Псалом, проповедь и притча как жанры христианской литературы»

Семинар №1

Гомеровский эпос: «Одиссея»

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику эпосу. Обозначьте предмет изображения в эпосе; героическом эпосе; «Одиссее».

2. Выявите фабулу и сюжет поэмы; поясните суть и цель использования а) лейтмотива скитания героя и б) приема транспозиции, организующих композицию «Одиссеи».

3. Соотнесите художественный мир героического эпоса и художественный мир «Одиссеи»:

3.1. Хроника (время течения событий). Охарактеризуйте жанрообразующие категории «абсолютного прошлого» (см. Бахтин, с.456-461; Гачев, с.100-102; Шталь, с.77); памяти, национального предания, субъективности-объективности повествования (см. Бахтин, с.456-461); абсолютной эпической дистанции (см Бахтин, с.456-461) и их роль в организации хронотопа «Одиссеи».

3.2. Топика (пространство, места, в которых оказывается Одиссей). Проанализируйте природно-культурный контекст «Одиссеева пространства»: Олимп и его обитатели; Аид, море; «милая земля отцов» Итака; остров нимфы Калипсо; страна киконов; страна лотофагов; остров киклопов; остров Схерий, нравы и обычаи феаков. Дайте характеристику каждому локусу (месту). Предложите возможные их классификации.

Задание выполняется письменно и оформляется в виде таблицы, которую нужно сдать на проверку после семинара:

Название локуса Описание локуса Обитатели Роль локуса в судьбе Одиссея Оценка локуса и отношение к нему

4. Одиссей-скиталец как эпический герой

4.1. Модель и мотивация поведения: роль судьбы в скитаниях героя; роль случая; роль других факторов; поведение Одиссея в критических ситуациях (о проблеме эпического человека см. Бахтин, с.475-479; Шталь, с.77).

4.2. Одиссей – культурный герой античной Греции; Нового Времени; ХХ века. Попытайтесь определить, какие качества Одиссея как архетипического персонажа могли сделать его культурным героем этих эпох?

5. Автор и слово в эпосе. Обозначьте специфику эпической авторской позиции. Приведите примеры. Укажите основные приметы гомеровского стиля и приведите примеры их использования в тексте.

Примеры гомеровского стиля – письменно (не менее двух примеров из «Одиссеи» на каждую особенность стиля). Сдать на проверку сразу после семинара.

6.Выявите синтетическую природу жанра «Одиссеи». Проявления каких литературных видов и жанров можно обнаружить в поэме? Приведите их примеры.

7. Реконструируйте с помощью «Одиссеи» модель греческой культуры (что мы узнаем о древних греках, прочитав «Одиссею»).

Литература:

1. Гомер. Одиссея. Пер. В.А.Жуковского.

2. Бахтин М.М. Эпос и роман. / В кн. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

3. Боннар А. Одиссей и море / Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. М., 1992.

4. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.

5. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

Семинар №2

Античный роман

Вопросы и задания

1. Вспомните определение жанра романа. Изучите ст. «Роман» в «Краткой литературной энциклопедии» и сформулируйте основные отличительные признаки и историю романа как жанра.

Письменное задание – конспект статьи с а) четко сформулированными признаками романного жанра; б) названиями и особенностями разных типов романа; в) этапами развития романа как жанра.

2. Поэтика греческого любовного романа.

2.1. Связь античного романа с мифом, эпосом, драмой и лирикой.

2.2. Перечислите мотивы и события, перипетии, характерные для античного романа.

2.3 Каковы способы изображения эмоционального мира героев? Приведите примеры.

2.4. Тип героя в романе. Что мы про них знаем (внешность, социальное положение, мотивы поступков, цели и жизненные ценности)?

2.5. Обозначьте своеобразие хронотопа (времени и пространства) в греческом романе.

