Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1 страница

1) (5) Хоть стояла зима, а таяло, и мы слепили снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа.

2) (16) Подросток вспыхнул, но одернулся – игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней.

3) (23)Они, мне казалось, уже не играли, а дрались – настолько грубы, свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела.

4) (26)И подросток улыбался, но не оставался в долгу и отвечал тем же.

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) (13) Михаил Иванович полоснул по ним длинной очередью.

2) (20) Уложив немца в яму, он засыпал тело, аккуратно подровнял могильный холмик, прочитал над ним краткую заупокойную молитву и пошел прочь.

3) (25) –Из жалости, – не стал кривить душой Михаил Иванович.

4) (32)А солдат на войне должен всегда ненавидеть врага – и живого, и мертвого.

-В8-

Формулировка задания:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

В8-1

(1) Когда ты начинаешь говорить о физическом труде, то это выходит глупо! (2) – Отец с раздражением поморщился.

(3) Пойми, глупый человек, пойми, безмозглая голова, что, кроме грубой физической силы, есть еще в человеке и ум, и дух божий, святой огонь, который в высочайшей степени отличает тебя от животного. (4) Он возносит тебя, он приближает тебя к божеству! (5) Этот огонь добывался тысячи лет лучшими из людей, в том числе и твоими предками. (6) Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя педагог, наконец, я, твой отец, архитектор! (7) Все Полозневы возжигали в себе и хранили святой огонь для того, чтобы ты погасил его!

(8) Надо быть справедливым, сказал я. (9) Физический труд выполняют миллионы людей.

(10) И пускай! (11) Другого они ничего не умеют делать! (12) Физическим трудом может заниматься всякая рвань, даже набитый дурак и прощелыга, что всю жизнь разбойничал на большой дороге. (13) Этот труд есть отличительное свойство раба и варвара, между тем как труд умственный, душевный дан в удел лишь немногим!

(14) Продолжать переливать из пустое в порожнее было бесполезно. (15) Для отца были убедительны только те слова и мысли, что высказывал он сам. (16) Кроме того, я знал очень хорошо: это высокомерие, с каким он отзывался о черном труде, имело в своем основании не одни лишь соображения насчет святого огня. (17) За ним стоял тайный страх, что я поступлю в рабочие и заставлю говорить о себе весь город. (18) Все мои сверстники давно уже окончили университеты и были на хорошей дороге, а сын управляющего конторой Государственного банка был уже коллежским асессором. (19) Тот же, кто был его единственным сыном, рос никем!

(20) Продолжать разговор было бессмысленно, бесполезно и неприятно, но я все сидел и слабо возражал, надеясь, что меня, наконец, поймут. (21) Ведь весь вопрос стоял просто и ясно. (22) Он только касался способа, как мне добыть кусок хлеба, как не заставлять других кормить меня и одевать. (23) Но простоты этой не усматривали, а говорили мне, слащаво округляя фразы, о Бородине, о святом огне, о дяде, забытом поэте (тот когда- то писал плохие рассказы и фальшивые стихи). (24) Я был прав, но меня грубо обзывали безмозглым, тупым человеком. (25) А мне хотелось решать этот вопрос самостоятельно! (По А.П. Чехову)

Фрагмент рецензии:   Разворачивая перед читателем полемику двух своих героев, А.П. Чехов вкладывает в их речь целый ряд приемов, служащих для выражения собственной позиции и для убеждения собеседника в своей правоте. В синтаксисе текста обращает на себя внимание обилие ____________ (предложения 1, 4, 25), а также несколько ______________ (предложения 20, 23). Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить __________ (предложения 3, 12, 24), а кроме того ___________ (предложения 14, 22). Список терминов: 1) ряды однородных членов; 2) фразеологизмы; 3) литоты; 4)развернутая метафора; 5) эпитеты; 6) вводные конструкции; 7) сравнительный оборот; 8) риторическое восклицание; 9) разговорная и просторечная лексика.

В8-2

(1)Бабушка Варвара, из Вятки, рассказывала:

– (2)В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. (3)Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

(4)И вот, никогда не забыть, грузили мы баржу с картошкой. (5)С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. (6)Парни мне стараются мешки поменьше давать, а все равно тяжело.(7)Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

(8)К вечеру дождь перестал. (9)Тащу мешок, а тятя говорит: «Варя, посмотри-ка, какая красота». (10)Я отвечаю: «Тять, куда же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами у себя вижу». (11)«Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое и не увидишь больше никогда. (12) Свет над рекой, будто коня небесного в радугу запрягли».

