Жанр оды в творчестве Ломоносова и Державина

16. Художественное своеобразие повести Карамзина «Бедная Лиза»

Карамзин – отец русского сентиментализма. Он первый обратился к человеческой душе после века, духовная атмосфера которого была полна догм, правил, интересов общества. Но ведь культурный прогресс и нравственное совершенство всегда состоят в росте терпимости к другим людям, и с этим связано стремление Карамзина изобразить в «Бедной Лизе» заблуждающихся героев. Писателю до такой степени точно удалось передать переживания современной ему юной девушки, страстно полюбившей и столь жестоко покинутой, что по стране прокатилась волна самоубийств – не одна девица того времени увидела себя в главной героине повести и решила последовать ее примеру… В «Бедной Лизе» Карамзин изображает «заблуждающихся» героев, среди них нет резко отрицательных. Эраст воплощает собой сложность и противоречивость человеческой натуры вкупе с субъективными личностными качествами. Его невозможно однозначно осудить, ведь юноша – всего лишь жертва обстоятельств и собственной слабости. Он проявляет малодушие, но в душе его нет неискоренимого порока. Для Карамзина вообще любовь – не порок и не слабость. Писатель приводит в своих произведениях различные типы характеров, никого не осуждая и не вознося. Он одинаково сочувствует и Эрасту, и Лизе. Лиза отличается добротой, смирением – об этом красноречиво говорит ее отношение к больной матери, к Эрасту (даже после разрыва). Она прекрасна своей невольной грешностью и обыкновенностью, ее слабость привлекает. Она тонко чувствует природу, девушка прелестна в своей безыскусственности. Девиз Карамзинских героев: «Я слаб, но я – человек». Счастье человека – в простоте, что наглядно показывает история любви Эраста и Лизы. Их отношения закончились драмой из-за обстоятельств, в которых их поставило общество – ведь неравные браки осуждались. Карамзин же в своем творчестве провозглашал право человека на естественное счастье, ценность духовного мира и «нежной дружбы» двух сердец.

Художественное своеобразие

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Однако, несмотря на кажущееся правдоподобие, мир, изображённый в повести, идилличен: крестьянка Лиза и её мать обладают утончённостью чувств и восприятия, их речь грамотна, литературна и ничем не отличается от речи дворянина Эраста. Жизнь бедных поселян напоминает пастораль:.

Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»[1]. Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

Повесть отличает и «гладкий» язык: Карамзин отказался от старославянизмов, высокопарности, что сделало произведение лёгким для чтения.

17. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева: проблематика, композиция, герои.

Жанр путешествия давал автору возможность показать российскую действительность как бы со стороны, глазами путешественника.

Книга состояла из глав, названных по наименованиям почтовых станций между Москвой и Петербургом. Книга посвящена другу юности А.Кутузову. Книга обличает одних и сочувствует другим. Любовь к родине, ненависть к крепостничеству, небывало острый показ тяжелого положения народа сделали эту книгу непохожей на другие и опасной для правительства.

В главе «Любань» путешественник рассказывает о крестьянине, пашущем попеременно на двух лошадях, чтобы давать им отдых. А вот самому ему отдыхать некогда: надо отработать барщину, а в воскресенье работать на себя, чтобы кормить семью. !»Мы не господа чтобы и нам гулять», - говорит крестьянин. Путешественник видит и тяжесть, и не продуктивность такого труда и возмущен тем, насколько крестьянин бесправен.

В главе «Медное» автор рассказывает страшную историю о том, как молодой боярин продает своего бывшего дядьку, который ходил за ним и однажды «спас от утопленья, бросаясь за ними в реку» Продает и бывшую свою кормилицу, и их дочь, обесчещенную им..И это «срамное зрелище» никого не трогает! Оно обычно.

В главе «Чудово» рассказывается о бессердечном начальнике, не пожелавшем сделать что-либо для спасения тонущих в море людей, ибо ему это «в должности не предписано».

Повсюду встречает путешественник несправедливость. В главе «спасская по`лесть» он говорит о купце, получившем орден за то, что привозил высокому начальству устриц. За это и был пожалован начальством – за усердие. В этой же главе, одной из центральных в книге, рассказывается о лести придворных, готовых за одну улыбку царя восхвалять его как «великого государя» Радищев с гневом пишет о «подлом раболепии» чему не раз был свидетелем сам. Сон путешественника, в котором он видит вдруг прозревшего и ужаснувшегося царя, - это всего лишь сон, автор не верит в это, споря с теми, кто еще ждет милостей от «доброго»государя.

В другой главе Радищев показывает, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян: когда за жестокое издевательство крестьяне убивают помещика и его сыновей, вдова помещика их защищает, лишь бы не лишиться даровой рабочей силы!

Радищев пишет:» Страшись, помещик жесткосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение» «Свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения» В этих словах – вера в неизбежность борьбы народа против бесправия. Радищев настаивает на расплате за зло(крепостное право)

18. Идейно-художественное своеобразие повести Крылова «Каиб». Черты сентиментализма.

Главный герой повести - правитель Каиб. События происходят в одной из восточных стран. Об этом свидетельствуют и сераль, евнухи, и государственный совет, носящий название «диван», и многие другие черты «местного» колорита. Но природа деспотизма во всех странах одинакова, что дает возможность автору, под видом безымянного «восточного» государства, изображать деспотический строй в России. Главным средством, поддерживающим деспотические порядки, служит страх. И поэтому Каиб, вынося на диван то или иное предложение, обычно добавлял: «...кто имеет на сие возражение, тот может свободно его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пятам, а после мы рассмотрим его голос». Желающих не находилось.

