Индо-буддийская и китайско-конфуцианская культурные традиции Востока
План семинара 1
Индо-Буддийская культура.
1. Ранние цивилизации в Индии. Основные черты арийской, ведической культуры.
2. Варновый и кастовый строй индийского общества, семья и личность.
3. Мировоззренческие основы брахманизма-индуизма.
4. Основные черты культуры брахманизма-индуизма и её вклад в мировую культуру (науку, медицину, литературу и искусство).
5. Культура буддизма:
• Мировоззренческие основы буддизма.
• Развитие архитектуры и изобразительного искусства.
План семинара 2
Китайско-конфуцианская культура.
1. Ранние религиозные верования древних китайцев.
2. Основные черты учения Конфуция и культ императоров.
3. Культура даосизма и её взаимодействие с конфуцианством.
4. Проникновение буддизма в Китай и его синтез с традиционными культурами конфуцианства и даосизма.
5. Особенности культуры чань-буддизма в Китае и Японии.
Литература
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989. Гл. 1,2.
2. Бонгард-Левин. Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1980. Ч.3.
3. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983.
5. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В. - М., 1995. Глава 5.
6. Древние цивилизации. - М., 1989.
7. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993, С. 139, 140, 178-193.
8. История религии / Под ред. А.Ельчанинова, В.Эрна, П.Флоренского. - М., 1991, разд. «Буддизм».
9. Кочетов А.Н. Буддизм. - М., 1983. Гл. I, II, IV.
10. Малая история искусств. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. - М., 1978.
11. Основы религиоведения / Под ред. Бурункова Ю.Ф., Яблокова И.Н. - М., 1994. Гл.7.1, 2; гл. 8, 12.
12. Сидихменов В.Я. Китай: Страницы прошлого. - М.: Наука, 1987.
13. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 70-84.
14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981. Лек. III, IV, V, VI.
15. Чернокозов А.И. История Мировой культуры. - Ростов-н/Д., 1997. С. 55-66.
Методические рекомендации
Изучение данной темы следует начать с выяснения особенностей культуры Индии и Китая и менталитета их народов.
Во-первых, культура Индии насквозь религиозна, культура же Китая носит более светский характер. В Китае фактически не было особого сословия жрецов, а функцию жрецов исполняли государственные чиновники.
Во-вторых, центральными проблемами для индийцев были проблемы духовного спасения и проникновения в тайны мироздания. Для китайца центральными являлись проблемы государственного устройства, морали и этикета.
В третьих, культура Индии была интравертна, т.е. обращена в глубины собственного «Я». Индиец постоянно как бы погружен в состояние медитации. Культура Китая в основе своей экстравертна, она обращена на выработку внешних форм поведения, на строгое соблюдение ритуалов и правил нравственного поведения, которые лежат в основе устройства семьи и в сохранении устоев государства[21].
Для индо-буддийской культуры характерно слияние религии и философии. Немецкий философ Гегель подчёркивал, что философия индусов «тождественна с их религией, что философия интересуется теми же самыми вопросами, которые мы находим в религии».
Современная индийская культура сложилась в результате синтеза двух культур: традиционной культуры брахманизма и буддизма. Эта синтезированная культура стала называться индуизмом и утвердилась в Индии в качестве господствующей, оттеснив буддизм.
В целом в индо-буддийском миросозерцании есть некоторые общие черты. Согласно этому миросозерцанию душа человека проживает не одну жизнь, а тысячи жизней. Смерть таким образом рассматривается как сбрасывание душой прежней телесной оболочки и перевоплощения в новое тело. Этот круг переселения души называется сансарой. Характер перевоплощения души в новое тело определяется вселенским законом кармы. Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре.
Карма - это общая сумма совершенных всякой живой душой добрых и злых поступков, их замыслов и последствий, которые определяют характер её нового рождения. Судьба души в новой жизни определяется её моральным поведением в прошлой жизни. Убийца обращается в хищное животное, похититель зерна - в крысу, вор мяса - в ястреба. Но в соответствии с индийским миросозерцанием и крыса, и собака, и ястреб - всё это человек, но с плохой кармой.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что учения о карме в буддизме несколько отличаются от этих воззрений в брахманизме-индуизме.