(13)Что такое, думаю, он увидел? (14)Сбросила тяжесть, разогнулась, гляжу – глазам не верю. (15)Подумала, что пожар. (16)Река, вся красная, так и пылает: радуга во все небо! (17)Поглядела я и будто умылась, дышать легче стало.

(18)И вот если б не обратил мое внимание отец на красоту, так слепой бы всю жизнь и прожила, ничего не понимая. (19)А от него я это переняла и детям передала.

(20)Пошла как-то с Настенькой, с дочкой своей, за земляникой. (21)День на дворе хороший, солнце. (22)В березняке, за болотом, я вышла на маленькую полянку и аж обомлела. (23)Зову туда дочку чуть не шепотом, словно кого спугнуть боюсь. (24)Полянка вся в землянике, красным-красна ягода, и на ней роса горит! (25)Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и давай рвать. (26)Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. (27)Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». (28)Я засмеялась: «Милая ты моя! (29)Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

(30)И вот чем закончу. (31)У этой дочки есть теперь своя дочь, моя внучка. (32)Гуляем в парке, а она младшенькой говорит: «Смотри, Машенька, цветы улыбаются». (33)На руки ее взяла: «Смотри, Машенька, какие в небе облака». (По В. Крупину)

Фрагмент рецензии:   Особенность малой прозы Владимира Крупина – подчеркнутая простота стиля, сочетающаяся с эмоциональностью и детальностью художественного изображения. Это отражается в синтаксисе: текст изобилует __________ (предложения 7, 14, 25). Внимательный читатель обратит внимание на такой прием, как __________ (предложения 12, 17, 23). Особую роль в создании тона речи рассказчицы играют __________ : «здоровая», «тятя», «натаскаться» (в предложениях 2, 3, 11), а также __________ (в предложениях 24, 32). Список терминов: 1) ряды однородных членов; 2) разговорные и просторечные слова; 3) вводные слова и предложения; 4) литота(-ы); 5) риторический(-ие) вопрос(-ы); 6) сравнение(-я); 7) гипербола(-ы); 8) метафора(-ы) и олицетворение(-я); 9) парцелляция(-и).

В8-3

(1)С детства я был обречен на безответную любовь. (2)Все девчонки, с кем я учился, были на два-три года старше и не считали меня за человека. (3)Классе в девятом, после школьного вечера, я осмелился тайно догнать одноклассницу Галю и сказать ей: «Давай с тобой дружить». (4)«С тобой?» – изумилась Галя и захохотала, так ей стало смешно. (5)А мне хотелось от жгучего стыда убежать на речку и утопиться.

(6)Дальше все было так же. (7)Я утешал себя тем, что мне остается работа и никто не запретит мне любить того, кого я захочу. (8)Узнает она или не узнает – это ведь неважно.

(9)Самая, быть может, моя пронзительная любовь обо мне так и не узнала. (10)Это была знаменитая в конце пятидесятых годов аргентинская киноактриса и певица Лолита Торрес. (11)Когда, сидя на полу нашего клуба, я впервые увидел ее на экране, не знаю, что сталось со мной. (12)Все переменилось. (13)Когда звучал ее голос, пока она шла из глубины дворца, когда ее лицо на экране приближалось, у меня захлестывало дыхание. (14)Свет зажегся, и мне вдруг показалось, будто меня убили и все сбегутся, чтобы на это смотреть. (15)Я убежал из клуба, пришел в себя в сарае, отлично помню, как плакал и бился лбом о деревянную перегородку от невозможности счастья. (16)Фильм назывался «Возраст любви».

