Раздел 2. Основные этапы становления и развития исторического образования и методической мысли в России.
Федеральное агентство по образованию
Новгородский государственный университет
Имени Ярослава Мудрого
Учебно-методическое пособие
По курсу
"Методика преподавания истории"
для студентов,
обучающихся по специальности «История»
Великий Новгород
Оглавление
Введение
Изучение методики преподавания истории является главной составляющей общей подготовки студентов, получающих квалификацию «Преподаватель истории». Развитие индивидуальных задатков, применимых к любой сфере преподавательской деятельности предполагает основательную теоретическую подготовку, понимание особенностей, структурных составляющих процесса обучения.
Это изучение включает в себя лекционный курс и практические занятия по формированию у студентов профессиональных умений, необходимых для успешного освоения сферы преподавательской деятельности. Заключительным этапом является реализация полученных знаний и умений по методике преподавания истории в ходе педагогической практики, на занятиях педагогического практикума, а также сдача зачета (на IV курсе) и государственного экзамена (на V курсе). Объектами изучения являются образовательная, воспитывающая и развивающая функции обучения истории.
Программа ориентирована на цели изучения истории, закрепленные в современных программных документах: воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории, овладение элементарными методами исторического познания, формирование ценностных ориентаций, применение знаний и представлений для в жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Тематическая программа лекций
Раздел 1. Методика преподавания истории как педагогическая наука.
Тема 1. Научно-педагогические основы методики обучения истории. Понятие "методика" в педагогической науке. Предмет и задачи методики преподавания истории в школе. Связь методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования школьного обучения истории. Роль методики преподавания истории в подготовке учителя. Основные факторы процесса обучения истории, их характеристика.
Раздел 2. Основные этапы становления и развития исторического образования и методической мысли в России.
Тема 2. Развитие методики обучения истории в России XVI – начале XX в. Источники исторического знания XVI – первой половины XIX вв. Становление методики в XVIII – начале XX в.: цели обучения истории, основные направления, ведущие методисты (А.Язвинский, М.М.Стасюлевич, Я.Г.Гуревич, А.В.Добрынин, С.Ламовицкий, Н.И.Кареев, Н.А.Рожков, С.В.Фарфоровский, С.П.Сингалевич, В.Я.Уланов, К.В.Сивков и др.), их идеи, способы и средства обучения истории в школе. Дореволюционные учебники по истории (авторы, основные характеристики). Проект реформы образования 1915 – 1916 гг.
Тема 3. Школьное историческое образование в Советской России (1917 – 1980 гг.). Школьное историческое образование: начало преобразований. «Трудовая школа работы» в России 20-х гг. Принципы и структура исторического образования в школе 30-50-х гг. Ведущие советские методисты 30-50-х гг. (Н.В.Андреевская, В.Н.Бернадский, А.И.Стражев, В.Г.Карцов, И.В.Гиттис, А.А.Вагин, П.С.Лейбенгруб, Д.Н.Никифоров, А.З.Редько и др.). Развитие школьного исторического образования в 60-80-х гг.: ведущие методисты (Ф.П.Коровкин, П.В.Гора, Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер и др.), их основные идеи.
Тема 4. Реформирование системы школьного исторического образования в России во второй половине 80-х – 90-е гг. Система школьного исторического образования в постсоветской России: смена парадигм. Цивилизационный, культурологический, антропологический подходы. Современная структура и содержание исторического образования школьников в условиях вариативности образования. Характеристика современных отечественных государственных стандартов по истории (структура и содержание): цели изучения истории, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по истории, требования к уровню подготовки, порядок реализации федерального компонента. Историческое образование в профильных типах школ России. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования в России и за рубежом.
Раздел 3. Цели и содержание обучения истории. Познавательные возможности учащихся.
Тема 5. Цели обучения истории в школе. Цели обучения истории. Функции обучения истории. Различные методологические подходы к обучению истории. Практическое состояние вопроса об определении поурочных целей. Методические требования к целевой установке урока. Способы определения целей урока учителем. Структурно-функциональный анализ учебного материала в современных условиях вариативного образования. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания исторического материала.
Тема 6. Познавательные возможности учащихся при изучении истории. Индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности учащихся. Мотивация обучения истории. Понятие обучаемости. Уровни познавательной самостоятельности школьников. Возрастные особенности в преподавании истории. Индивидуализация и дифференциация в обучении истории. Факторы развития познавательного интереса к истории. Организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.
Тема 7. Содержание школьного исторического образования и основы планирования. Базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Характерные особенности авторских программ и оптимальные особенности их применения. Различные виды формирования исторических тем и учебных проблем. Структура планирования. Принципы организации исторического материала в тематическом блоке. Связи и их виды в обучении истории. Учебно-методический комплекс.
Тема 8. Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения. Современные учебники истории основной школы (5-9 классы). Учебники "нового поколения". Основные структурные компоненты учебника истории. Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом. Функциональная роль учебника истории.