Кто основал курганы и селища.
Каждый, кто бродил по Подмосковью, встречал на своем пути группы невысоких холмиков. Иногда они прячутся глубоко в лесной чаще и густо заросли кустами и деревьями, иногда возвышаются посреди распаханного поля. Но в любом случае, они находятся недалеко от какой-либо реки, ручья или высохшего оврага. Правильная форма холмов (археологи называют их курганами) говорит о том, что они насыпаны рукой человека.
Кем же и для чего они насыпаны? Чтобы ответить на этот вопрос, археологам пришлось раскопать множество курганов. Оказалось, что это, древнеславянские могильники.
Самый древний курган Подмосковья был раскопан недалеко от Москвы, у села Беседы. Это был большой холм высотой более 4-х метров. Курган в Беседах относят к сооружениям 6 века нашей эры. Эти курганы принадлежат к захоронениям древних славян – вятичей, проживающих в верхнем и среднем течении Оки. Исследователи считают, что само название «вятичи» происходит от древнего имени всех славян – «венто», «венеды».
Вятичи жили уже не замкнутыми родовыми коллективами, как жители дьяковских городищ. В их селах могли жить члены различных родов, образующих соседскую общину, которую называли в древней Руси «вервь» или «мир». Об этом свидетельствуют курганные группы – кладбища целых сел. Об этих древних жителях Московского края удалось бы узнать гораздо больше, если бы раскопать места их поселений – «селища». Но селища разыскать очень трудно. Ведь они не имели укреплений – глубоких рвов и высоких валов. На месте древнего села остался только культурный слой, который можно обнаружить случайно. Иногда он в виде темной полосы выделяется в обрыве берега, иногда трактор вспахивает из земли древние черепки, по которым можно определить, что на этом месте было когда-то поселение.
Следы славянского селища были обнаружены у берега Яузы на территории села Тайнинское ( современный Мытищинский район). Многие селища, находившиеся на территории Москвы, разрушены городскими постройками, а в Подмосковье заняты населенными пунктами.
Курганов 12-13 вв. под Москвой множество. Это очень ценные археологические памятники, так по вещам, которые в них находят, можно восстановить многие стороны жизни наших предков.
☼ Время идет рядом, но его не видно. Прошлое и будущее таинственно. Давайте ребята, попробуем с помощью «фантастической машины времени» и книги В.Г.Костомарова « Жизнь языка. От вятичей до московичей» перенестись назад в глубь веков и приоткрыть тайну прошлого. Вперед, т.е. вниз по лестнице времени незримо проследуем за пра-пра-пра-прадедом.
Раз, два, три…
И вот, представим, мы на берегу причудливо петляющей Москвы-реки на том месте, где сейчас стоит Боровицкая башня Кремля. Из густого бора на берег к нам вышел пращур – высокий крепкий человек. Назовем его Крепыш (или Вервь). Был он в льняной просторной рубахе до колен с длинными рукавами, прихваченными, чтобы не сползли, браслетами, и в штанах, подтянутых широким поясом и заправленных в онучи . Ноги обуты в лыковые лапти, укрепленные кожаными ремешками. К ноге приторочены ( прикреплены) огниво и железный нож. (Слово нож , видимо, происходит от нога, ножное, так как носили лезвие у ноги, за обмотками).
Взойдя на холм, он увидел перед собой в синей дымке бескрайние лесные просторы. Нигде не заметно было следов присутствия человека. Прикинул Крепыш, сколько тут зверья, рыб, урожайная ли почва.? Хватит ли для пропитания? Почву сразу определил, бедновата. Но зверья разного, грибов, ягод, орехов – видимо-невидимо. Чистая речка рыбой кишит – только не ленись – лови! Водную гладь морщила игра щук, сомов, лещей, осетров, стерлядей. С крутизны были видны луга, поросшие сочной ярко-зеленой травой. Роились пчелы, не тронутые топором дубравы полнились дичью: зубр, тур, кабан, медведь, рысь, белка, горностай.
