Заключительное слово учителя
Вывод: Толстой, сопоставляя Кутузова и Наполеона, показывает, что Кутузов – народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем – величие, простота, добро и правда.
Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других.
Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П Шерер – та же театральность).
Подведение итогов урока
Домашнее задание
1. Читать 4 том: часть 1 гл. 11-13; часть 2 гл. 12; часть 3 гл. 1,3,5,6, 11; часть 4 гл. 11, 12, 13.
2. Подготовить сообщения: «Образ Платона Каратаева», « Образ Тихона Щербатого» « Петя Ростов в партизанском отряде».
УРОК 8,9
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
ЦЕЛЬ УРОКА: проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т.е. как реализуется в романе «мысль народная»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся
ХОД УРОКА
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Вступительное слово учителя.
На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.
«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:
- в историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;
- в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.
Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.
Беседа
- Почему народ является ведущей силой истории?
В философии истории писатель утверждает, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. (Сцены оставления Москвы, повсеместное противодействие французам, Бородинская битва и победа в войне проистекали из единства интересов русских людей, не желавших быть «слугами Бонапарту»). Дубина народной войны есть грозная сила сплотившегося в борьбе с врагом народа. Солдат с подвязанной щекой и Тихон Щербатый, артиллеристы на батарее Раевского и мужики-ополченцы, купец Ферапонтов, ключница Мавра Кузьминична и др. – все чувствуют и поступают одинаково. В борьбе с «миродерами» они проявляют героизм, переносят любые трудности и лишения во имя жизни и независимости Отечества.
То, что Толстой имеет в виду в романе под понятием народ, есть, скорее, нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Пети и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова и Багратиона, Долохова и Денисова, «молоденького офицерика» и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа Ростопчина. Все они, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Все они включаются в «рой» людей, делающих историю. Основой национального единства является простой народ, и к нему стремится лучшая часть дворянства. Герои Толстого только тогда находят свое счастье, когда не отделяют себя от народа. По близости с народом Толстой оценивает своих положительных героев.
- Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?
Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «…Они все время до конца тверды и спокойны… Они не говорят, но делают» - думает Пьер.
- Какие же качества в народе автор считает лучшими?
Это и способность идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизм, «скрытая теплота патриотизма», умение все делать, неприхотливость, жизнерадостность, миролюбие и ненависть к «миродерам». Все эти качества видим в солдатах, в Тихоне Щербатом, в лакее князя Андрея Петре и других. Однако Толстой считает положительными и другие качества, которые больше всего присущи в романе Платону Каратаеву, именно он в свое время возродил в Пьере веру в справедливость жизни.
- Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?
В Каратаеве, как и в других мужиках, есть положительные качества: простота, спокойствие, умение приспособиться жить в любых обстоятельствах, вера в жизнь, беспокойство о Москве, доброжелательность, он мастер на все руки. Но есть в нем и другое: доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость – отсутствие всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни – покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения – абсолютным отсутствием разума («не своим умом – божьем судом»). Как же оценивать такого человека? Качества его, как положительные, так и отрицательные, присущи русскому крестьянству. Толстой считает Каратаева «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т.4, часть 1, гл. 13). Наивность, стихийность, покорность обстоятельствам есть и в других крестьянах, в том же Тихоне Щербатом, Богучаровцах, но в образах других крестьян главными являются активные начала. Роман в целом показывает «сопротивление злу», борьбу, а в Каратаеве же главное – всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает мерилом жизненности и для Пьера, любимого своего героя.
ВЫВОД: Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.
Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.
Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.
1. Народ – воплощение нравственных идеалов.
2. Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.
3. Движущая сила истории – народ.
4. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.
5. Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.
5. Закрепление в форме фронтального опроса:
1. Как Л.Н.Толстой понимает слово «народ»?
2. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?
3. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?
4. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?
5. Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?
6. Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?
7. Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?
Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание:
- Сообщения «Образ А. Болконского», « Образ П. Безухова»
УРОК 10,11
ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
ЦЕЛЬ: понять, какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей; определить принципы изображения положительных героев; определить основные этапы внутреннего развития князя Болконского
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа с элементами диспута; сообщения учащихся; самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Андрея Болконского»
ХОД УРОКА
Орг. момент