Определите стиль и ведущий тип речи текста.

1) разговорный стиль; описание;

2) публицистический стиль; рассуждение;

3) художественный стиль; повествование;

4) художественный стиль; описание.

Блок № 2 Искусство и литература в нашей жизни. Проблемы культуры. Отношение современного человека к искусству и культуре

Искусство познает мир, отражая действительность в художественных образах. Это способ эстетического освоения мира. Именно художественность является главным свойством произведений искусства. Литература художественная - это искусство слова. Это результат художественного творчества и интеллектуальной деятельности творца в их единстве. Литература обогащает эстетический опыт человека. А знания?

Еще древнегреческие философы советовали: «Человек, познай самого себя!». Около ста шестидесяти лет тому назад один замечательный русский писатель Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна!».

Именно художественная литература помогает человеку познать эту тайну - самого себя, ибо литература в слове воссоздаёт движение, происходящее в духовном, интеллектуальном мире человека, раскрывает причины и следствия человеческих поступков и слов. В художественных произведениях герои рассуждают и совершают поступки, ими движет желание понять свои ошибки, познать самих себя, - и вместе с ними этот путь повторяет и читатель. Такое сотворчество с писателем, возможность для читателя такой формы познания жизни и самопознания и создают уникальность художественной литературы. Вместе с тем литература, оставаясь видом искусства, удовлетворяет и другие потребности человека - потребность в прекрасном, потребность в творчестве.

Вот почему существует такой феномен культуры - художественная литература. Вот почему не иссякнет интерес читателей к непреходящим ценностям литературы классической, и к творчеству писателей-современников.

Общественное предназначение литературы

Как соотносится творчество писателя с жизнью общества? Что оно может дать людям? «Зачем я?» - этот вечный для человека вопрос с особой остротой встает перед художником.

И ответ на него - убедительный, не очень убедительный - мы находим у каждого писателя. Он просматривается во всем творчестве и во всей жизни писателя.

Но есть и непосредственные ответы - раздумья по этому поводу, запечатленные в слове. Вспомним, например стихотворение А.Т. Твардовского

***

Вся суть в одном - единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете-

Живых и мертвых,- знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому -

Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог,

А я лишь смертный. За свое в ответе

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. Итак, как я хочу.

У писателя, создающего эпические произведения, результатом таких раздумий может стать философский трактат «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого. У поэта - чеканный афоризм: «Цель творчества - самоотдача» (Борис Пастернак). Это могут быть записи в дневнике и суждения, высказанные в письмах...

И есть редкие уникальные случаи, когда у писателя возникает потребность создать книгу о писательском труде. Такую книгу написал К.Г. Паустовский и назвал ее «Золотая роза»:

«Это просто заметки о моем понимании писательства и моем опыте... Но если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой».

Текст №4

(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трёхсот пассажиров. (3)Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4)Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) Итак все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьёт беда! (7) А ещё больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех, (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

(14) Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.

(16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.

(17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других - это оставлять добрую память о себе.

(Д. Лихачёв)

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

1) Забота о разрушающихся памятниках культуры - не позволительная роскошь для государства.

2) Памятники старины не имеют большого воспитательного значения.

3) Вид уходящей куль туры оставляет людей равнодушными.

4) Чтобы быть сопричастным истории, нужно хранить память о прошлом, интересоваться им.

Текст№5

(1) До последнего своего часа Пушкин собирал книги. (2) В самые лучшие,

светлые годы, «в изгнанье, горести, разлуке...» - всегда они были неразлучны с поэтом.

(3) Любовь к чтению возникла ещё в детские годы, во время учения в Лицее. (4) Лицейская библиотека была богата. (5) В её шкафах хранились лучшие творения мировой и отечественной классики, обильно были представлены выходившие в то время журналы.

(б) Здесь на протяжении шести лет, питая душу чтением, провел немало

счастливейших часов среди книг и друзей юный Пушкин.

(7) В Лицее родилась и мечта о собственной библиотеке.

(8) Однако лишь во время ссылки в Одессе опальный поэт стал собирать книги.

(9) В книге поэта интересовало всё: и пламенное слово, и бумага, и шрифт, и «одежда». (10) Но, конечно, прежде всего он ценил живую мысль, новое слово. (11) 06 этом свидетельствует пушкинская библиотека, её подбор.

(12) Эта библиотека уцелела до наших дней не полностью. (13) Но и то, что сохранилось, поражает огромным разнообразием. (14) Ныне она находится в Пушкинском Доме.

(15) А с чего начинается у каждого из нас первая книжная полка? (16) Наверное, с нескольких томиков.(17) С нескольких десятков приобретённых на первых порах книг, которые кажутся случайным, беспорядочным собранием. (18) Проходит время. (19) Наша библиотека пополняется. (20) Теперь, правда, берётся уже не всё, а только то, что отвечает интересам ума и души. (21) Невидимая нить связывает одну за другой книги в единое целое, и складывается постепенно, как у Пушкина, библиотека, определяются главные пути подбора книг.

(22) В любую эпоху, в любые времена полезное занятие - собирать хорошие книги, но главное - чаще обращаться к ним. (23) Ведь ещё наши предки говорили тем, кто покупал много книг: «Не в библиотеку клади, а в душу».

(Б.С. Горбачевский)

1. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл подбора книг в личную библиотеку?