Крепыш смотрел на природу практично, а природа не ведала тогда, что есть экологическое загрязнение. Подумать только – в Москве-реке водилась стерлядь, добывался речной скатный жемчуг! Очарованный красотой пришелец Крепыш произнес вслух: «Дивно! Лепота! В этом краю привольно дышать и есть к чему приложить труд». И решил осесть здесь со своим семейством. Шли ведь степями и лесами, шли в мороз – ждали, где постоянно осесть. За Крепышом показались родичи. Все светловолосы, сильны, закалены лишениями, солнцем и холодом, любопытны и предприимчивы. Мирные и вольнолюбивые, они устали менять места обитания и мечтали о постоянном поселении. Они умели выращивать пшеницу и просо, держать скот, добывать мед, охотиться. Они осели в этих местах. Скот охотно поедал здешнюю траву, и молока и мяса было в достатке. Земледелие давало хороший урожай. Не завоеватели, а работники, уставшие от странствий и соскучившиеся по труду, они возделывали и обиходили ( ухаживали) землю заботой и любовью. Поэтому и стала она им родной, дороже самой жизни, землей предков. Здесь не было ни тропического изобилия, как в долине Нила, ни благодатного бесконечного лета, как в Междуречье Тигра и Евфрата, ни ласковых муссонов, ни оливковых рощ как в Средиземноморье. Что выжег, выкорчевал, отнял у леса и болота, сберег свирепой зимой – тем и владей. Единственно, чем щедро одаривал край, кроме красоты и нетронутости, так это обширностью, простором, покоем – ни тебе извержений вулканов, ни ураганов, ни землетрясений. Пришедшие в этот край вятичи вскоре узнали, что неподалеку, на правом берегу реки Москвы, не доходя реки Сетуни, уже живут люди.
Крепыш, глава рода, с удовлетворением обнаружил, что местные боятся пришельцев не меньше, чем те их. Сразу решили новоселы рода Крепыша, на общем сходе, с соседями дружить: земли много, будем жить в ладу и согласии, не на зло врагу, а на радость другу.
Отгородив, по обычаю, воткнутыми в землю стрелами жертвенное место, зарубили петуха, спросили покровительства у богов: Перуна (бога огня), Дождь Бога, Волоса ( особо чтимого скотьего бога), поклонились силам природы, земле, рекам и отправились в поселение соседей, укрепленные рвом и валом.
(Вы, ребята, наверное догадались, кто жил за этими рвами и валом? Правильно, это было селение дьяковцев. Помните, дьяковское городище?!).
Родичи Крепыша обнаружили, что чужаки говорят совершенно непонятно, но живут и думают похоже. Удивило, что коней они держат только для молока и мяса, зато покорило их искусство резать кости. Воевать соседи тоже не хотели, принесли подарки, особенно им понравились гладкие глиняные горшки, которые были удобнее и красивее тех, что умели лепить сами. В знак мира в свою очередь одарили гостей изделиями из кости и рога. Так началась дружба. Возможно, что родичи Крепыша от живших здесь соседей узнали, что река называется Москвой. От финно-угорских слов (именно из таких племен были соседи вятичей) «Моска» - черный, коровий, и «ава» - вода, то есть Москва – Черная вода или Коровья лужа. И это понятно: вокруг были болота, топи.
Для пришельцев-славян эта расшифровка была достаточно понятной, ведь праславянский корень «моск» означал мокрый, «москы» - болотистая местность.
Продолжая свое путешествие во времени, мы сможем увидеть, как семьи Крепыша и дьяковцев настолько сдружились, что могли породниться. Первые свадьбы сроднили оба племени. Молодые помянули предков, поклонились богине любви и брака Ладе, у воды клялись в верности друг другу и преданности родителям. Долго длилось игрище с песнями и плясками. Новые родственники (вятичи) раскрыли перед сурово-медлительными угро-финнами широту – размах своей души и расчет. Расчет на спокойную, благополучную жизнь своих потомков. Так началось складывание нового племени – московичей, со временем и язык у всех жителей края стал один. Отдав много из своего, соседи перешли на русскую речь, сроднились с ней. Много помог этому веселый нрав Крепыша и его потомков, и более высокий культурный уровень славянского рода.