В брахманизме-индуизме - акцент на принципе предопределения. Здесь карма - это веление судьбы, рока. Карма неотступно преследует душу во всех её перевоплощениях. Для свободной воли человека остаётся мало места.
В буддийском учении о карме значительно большее внимание уделяется свободе воли человека. Человек способен улучшить свою карму праведным образом жизни и праведными помыслами и стремлениями. Это подробно изложено в учении о восьмеричном пути, открытым и предложенным людям Буддой[22].
В буддизме круговорот переселения душ не является вечным. Этот круговорот называется сансарой. Но человек, встав на праведный путь, может проложить дорогу к спасению, вырваться из круговорота сансары и слиться с Абсолютом. Такой момент слияния индивидуальной души с Абсолютом называется в буддизме нирваной[23].
Необходимо также остановиться на особенностях архитектуры и изобразительного искусства двух различных культур - брахманизма-индуизма и буддизма. Следует также подчеркнуть, что изобразительное искусство Индии, оставаясь религиозным, тем не менее, существенно отличается от религиозной литературы. Литература была создана людьми религиозного поведения: жрецами — брахманами, монахами и аскетами, тогда как изобразительное искусство создавалось главным образом руками ремесленников — мирян, которые отличались своим жизнелюбием и здоровым эстетическим чувством[24].
Если Индия - царство религиозного мышления и мистических абстракций, то в культуре Китая главное - это социальная этика и искусство государственного управления. Чтобы понять сущность китайской культуры необходимо обратиться к учению китайского философа Конфуция (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.). Главное в учении Конфуция - это нравственная проблематика. Конфуций разработал учение о «благородном муже» (цзюнь-цзы), которому противостоят «низкие», «ничтожные люди» (сяо-жэнь)[25].
Учение Конфуция нашло своё воплощение в экстравертной культуре, т.е. в культуре, обращенной во внешний мир, который проявляется во внешнем поведении человека. Ей в Китае противостояла другая, интравертная, обращенная в глубины человеческого «Я» культура - культура даосизма.
Один из основных принципов даосизма - «принцип недеяния в деятельности».
Согласно учению даосов Дао - это путь Вселенной, высший закон движения, человек его «Я» есть только исполнитель этого закона. Что бы человек не делал: строил, обрабатывал землю или воевал, согласно их учению, это делает не человек, а Дао. Человек лишь слепой исполнитель воли Дао.
На первый взгляд может показаться, что учение даосов чисто аскетическое, проповедующая полнейшее отрешение от жизни, равнодушие и безразличие ко всем практическим делам. Но в действительности даосизм отнюдь не отрицает участие человека во всех видах практической деятельности, но предполагает психологическое неучастие человека в деятельности.
Особенно яркое воплощение этот принцип «недеяния в деятельности» нашёл в даосской практике психологической саморегуляции при занятиях военно-прикладными искусствами (фехтование, стрельба из лука)[26].
В заключение необходимо дать характеристику основных форм духовной практики чань-буддизма и дзэн-буддизма в Китае и Японии[27].
1. Чайные церемонии.
2. «Каменные сады».
3. Культ цветов.
4. Бусидо - путь воина.
Терминологический словарь
Варны (санскр. - цвет) — сформировавшиеся в древнеиндийском обществе замкнутые общественные группы, возникшие по различным признакам: первоначально - по расовому признаку, впоследствии по сословным, профессиональным и национальным признакам. В дальнейшем варны положили начало кастовому строю в Индии. Понятия «варны» и «касты» стали восприниматься как синонимы.
Веды (санскр. - священное знание) — священная книга индийцев — ариев и древнейший памятник индийской литературы. Веды формировались на протяжении многих веков и явились основой индийской культуры.
Гуру - учитель-наставник в овладении учением определённой школы брахманизма-индуизма.
Махаяна - «широкий путь спасения». Это направление означало преобразование буддизма в формы, приемлемые для всего народа, обеспечивалось спасение не только для монахов, но и для мирян.