(17)Возраст любви… (18)Любовь! (19)Тогда еще не было названо само слово, но кто же, как не она, сделала меня уверенным в том, что я вырасту, стану знаменитым и Лолита Торрес меня полюбит. (20)А она обязана быть мне верной и остаться столь же юной, как на экране. (21)Юной, рядом со мной, возмужавшим. (22) Я представлял: вот я становлюсь знаменитым человеком, о котором она не сможет не узнать. (23)Но тут же, терзая себя, понимал, что нет, не узнать обо мне Лолите. (24)И все мучил себя этим и не хотел, чтоб мучение кончилось, впервые чувствуя, что счастье в жизни приходит через страдание. (По В. Крупину*)

Фрагмент рецензии №1:   Особенность малой прозы Владимира Крупина – экспрессивность стиля, сочетающаяся с точностью художественного изображения. Это отражается в синтаксисе: в тексте присутствуют __________ (предложения 2, 5, 15), читатель обращает внимание на __________ (предложение 21). В лексике же особую роль в создании тона авторской речи играют __________: «юный», «возмужавший», «терзая» (в предложениях 21, 23), а также __________: «жгучий стыд», «пронзительная любовь», (в предложениях 5, 9) Список терминов №1: 1) сравнительный(-ые) оборот(-ы); 2) разговорные и просторечные слова; 3) однородные члены предложения; 4) литота(-ы); 5) риторический(-ие) вопрос(-ы); 6) слова высокого стиля; 7) гипербола(-ы); 8) эпитет(-ы); 9) неполное(-ые) предложение(-я).
Фрагмент рецензии №2:   Особенность малой прозы Владимира Крупина – экспрессивность стиля, сочетающаяся с точностью художественного изображения. Это отражается в синтаксисе: в тексте присутствуют __________ (предложения 18, 23), читатель обращает внимание на __________ (предложения 11, 13). В лексике же особую роль в создании тона авторской речи играют __________: «юный», «возмужавший», «терзая» (в предложениях 21, 23), а также __________: «был обречен на … любовь», (в предложении 1). Список терминов №2: 1)восклицательное(-ые) предложение(-я); 2) метафора(-ы); 3) синтаксический параллелизм; 4) литота(-ы); 5) риторический(-ие) вопрос(-ы); 6) слова высокого стиля; 7) гипербола(-ы); 8) эпитет(-ы); 9) парцелляция(-и).

В8-4

(1) С Николаем Максимычем Путохиным приключилась беда. (2) Он внезапно получил отставку по службе. (3) Потрясенный свершившейся несправедливостью, этот добропорядочный человек, презиравший прежде алкоголь, невзначай напился пьян и, забыв про все на свете, ровно пять дней и ночей сидел в трактире.

(4) Придя в себя и устыдившись, Николай Максимович направился домой. (5) Он заранее придумывал фразы, какими он ответит жене. (6) Он вообразил себе горящее, негодующее лицо, заплаканные глаза, поток жгучих фраз, и тотчас душу наполнило малодушное чувство страха, знакомое школьникам.

(7) "Э, все равно! – решил он, дернув у своей двери за звонок. (8) – Что будет, то будет! (9) Коли невыносимо станет, уйду из дома. (10) Выскажу ей все и уйду куда глаза глядят". (11) Когда он вошел к себе, жена Маша стояла в передней и с вопросом глядела на него.

(12) "Пусть она начинает", – подумал он, взглянув на ее бледное лицо и нерешительно снимая калоши. (13) Но она не начинала... (14) Он вошел в гостиную, потом в столовую, а она все молчала и глядела вопросительно.

(15) "Пущу себе пулю в лоб! – решил он, сгорая со стыда. (16) – Не могу дольше терпеть! (17) Сил нет!"

(18) Минут пять ходил он из угла в угол, не решаясь заговорить, потом быстро подошел к столу и написал карандашом на газетном листе: "Получил отставку". (19) Жена прочла, взяла карандаш и написала: "Не нужно падать духом". (20) Он прочел и быстро вышел, но не из дома, а... к себе в кабинет.

(21) Немного погодя Маша сидела возле него и утешала.

(22) – Перемелется, мука будет – говорила она. (23) – Будь мужчиной и не кисни... (24) Бог даст, перетерпим эту беду и найдем место получше.

(25) Он слушал, не верил своим ушам и, не зная, что отвечать, как ребенок, заливался счастливым смехом. (26) Жена покормила его, подогрела воду, умыла и уложила в постель. (27) На другой день он, бодрый и веселый, искал место, а через неделю нашел его...

(28) Пережитая беда многое изменила в нем. (29) Когда он видит нетрезвых, бездомных, опустившихся людей, то уже не смеется и не осуждает, как прежде. (30) Он любит подавать милостыню нищим и часто говорит: «Порок не в том, что мы порой оказываемся на дне, а в том, что не поднимаем падших».