Язык вятичей пришелся по душе соседям. Слитый, звучный, он стал источником познания мира. Хотя и сейчас в русском языке встречаются топонимы финских названий. Например, финское «ва» - вода, встречается в названиях рек Московского края, например, Протва, финское joki – река – в обрусевшем названии Ока.
Так пришельцы (вятичи) слились с соседями (угро-финские племена), завещав потомкам чтить достойного Крепыша общим прародителем. Когда он глубоким старцем умер, оплакивали его все вместе, не пожалели утвари для могильника, где после сожжения тела на костре погребли в глиняной урне его кости. Где-то на берегу Москвы-реки стоял тысячу лет этот курган, пока археологи не раскопали . и мы не смогли узнать эту историю.
§2 Вятичи и кривичи.
Славяне, вам светлая слава
За то, что вы сердцем открыты
Веселым младенчеством нрава
С природой весеннею слиты
К. Бальмонт
О чем еще могут рассказать подмосковные курганы? Археологические раскопки курганов на берегу Чертановского ручья ( современный район Москвы), на правом берегу речки Раменки, реки Яуза и других помогают восстановить историческое прошлое Московского края. По найденным в курганах материалам – костным останкам и элементам костюма ученые пытаются восстановить внешний облик древних обитателей Подмосковья. По скелетам и сохранившимся в погребениях остаткам волос определили, что это были крепкие люди среднего или даже высокого роста с русыми волосами. А работы ученого М.М. Герасимова, установившего закономерную связь между строением черепа и мелкими тканями лица, позволили получить даже скульптурные портреты наших предков. Чтобы лучше представить облик этих людей, ученые реконструировали и их одежду. Это делали по имеющимся в летописях рисункам, по остаткам тканей и обуви, по украшениям, которые находили археологи. Украшения, найденные в курганах на берегу Чертановского ручья, рассказывали о многом: форма подвесок в головном уборе женщин очень характерна для вятических племен. Они представляют собой плоскую полукруглую пластину, от которой вверх отходит дужка для прикрепления к головному убору или волосам, вниз – семь расширяющихся лопастей.
Тяжелый металлический обруч, сделанный из скрученных в жгут бронзовых посеребренных проволочек (так называемая гривна), и ожерелье украшали шею. Бусы каменные, очень яркие и красивые. Одни из них круглые, сделаны из белого горного хрусталя, другие – продолговатые, граненые – из красного сердолика.
О прическе сказать что-либо определенное трудно, так как волосы почти не сохраняются. Вероятнее всего, волосы носили распущенными или собирали сзади в пучок, как удалось однажды установить по сохранившимся остаткам прически. Обязательным дополнением головного убора были привески с семью лопастями, вплетавшиеся в волосы на висках. Гораздо реже носили серьги.
Платье шили из льняных, реже – шерстяных тканей, иногда окрашенных в красный цвет. Женщины одевались в длинные просторные подпоясанные рубахи. Рукава очень длинные – концы их спускаются ниже кистей рук. Чтобы рукава не сползали, сверху их прихватывали браслетами (отсюда отпечаток ткани на внутренней стороне браслета в Матвеевском кургане). У ворота, вероятно был разрез, застегивающийся на пуговицу. Пуговицы могли быть деревянными, и в этом случае они не сохраняются, но иногда в качестве пуговиц служили бусины или бронзовые бубенчики. Возможно, что рубахи вокруг ворота украшали вышивкой. В ней должны были сочетаться красные и белые бусы в ожерельях. Носили вятические женщины и металлическими украшениями . Металл был светлый, почти белый (серебро) или же красноватый (бронза). Так что общий вид костюма был весьма живописен.
Все описанные выше особенности украшений женщин относятся только к населению ближайших окрестностей Москвы и районов к югу от нее. В курганах, находящихся немного дальше к северу, например на левом берегу Клязьмы , находят украшения несколько иные, а значит и весь наряд у здешних женщин – был совсем другой. Нет привычного сочетания красных и белых каменных бус; ожерелья нанизаны из одинаковых стеклянных бусин, похожих на маленькие позолоченные или посеребренные бочонки. Такие же точно украшения находят в курганах под Смоленском, а возле Новгорода опять новый вид височных привесок – большие проволочные кольца с тремя или пятью ромбовидными расширениями.
