Определите стиль и тип речи
V 1: Стилистика
V 2: Риторика
V 3: Деловой русский язык
V 4: Культура речи
Раздел 1. Стилистика
1. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Вещество состоит из частиц - атомов, молекул и ионов.Несмотря на то, чтомолекулы и ионымогут иметь сложную форму, при построениимоделей газов, жидкостей и твердых телдля простоты используютсферы.
В любомвеществесилы, притягивающиечастицыдруг к другу, противодействуют силам, заставляющим частицыдвигаться.Энергия движения частиц (кинетическая энергия) возрастает с температурой. Состояние веществазависит отсоотношения кинетической энергии и сил притяжения частиц.При изменении температуры, давления или других условий меняетсясостояние вещества-жидкость превращается в пар или затвердевает, газ превращается в жидкость,атвердое телов жидкость или газ.
a. -:разговорные
b. +:термины
c. -:общеупотребительные
d. -: диалектные
2. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Как же быть! Всякслучается, братец ты мой,- начал опять ярославец,- ты не серчай… Вот, примерно,- прибавил он после молчка,- у нас по соседству, верстах эдак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой- то был знатный, смирный, работящий, что говорить, на все и про все парень! С достатком и люди-тебыли… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичинувсякую да зайцев стреляли: кругом их такие- то все болота, и, и, и! Страсти господин! Пешуне пройтить! Вот какие болота!
(Д.Григорович)
a. -: термины
b. -: разговорные
c. +: диалектные
d. -: общеупотребительные
3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
А у нас… обрати внимание: у нас, было баба пошла по воду, она никогда дом не запирает- зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы- у нас их полно – и то не зайдут: мы их так проучили.- Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть…- Вор?!- ВОР! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслуженная учительница живет, орден имеет… И этот вор натурально пришел к ней и говорит: « Пусти пожить недели на две». А он у нее учился когда- то… в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, работала там.
( В. Шукшин)
a. -: жаргонные
b. -: профессиональные
c. +: разговорные
d. -: общеупотребительные
4. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
-Ой, Александр Павлович, да что вы… Да я …
- Ну, подумай, подумай… Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть… Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше… Деньги- тонебось нужны, семью кормить…
- Да нужны, конечно… Но страшновато…
- А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный,честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну в принципе- что, договорились?
- Да я…
- Я понимаю… Но в принципе, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника?
- Как прямо с понедельника?
- Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа- Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь! Не подведи!
a. -: устаревшие
b. -: общеупотребительные
c. +: разговорные
d. -: диалектные
5. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
- Так,- снова сказал дядя,- кондуктором, значит. На трамвайной линии?
- Кондуктором…
- Скажи какой случай! А я, Серега друг ситный, сел в трамвай, гляжу - что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь- восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен…
Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:
- Платить, дядя, нужно. Билет взять… Далеко ли вам?
Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.
- Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти - и баста- заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь- восемь! А я еду, Серега, друг ситный, до вокзалу.
( М. Зощенко)
a. +: просторечные
b. -: общеупотребительные
c. -:неологизмы
d. -: диалектные
6. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
- Какой прелестный цветок!- сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И как только она поцеловала лепестки, так внутри, в бутоне, что- то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечкена зеленом пестике цветка сидела маленькая девочка. Она была маленькая- маленькая, всего в дюйм ростом, и ее прозвали Дюймовочкой.
Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепестки розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе.
(Г,Х, Андерсен)
a. -: жаргонные
b. -: разговорные
c. +: эмоционально- оценочные
d. -: общеупотребительные
7. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Вещество является газом, когда кинетическая энергия молекул велика настолько, что преодолевает силы притяжения между молекулами. Газы и жидкости принимают форму сосудов, в которых они находятся. Однако жидкость остается на дне, а газ, благодаря высокой кинетической энергии молекул, занимает весь объем сосуда. Расстояние между молекуламигаза легко меняется, поэтому любое тело легко проходит сквозь газ
-: диалектные
+: термины
-: разговорные
-: общеупотребительные
8. Определите стиль и тип речи.
Узуальные нормы - это, как представляется, наиболее изменчивый аспект функционирования языковой системы. Так при сравнении современного русского языка с языком пушкинской эпохи становится очевидным, что в то время, как инвентарь грамматических форм остался практически неизменным, нормы словоупотребления претерпели весьма существенные изменения. Описанию некоторых узуальных сдвигов в употреблении слов, связанных с нормами лексической сочетаемости, посвящено это исследование.
a. +: научный стиль; описание
b. -: публицистический стиль; рассуждение
c. -: официально-деловой стиль; повествование
d. -: художественный стиль; описание
9. Определите стиль и тип речи.
История искусства.
