VIII. Подведение итогов урока
— Сложно ли быть писателем?
— Легко ли вам было сочинять легенду?
Домашнее задание
Найти и принести в класс стихи Р. Сефа. Подготовить выразительное чтение одного стихотворения.
Урок 1 2 7. Р. Сеф «Веселые стихи»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Р. Сефа; учить понимать поступки героев, характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); понимать поступки героев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Р. Сефа; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
|. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение чешского поэта Франтишека Галса.
Мир наоборот
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила,
Мыло в шайке пену мыло,
Шалопаев били стекла,
Пыль пошла — вода промокла,
Тень отбрасывала шест —
Это все
В один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.
Прочитайте жужжащим способом.
Прочитайте с грустной интонацией (еще: сердито, весело, с ускорением, скороговоркой).
Прочитайте выразительно.
III .Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об авторе
2. Р. Сеф «Веселые стихи»
(Читает учитель на с. 186—188 учебника.)
— Понравились ли вам стихи? Что именно понравилось?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Чтение стихотворений. Беседа
— Прочитайте стихи самостоятельно и подумайте: это одно стихотворение или несколько? (Дети читают и отвечают.)
— Вы дали разные ответы. Проверим, кто же прав.
— О ком вы прочитали сначала? (О животных, которые играли на рояле.)
Это первое стихотворение.
— О чем прочитали потом? (О свисте.)
— Найдите и прочитайте третье стихотворение. («Кто любит собак...».)
— Четвертое стихотворение. («Далимартышке...».)
Итак, всего мы прочитали четыре стихотворения.
Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были найти стихи этого поэта. Послушаем, что вы приготовили для выразительного чтения.
(Дети читают стихи выразительно.)
3. Чтение стихотворения «Картинка»
— Я тоже приготовила стихотворение. Оно мне очень понравилось. Послушайте его.
Картинка
Было ровно
На бумаге,
Я нарисовал
Овраги.
Было сухо
На бумаге,
Я нарисовал
Родник.
Зажурчал ручей
В овраге,
Спрятались на дно
Коряги,
И лягушки
На бумаге
Стали квакать
В тот же миг.
Можешь слушать
На опушке,
Как поют
В ручье
Лягушки.
Как резвится
Головастик,
Можешь
Целый день
Смотреть,
А когда
Прохладно станет
И луна в окно заглянет,
Можешь взять
Чернильный ластик:
День — оставить,
Ночь — стереть.
Р. Сеф
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чьи веселые стихи мы с вами читали сегодня?
— А есть ли у вас любимые стихи? Кто их автор?
Домашнее задание
Попробовать сочинить свои веселые стихи. Принести в класс любимый журнал. Приготовить пересказ любого произведения из него или выразительное чтение.
Придумать собственный журнал: о чем он мог бы быть, как бы вы его назвали, что в него включили. Нарисовать обложку своего журнала.
Материал для учителя
«Рифмы недают мне покоя»Роман (Роальд) Семенович Сеф (р. 1931) — поэт, переводчик. Детская поэзия Р. Сефа отличается современностью тем, пластичностью образов, и проработанностью форм, она сочетает в себе строгую дидактику и чистую радость, разумность и фантазию, в ней широко используются возможности метафорической речи. Вот как поэт пишет о себе: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто.
Это было в 1931 году, вот тогда я и появился на свет на Пироговской улице Хамовнического района города Москвы.
Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда еще не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало. А когда исполнилось целых четыре года, во мне появилось главное для поэта свойство — я научился грустить. Когда я слышал романс Гурилева "Однозвучно гремит колокольчик", я плакал горько и безнадежно, и мне казалось, что я, одинокий-одинокий, погоняю лошадей в заснеженном поле. И как-то так случилось, что стали сами собой ко мне приходить рифмы, они не давали мне покоя, и однажды, во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал, что есть мочи: "Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!" Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: "Береза ждет мороза!" — "А зачем береза ждет мороза?" — спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна.
На этот вопрос я ответить не смог.
Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.
А еще мне всегда очень хотелось летать. Но не на самолете, не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озера и пашни и улыбаться... Ведь это такое счастье — махать руками, плыть в небе и улыбаться.
Я убегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками.
Потом еще и еще раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо.
Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удается, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землей, и меня несло в поднебесье мое собственное стихотворение.
С тех пор я иногда летаю.
Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня.
Но главное не в этом. Главное — это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слезы, когда слышу: "Однозвучно гремит колокольчик..."».
Урок 128. Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений
Цели: обобщить знания детей по разделу; расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при из учении раздела знания учащихся; учить действовать сообща.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвеча на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоя тельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: выставка детских журналов, портреты писателей; карточки с заданиями, КИМы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему
(Учитель читает или рассказывает анекдот.) Жарко. Крестьянина, едущего по грязной, пыльной дороге, совсем разморило.
— Не помню такого жаркого лета, - бормочет он.
