Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Окружающий мир.

Программа по внеурочной деятельности

«Изучение природы родного края»

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………2 стр.

2. Общая характеристика учебного предмета…………………………3стр.

3. Место учебного предмета в учебном плане……………………...... 3-5стр.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………5стр.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………………5-6стр.

6. Содержание учебного предмета……………………………………7-12стр.

7. Тематическое планирование

· 2 класс……………………………………………………………..13-27стр.

· 3класс…………………………………………………………….28-45стр.

· 4класс……………………………………………………………46-56стр.

8. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса………………………………………….....57-58 стр.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеурочной деятельности 1-4 классы, Москва, «Академкнига/учебник» и,адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речиМОУ «СОШ №33» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера содержательно обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.На каждом занятии в классах для детей с тяжелыми нарушениями речи решаются и коррекционные задачи по расширения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, совершенствования психофизических функций, творческой активности и инициативы.

Цель программы внеурочной деятельности:

– овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

-формирование информационной грамотности обучающихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Задачи программы:

- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края,

- освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями,

- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.

Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края имеет (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения).

3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

II. Общая характеристика учебного предмета

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Программа внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Объект исследования: объекты и явления природы.Результатами исследовательской деятельности являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.

III .Место учебного предмета в учебном плане

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс, 35 ч – 4 класс).

Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

· экскурсии,

· выставки,

· презентации,

· кружковые занятия,

· индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Режим занятий:

· периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 45 минут;

общее количество – 34 часа.

№ п/п Разделы программы      
    2 год 3 год 4 год
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)      
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)      
Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)      
Дикорастущие растения региона      
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)      
Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России Д (Природные объекты): Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)      
Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»      
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период    
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период    
Свойства воздуха  
Свойства воды    
Условия, необходимые для развития растений    
Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)    
Определение прозрачности воды    
Дневник наблюдений за погодой    
Почва и ее состав    
История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)    
Поверхность земли родного края и ее охрана.    
Достопримечательности родного края    
Всего часов:

Наши рекомендации