История народа - во многом история его искусства. В самом деле, если бы не Вольтер и Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден.
Бетховен и Гете, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники - сотни имен - это история искусства, но это и история человечества.
Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… Это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества.
И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как преходящее и сиюминутное становится вечным, откристаллизовывается в нетленные ценности.
a. -: разговорный стиль, рассуждение
b. -: публицистический стиль, рассуждение
c. +: художественный стиль, повествование
d. -: научный стиль, описание
10. Определите стиль и тип речи.
Ясные дали таланта.
Оказывается, пока критики вели бесконечные споры о творчестве Шукшина, пока одни посылали ему упреки во всех смертных грехах, а другие восхищались художественной щедростью Шукшина, его сложной простотой, его юмором, его любовью к людям, к родной земле, пока писались и публиковались все эти суждения, в это самое время в библиотеках молодежь зачитывалась рассказами Шукшина, зрители смотрели его фильмы и из всего, взятого вместе, - из прозы, фильмов, облика самого Шукшина и его поразительного артистического дарования – составилось представление об этой своеобразной личности. Этого Шукшина полюбили и в обиду не дают.
Вот что произошло. Немыслим этот художник вне нашей жизни, в отрыве от русских характеров, вне социальных процессов, происходящих в нашем обществе.
Работа Василия Шукшина примечательна своей целенаправленностью, единством.
a. -: научный стиль, рассуждение
b. +: публицистический стиль, рассуждение
c. -: художественный стиль, описание
d. -: публицистический стиль, повествование
11. Определите стиль и тип речи.
Много в России прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море».
В чем же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? Во–первых, в ее огромном объеме. Представим размеры поверхности озера: длина – как от Москвы до Петербурга, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же - больше полутора километров. И в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира.
Во–вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная …пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворенных солей. Что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои» ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. Сколько лет вода остается в проточном озере? обычно два – три года. Ну, если озеро глубокое, то двадцать – тридцать. В Байкале же четыре столетия….
a.-: научный стиль; рассуждение.
b. -: художественный стиль; повествование
c. +: научно – популярный стиль; рассуждение и описание
d. -:публицистический стиль; описание
Определите стиль и тип речи.
Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из « Вишневого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. Не портрет на стене. Это живое явление культуры…
Возьмем, к примеру, музыку Баха. Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. А уж добаховская музыка, музыка ренессанская, средневековая казалась чем–то давно забытым, списанным в архиве. Но посмотрите на современные афиши. Ее исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологические вещи.
В подлинной культуре ничто не умирает. Может оставаться, как незажженная лампочка. Но придет минута, чья-то рука коснется выключателя - вспыхнет яркий свет. Вспомним хотя бы Пушкина. Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснен, его переставали читать. Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он все еще впереди.
a. -: публицистический стиль; рассуждение
b. -: разговорный стиль; описание
c. +: художественный стиль; рассуждение
d. -: научный стиль; повествовани
13. Основная функция разговорной речи – это:
a. +: общение
b. -: информативная
c. -: познавательная
d. -: научная
14. Литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни, - это:
a. -: очерк
b. -: интервью
c. -: эссе
d. +: фельетон
15. К жанровым разновидностям письменной научной речи относятся:
a. -: репортаж, очерк, фельетон
b. +: реферат, монография, статья
c. -: закон, инструкция, постановление
d. -: рассказ, роман, поэма.
16. К жанрам научного стиля относятся:
a. -: акт, комедия
b. -: коммюнике, распоряжение
c. +: статья, учебное пособие
d. -: дневниковая запись, реклама
17. Жанрами официально-делового стиля являются:
a. +: приказ, закон, инструкция
b. -: роман, рассказ, поэма
c. -: очерк, репортаж, фельетон
d. -: очерк, справочник, монография
18. Стиль, которому должно соответствовать выступление политического деятеля, называется:
a. -: публицистический стиль речи
b. +: официально-деловой стиль речи
c. -: научный стиль речи
d. -: разговорный стиль речи
19. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются…
a. +: профессионализмами
b. -: просторечием
c. -: клише и штампами
d. -: тропами
20. Для текстов официально-делового стиляНЕ характерно…
a. -: прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения
b. -: частое употребление отглагольных существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по профессии
c. +: отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность
d. -: точность формулировок, не допускающая иного толкования
21. В роли сказуемого в официально-деловых текстах употребляется словосочетание…
a. -: ждать помощи
b. -: надеяться на помощь
c. +: оказывать помощь
d. -: прийти на помощь
22. Для текстов научного стиляНЕ характерно (а)…
a. +: широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и т.д.
b. -: преобладание прямого порядка слов
c. -: использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов
d. -: употребление формы единственного числа существительных в значении множественного (Волк- хищное животное из рода собак)