Вопрос. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения истории
Методы обучения — это способы организациями учеб. материала и взаимосвязан.деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.Одной из проблем совр. дидактики является проблема классификации методов обучения. Разными авторами в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы положены разные признаки. Существует ряд классификаций. Наиб.ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самост. работа). Распространен. является классификация методов обучения по источнику получения знаний, в соответствии с которой выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С пом. слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящ. и будущ.человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.Рассказ как метод обучения предполагает устное повествовательное изложение содержания учеб. материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Он применяется на всех этапах школьного обучения. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологич. форма изложения.Беседа – диалогич. метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.Дискуссия как метод обучения основана на обмене взглядами по опр. проблеме, причем эти взгляды отражают собствен. мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведен. дискуссия имеет большую обучающ. и восп. ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.Лекция – систематич., монологич. изложение объемного материала преподавателем. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логич. опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Работа с учебником и книгой – важн. метод обучения. Существует ряд приемов самост. работы с печатными источниками, основными из кот. являются: конспектирование, составление плана текста, составление тезисов, цитирование, рецензирование, составление справки Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Практич. методы обучения основаны на практич. деятельности учащихся и формируют практич. умения и навыки. К ним относятся упражнения, лабораторные и практич. работы. Под упражнениями понимают повторное выполнение умствен. или практич. действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные, письмен., графич.. В группу актив. методов обучения входят дидактич. игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения. Дидактич. игра – это коллективная, целенаправлен. учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш («круглый стол»). Сущ. и другие классификации методов обучения. Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных обществом перед современной школой.