время путешествий мощном героюпомогали Гефест, Гермес, Афина, но главнымпокровителем оставался Зевс.

Еще одним героем был Персей - Сын Зевса и Данаи. Послал царьПолидект на поиски страшного чудовища - горгоны Медузы, которая своим взглядом превращала людей накамень. Нимфы дали Персею крылатые сандалии, шапку-невидимку. Гермес вооружилего ножом, Афина - щитом-зеркалом. С их помощью Персей победил Медузу.Персей выполнил заданиеПолидекта, Но царь не поверилему. Тогда герой показал голову чудовища, иПолидектпревратился в камень. Голову горгоны отдали Афине,которая украсила ею свой боевой щит.

9. Дельфийский оракул

ОРАКУЛ


в греческой религии, ответ божества на вопрос смертного, сообщаемый обыкновенно через жреца или жрицу, а также алтарь или храм, где можно было получить подобный ответ. К числу наиболее знаменитых античных оракулов принадлежали оракулы Аполлона на Делосе и в Дельфах, Асклепия в Эпидавре, Трофония в Беотии, Зевса в Додоне и Зевса Аммона в Верхнем Египте. Самым древним из греческих оракулов был додонский, где жрецы истолковывали ответы бога, вслушиваясь в шелест дубравы. Особенностью дельфийского оракула было то, что в жрицу Аполлона - Пифию вселялось божество, когда она восседала на особом треножнике. Вопрошающему сообщались ее речи в трансе - обычно (хотя и не всегда) в форме гексаметров. В религиозных и нравственных вопросах дельфийский оракул пользовался огромным авторитетом во всей Греции; он играл важную роль и в решении политических проблем. Так нызваемые Сивиллины оракулы были внушены Аполлоном. Согласно одной из легенд, начало им было положено, когда женщина по имени Сивилла, жившая в окрестностях Трои, завоевав расположение Аполлона, получила от него пророческий дар. Пророчиц было несколько, и по мере того, как Сивиллины оракулы приобретали известность, стали признавать существование многих сивилл. Самой знаменитой из них была сивилла Кумская, которая продала пророческие Сивиллины книги царю Тарквинию Гордому. Оракулы (за исключением Сивиллиных книг) в Риме были менее популярны, чем в Греции, однако римляне часто предсказывали будущее по ударам грома, полету птиц и другим знамениям или наблюдая состояние внутренностей жертвенных животных. В эпоху поздней Римской империи римляне пытались узнавать будущее, открывая наугад сочинения Вергилия; эта практика была названа "Вергилиевыми гаданиями".

Общениечеловека с богами происходило в храмах. Сначала храмы не были местом поклонениябогам. Греки считали, что в храме живет то или то божество, а молиться емунадо на площади перед храмом. Народ перед богами представляли жрецы, которыхвыбирали во время народных собраний. Они молились от имени всей общины, осуществлялидругие обряды. В храмах устанавливали скульптуры богов. Жертвенники стояли наплощади перед храмами.

Одним изглавных религиозных центров считался Дельфийский храм Аполлона с оракулом.Когда в греческих государствах происходило какое-то стихийное бедствие, начиналась войнаили Греции угрожала эпидемия, местные жители шли в Дельфы, чтобы услышатьпредсказание оракула и спросить у него совета. Оракул предсказал устами жрицыхрама бога Аполлона - Пифии. В Дельфийскому храме можно было очиститьсяот тяжких грехов. Впоследствии оракул занял важное место в политической жизнигреческого общества. Так, ссоры между отдельными городами-государствами решалисьименно в Дельфах. Кто прав, определял оракул. Кроме Дельф,религиозными центрами Древней Греции были Афины, Олимпия и другие города.

Наши рекомендации