(31) Может быть, он и прав. (По А.П. Чехову*)

Фрагмент рецензии: Рассказывая читателю историю Путохина, А.П. Чехов использует целый ряд приемов, служащих для выражения внутреннего мира героев. В синтаксисе текста обращают на себя внимание __________ (предложения 8, 16, 17), а также __________ (предложения 6, 26). Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить, во-первых, __________(предложения 10, 22, 25), а во-вторых, __________: «горящее лицо», «жгучие фразы» (предложение 6). Список терминов: 1) ряды однородных членов; 2) фразеологизмы; 3) литота; 4) развернутая метафора; 5) эпитет; 6) вводные конструкции; 7) сравнительные обороты; 8) восклицательные предложения; 9) разговорная и просторечная лексика.

В8-5

(1)Один мой знакомый, довольно крупный учёный, считает, как и многие другие, что учёному весьма полезно потреблять искусство. (2)В этом его убеждают многие наши литературоведы и исследователи, которые с гордостью отмечают, как помогала Эйнштейну игра на скрипке или чтение Достоевского. (3)Они сводят эту полезность примерно в разряд рекомендаций бегать по утрам по системе Купера, есть рыбу или употреблять поливитамины. (4)Но в данном случае заставляет задуматься не этот утилитарный, примитивный подход. (5)Мне было интересно, откуда он происходит. (6)Может быть, от веры этого человека в могущество научного подхода к любым явлениям жизни? (7)Он считает, что всё можно вычислить, что нет неразрешимых противоречий и непонятных явлений. (8)Ему всё ясно или всё может быть выяснено. (9)Он считает, что рано или поздно все явления искусства можно будет проанализировать, взвесить, разложить, оценить величину любого таланта. (10)Для него книга или фильм ценны своей информацией. (11)Много информации – хорошая книга, мало – плохая. (12)Всё очень просто. (13)Он ставит меня в тупик тем, что живо интересуется всем, что он не узкий специалист, в нём нет ограниченности, односторонности, он преуспевает как учёный. (14)И, самое печальное, я чувствую, что в нём эти взгляды укрепляются не только потому, что удобно, но и потому, что среди окружающих людей циркулируют те же идеи. (15)Я не знаю, придёт ли он когда-нибудь к тому горькому выводу, к которому пришёл Дарвин в конце жизни, почувствовав свой уход от искусства как утрату эстетического вкуса. (16)Дарвин писал, что это было равносильно утрате счастья и вредно отражалось на нравственных качествах, так как ослабляло эмоциональную сторону человеческой природы… (По Д. Гранину)

Фрагмент рецензии:   Бегать по утрам по системе Купера, есть рыбу, потреблять поливитамины и искусство – эти понятия оказываются сегодня в одном ряду, что вызывает неоднозначное отношение автора. Серьёзность поставленной проблемы заставляет Д. Гранина быть точным и резким в своих размышлениях, что сводит употребление средств выразительности к минимуму. Такие синтаксические средства выразительности, как __________ (предложение 6), __________ (в предложении 9), а также такое лексическое средство, как __________ («хорошая – плохая» в предложении 11), иллюстрируют прагматичность современного человека, с чем не может и не хочет мириться Д. Гранин. Потребительское отношение человека к жизни, науке и искусству, по мнению писателя, весьма распространено сегодня и может привести к печальным последствиям, что доказывается при помощи такого тропа, как __________ в предложении 14. Список терминов: 1) антонимы; 2) вопросительное предложение; 3) контекстные синонимы; 4) гипербола; 5) эпитеты; 6) инверсия; 7) синтаксический параллелизм; 8) метафора; 9) ряд однородных членов.

В8-6

(1)Михаилу Ивановичу Богданову было за пятьдесят, у него была многодетная семья. (2)Но все-таки в 1943 году его мобилизовали, потому что немцы порядочно обескровили нашу армию: убитым, раненым и плененным счет шел на миллионы.

(3)Он, глубоко верующий православный человек, служил санитаром и не одного раненого вытащил с поля боя.