По материалам раскопок курганов удалось наметить границы между различными славянскими племенами гораздо точнее, чем это делает летописец. Было известно, например, что к северу и западу от Москвы жили кривичи. «…Кривичи… седять на верх Волги на верх Двины и на верх Днепра их же град есть Смоленск», – писал летописец. Но где проходила граница между кривичами и вятичами, на территории которых находится Москва, точно не знали. Теперь, когда мы знаем, что кривические женщины носили височные подвески, похожие на браслеты, ученые проводят эту границу. С запада на восток она идет параллельно течению Москвы-реки до впадения в нее Истры, затем поворачивает к северо-западу и идет по водоразделу рек Истры и Клязьмы . В районе Поваровки граница поворачивает на северо-восток, а затем, обогнув верховья Клязьмы, круто на юго-восток и идет по водоразделу Клязьмы и Учи. Вятичи и их северные соседи кривичи сыграли в истории Руси особую роль. Их потомки образовали впоследствии ядро великорусской народности.
Крестьяне и ремесленники.
Найденные в курганах остатки пищи говорят о том, что основным занятием подмосковных вятичей было: земледелие, скотоводство, охота и рыболовство лишь дополняли его. В горшках, поставленных в могилы, находят остатки каши, яичную скорлупу, в насыпях курганов попадаются кости съеденных животных. Обычно это кости домашних птиц – куры. Гораздо реже встречаются кости лошади и диких животных и птиц – зайца и тетерева.
Обработка поля в лесной полосе была поначалу чрезвычайно трудоемким занятием. Приходилось вырубать участки леса, выкорчевывать пни, сжигать кустарники и травы. Очищенное пространство взрыхляли мотыгой. Такая работа была под силу лишь значительному коллективу людей, поэтому обработка земли велась сообща.
В 11-12 вв. уже нигде на Руси не было обычая погребать знатных людей под курганами. Их хоронили по православному церковному обряду. Поэтому в земле вятичей и не находят роскошных погребений князей и бояр. Однако письменные источники позволяют установить, что свои князья и бояре у вятичей были. Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» среди подвигов, которые он совершил в течение жизни, упоминает и два похода в землю вятичей .
Социальное расслоение у вятичей шло не только по линии выделения землевладельческой знати. Часть крестьян-земледельцев превратилась в ремесленников различных специальностей. Они продолжали жить в селах, но (частично или совсем) перестали заниматься сельским хозяйством и добывали средства к существованию продажей своих изделий. К таким ремесленникам в первую очередь относятся гончары.
Процесс развития гончарного дела и выделение его в особое ремесло очень хорошо проследить по изделиям, которые находят в курганах. Горшки из самых ранних курганов слеплены от руки, имеют неправильную форму, обожжены в простой печи при невысокой температуре, поэтому стенки их хрупкие, недостаточно обожженные. Более поздние горшки сделаны на ручном гончарном круге, что позволяло их формовать гораздо быстрее и лучше. Обжигали эти горшки уже в специальных печах – горнах. Стенки их гораздо прочнее, лучше обожжены.
Сырье для гончарного дела – глина – имеется всюду. Для приготовления посуды глину тщательно месили ногами и смешивали с песком, толчеными черепками посуды и т.д., чтобы горшки не лопнули при обжиге. Приготовив глиняное тесто, мастер формовал из него сосуды на гончарном круге.
Устройство рунного гончарного круга подробно описывают этнографы. Круг состоит из низкой скамейки или деревянной колоды, с закрепленной на ней вертикальной осью, на которой свободно вращается горизонтальный круг. На нем и формовался горшок из жгутов глины, которые налепляли друг на друга по спирали. Следы этих глиняных валиков иногда заметны и в готовых горшках. Гончар левой рукой вращал круг, а правой формовал горшок, используя инерцию вращения круга. Чтобы изделие не прилипало, под него насыпали слой песка. Следы песка очень хорошо видны на днищах горшков. Иногда мастер-гончар ставил на днище посуды свое клеймо. Для этого на подставке круга, на которой формировалось дно сосуда, вырезали знак мастера – круг, крест, ключ и т.д. Этот знак отпечатывался на днище горшка.
