Раздел 2. Основные этапы становления и развития исторического образования и методической мысли в России.

Федеральное агентство по образованию

Новгородский государственный университет

Имени Ярослава Мудрого

Учебно-методическое пособие

По курсу

"Методика преподавания истории"

для студентов,

обучающихся по специальности «История»

Великий Новгород

Оглавление

Раздел 2. Основные этапы становления и развития исторического образования и методической мысли в России. - student2.ru

Введение

Изучение методики преподавания истории является главной составляющей общей подготовки студентов, получающих квалификацию «Преподаватель истории». Развитие индивидуальных задатков, применимых к любой сфере преподавательской деятельности предполагает основательную теоретическую подготовку, понимание особенностей, структурных составляющих процесса обучения.

Это изучение включает в себя лекционный курс и практические занятия по формированию у студентов профессиональных умений, необходимых для успешного освоения сферы преподавательской деятельности. Заключительным этапом является реализация полученных знаний и умений по методике преподавания истории в ходе педагогической практики, на занятиях педагогического практикума, а также сдача зачета (на IV курсе) и государственного экзамена (на V курсе). Объектами изучения являются образовательная, воспитывающая и развивающая функции обучения истории.

Программа ориентирована на цели изучения истории, закрепленные в современных программных документах: воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории, овладение элементарными методами исторического познания, формирование ценностных ориентаций, применение знаний и представлений для в жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Тематическая программа лекций

Раздел 1. Методика преподавания истории как педагогическая наука.

Тема 1. Научно-педагогические основы методики обучения истории. Понятие "методика" в педагогической науке. Предмет и задачи методики преподавания истории в школе. Связь методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования школьного обучения истории. Роль методики преподавания истории в подготовке учителя. Основные факторы процесса обучения истории, их характеристика.

Раздел 2. Основные этапы становления и развития исторического образования и методической мысли в России.

Тема 2. Развитие методики обучения истории в России XVI – начале XX в. Источники исторического знания XVI – первой половины XIX вв. Становление методики в XVIII – начале XX в.: цели обучения истории, основные направления, ведущие методисты (А.Язвинский, М.М.Стасюлевич, Я.Г.Гуревич, А.В.Добрынин, С.Ламовицкий, Н.И.Кареев, Н.А.Рожков, С.В.Фарфоровский, С.П.Сингалевич, В.Я.Уланов, К.В.Сивков и др.), их идеи, способы и средства обучения истории в школе. Дореволюционные учебники по истории (авторы, основные характеристики). Проект реформы образования 1915 – 1916 гг.

Тема 3. Школьное историческое образование в Советской России (1917 – 1980 гг.). Школьное историческое образование: начало преобразований. «Трудовая школа работы» в России 20-х гг. Принципы и структура исторического образования в школе 30-50-х гг. Ведущие советские методисты 30-50-х гг. (Н.В.Андреевская, В.Н.Бернадский, А.И.Стражев, В.Г.Карцов, И.В.Гиттис, А.А.Вагин, П.С.Лейбенгруб, Д.Н.Никифоров, А.З.Редько и др.). Развитие школьного исторического образования в 60-80-х гг.: ведущие методисты (Ф.П.Коровкин, П.В.Гора, Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер и др.), их основные идеи.

Тема 4. Реформирование системы школьного исторического образования в России во второй половине 80-х – 90-е гг. Система школьного исторического образования в постсоветской России: смена парадигм. Цивилизационный, культурологический, антропологический подходы. Современная структура и содержание исторического образования школьников в условиях вариативности образования. Характеристика современных отечественных государственных стандартов по истории (структура и содержание): цели изучения истории, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по истории, требования к уровню подготовки, порядок реализации федерального компонента. Историческое образование в профильных типах школ России. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования в России и за рубежом.

Раздел 3. Цели и содержание обучения истории. Познавательные возможности учащихся.

Тема 5. Цели обучения истории в школе. Цели обучения истории. Функции обучения истории. Различные методологические подходы к обучению истории. Практическое состояние вопроса об определении поурочных целей. Методические требования к целевой установке урока. Способы определения целей урока учителем. Структурно-функциональный анализ учебного материала в современных условиях вариативного образования. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания исторического материала.

Тема 6. Познавательные возможности учащихся при изучении истории. Индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности учащихся. Мотивация обучения истории. Понятие обучаемости. Уровни познавательной самостоятельности школьников. Возрастные особенности в преподавании истории. Индивидуализация и дифференциация в обучении истории. Факторы развития познавательного интереса к истории. Организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.

Тема 7. Содержание школьного исторического образования и основы планирования. Базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Характерные особенности авторских программ и оптимальные особенности их применения. Различные виды формирования исторических тем и учебных проблем. Структура планирования. Принципы организации исторического материала в тематическом блоке. Связи и их виды в обучении истории. Учебно-методический комплекс.

Тема 8. Школьный учебник истории как источник знаний и средство обучения. Современные учебники истории основной школы (5-9 классы). Учебники "нового поколения". Основные структурные компоненты учебника истории. Приемы работы учащихся с текстовым и иллюстративным материалом. Функциональная роль учебника истории.

Наши рекомендации