3. Обоснуйте определение романа «Дафнис и Хлоя» как любовно-буколического, а романа Апулея «Метаморфозы» как философско-авантюрного.

4. Охарактеризуйте роман Петрония «Сатирикон» как пародию на греческий любовно-приключенческий роман.

5. Особенности стиля и языка романов (лексика, синтаксис).

6. Влияние античного романа на современную массовую литературу и культуру (мелодраматизм, концепция человека, понимание судьбы, событийность).

Литература:

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. (Раздел «Формы времени и хронотопа в романе»: Главы «Греческий роман», «Апулей и Петроний») С.234-261. Например, на сайте: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bahtin_voprosi/

2. Томашевская М. Три романа античной Греции / Греческий роман. М., 1988. С.5-17.

3. История всемирной литературы. Т.1. С.497-499. Например, на сайте http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/ivl/zhanry-i-predstaviteli.htm

4. Лосев А.Ф. История античной литературы (главы «Греческий роман», «Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя», «Послеклассическая литература. Поздняя Римская империя) на сайте http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/index.htm

Семинар № 3

Псалом, проповедь и притча как жанры христианской литературы».

Задания:

1. Псалом как жанр, специфика псалма как произведения культового по своим истокам и назначению и как произведения иудейской лирики. Классификации псалмов. Роль псалтири в средние века и новое время. Отметьте смысловые и формальные различия, существующие между греческой сольной и хоровой меликой 7-6 вв. до н. э. и библейской лирикой псалмов как двух источников европейской лирической поэзии.

2. Проанализируйте псалмы 1, 56, 76: наличие рифмы, разновидности параллелизма, главную тему или настроение псалма – как они развиваются в ритме, композиции, системе образов?

3. Сопоставьте канонический перевод псалмов 1,56,76 с переводами С.Аверинцева (принести распечатки текстов этих псалмов). Какие эстетические цели ставил перед собой ученый-переводчик, насколько ему удалось осуществить их? какие стилистические средства использовал С.Аверинцев для выражения иудейской праосновы лирики псалмов?

4. Притча как литературный жанр. Причины обращение Христа к данному жанру. Типы евангельских притчей по форме (притча-афоризм, притча-рассказ (или притча-новелла), притча-сравнение) и по содержанию (см. классификацию А. Меня).

5.Проповедь как литературный жанр. Определите значение «Нагорной проповеди» (Евангелие от Матфея) в составе Нового Завета. Сравните ее с заповедями Моисея, выявите сходства и различия.

6. Письменное задание: сравнительный анализ одного из псалмов в каноническом переводе и переводе Н. Гребнева – СДАЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ ПОСЛЕ СЕМИНАРА (в качестве образца будем анализировать на занятии канонические переводы и переводы С. Аверинцева)

Библиография:

1. Библия: Псалтирь. Исход (главы 20-23). Евангелие от Матфея. Евангелие от Луки. Евангелие от Марка. Например, здесь http://jesuschrist.ru/bible/

2. Аверинцев С. Арфа царя Давида. У истоков древнейшей лирической традиции / Иностранная литература. 1988. №6. С. 189-194.

3. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968. Т.6. Статьи Псалом, Проповедь, Притча. – см. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-0411.htm

4. Мень А.В. Библиологический словарь (Статьи: Жанры библии, Притчи евангельские, Псалтирь) – см. http://www.agape-biblia.org/books/Book04/

5. Мень А.В. Сын человеческий (Часть 1, глава 5 «Благая весть) – см. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Men_S/05.php

6. Гребнев Н. Книга псалмов. Перевод в стихах (+ предисловие о Псалтыри) – см. http://www.mirpoezylit.ru/books/7543/

7. Семенов-Тянь-Шанский А. Православный катехизис (Часть 4. О Духовной жизни христианина. Христианская этика. Главы: 7 – 15, 31) – см. http://krotov.info/libr_min/s/swift/capter4.html#d31

Семинар № 4.

Наши рекомендации