Кроме гончаров, в этот период выделились и другие ремесленники. Это, так называемые, кирпичники, добывавшие железо из болотной руды, и кузнецы, изготовлявшие железные топоры, скобели, серпы, ножи, кресала и т.п.
Но не только кузнецы занимались обработкой металлов. В русских деревнях того времени получило широкое распространение ювелирное дело. Деревенские ювелиры приготовляли из меди, серебра, различных сплавов украшения. В Подмосковье того времени работало большое количество деревенских ювелиров, каждый из которых обслуживал несколько поселений в радиусе 15-20 км.
§3 Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.
Москва. Москва!.. Люблю тебя как сын
Как русский, - сильно, пламенно и нежно,
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый безмятежный
М.Ю.Лермонтов
В 11-12 вв. крестьянское население пользовалось изделиями не только деревенских мастеров. В это время целый ряд поселений благодаря развитию ремесел и торговли превращается в ремесленно-торговые центры – возникают города. В 12 веке летописи упоминают уже до 20 городов, находившихся на земле вятичей, в том числе Коломна, Воротынск , Масальск. Таким городом в 11-12 веке стала и Москва.
Начало Москвы окружено легендами. Каждая из них пытается по-своему объяснить возникновение столицы. Но все они сходятся на том, что возникла Москва не на пустом месте, до нее в этом районе было много поселений.
Датой основания Москвы принято считать 1147 год, когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород- северского Святослава Ольговича. Тогда на месте будущей городской территории по рекам Неглинке и Яузе располагалось несколько сел, принадлежащих боярину Кучке. Вся территория первоначально называлась Куцкова.
Поселок, где встретились князья, назывался Москва. Как отмечают историки, поселок был тогда сельской княжеской усадьбой или, точнее стационарным двором, где суздальский князь останавливался при своих поездках на киевский юг и обратно. По свидетельству Тверского летописного свода в 1156 году «князь великий Юрий Володимерич заложил град Москву на устье ниже Неглинной, выше реки Яуза», т.е. окружил свой москворецкий двор деревянными стенами – «горόдом». Это поселение стали называть «Москва-град». Городок был невелик и занимал лишь юго-западную часть современного Кремля.
В то время Боровицкий холм представлял собой исключительно удобную для обороны территорию, с трех сторон окруженную береговыми склонами, спускавшимися к речным долинам. Вокруг городка шумел бор, память о котором сохранилась в названии Боровицких ворот, а за рекой тянулись дремучие леса и топкие болота. Полагают, что болота дали имя реке, а река – городу. Финно-угорское Маскава, Макува, Масква – топь, грязь. Древнеславянское «москы» значит «болотистая местность». Городок возник как пограничный на перепутье между днепровским югом и верхневолжским севером.
В ходе заселения междуречья Оки и верхней Волги ранее всего заселялись главные реки, окаймляющие междуречье. Вдоль них вытянулись густые цепи городов – Ярославль, Рязань, Муром. Вслед за окрайними речными магистралями заселялись и внутренние их притоки, прорезывающие междуречье. Пришлое население (с новгородского северо-запада и смоленского запада, с днепровского юго-запада и верхнеокского юга, из страны вятичей) осаживалось по притокам всего междуречья (Волок Ламский , Звенигород, Москва, Клин, Дмитров, Владимир, Переяславль и др.).
При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении географическое положение Москвы было особенно выгодно. Верхним притоком своим Истрой река Москва подходит близко к Ламе, притоку Шоши, впадающей в Волгу. Таким образом, река Москва ламским волоком соединила верхнюю Волгу со средней Окой. С другой стороны, город Москва возник на самом изломе реки, при ее повороте на юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплотную подходит к Клязьме , по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. С третьей стороны через Москву пролегала дорога из Лопасни (село в 70 верстах от Москвы к югу по серпуховской дороге). По ней тогда проходила граница черниговского и суздальского княжеств, дорога с киевского и черниговского юга на Переяславль-Залесский и Ростов. Так, город Москва возник в пункте пересечения трех больших дорог. Из такого географического положения проистекали важные экономические выгоды для города и его края.
