Ведение Предмет и задачи спецкурса
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета
________________ С.Н. Ходин
____________________2011г.
Регистрационный № УД-______/р.
ГЕРАЛЬДИКА БЕЛАРУСИ
Cрок действия учебной программы до мая 2014 г.
2011 г.
Составитель:
М.М. Елинская, доцент кафедры археологии и специальных исторических дисциплин Белорусского государственного университета
Рецензенты:
И.Н.Колобова, доцент кафедры истории Беларуси и музееведения Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат исторических наук.
В.П.Крюк, начальник отдела научного использования документов и информации Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, кандидат исторических наук.
РЕКОМЕНДОВНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
Кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин Белорусского государственного университета
(протокол № 11 от 18 мая 2011г.);
Учебно-методической комиссией исторического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 10 от 27 мая 2011г.);
Ответственый за выпуск : М.М. Елинская
Содержание
1. Пояснительная записка........................................................... | 4-5 |
2. Примерный учебно-методический план............................... | |
3. Содержание учебной дисциплины........................................ | 7-8 |
4. Литература................................................................................ | 9-12 |
Пояснительная записка
В настоящее время интерес к белорусской символике вообще и геральдике – науке о гербах, в частности, чрезвычайно велик. Символика – часть нашей истории, яркий и уникальный элемент идеологии и культуры. Наиболее востребованы и значимы Государственные Герб, Флаг и Гимн, которые являются своеобразным «олицетворением» страны. Наряду с ними активно используется как важный атрибут национального самосознания символика государственных органов и организаций, военная символика, эмблемы и флаги различных общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. Все они составляют официальные геральдические символы и представляют собой систему отличительных условных знаков, принятых к использованию в Республике Беларусь.
В современных условиях символика и геральдика, аккумулируя все лучшее, что было в прошлом, достойно продолжают исторические традиции белорусской геральдики. Существуя около тысячи лет и являясь достаточно консервативным феноменом истории, геральдика, тем не менее, все это время развивалась теоретически и практически. Городская геральдика – явление средневековой Западной Европы, на территории Беларуси со временем приобрела ярко национальный и неповторимый колорит, вобрав в себя все лучшее, что есть в символике других европейских народов.
Начало новому этапу в развитии белорусской геральдики и символики положил Указ Президента Республики Беларусь № 441 от 7 августа 2002 г. «Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь и некоторых мерах по совершенствованию порядка учреждения и государственной регистрации орденов, медалей и официальных геральдических символов».
Официальные геральдические символы составляют Государственный геральдический регистр – информационный ресурс Республики Беларусь. Процесс создания новых видов символики осуществляется на основе действующего законодательства Республики Беларусь, новейших научных достижений с использованием мирового и отечественного опыта, привлечением ученых по специальным историческим дисциплинам.
Изучение курса «Современная геральдика Беларуси» осуществляется в целях повышения уровня исторических иследований, основанных на сфрагистических, генеалогических и других исторических источниках, введение их в научный оборот, осмысление геральдического наследия Беларуси. Геральдический материал является одним из средств в осмыслении исторического прошлого, одним из источник по политической, дипломатической и культурной истории. Современная геральдика и символика позволяет глубже понять процессы смоциального. Политического и культурного характера, происходящие в обществе.
Задачами спецкурса «Современная геральдика Беларуси» является обогащение интеллектуального потенциала студентов путем усвоения практических и теоретическихдостижений отечественной и зарубежной науки в области геральдики. Предполагается, что это будет стимулировтаь изучение исторического геральдического наследия и особенностей и многообразия современной символики и эмблематики как в Беларуси, так и других странах.
Цели спецкурса:
– дать студентам представление о процессе зарождения, формирования, развития геральдической системы на территории Беларуси, начиная с XV в.;
– выделить и охарактеризовать основные этапы и направления в развитии геральдики, обозначить общие и специфические черты геральдики ВКЛ и западноевропейских стран;
– проанализировать деятельность российской Герольдии и ее влияние на формирование геральдики Беларуси в период развития капитализма;
– рассмотреть и выявить основные черты советской эмблематики и символики;
– проследить эволюцию государственных символов Республики Беларусь;
– изучить нормативные правовые документы по официальным геральдическим символам Республики Беларусь;
– познакомиться с основными направлениями деятельности Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь;
– рассмотреть и проанализировать ордена, медали и официальные геральдические символы в Государственном геральдическом регистре Республики Беларусь.