1) Для удовлетворения интересов вкусов, моды.

2) Чтобы собрать больше книг разнообразных авторов.

3) Чтобы чаще обращаться к лучшим творениям мировой и отечественной классики.

4) Чтобы собрать библиотеку, подобную библиотеке Пушкина.

Текст №6

(1) Научный труд требует общей интеллигентности человека. (2) И эта общая интеллигентность человека дается главным образом гуманитарными науками. (3) Почему? (4) Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математика. (5) Интуиция - в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой компьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.

(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился, как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.

(11)Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (12) Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13)Скажем, Пушкин - великолепный художник. (14) Лермонтов -тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (16) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо. (18) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.

(Д. С. Лихачев)

1.Какое утверждение отсутствует в тексте?

1) Любое научное исследование опирается прежде всего на интуицию.

2) В школе не должны сокращать часы, отведенные на гуманитарные предметы.

3) Точные и естественнонаучные дисциплины оказывают такое же влияние на формирование личности, как и гуманитарные науки.

4) Талантливый человек, как правило, талантлив и в других областях науки или искусства.

2. Какая тема не затрагивается в этом тексте?

1) Влияние гуманитарных наук на формирование «общей интеллигентности человека».

2) Недостаточное внимание к гуманитарным дисциплинам в школе..

3) Роль художественного творчества в воспитании интуиции.

4) Преимущество гуманитарного образования перед естественнонаучным.

Текст №7

(1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как приобрести счастье, как научиться любить. (3) Ведь и любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определенной эмоциональной культуры. (5) Когда всеве­дущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь - прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности - целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую му­зыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8) Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединенные единым чувством люди откровенно плачут в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется - «слезная». (10) Но есть среди слушателей и такие, что сюда из побуждений суетных либо престижных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13) И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14) Здесь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16) Но поступки - это следствие. (17) Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворенный континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте. (18) Именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времен, пространств и поколений.

(19) И пониманию прекрасного надо учиться. (20) Еще Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

1. Какая тема остается вне поля зрения автора?

1) Что такое любовь?

2) Роль художественного слова в формировании духовного мира человека

3) Что такое культура?

4) Юность — важный этап человеческой жизни.

2. В каких предложениях сформулирована основная мысль текста?

Текст №8

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает. (2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. (3) Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

(4) Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5) Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6) Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7) Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8) Не выбрать времени? (9) Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! (10) Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? (11) Страница книги - это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору!

(12) Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! (13) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14) Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

(15) Когда книги читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16) Все чувства усиливаются и обостряются. (17) А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. (18) Словом, попробуйте, и янадеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(С. Львов)

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?

1) Домашнее чтение вслух делает семью более дружной и крепкой.

2) Выбрать время для совместного чтения книг в кругу семьи очень трудно.

3) Чтение - занятие более скучное, чем просмотр телепередач.

4) Читать вслух следует только ещё не читанные вами книги.

Текст №9

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2) Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруготкрывается. (3) Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4) Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы зашторено...

(5) Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6) Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9) В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10) Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11) Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...

(12) Хороший читатель - соавтор писателя. (13) Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14) А ведь ради этого и работает писатель. (15) Чтобы научить видеть.

(16) Я написал сейчас «духовная жизнь». (17) А доступна ли она любому человеку?..

(18) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь - это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20) Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, по­нимаем его по-новому.

(Е. Богат)

1. Какая проблема осталась за рамками текста?

1) Взаимоотношение читателя и писателя.

2) Смысл общения человека с искусством.

3) Доступность духовной жизни каждому человеку.

4) Соотношение между старыми и новыми формами творчества.

Текст №10

(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3) Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой - апокалипсис, гибель человека и самой природы.

(4) Тем более необходимо в наше время - время высочайшего развития науки и техники - разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют - культуру или антикультуру?

(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова - отличается. (П) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

(По С. Залыгину)

1. В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и

ПСЕВДОКУЛЬТУРА (проверьте себя по толковому словарю С.И. Ожегова)?

1) Эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.

2) АНТИКУЛЬТУРА - возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА - новая, негативная, враждебная человеку культура.

3) ПСЕВДОКУЛЬТУРА - то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА - коммерческая подделка под культуру.

4) Эти слова используются как синонимы слова апокалипсис.

Текст №11

(1) Что такое культура, зачем она нужна? (2) Что такое культура как система ценностей? (3) Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4) Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

(5) Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знамени­тые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (б) Недавно кто-то - не помню кто - сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

(7) Я убежден, что русская литература, русская - культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... (8) А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду!

(9 ) Русская литература - это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10) Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11) Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». (12) Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

(13) Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. (14) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15) Да что там «народ»! (16) Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя...

(В. Непомнящий)

1. Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

1) Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература; без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

2) Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

3) Основное назначение литературы - быть источником информации; «Евгений Онегин» в школе - это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

4) Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.

2. Выберите любое из высказываний, соответствующих точке зрения автора. Представьте, что вам нужно выступить на диспуте в защиту русской литературы как школьного предмета. Какие аргументы вы приведете? А если бы вы выступализа отмену изучения русской классической литературы в школе, что бы вы сказали своим оппонентам и В. Непомнящему в их числе?

3. В чём, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы в школе?

1) В том, чтобы развить творческие способности школьников.

2) Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.

3) Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.

4) Сформировать у школьников систему нравственных ценностей - основу национального самосознания.

Наши рекомендации