Такое положение способствовало ранней и густой населенности края. Уже в 14 веке Москву можно было бы назвать этнографическим центром Руси, как эта Русь размещена была в это время. Москва возникла в центральном междуречье, в середине пространства, на котором сосредотачивалось тогда наиболее густое русское население. Сюда со всех сторон собираются знатные служилые люди «служить московскому князю». В Москву, как в центральный водоем, со всех краев русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы, благодаря ее географическому положению.Это центральное положение Москвы прикрывало ее со всех сторон от внешних врагов .
Так, географическое положение Москвы, сделав ее пунктом пересечения двух скрещивающихся движений: переселенческого на северо-восток и торгово-транспортного на юго-восток, определяло важные экономические выгоды московскому князю. В 14 веке Москва становится столицей московского княжества. К этому времени за городскими стенами, разросшийся от «подола» холма вдоль восточного склона, образовался торговый посад, где жили ремесленники и купцы.
В каждом русском городе, большом или малом, обязательно были детинец, посад и торг. Первый Кремль Москвы 11-12 века охватывал лишь центр, а за пределами были неукрепленный посад, где жили ремесленники и торговцы. Построенный в 12 веке детинец служил городу около 200 лет . Построенный в 1358 г. Белокаменный кремль Дмитрия Донского имел самое современное по тому времени вооружение. В каменоломнях у села Мячково вырубали этот камень, грузили его на сани и возили по льду реки в город. Возили зимой, чтобы не тянуть летом груженые баржи против течения. С тех пор, как москвичи возвели этот город из белого камня, народ стал называть Москву Белокаменной.
Более 100 лет прослужил верой и правдой белокаменный кремль Дмитрия Донского. Необходимость построить в центре Москвы новую крепость была в конце 15 века, что объяснилось, прежде всего, возросшим значением Москвы, как столицы централизованного русского государства.
Новый Кремль строился с 1485 по 1495 гг. Две стены Кремля по-прежнему омывали река Неглинная и Москва- река . А там, где не было этой надежной преграды – со стороны Красной площади, был вырыт огромный ров глубиной в 8 м. (с двухэтажный дом), шириной до 35 м. Он был наполнен водой, и таким образом, Кремль превратился в остров, одинаково труднодоступный неприятелю с любой стороны. Москву называли самым славным из всех городов, как по своему положению (срединным в стране), так и вследствие удобного расположения рек, громкой известностью своей укрепленной крепостью и обилием жилищ.
☼ Возникновение древних городов Подмосковья.
Вот вьётся Яуза , как змейка
Кругом тенистый бор, кустарник по буграм
На косогоре деревенька
Вдали дорога, божий храм
В.С.Филимонов
Древнейшие письменные известия о доживших до наших дней городах на территории Подмосковья относится к 12 веку: летопись впервые упоминает Волоколамск (1135г.), Москву (1147г.), Дмитров (1154г.), Коломну (1187г.), Можайск (1231г.). Археологические материалы указывают на существование также Звенигорода, Рузы, хотя в письменных источниках они упоминались только в 14 веке. На основании сведений письменных источников и результатов многолетних археологических исследований на территории Московской области выявлено около 50 древнерусских городов и поселений, возникших 11-16 вв. и, не доживших до нашего времени. Города эти превратились в городища, а поселения – в селища, в археологические памятники. Они вписаны в разные рельефы местности, различаются по размерам, планировке, степени сохранности.
Большинство славянских городов Подмосковья возникло на новом, не заселенном прежде месте. Только отдельные городки были сооружены на месте укрепленных поселений железного века, принадлежавших племенам угро-финского происхождения; следы этих племен до сих пор заметны в названиях многих рек и речек Московской области. Так, например, древнерусский город Боршева, хорошо известный по письменным источникам и находящийся рядом с современным селом Боршева Раменского района на правом берегу реки Москвы. Этот город возник на месте укрепленного поселения местных племен.