Деспоты не любят правды, боятся споров, возражений и поэтому окружают себя льстецами, трусами и глупцами. «Каиб был расчетлив,- указывает Крылов,- обыкновенно одного мудреца он сажал между десяти дураков; умных людей он сравнивал со свечами, которых умеренное число производит приятный свет, а слишком большое может причинить пожар». В диване Каиба почетное место занимают хитрые и глупые вельможи с колоритными именами Дурсан, Ослошид и Грабилей.

В пространных и льстивых речах, обращенных к Каибу, Крылов тонко пародирует стиль похвальных слов. Вслед за одой и похвальными словами он высмеивает идиллии, авторы которых изображали жизнь крестьян в самых радужных красках. Читая их, Каиб часто завидовал безмятежной участи пастушков и пастушек. Но когда он повстречался с истинным, а не книжным пастухом и увидел перед собой грязное, голодное, одетое в лохмотья существо, то дал себе слово никогда не судить о судьбе подданных по произведениям стихотворцев.

Важное место отведено в повести изображению бесправия народа. Когда Каиб решил на время оставить столицу, он, опасаясь народных волнений, которые могло вызвать его отсутствие, обратился за советом к вельможам. Речи Дурсона, Ослошида и Грабилея исполнены глубокого пренебрежения к народу. Так, Ослошид советует Каибу на виду у всех выехать из города и при этом сказать, что остается в столице. Он уверен, что никто не усомнится в правоте этого объявления, поскольку подданные должны верить словам государя больше, нежели своим собственным глазам.

Демократические симпатии Крылова сказались и в его враждебном отношении к дворянскому сентиментализму. Он высмеивал приукрашивание жизни и чувствительность сентименталистов, подменявших правдивое изображение пасторальной идиллией. В повести «Каиб» Крылов иронизирует над калифом, который отправился познакомиться с «сельскими жителями». Думая увидеть «блаженную жизнь» крестьян, о которой он читал в идиллиях и эклогах, Каиб вместо того встретил «запачканное творение, загорелое от солнца, заметанное грязью». Пастух не только не играл на свирели, но, голодный, размачивал черствую корку, а его жена ушла в город продавать последнюю курицу.

19. Жанровое своеобразие пьесы Фонвизина «Недоросль». Черты классицизма и сентиментализма в ней.

Комедия «Недоросль» содержит в сбе черты классицизма и ростки будщего реализма. Классицизм: деление героев на положительных и отрицательных, говорящие имена, соблюдение правил трех единств (единство места, времени и действия), наличие единой сюжетной линии, не осложненный побочными сюжетными линиями, отвлекающими внимание, зрителей и читателей.
Пьеса: соц-полит комедия без любовной интриги, любовная интрига сознательно выводится на переферию сцен действия. Любовные притязания Митрофанушки и Скотинина лишены всякого смысла, так как они Софью не любят: один хочет завести свиней на её наследство, а второй просто не хочется учиться.

Что касается Милона, то его отношение с Софьей определены еще до начала сцен действия.

Герои положительно-идеальные как полагается в классицизме. Речь положительных героев литературная.

Реалистическое новаторство связано с отрицательными персонажами. Они ближе к быту, к реальности. Так, например, об образе Простаковой можно сказать, что это попытка содать многоплановым образ. Простакова может властной, но так же она жестокая помещица и любящая мать, которая на всё готова ради своего сына. И эта многоплановость образа проявляется в речи героини. Она может говорить и на языке, приближающемся к книжному. Так она разговаривает с Софьей, когда ей нужно узнать, что за письмо у неё в руках. А может использовать разговорную речь и даже грубое просторечие.

20. Проблематика пьесы Фонвизина «Недоросль». Система персонажей

Начинается активный интерес к общественной проблематике. Главные герои – дворяне

Проблемы:

· Проблема недоросли, заявлена в названии. С произведением Фонвизина слово приобретает негативный оттенок. Проблема воспитания

· Тема дворянства

Общество разделено на 2 лагеря: Простакова, Простаков, Скотинин с одной стороны, Стародум и Правдин с другой.

Как такового сюжета нет (специфика Фонвизина). Перед нами быт обычной семьи

Тема воспитания:

Фонвизин критикует Митрофанушку как продукт плохого воспитания. Рядом с ним всегда фигурирует его мать. Простаков – безвольный тюфяк без собственного мнения.

Митрофан – грубое, неотёсанное существо, довольно жестокое. Это проявляется через плохое отношение к няне Еремеевне, второй матери. В ответ на заботу она получает лишь тычки и грубые фразы. Грубая, бранная лексика, чтобы показать, каким языком говорит дворянство в этой семье.

Митрофан – единственный персонаж, который показан через бытовые сценки. Как сатирик, автор использует говорящие фамилии.

Мечта митрофана – жениться на Софье. Эта мысль вложена матерью. «не хочу учиться, хочу жениться!»

Гиперопера митрофана со стороны матери. При появлении Правдина и Стародума Простакова теряет контроль над окружающими. За жестокость она расплачивается презрением со стороны ребёнка и потерей имущества. Скотинин и простакова – дублёры друг друга.

Фонвизин показал взаимоотношения не только одной семьи, но и общую тенденцию в процессе образования того времени. Проблема: упадок образования и интереса к нему.

Правдин и Софья – герои аморфные, не участвуют в сюжете, мало о чём говорят.

Стародум появляется только в середине действия. Герой – резонёр, выражает авторскую мысль. Идейный центр произведения. Появляется ни от куда. Считался мёртвым. Его появление озадачивает госпожу простакову. Ведёт умные разговоры о правилах бытия. Любит разговаривать притчами. Перед Стародумом распахивается жизнь во всём её неприглядном виде. Стародум – урок госпоже простаковой. В уста Стародума автор вкладывает свою семейную концепцию

Представлено 2 типа дворянства:

Наши рекомендации