Поучение Владимира Мономаха
В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно только религиозно-дидактический характер, Поучение Владимира Мономаха содержит конкретно-исторические черты. Оно распространено автобиографической частью и в этом смысле предшествует первой автобиографии древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». В своем Поучении в отличие от церковных поучений Мономах создает идеал государственного и общественного деятеля, борющегося за единство родной земли, врага княжеских междоусобиц.
Житие Сергия Радонежского
Данное произведение относится к жанру ЖИТИЕ, имеет 5 списков, 4 из которых приписывается Пахомию и только 1 принадлежит первому составителю — Епифанию. Он большую часть своей жизни провел в Троице-Сергиевой Лавре. В юности он принял постриг, был талантливейшим писателем своего времени. Он совершил паломничество, познакомился с лучшими образцами южной литературы. Ему принадлежит Житие Сергия Радонежского. Произведение принадлежит к традиции — стиля плетения словес(это торжественное, насыщенное цитатами Священного Писания).
В своем творчестве Епифаний исходил из того принципа, что Житие должно показывать величие его подвигов, отрешенность от обыденного и земного, поэтому житие и наполнено библейскими цитатами.
Житие Сергия Радонежского было написано 1417-18 году. Около 20 лет прошло после смерти преподобного. Житие состоит из 3 частей: вступление, житие и похвала Сергию.
Во вступлении Епифаний рассказывает краткую историю создания своего произведения. Он расспрашивал старцев и на основе этих рассказов делал записки про запас. Он отмечает цель жития: если же будет написано житие, то услышав о нем кто-нибудь последует примеру жизни Сергия и получит пользу. До пострига Сергий имел имя Варфоломей, еще до своего рождения. Изначально он был отличен глаголом, и встретившись со св. старцем Варфоломеем получил дар уразумения Св.Пис. Варфоломей был устремлен к пустынножительству. Путь трудничества начинается к моменту… в возрасте 23 лет Сергий принимает монашество, преодолевая все трудности.
Повесть временных лет.
Христианский взгляд на историю.
Представляет собой форму летописи, которая ориентирована по форме на хроники, однако по содержанию она ориентирован на изображения событий в древней руси в контексте мировой истории. Ее автором составителем явл. монах Киево-Печерского монастыря Нестор 12 век. Однако самой повести предшествовала долгая история. Её источниками являются разнообразные сказания, легенды. Первоначально в 30-40 г 11 века по распоряжению вел. Князя Ярослава мудрого были составлены сказания о первоначальном распространении христианства на Руси. Они включали в себя предания о крещении княгини Ольги, об испытании вер князя Владимира. Эти сказания были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Позже к сказаниям стали присоединятся устно исторические предания, различные рассказы очевидцев, и в 1073 году в Киево-Печерском монастыре была составлена 1 летопись. В 1095 эта летопись была дополнена заимствованиями из различных летописей городов Новгорода. Появился общерусский свод летописей, который излагал полный свод летописей всей Руси. Этот свод лег в основу повести временных лет.
Повесть временных лет начинается с библейских времен, но начинается не с сотворения мира а со всемирного потопа. С разделения земли между 3 сыновьями Ноя: Симом, хамом, и Иафетом. Данное библейское событие связывается с современной летописцу жизнью: повесть временных лет завершается 1097 годом, когда русские князья собираются в городе Любиче для установления мира и говорят друг другу: «да отныне объединимся единым сердцем, да будем блюсти Русскую землю…»
Летописец считал любовь, согласие и мир это то главное что должно царить в мире между людьми и должно стать основой политики. И сам автор сожалеет о том , что этот братский союз нарушается в жизни. Автор точно так же как митр. Илларион не пользуясь ораторской прозой, через изображение событий призывает следовать высшим нравственным заповедям.
При изображении эпизода выбора веры князем Владимиром, Нестор изображает свободный любовный выбор князя, т.е рассматривает его поступок с христианской точки зрения.
Используя жанр предания, автор объясняет особое назначение русской земли, как место благословенного, освященного, просвещённого. Однажды ап Андрей сказал своим ученикам. «видите эти горы, на этих горах воссияет благодать Божия…» события развиваются от поэтических предание автор переходит к деловым договорам к изображениям событий киевского княжества, изображению действий княгинь и князей. Самое разное сочетание тем и событий, служит для Нестора определенной целью, помогает летописцу рассказать об истории Руси, как пути от тьмы к свету, от язычества к христианству. Такой путь изображается с точки зрения уже христианской нравственности, когда и в истории и в поведении людей ощущается борьба двух начал света и тьмы, божественного и дьявольского. Такая позиция отражена в мести княгини Ольги за смерть своего мужа Игоря и в ее преображении в крещении.
Автор подробно описывает историю мести, формы её реализации. Подчёркивается что княгиня язычница, такое описание характеризует её как разумную, повинующуюся кодексу – око за око, зуб за зуб, смерть, за смерть. Этап её крещения осмысляется не только с политической точки зрения сколько с нравственно христианской: воды крещения омывают её языческий грех, преображают её сознание. Как пишет автор повести временых лет: «просветившись же, она радовалась душой и телом. Как истинная христианка, она просит обратиться в христианскую веру, сына своего Святослава, который и не думал прислушиваться к этому. Поэтому княгиня не пытается нарушить свободу выбора сына, считая, что да будет на все воля Божия: «если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И говоря так молилась за сына и людей всякую ночь и день…При крещении константинопольской патриарх отметил, что княгиня будет благословенна в женах русских.
Князь Владимир до крещения – язычник, многоженец. Но при этом происходит очень значимое событие (отказ принести жертву богам). В момент выбора веры князь Владимир руководствуется чувствами отроков бывших на богослужении в православном храме в Греции. В 988 оду происходит крещение.