Началом 11 века датируется время возникновения славянского укрепленного поселения на месте городища железного века у села Подмоклова в Серпуховском районе на правом берегу реки Оки. Возможно, в древности это поселение носило название г. Лобынск, впервые упоминаемый в письменных источниках в 1146 г. Не исключено, что в конце 11 века возник славянский городок Руза. Позже этот городок получил название Старая Руза. Он находится на левом берегу реки Москвы, недалеко от устья реки Руза.
К ранним городкам можно отнести и г. Дубну, который располагается при впадении р. Дубны в Волгу. Город был построен на месте поселения местных племен в конце 10 или начале 11 в. суздальскими князьями. В письменных источниках это поселение как город упоминается в 1216 г. К сожалению, система укреплений этого городка сильно разрушена, а территория памятника испорчена подземными планировками.
К 11-12 вв. возникает небольшой городок на территории современного села Алпатьева в Луховицком районе ,на правом берегу реки Оки.
В 11-12 веках кремли славянских городов сооружались на незаселенных крутых береговых мысах, что происходило преимущественно в южной части современной Московской области. К этому времени относят возникновение г. Хатунь на реке Лопасне ( современная территория Ступинского района; городка у села Леонова на реке Скниге в Серпуховском районе; г. Романова в бассейне верхнего течения реки Осетр в Каширском районе. Город Тешилов на правом берегу р. Оки ( Серпуховской район) впервые упомянут в 1147г. Рядом с городищем на сниженном участке берега реки находился посад города в урочище, там же находилась и городская пристань. Город располагался у брода через реку Оку, хорошо известного и в более позднее время.
Все славянские города, возникшие до середины 12 в. в Подмосковье, имеют кремль, хорошо увязанный с рельефом местности; все они расположены на мысах, что обеспечивало создание хорошей системы укреплений этих городов.
С середины 12 в. в Подмосковье появляются города с планировкой кремлей в виде круга или овала. Такими были кремли у г. Вышгорода на реке Яхроме ; Могутовский городок у села Могутова Пушкинского района на берегу реки Мележи, притоке р. Шерны. Этот городок носил название Шерна и позже был центром одноименной Московской волости. Он существовал в 13-15 вв., в 16 веке городок прекратил свое существование, превратившись в городище. К этому же времени относится Ильинский городок на реке Истре у села Ильинское Истринского района. Некоторые ученые считают, что этот городок - остатки г. Сурожика, позже центра Сурожского стана Московского княжества.
В середине 12 века был построен г. Перемышль Московский на берегу реки Мочи, притоке р. Пахры ( в Подольском районе). Это один из наиболее крупных и хорошо укрепленных городов Подмосковья в древности. Город Вышгород на Протве был сооружен в конце 12 века, но упоминается в письменных источниках позже – в 1352 г. У города был посад, слободы.Около 1153 года был сооружен г. Ростиславль у современного села Сосновка Озерского района, на правом берегу реки Оки. Позже этот город был центром, сначала Рязанской, а позже Московской волости. Город опустел в 15-16 вв. Также в 12 в. на правом берегу реки Оки близ современной станции Фруктовая Луховицкого района был сооружен г. Перевитеск. Несколько позже был построен г. Микулин – один из административных центров Тверского княжества, который находился у переправы через р. Шошу в нынешнем Лотошинском районе Московской области. В письменных источниках город впервые упоминается в 1354 г. Одно время город был столицей удельного микулинского княжества. С 17 века укрепления города не возобновлялись и он превратился в сельский населенный пункт.
На территории Подмосковья были древнерусские города, возникшие и в послемонгольское время. К ним может быть отнесено Гальчинское городище в верховьях реки Протвы в Можайском районе. Возможно, что городище и посад – остатки древнерусского города Галича.
В середине 14 века были сооружены укрепления г. Радонежа, расположенного на реке Паже у села Городок Сергиево- Посадского района. Ранее Радонеж – это великокняжеское село. Укрепления у города сооружены, видимо, после того, как он стал центром Радонежского стана Московского княжества.