(4)После того как в один из жесточайших боев эсесовцы дивизии «Галичина» пустили в ход минометы и наша контратака захлебнулась, на поле мгновенно наступило затишье. (5)То здесь, то там кричали раненые. (6)Михаил Иванович по-пластунски передвигался по полю боя. (7)Миновав обширную, расположенную в низине воронку, он приметил ее для гнезда, куда можно будет стаскивать раненых. (8)Он подбирался ползком то к одному, то к другому лежащему и, наскоро остановив кровотечение и перевязав, вместе с оружием стаскивал раненых в воронку. (9)Сделав десять ходок, он заполнил ее ранеными бойцами.

– (10)Эй, смотри, эсэсовцы идут! – вдруг прокричал один из раненых.

(11)Михаил Иванович подтянул к себе автомат. (12)Группа эсэсовских автоматчиков, пригнувшись, приближалась к воронке. (13)Михаил Иванович полоснул по ним длинной очередью. (14)Некоторые навзничь упали, сраженные, остальные залегли. (15)Началась перестрелка, в которой удалось подстрелить еще несколько немцев.

– (16)Глянь, братцы, уже отползают, вот уже драпают назад!

(17)За спасение раненых Богданов в тот же день был представлен к ордену Славы комиссаром батальона.

(18) А на следующий день после боя в канаве у проселочной дороги Михаил Иванович заприметил труп немецкого солдата. (19)Михаил Иванович сходил за лопатой и стал копать рядом могилу. (20)Уложив немца в яму, он засыпал тело, аккуратно подровнял могильный холмик, прочитал над ним краткую заупокойную молитву и пошел прочь.

(21)Через полчаса его вызвали к батальонному комиссару.

– (22)Богданов, мне доложили, что ты похоронил фрица.

– (23)Да, товарищ комиссар, я его похоронил.

– (24)А зачем ты закопал этого фашиста, из санитарных соображений или так, из жалости?

– (25)Из жалости, – не стал кривить душой Михаил Иванович.

– (26)Так, значит, ты пожалел врага?

– (27)Пожалел.

– (28)Так ведь это ж враг! (29)Пусть его вороны расклюют и волки растащат!

– (30)Это уже не враг, это убиенный человек, и его надо предать земле, ведь он тоже Божие создание.

– (31)Ты, Богданов, солдат! (32)А солдат на войне должен всегда ненавидеть врага – и живого, и мертвого. (33)Ты, помнится, был представлен к ордену Славы, но за твой поступок придется представление отменить. (34)Можешь идти.

(35)Как ни пытались мы заступиться за Михаила Ивановича, комиссар был непреклонен. (36)А Михаил Иванович только грустно повторял: «Бог с ним, с этим орденом, зато доброе дело сделал, убитого похоронил».

(37)И все мы, люто ненавидевшие врага, чувствовали в глубине души: прав наш Михаил Иванович. (По В. Лялину)

Фрагмент рецензии:   Отличительная черта прозы Валерия Лялина – особая прозрачность стиля, сочетающаяся с эмоциональностью и драматизмом художественного изображения. Это отражается в синтаксисе: в тексте присутствуют _________ (предложения 28, 29), читатель обращает внимание на _________ предложения 2, 8, 20). В лексике же особую роль в создании тона авторской речи играют __________: «мобилизовали», «контратака», «комиссар» (в предложениях 2, 4, 17), а также __________: «драпают», «фриц» (в предложениях 16, 22) Список терминов: 1) сравнительный(-ые) оборот(-ы) 2) разговорные и просторечные слова 3) ряд(-ы) однородных членов 4) литота(-ы) 5) риторический(-ие) вопрос(-ы) 6) профессиональные слова 7) гипербола(-ы) 8) метафора(-ы) 9) риторическое(-ие) восклицание(-я)

В8-7

(1)Самолёт летел с Восточного побережья Соединённых Штатов на Западное. (2)Это был самолёт американской авиакомпании.

(3)В положенный час нам дали обед. (4)На подносе лежал столовый прибор: ложки, вилки, ножи, маленькие ложечки. (5)Всё это было изготовлено из пластмассы цвета слоновой кости – полупрозрачного, гибкого, благородного на вид материала. (6)Такими же были и тарелки, чашки. (7)После обеда весь этот красивый сервиз (назовём его так) подлежал уничтожению. (8)Его не мыли, не сушили – это было не выгодно. (9)То был набор предметов для одноразового пользования. (10)Глядя на эти искусно сделанные вещи, я жалел об их короткой жизни. (11)Я не понимал, как можно уничтожать такие удобные и прелестные предметы. (12)Но затем я подумал: мы долго привыкали жить экономно, и нам кажется непозволительной роскошью уничтожать такие изделия. (13)Этим я себя успокаивал – и успокоил.

