Вопрос. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения истории

Ме­тоды обучения — это способы организациями учеб. материала и взаимосвязан.деятельности учителя и учащихся в процессе обу­чения.Одной из проблем совр. дидактики является проблема классификации методов обучения. Разными авторами в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы положены разные признаки. Существует ряд классификаций. Наиб.ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самост. работа). Распространен. является классификация методов обучения по источнику получения знаний, в соответствии с которой выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С пом. слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, на­стоящ. и будущ.человечества. Слово активизирует воображе­ние, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.Рассказ как метод обучения предполагает устное повествовательное изложение содержания учеб. материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Он применяет­ся на всех этапах школьного обучения. Под объяснением следует понимать словесное истол­кование закономерностей, существенных свойств изучаемого объек­та, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологич. форма изложения.Беседа – диалогич. метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопро­сов подводит учеников к пониманию нового материала или проверя­ет усвоение ими уже изученного.Дискуссия как метод обучения основана на обмене взглядами по опр. проблеме, причем эти взгляды отража­ют собствен. мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда уча­щиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятель­ности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновы­вать свою точку зрения. Хорошо проведен. дискуссия имеет боль­шую обучающ. и восп. ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.Лекция – систематич., монологич. изложение объемного материала преподавателем. Используется, как правило, в старших классах и зани­мает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логич. опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Работа с учебником и книгой – важн. метод обучения. Существует ряд приемов самост. работы с печатными источниками, основ­ными из кот. являются: конспектирование, составление плана текста, составление тезисов, цитирование, рецензирование, составление справки Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстратив­ных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. Практич. методы обучения основаны на практич. деятельности учащихся и формируют практич. умения и навыки. К ним относятся упражнения, лабораторные и практич. рабо­ты. Под упражнениями понимают повторное выполнение умствен. или практич. действия с це­лью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные, письмен., графич.. В группу актив. методов обучения входят дидактич. игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения. Дидактич. игра – это кол­лективная, целенаправлен. учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш («круглый стол»). Сущ. и другие классификации методов обучения. Большое количество подходов к данному вопросу объясняется сложностью объекта исследования и серьезностью задач, поставленных общест­вом перед современной школой.

Наши рекомендации