Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы»
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Требования к уровню подготовки:
Учащиеся 7 класса должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа. Литература 5-11 классы под ред. Коровиной В.Я., Коровина В.И., М.:Просвещение, 2009)
- «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011 г.
Список литературы
1. Н.В.Золотарёва, Н.В. Егорова, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс» - М: «ВАКО», 2009
№ урока | Дата урока | Тема урока, тип урока | Код КЭС | Элементы содержания | Код КПУ | Основные учебные действия (умения)и модели | Домашнее задание |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Беседа | Прочитать предания | ||||||
Устное народное творчество | |||||||
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Рассказ учителя. Беседа | 1.3 | Фольклор. Жанры фольклора | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Записи в тетради учить, читать былину «Вольга и Микула Селянинович» | ||
Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. Рассказ учителя. Беседа | 1.3 2.2 | Фольклор. Жанры фольклора. Былина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Знать определение былины, ответить на вопросы учебника. Читать былину «Садко» | ||
Урок внеклассного чтения 1. Киевский цикл былин. Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос | 1.3 2.2 | Фольклор. Жанры фольклора. Былина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Составить словарик «Так говорили былинные герои». Выучить отрывок из былины | ||
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Рассказ учителя. Беседа | 1.3 | Фольклор. Жанры фольклора | 2.11 | Уметь понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Составить письменное толкование понравившейся пословицы | ||
Древнерусская литература. | |||||||
Древнерусская литература. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Рассказ учителя. Беседа | 3.2 | Произведения ДРЛ | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Составить конспект, ответить на вопросы учебника | ||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. Внимание к личности, гимн любви и верности | 3.2 | Произведения ДРЛ | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Составить план пересказа эпизодов «Повести…» (по группам) | ||
Урок развития речи 1. Подготовка к письменной работе на тему: Нравственные идеалы и заветы древней Руси. | 3.1 | Использовать знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; | Читать оды Ломоносова. Инд.: подготовить сообщения о Ломоносове | ||||
Творчество М.В.Ломоносова | |||||||
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды. Рассказ учителя. Практикум | 1.4 4.1 | Литературные роды и жанры. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» | 1.2 2.1 2.7 2.8 2.4 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; выявлять тему, идею, проблематику произведения | Знать определение оды, составить словарь устаревших слов. Выучить отрывок | ||
Творчество Г.Р.Державина | |||||||
Г. Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку...», «Признание”. Рассказ учителя. Беседа | 4.3 | Творчество Г.Р.Державина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы, читать поэму «Полтава» | ||
Творчество А.С.Пушкина | |||||||
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отр). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Беседа | 5.5 1.4 | Творчество А.С. Пушкина. Литературные роды и жанры | 1.3 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Знать биографию А.С.Пушкина | ||
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. Рассказ учителя. Беседа | 5.5 | Творчество А.С. Пушкина | 2.1 2.7 2.8 2.5 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | Выучить отрывок из поэмы (по выбору). Читать «Песнь о вещем Олеге» | ||
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Практикум. Беседа | 5.5 | Творчество А.С. Пушкина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы. Читать «Борис Годунов» | ||
Урок развития речи 2. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» | 5.5 | Творчество А.С. Пушкина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Выполнить задания учебника. Читать повесть «Станционный смотритель» | ||
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. Беседа | 5.5 | Творчество А.С. Пушкина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы (инд.) | ||
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. Практикум | 1.4 | Литературные роды и жанры | 2.11 | Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Читать «Песню про … купца Калашникова». Инд.: сообщение о Лермонтове | ||
Творчество М.Ю.Лермонтова | |||||||
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Рассказ учителя. Беседа. | 1.3 | Основные факты жизни и творческого пути М.Ю. Лермонтова | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Подготовиться к тесту, ответить на вопросы | ||
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. Беседа. Практикум | 2.1 2.5 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | Читать стихи Лермонтова | ||||
М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы.«Когда волнуется желтеющая нива…». Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. Практикум | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Выучить любое стихотворение по выбору. Подготовиться к контрольной работе | ||
Урок контроля 1. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. | Прочитать повесть Гоголя «Тарас Бульба» | ||||||
Творчество Н.В.Гоголя | |||||||
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Рассказ учителя. Беседа | 1.3 | Основные факты жизни и творческого пути Н.В.Гоголя | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Подготовиться к беседе по вопросам. Инд. задания (по эпизодам) | ||
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. Практикум | 1.6 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | 1.2 2.4 2.6 | Знать содержание изученных произведений. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; | Выучить наизусть речь о товариществе | ||
Урок развития речи 3. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)» | 3.1 | Использовать знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; | Написать сочинение. Читать цикл «Записки охотника» | ||||
Творчество И.С.Тургенева | |||||||
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос. «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. Рассказ учителя. Беседа | 6.2 | Творчество И.С.Тургенева | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||
Урок развития речи 4. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | 1.4 | Литературные роды и жанры | 2.10 | Строить письменные высказывания в связи с изученным произведением | Выучить наиз. «Русский язык» | ||
Творчество Н.А.Некрасова | |||||||
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Рассказ учителя. Беседа. Практикум | 6.5 | Творчество Н.А.Некрасова | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||
Урок внеклассного чтения 2. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Выучить отрывок по выбору | ||||
Творчество А.К.Толстого | |||||||
Урок внеклассного чтения 3. А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанове» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | 1.4 | Литературные роды и жанры | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Знать определение баллады, ответить на вопросы. Читать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина | |||||||
М. Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственноё превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Рассказ учителя. Беседа | 6.6 | Творчество М.Е. С-Щедрина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Составить цитатный план сказки. Прочитать сказку «Дикий помещик» | ||
Урок развития речи 5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого | ||||
Урок контроля 2. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина» | Читать главы из повести Толстого «Детство». Инд.: сообщение о Л.Толстом | ||||||
Творчество Л.Н.Толстого | |||||||
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». (Главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Рассказ учителя. Беседа | 6.8 | Творчество Л.Н.Толстого | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Выполнить задания в учебнике | ||
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы. Читать рассказ Бунина «Цифры» | ||||
Творчество И.А.Бунина | |||||||
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Рассказ учителя. беседа | 7.1 | Творчество Бунина | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||
Урок развития речи 6. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «3олотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И.А. Бунина» | 1.2 2.1 2.7 2.8 2.10 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному. Строить письменные высказывания в связи с изученным произведением | Написать сочинение. Читать рассказ Чехова «Хамелеон» | ||||
Творчество А.П.Чехова | |||||||
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Рассказ учителя. Беседа. | 6.10 | Творчество А.П.Чехова | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы и выполнить задания в учебнике | ||
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Практикум | Прочитать рассказ «Злоумышленник» | ||||||
Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» | Прочитать рассказы «Тоска», «Размазня», ответить на вопросы | ||||||
Урок внеклассного чтения 4. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова» | ||||
Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...«, «Благовест». И. А. Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии ХIХ века | 1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении | 2.5 | Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; | Выучить стихотворение по выбору. Прочитать повесть М.Горького «Детство» | ||
Творчество М.Горького | |||||||
М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни», дед Каширин. Изображение быта и характеров. Рассказ учителя | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Подготовить художественный пересказ сцен (по вариантам) | ||||
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Беседа | 2.6 2.7 | Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию | Ответить на вопросы | ||||
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. Практикум | 2.1 | Уметь воспринимать и анализировать художественный текст | Прочитать «Легенду о Данко» | ||||
Урок внеклассного чтения 5. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы. Подготовить иллюстрацию к «Легенде» | ||||
Творчество В.В.Маяковского | |||||||
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Беседа | 7.3 1.8 | Творчество В.В.Маяковского Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Прочитать «Хорошее отношение к лошадям», подготовиться к беседе | ||
Урок внеклассного чтения 6. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Стихотворение по выбору выучить. Прочитать рассказ «Кусака» | ||||
Творчество Л.Н.Андреева | |||||||
Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы. Написать рассказ о любом животном. Читать рассказ «Юшка» | ||||
Творчество А.П.Платонова | |||||||
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Подготовить пересказ эпизодов (по выбору). Читать рассказ «В прекрасном и яростном мире» | ||||
Урок внеклассного чтения 7. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||||
Урок развития речи 7. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века) | 3.1 | Использовать знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; | Написать сочинение | ||||
Творчество Б.Л.Пастернака | |||||||
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов «Июль», «Никого не будет в доме...». Рассказ учителя. Беседа | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Проанализировать стихотворение (по выбору) | ||||
Урок контроля 3. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | |||||||
Литература второй половины 20 века. Проза и поэзия. | |||||||
Урок внеклассного чтения 8. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||||
Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». Рассказ учителя. Беседа | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Написать мини-сочинение «о чём плачут лошади». Прочитать рассказ «Кукла» | ||||
Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. Рассказ учителя.. Практикум | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Выполнить задания из учебника. Прочитать рассказ «Тихое утро» | ||||
Урок внеклассного чтения 9. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Рассказ учителя. Беседа | 1.2 2.1 2.7 2.8 2.6 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | Ответить на вопросы | ||||
Урок внеклассного чтения 10. Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | 2.5 | Характеризовать роль изобразительно-выразительных средств | Выполнить анализ стихотворения | ||||
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике Твардовского. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Развитие понятия о лирическом герое. Рассказ учителя. Беседа | 7.6 | Творчество А.Т.Твардовского | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Выучить стихотворение по выбору | ||
Урок внеклассного чтения 11. Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | 2.8 | Уметь выражать своё отношение к прочитанному | Законспектировать статью «Земля родная». Прочитать рассказы М.Зощенко | ||||
М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Рассказ учителя. Беседа | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||||
Урок внеклассного чтения 12. Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности | 7.10 | Поэзия второй половины 20 века | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Инд.зад | ||
Из литературы народов России. | |||||||
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта. Рассказ учителя. Беседа | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||||
Зарубежная литература. | |||||||
Р. Бернс. Слово о поэте. Представления поэта о справедливости и честности. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Рассказ учителя. Беседа | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||||
Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Беседа. Практикум | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Инд.зад | ||||
Японские хокку (хайку). Особенности жанра. Рассказ учителя. Беседа | 2.1 2.7 2.8 | уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Прочитать «Дары волхвов» | ||||
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. | |||||||
О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Рассказ учителя. Беседа | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Прочитать рассказ «Каникулы» | ||||
Урок внеклассного чтения 13. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра | 1.2 2.1 2.7 2.8 | Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному | Ответить на вопросы | ||||
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето | Задания для летнего чтения |