(14)Спустя какое-то время мой внук увидел, как я выбрасываю коробку из-под заграничных духов, великолепно сделанную, обитую внутри шёлком. (15)И шестилетний ребёнок пришёл в ужас, оттого что я могу выбросить столь красивую вещь. (16)Он схватил её, утащил к себе, хотя не знал, на что и как её приспособить. (17)Его ужас, его возмущение было чувством совершенно непроизвольным и здоровым. (18)Я вдруг понял, что то моё ощущение жалости к выброшенным приборам на американском самолёте тоже сродни этому чувству и идёт оно, наверное, не от бедности, а от утраченной, может быть, ещё естественности.

(19)Мы погружаемся в бытие, где вещи не наследуются, мода быстро старит их, они исчезают, ничего не оставляя – ни воспоминаний, ни сожалений; их сменяют новые вещи, которые исчезнут так же быстро. (20)Предметный мир не связывает нас с прошлыми поколениями, не сохраняет родственных связей. (21)Мы начинаем жить в мире всегда новых вещей. (По Д. Гранину)

Фрагмент рецензии:   За кажущейся незначительностью ситуации, описанной Граниным, скрывается серьёзная проблема, понять которую помогают синтаксические и лексические средства выразительности: __________ (предложение 17, 19, 20), __________ («я жалел об их короткой жизни» в предложении 10). Такое лексическое средство выразительности, как __________ («бытие» в предложении 19, «предметный мир» в предложении 20), убеждают в том, что проблема, поднимаемая автором, носит философский характер, а такое синтаксическое средство, как __________ в предложении 18, доказывает, что найти ответы на поставленные вопросы автору нелегко, поэтому он приглашает к размышлению и нас. Список терминов: 1) цитирование; 2) сравнение; 3) парцелляция; 4) ряды однородных членов; 5) метафора; 6) книжная лексика; 7) градация; 8) вводные слова; 9) восклицательное предложение

В8-8

(1)Марии Алексеевне недавно исполнился 61 год. (2)Выглядит прекрасно. Дом в идеальном порядке, хотя его хозяйка в последнее время всё чаще жалуется на усталость.

(3)Когда-то в её большой трёхкомнатной квартире проживала большая семья: она с мужем, сын, бабушка с дедушкой. (4)Согласно семейной легенде, именно они сумели воспитать в мальчике любовь к прекрасному. (5)Водили на балет, в музеи и консерваторию. (6)И параллельно, как-то незаметно, привили любовь к роскоши, которой, впрочем, в семье никогда не было.

(7)Муж ушёл к другой, старшее поколение оставило этот мир, а Мария Алексеевна посвятила себя сыну. (8)Всё самое лучшее – для любимого Митеньки. (9)Фирменная одежда. (10)Экзотическая еда. (11)Навороченный компьютер. (12)Телефон последней модели с прямым московским номером. (13)Машина в кредит.

(14)Митеньке уже сорок. (15)Мария Алексеевна, выйдя на пенсию, не оставила работы и продолжает трудиться бухгалтером. (16)Нельзя сказать, что ей очень этого хочется, здоровье уже не то, а что делать? (17)Митюше так не везёт с работой! (18)Такой талантливый, такой умница – пробовал свои силы в разных областях. (19)Однако нигде так и не сумел задержаться больше полугода. (20)То дефолт, то кризис, то начальница – дура.

(21)А ещё Дмитрий пробовал жениться. (22)Раза три или четыре пробовал. (23)Но все попытки оказались неудачными. (24)Те же критические полгода – и развод. (25)Расстраивается, конечно, нервничает, на мать срывается. (26)Почему кровать не заправлена? (27)Почему не оплачен счёт за свет? (28)Почему суп горячий?