Медитация - углубление, самососредоточенность, сопровождаемая физической расслабленностью, отрешенностью от окружающего мира. Медитация практикуется в восточных религиозно-философских системах.
Ступа (санскр. - макушка, куча камней) - монументальное символическое сооружение, распространённое в буддийской архитектуре.
Упанишады (санскр. - у ног учителя) - комментарий к Ведам философского содержания.
Хинаяна — направление буддизма, получившее название «узкого путиспасения». Спасение было возможно только через монашество.
Чань-буддизм (япон. дзэн). Название «чань» произошло от санскритского «дхиана» (сосредоточение, медитация). Буддийское направление школы «дхияна» призывало своих последователей отрешиться от внешнего мира. Эта школа отвергала почитание богов, в том числе и Будды и указывала, что каждый человек должен искать свой личный индивидуальный путь спасения и просветления.
Контрольные вопросы
1. Отличительные черты индийского и китайского менталитета?
2. Какое влияние оказал закон кармы на политическую культуру Индии?
3. Определите влияние мировоззрения брахманизма-индуизма на развитие архитектуры и изобразительного искусства в Индии.
4. Каково влияние культуры буддизма на развитие архитектуры и изобразительного искусства в Индии?
5. Почему индийский народ в своём большинстве отверг религию буддизма и вернулся к традиционной религии и культуре брахманизма-индуизма?
6. В чём выразилось взаимодействие культуры конфуцианства и даосизма в Китае?
7. По каким признакам индийский буддизм был отвергнут в условиях Китая и Японии?
8. Чем отличается религия и культура чань-буддизма и дзэн-буддизма от традиционного буддизма?
9. Каковы отличительные черты эстетики и духовной практики чань-буддизма и дзэн-буддизма в Китае и Японии?
Контрольные задания
1. Основные отличительные черты культуры Индии и Китая, особенности их менталитета.
2. Основные черты ведической культуры древних ариев.
3. Мировоззренческие основы культуры брахманизма.
4. Мировоззренческие основы культуры буддизма.
5. Художественная культура брахманизма-индуизма.
6. Художественная культура буддизма.
7. Формирование культуры индуизма как результат синтеза мировоззренческих основ буддизма с традициями брахманизма.
8. Влияние индийского миросозерцания на политическую культуру народов Индии.
9. Нравственные основы учения Конфуция и их политическое значение.
10. Мировоззренческие и психологические основы учения даосизма.
11. Взаимодействие двух культур в Древнем Китае: культуры даосизма и конфуцианства
12. Проникновение буддизма в Китай и Японию. Синтез мировоззренческих основ буддизма с традиционными культурами Китая и Японии.
13. Культурная практика чань-буддизма и дзэн-буддизма в Китае и Японии.
Тема № 4
Античная культура.
План семинара 1
Культура Древней Греции.
1. Олимпийская мифология и религия. "Аполлоновское и дионисийское" в античной и мировой культуре.
2. От мифа к логосу. Формирование теоретического мышления: греческая философия и наука.
3. Эпос, скульптура, театр как ведущие силы античного искусства в Древней Греции.
4. Кризис полисной системы и возникновение эллинистических монархий; их социокультурная характеристика.
План семинара 2
Культура Древнего Рима.
1. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной культуры. Влияние древнегреческой культуры на римскую.
2. Возникновение, расцвет и упадок Римской империи. Место государства и права в системе духовных ценностей римской культуры.
3. "Золотой век" в римской культуре.
4. Архитектура, как ведущее направление в римском искусстве. Римский скульптурный портрет.
Литература
1. Абрамова И.И. Неповторимые лики эпох. - Кострома, 1993. С. 25-39.
2. Античная культура. Словарь-справочник. - М., 1995.
3. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.
4. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима - М.: Высшая школа, 1988.
5. Волков Г.Н. У колыбели науки. - М., 1971. С. 32-51, 164-192.
6. Драгунский Д.В., Цымбурский В.Л. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991. №1. С. 6-14.
7. Древние цивилизации. - М., 1989. Гл. ХVI-ХVIII.
8. Запад и Восток - традиции и современность. - М.: Знание, 1993. Гл. 1.
9. Ильин И.А. История искусства и эстетики. - М., 1983. С. 122-220.
10. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993. С. 15-29,31-43.
11. История зарубежного искусства. - М., 1983. С. 44-77.
12. История мировой культуры. Наследие Запада. - М.: РГТУ, 1998. С. 98-204.
13. Кузищин Н. Трудовая этика и античный полис // Вопросы истории. 1996. № 8.
14. Культурология. - Ростов-н/Д., 1996. С. 174.
15. Культурология. Курс лекций / Под редакцией А.А. Радугина. - М.: Центр. 1997. Гл.3. С. 138-156.
16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.
17. Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989.
18. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 1971. С. 157-319.
19. Мифы и легенды Древней Греции и Рима (любое издание).
20. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М. 1990, 1997 (2-е изд.) Т.1. С. 321, 326-331. Т.2. С. 380-384.
21. Страницы истории культуры. Вып. I. - Уфа, 1995. С. 35-79.
22. Страницы истории культуры. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. II. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 24-31.
23. Учебный курс по культурологии. - Ростов-н/Д., 1996. С. 116-163.
24. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. Учебное пособие для 10-11 кл. – М., 1997. Гл. 2,3.
25. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-н/Д., 1997. Гл. 2.
Методические рекомендации
Античная культура - величайшее творение человечества. Она оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатую мифологию, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точные математические доказательства, разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры. Никакая другая древняя культура не оставила в исторической памяти такую блистательную и многочисленную галерею титанических личностей. Сами греки уже осознавали свою уникальность в истории[28]. Античность заложила противопоставление мировой культуры на Запад и Восток. Каковы истоки "греческого чуда"? С целью более глубокого проникновения в феномен "греческого чуда" целесообразно сопоставить истоки античной культуры и восточных цивилизаций. При этом обратите внимание на особенности[29].
а) природно-климатических географических условий;
б) хозяйственной деятельности торговли и связанной с ними форм собственности;
в) государственного устройства и общественной жизни;
г) роли рабовладения в жизни общества и индивида;
д) социально-психологического склада характера, типа мышления и мировосприятия.
Все эти особенности формирования греческой культуры в полной мере проявились в классический период (к. VI - н. IV вв.) Древней Греции. Однако некоторые из них были уже в ранний период, когда складывалась греческая мифология в ее наиболее развитом (классическом) состоянии (часто обозначаемая как олимпийская). Она приходит на смену хтонической (господство буйных сил природы) и приобретает антропоморфные черты. Олимпийская мифология знаменует конец беспощадной власти природы над человеком. В чем сходство и отличие греческой и древневосточной мифологии? Чем они вызваны?
Олимпийцы - боги общественных сил. И среди них постоянно выделяются два божества - Аполлон и Дионис, породившие два противоположных мироощущения и две культуры. Аполлон - бог умеренности, гармонии, красоты и покоя - был строгим гарантом существующего порядка в космосе и полисе. Если Аполлон - это "мера", то Дионис - " избыток", разрушение меры. Дионис - религиозное воплощение желаний, неудовлетворенности, его стремления направлены на изменение существующего, на возрождение желаемого. Почему два столь несхожих, и зачастую противоположных божества, были в равной мере почитаемыми древними греками? Как эти начала примирялись в реальной жизни? Как может сказаться на культуре преобладание одного из начал[30]?
Определите значение греческой мифологии для культуры греков и западноевропейской цивилизации[31].
К классическому периоду греки уже не довольствовались религиозно-мифологическим объяснением мира и ищут ответ в материальном мире. Если архаический грек наивно воспринял космос и создал мифологическую картину мира, в котором царила гармония, красота, то грек классической эпохи должен был доказать, просчитать и вычислить все то, что он вначале утвердил умозрительно и принял на веру. Благодаря каким чертам греческой культуры стало возможно теоретическое осмысление мира, зарождение философии и науки в Древней Греции. Чем последние отличались от восточных[32]?
В понятие "античная" мы включаем греко-римскую культуру. Однако некоторые исследователи определяют римскую культуру либо как самостоятельную, либо как кризисную стадию античной культуры. Целесообразно обратиться к выявлению сходных черт той и другой культур, которые были порождены единой основой-полисом, а также сходными геополитическими условиями существования, и их взаимовлиянием. Общие черты не исключают определенной специфики: греческую и римскую культуру следует рассматривать как варианты античной культуры[33].