— И я тоже, — замечает лошадь.
— Что?! Что такое?! — вскрикнул крестьянин. — Первый раз слышу, чтобы лошадь говорила!
— И я тоже, — сказала телега.
— Вижу, что вам понравился анекдот. А прочитала я его в «Классном журнале» № 10 за 2004 г. Знает ли кто-нибудь о таком?
(Если дети не слышали о таком журнале, то учитель показы-иает его и рассказывает о нем.)
— Мне понравилась в нем рубрика «Детектив-клуб». Хочу вас с ней ознакомить. В ней дается какая-нибудь история, а затем вопрос. Надо хорошо поразмыслить и ответить на него.
(Учитель читает текст.)
Тайна одного подарка
Афанасий Потапович Львов, в прошлом бравый гусар N-ского полка, и ныне просто любящий дед, ждал внуков, сидя в своем кабинете, и прислушивался к капели за окном. Не то чтобы весна уже наступила, более того, еще вчера на улицу невозможно было выйти из-за сильного мороза, но сегодня с крыши подтекало.
- Мы пришли! — радостно возвестили внуки, гурьбой влетая в кабинет.
С трудом разместившись на узком диванчике, они приготовились слушать очередную порцию рассказов из насыщенной детективными сюжетами жизни деда.
- Что ты нам сегодня расскажешь? — спросил Денис, упираясь подбородком в лакированную поверхность стола, стоявшего рядом с диваном.
- Пришла мне тут на память одна история... Помнится, было это году 18... Я тогда служил под началом князя К., а полк наш квартировал в городе Т. Именно там мы с корнетом М. сдружились особенно крепко.
Постоянно пропадали то на балах, то на званых приемах, а то устроим выход на природу, организовав или рыбалку, или охоту. Именно на почве пристрастия к охоте и рыбалке мы и сдружились. Мы бы проподали в лесу сутками, но у корнета М. была аллергия на пыльцу. <...>
Но я опять отвлекся... У нас уже не было друг от друга секретов. А поскольку мы ничего друг от друга не скрывали, я узнал, что мой друг влюблён в дочь господина Т., мадемуазель Мари Т., какую-то дальнюю родственницу моей матушки. Что это была за девушка! Более очаровательное существо трудно себе представить. Мало того, что она обладала просто ангельской внешностью — аккуратное личико сердечком с остреньким подбородком, большие голубые глаза и вьющиеся белокурые локоны, так и характер у нее был под стать ее облику.
Сама мадемуазель Т. была сестрой милосердия в больнице, и все лежащие там просто души в ней не чаяли. А бедные были готовы просто жизнь за нее отдать. Дело в том, что Мари организовала в городе благотворительную организацию для помощи малоимущим и неимущим.
И естественно, что все мужское население города тоже было влюблено в этого ангела! И вот мой друг тоже не стал исключением. Но его проблема была в том, что он был крайне застенчивым молодым человеком, а для того чтобы выделиться из толпы обожателей Мари, было необходимо совершить какой-нибудь героический поступок. Нет, корнет мог бы его совершить, но признаться в том, что именно он его совершил, он уже не смог бы.
А мужчины на что только не шли ради улыбки прекрасной мадемуазель Т.! <...>
В общем, корнет М. бледнел, худел и только вздыхал... А я даже не представлял, как ему помочь... Ведь не мог же я, в самом деле, объясниться перед Мари вместо него?
И вот как-то получаем мы приглашение на бал от господина Т. Естественно, мы приводим в порядок свою форму, я велю седлать лошадей, и тут корнет М. передумывает ехать. Просто ни в какую. «Не поеду, — говорит, — и все тут!» Я пытаюсь его уговорить, уверяя, что на балу может представиться возможность поговорить с Мари, и кто знает, может, повезет...
В общем, получилось так, что я уехал вперед, а он должен был подъехать позже. Приехать-то он приехал, но тут же собрался уезжать. «Не могу, — говорит, — я в таком виде предстать перед Мари — нос распух, глаза красные»,— и так далее. И никак я не могу его уговорить остаться.
А Мари была необыкновенно прелестна в этот день. Ее одаривали сладостями, книгами и всевозможными безделушками. А один из ее поклонников, который имел связи в ботаническом саду, принес для девушки пару бабочек в большом круглом аквариуме, а ведь на улице была зима! Явно они до этого жили в тепле...
Неожиданно Мари подошла ко мне за советом. Оказывается, не-« известный поклонник принес ей цветы, ее любимые ландыши, но она не знает кто. Букет был передан через прислугу, а никакой записки там не было... А ей было так приятно получить — зимой! — букетик ландышей. Но от кого? Поразмыслив, я понял, кто оказался дарителем.
- Кто подарил мадемуазель Т. цветы? (Цветы подарил корнет М. В тексте есть оговорка, что у него аллергия на цветочную пыльцу, а на приеме у него началась аллергия —распух нос и покраснели глаза.)