(29)Так и живут. (30)Душа в душу. (31)Единственный камень преткновения – большая трёхкомнатная квартира. (32)Обижается сын на мать за то, что не переписывает она на него жилплощадь. (33)Всё время у неё отговорки находятся, почему она до сих пор этого не сделала… (34)Действительно, почему? (По Л. Руслановой)

Фрагмент рецензии:   Эмоции матери, её слепая любовь к сыну живо переданы автором при помощи таких синтаксических средств выразительности, как __________ (предложение 17), __________ (предложение 18, 25), __________ (предложение 8-13, 29-30). За житейской ситуацией, воссозданной Л.Руслановой, скрывается горькая ирония, пронизывающая весь текст. Такое лексическое средство выразительности, как __________ («камень преткновения» в предложении 31), заставляет читателей задуматься о настоящих человеческих ценностях. Список терминов: 1) фразеологизм; 2) синонимы; 3) парцелляция; 4) ряды однородных членов; 5) эпитеты; 6) восклицательное предложение; 7) метафора; 8) сравнительный оборот; 9) противопоставление.

В8-9

(1)Включаю в новогодние праздники утром телевизор, музыкальный канал. (2)В телевизоре эти примелькавшиеся четыре привидения в синих костюмах снегурочек с милыми юбочками и востроносыми колпачками. (3)Группа «Блестящие» со своим новым хитом под названием «Новогодняя». (4)Всё понятно: пришёл Новый год – ваяй сезонный хит, чтобы не забыли о твоём существовании.

(5)Итак, четыре девушки в клипе гадают, изображают своими нежными ручками часики, синхронно топают ножками и хлопают в ладоши. (6)Каждая поёт по куплету, чтобы лицо запомнили. (7)Усердно разученные движения. Вымученный текст, где пошлые слова об оставлении в старом году всего плохого и взятии в новый год всего хорошего соседствуют со строчками, напоминающими впечатления любителя галлюциногенных грибов.

(8)Например, такая: «Топ-топ, игрушки закружили хороводом». (9)Вы представляете себе топающие игрушки на ёлке? (10)Топающие шары, топающую мишуру, звёздочек топающих?! (11)А тут они не просто топают – они ещё «закружили хороводом». (12)То есть, видимо, в данном тексте просто описывается действие шампанского на девушку, такое приятное головокружение. (13)Игрушки в принципе не могут закружить «хороводом», если конечно, песня написана на русском языке. (14)Они могут «закружиться в хороводе» или «закружить хоровод». (15)Но автору текста кровь из носу надо, чтобы растопавшиеся игрушки закружили именно «хороводом», потому что другая рифма к выражению «с новым годом» не подбирается, а песню надо сдать точно в срок, примерно за полтора месяца до наступления праздника. (16)Вполне приличная рок-команда «Ногу свело» тоже создала свою «новогоднюю». (17)Точнее. Поменяла номер года в своей старой песне «С новым годом, землячки». (18)Там, естественно, текст поизобретательней: землячки рифмуются и с «чувачками», и с «червячками». (19)Последних в нашей поэзии с новым годом, кажется, не поздравлял ещё никто.

(20)Да… (21)Под ёлочкой такое не хочется петь, потому что всё это написано не от души, а для промоушна. (22)Как тяжкая трудовая повинность. (23)А Рождество и Новый год – слишком живые, слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. (24)Поэтому петь мы с вами будем всё те же бесхитростные, милые Jingle Bells и «В лесу родилась ёлочка», хотя практически никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров. (По С. Новопрудскому)

Фрагмент рецензии: С. Новопрудский приглашает читателей к совместному прочтению современных песенных текстов. Такие лексические средства выразительности, как __________ («кровь из носу» в предложении 15), __________ («примелькавшиеся» в предложении 2, «вымученный» в предложении 7, «приличная» в предложении 16), а также такое синтаксическое средство выразительности, как __________ (предложение 21-22), помогают автору выразить собственное отношение к предмету обсуждения. С. Новопрудский размышляет об отечественной эстраде, не скрывая своих эмоций, чему способствует такой троп, как __________ (в предложениях 4, 7, 12, 19). Список терминов: 1) фразеологизм; 2) сравнительный оборот; 3) ирония; 4) разговорные слова; 5) эпитеты; 6) лексический повтор; 7) ряды однородных членов; 8) вопросно-ответная форма изложения; 9) парцелляция.

Наши рекомендации