Наиболее ранней формой художественного осмысления мира является эпос. "Илиада" и "Одиссея" - героические повествования, составляющие целостную картину народной жизни, воспевающие героев Троянской войны. Если в "Илиаде " ярко отображен быт военного времени, то в "Одиссее" Гомер рисует главным образом картины мирной жизни. Обратите внимание на дискуссию: был ли гомеровский грек личностью.
Возникновение гомеровских поэм относят к VIII в. до н.э., хотя они повествуют о более ранних событиях. Не менее знаменитым поэтом доклассического периода был Гесиод (VII в. до н.э.), с чьим именем связывают две поэмы "Труды и дни" и "Теогония". С Гесиода начинается античная этика. Его поэмы стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов. При подготовке на этот вопрос обратите внимание на новые черты, которыми дополнились ценностные установки древнего грека. Какие качества ценил он в современнике[34]?
Кроме эпоса, который продолжал оставаться одной из важнейших основ греческого, а впоследствии и европейского искусства и образования, в классическую эпоху ведущими становятся театр и скульптура[35].
Велики достижения греков в области архитектуры, создавших ордерную систему. Огромны заслуги в области градостроительства. Бесспорно греческое влияние на римскую архитектуру. Кроме архитектуры на высоком уровне была живопись (до нас сохранилась только вазопись), музыка, историография и т.д. Тем не менее, художественной доминантой в культуре античности классического периода была скульптура. Почему? Чем уже отличалась греческая архаическая скульптура от древнеегипетской. Каковы характерные черты греческой скульптуры классического периода? Какую связь вы видите между скульптурой и архитектурой, а также скульптурой и другими видами искусства[36].
В другой части античного мира - Риме - архитектура становится ведущим направлением в культуре. Почему? Для более глубокого проникновения в эту проблему следует уяснить место государства в системе духовных ценностей римской культуры. Как это отразилось на культуре (образе жизни, религии, философии, искусстве)[37]?
Римская цивилизация, как уже было отмечено, во многих своих чертах схожа с древнегреческой. Однако это обстоятельство не исключает особой направленности в развитии римской цивилизации. Как географические, исторические факторы, отсутствующие или менее выраженные в Греции, оказали воздействие на формирование и характер римской цивилизации и культуры. Какое принципиальное отличие в сути древнеримской "древнегреческой мифологии? В чем заключалось своеобразие религии древних римлян? Каково содержание "римского мифа"? Как особенности исторического развития Рима, культурного влияния этрусков, греков способствовали формированию римской разновидности античной государственности и развитию римского права?
Уяснив особенности и роль государства и права в Древнем Риме, обратите внимание на их культурное влияние. Как эти факторы способствовали развитию различных видов культуры? Какими чертами римского менталитета, характера определялось развитие государственного права[38]?
Следующий этап римской культуры связан с возникновением империи. Однако цивилизационный кризис, сутью которого является кризис полисной системы, не привел к кризису римской культуры. В чем особенности выхода из цивилизационного кризиса Рима в отличие от Греции[39]. Время принципата Августа воспринималось современниками как "золотой век". Какие новые черты проявились в государственном устройстве? Как изменилось римское право. Чрезвычайно высокого расцвета достигла римская литература (Овидий, Вергилий, Гораций, Тибул). Власть покровительствует искусству и наукам. Небывалого развития достигает архитектура. Согласны ли вы с тем, что эпоха Августа была "золотым веком"? Какие симптомы упадка стали заметны в жизни Рима? Как изменились идеалы римского общества в период империи? Какой выход из кризиса предлагали римские философы? Как развивались идеи гуманизма в Риме эпохи империи? Какие сходные черты прослеживаются в культуре императорского Рима и эпохи эллинизма? См. об этом в выше рекомендованной литературе по Риму.
Терминологический словарь
Автаркия– (с греч. – самодостаточность) политика экономического, социального и культурологического обособления страны.