– Научить студентов работать с геральдическими памятниками и включать геральдические материалы в научный оборот.
Курс «Современная геральдика Беларуси»непосредственно связан с другими специальными историческими дисциплинами, такими как нумизматика, сфрагистика, фалеристика, генеалогия. В процессе преподавания курса студенты получают знания по этим дисциплинам, в части, которая связана с геральдикой, а также некоторую информацию по психологии, этнологии, униформологии, социальному этикету.
Изучив курс «Современная геральдика Беларуси», студент должензнать:
- этапы развития и формирования белорусской геральдики;
- современную систему официальных геральдических символов и принципы ее функционирования;
- основные правила геральдики.
уметь:
- правильно составлять гербы и символику других организаций;
- описывать различные виды символики;
- исследовать архивные источники по геральдике и стараться вводить их в научный оборот.
На изучение дисциплины отводится 18 лекционных часов.
Примерный учебно-методический план
№№ п.п. | Название темы, раздела | Аудиторные | Лекции |
1. | Введение. Предмет и задачи спецкурса Общая геральдика. Краткая история возникновения гербов в Западной Европе и ее влияние на формирование геральдики в Великом княжестве Литовском. Первые западноевропейские и польские гербовники | ||
2. | Возникновение шляхетской геральдики в Беларуси и ее развитие в XVI – XVIII вв. Магдебургскуое право и территориальные гербы ВКЛ в XVI – конце XVIII вв. Особенности геральдики Беларуси в составе Российской империи в XVIII – XIX вв. Роль Департамента Герольдии Правительствующего Сената в создании дворянских и городских гербов. | ||
3. | Советская символика иэмблематика (с 1917 г. до конца ХХ в.). Особенности и принципы функционирования. Современная символика государственных органов, организаций, общественных объединений, партий, профсоюзов. | ||
4. | Начало деятельности по воссозданию исторических и созданию новых гербов и флагов городов и городских поселков Республики Беларусь. Гербовый матрикул. | ||
5. | Источники по изучению белорусской геральдики: НИАБ и НИАБ в Гродно, РГИА в Санкт-Петербурге, Архив древних актов в Варашаве (AGAD), архивы Литвы. | ||
Новый этап в развитие белорусской геральдики: образование Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь (2002 г.): цели и принципы работы. | |||
7. | Территориальный герб в дискурсе истории. | ||
8. | Государственный геральдический регистр Республики Беларусь. | ||
9. | Сравнительный анализ белорусской и международной геральдики: общее и особенное. | ||
Всего |
Содержание учебного материала
Ведение Предмет и задачи спецкурса
Геральдика – специальная историческая дисциплина, которая изучает происхождение и развитие гербов, правила их составления и использования, а также общественно-правовое значение гербов и других видов символики.
Задачи спецкурса.
Структура курса. Характеристика главных разделов. Основные формы аудиторной и самостоятельной работы студентов. Завершающие и промежуточные формы контроля.
Общая геральдика. Краткая история возникновения гербов в Западной Европе и ее влияние на формирование геральдики в Великом княжестве Литовском. Первые западноевропейские и польские гербовники.
Истоки геральдики в Западной Европе. Крестовые походы. Рыцарские турниры. Герольды и их функции. Особенности западноевропейской геральдики. Городельская уния 1413 г. и начало распространения польских гербов среди шляхты ВКЛ. Первые гербовники.
3. Возникновение шляхетской геральдики в Беларуси и ее развитие в XVI – XVIII вв. Магдебургскуое право и территориальные гербы ВКЛ в XVI – конце XVIII вв.
Основные этапы развития геральдики на белорусских земляъ в XIV – XVIII вв. Гербовники Б. Папроцкого, А. Бонецкого, К. Несецкого, В. Кояловича и др. Возникновение и развитие частновладельческих гербов в ВКЛ. Магдебургское право. Территориальные гербы – воеводские, поветовые, городские.
4. Особенности геральдики Беларуси в составе Российской империи в XVIII – XIX вв. Роль Департамента Герольдии Правительствующего Сената в создании дворянских и городских гербов.
Создание Герольдмейстерской конторы в 1722 г. Петром I. Деятельность российской герольдии по созданию дворянской геральдики. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Екатерины II. Бархатная книга и ее шесть частей. Реформа городского управления конца XVIII в. и особенности территориальной геральдики России.