Ни один из перечисленных выше древнерусских городов и десяти подобных им, известных на территории Подмосковья, не дожили до настоящего времени. Причин тому много. Часть их была разрушена во время монголо-татарских походов на Русь в Московское княжество в 13-15 веках. Другие городки были заброшены и укрепления их не возобновлялись в связи с изменением политических границ Московского государства и соседних княжеств, когда они теряли значение порубежных городов-крепостей, оказывались в глубине территории. Третьи, потеряли значение административных пунктов. Около 20 городов на территории Подмосковья не оправились в свое время от монголо-татарского нашествия, оказались полностью разрушенными польскими и литовскими отрядами в 17 веке. Их укрепления были разрушены, сожжены. Многие известные по письменным источникам древнерусские города Подмосковья просто еще не найдены при археологических разведках.
Обмен товарами. Пути сообщения
Ой вы гости-господа
Долго ль ездили? Куда?
А.С. Пушкин
Уже с древнейших времен, люди проводили обмен товарами. Основными путями сообщения были большие и малые реки. Спускаясь и поднимаясь по рекам и их притокам, можно было попасть из одного города в другой, доплыть до соседнего княжества. Конечно, не все реки соединяются между собой. Но в верховьях речек, близко подходивших друг к другу, ладьи вытаскивали на берег и волокли «волоком» по суше до другой реки. Волоки иногда тянулись на десятки километров. Возле таких волоков вырастали города, иногда сохранившие в названии слово «волок» (например, Вышний Волочок, Волок Ламский – современный Волоколамск). За провозимые товары взимались пошлины «мыт». Отсюда происходит например, название г. Мытищи к северу от Москвы, где взимали мыт с тех, кто намеревался спустившись по Яузе, попасть со своими товарами в Москву. Москва-река издавна служила торговой дорогой. Спустившись по Москве-реке, можно было попасть в Оку, а по Оке доплыть до Волги. Волга связывала русские земли со Средней Азией, Закавказьем, и со странами Ближнего Востока. Волжский путь был одним из первых, освоенных москвичами.
С усилением экономических связей между отдельными областями, сухопутные дороги связывали Москву с другими городами Руси. Их направления наложило свой отпечаток на планировку самого города – его крупные радиальные магистрали образовались из древних торговых дорог, которые с ростом города стали обстраиваться и превратились в улицы. Так Тверская улица выросла у начала дороги на Тверь и Новгород, дорога на Дмитров в пределах города в улицы Большую и малую Дмитровки. Сретенская дорога проходила по современной Сретенке, проспекту Мира и Ярославскому шоссе. Она соединяла Москву с Ярославлем, Вологдой, Устюгом, оттуда шел речной путь к Холмогорам, а позднее – к Архангельску на Белое море. На
Киржач и Суздаль из Москвы вел путь через село Стромынко, давшее название улице Стромынке.
К югу начинался тракт на Серпухов, Тулу. По нему получила название Большая Серпуховская улица. Одной из древнейших дорог южного направления была ордынская дорога, давшая название улице Ордынке. По ней еще в 13-14 вв. ездили в Золотую Орду.
В более позднее время в 14 в., когда Москва становится крупным городом, иностранные купцы стали в ней частыми гостями. Особенно тесные торговые связи установились тогда с Крымом, где вырос освоенный генуэзскими купцами город Сурож. Многие гости - сурожане навсегда переселились в Москву, женились на русских и дали начало целому ряду семей, впоследствии совершенно обрусевших. Так предком поэта Федора Тютчева был сурожанин Дудже, или Тутче, переселившийся в Москву в 16 в. Из далекой Византии в Москву привозили шелковые такни, парчу. Из западной Европы поступали в Москву и тонкие дорогие сукна, бумагу.
В 14-15 вв. Москва становится одним из самых крупных торговых центров Восточной Европы. Вывозила Москва в основном дорогие меха, которые добывали в экспедициях на севере, сельхозпродукты, воск. Мастерство московских ремесленников славилось далеко за пределами страны: шлемы, мечи, кольчуги, ювелирные изделия. Был и еще один, не совсем обычный предмет вывоза - дикие ловчие птицы, которые также как и меха, привозили с севера. Московские сокола высоко ценились при дворах Европы. Соколиная охота была любимым развлечением монархов.
Таким образом, Москва в этот период выступает как поставщик своеобразных предметов роскоши. Велико было значение Москвы как центра межобластной торговли.
►Проверь себя.