Тема 21. Повторительно-обобщающий урок. Самоанализ урока
Предварительные задания учащимся.
Мотивация деятельности. Организация учебной деятельности учащихся.
Формы, виды, приемы, инновации в проведении уроков повторения.
Анализ и самоанализ урока.
Наблюдения показывают, что молодые учителя, готовясь к уроку, слабо уделяют внимание проверке, обобщению, систематизации знаний учащихся, для многих проверка знаний учащихся — лишь печальная необходимость.
А ведь именно проверка знаний учащихся, обобщение, систематизация знаний являются критерием мастерства учителя. Учитель не только лектор, показывающий свою эрудицию малосведующей аудитории. Это мастер, который передает свои знания ученику. Именно достижения ученика являются мерилом мастерства учителя. Следовательно, учителю необходимо продумать как научить ученика составлять план ответа, сформулировать очередную мысль, отвечать последовательно, полно, доказательно, правильным языком, оперируя терминами, датами, знанием карты и документов. Всему этому ученика надо учить. Отдельные элементы перечисленных приемов работы встречаются на комбинированном уроке, но наиболее полно используются на повторительно-обобщающем уроке.
Повторительно-обобщающий урок завершает изучение темы из 6-8 параграфов. Учителю необходимо отобрать для урока наиболее важные факты, события, даты, персонажи. Продумывает структуру урока, формы и виды деятельности учащихся. На уроке проверяются и обобщаются знания по теме (в виде игры, контрольных, тестов, работы по карточкам и др.) Отрабатывается и закрепляется умение систематизировать материал, делать выводы, оперировать понятиями, применять полученные знания на практике.
При планировании организации урока учитель должен учитывать психологические возрастные особенности учащихся, уровень сложности материала, расписание уроков предшествующих уроку истории у учащихся (что влияет на настрой, например, уроки физкультуры) и другие факторы, что способствуют оптимизации учебного процесса.
Трудность в планировании повторительно-обобщающего урока заключается в том, что на нем нужно закрепить, уточнить, осмыслить и систематизировать знания учащихся по разделу или теме, включающей в себя 6-8 уроков. Урок обобщения должен выявлять основные знания, умения и навыки учащихся, утвержденных государственным стандартом и программами по предмету. Начинать повторение материала необходимо с фронтального опроса. Вопросы носят контрольный характер и не требуют глубины ответа (например, по теме «Киевская Русь в IХ-ХIII вв.»: Назовите славянские племена? Как называлась река, где была расположена столица Руси? И т.д. Фронтальный опрос включает в себя работу с терминами, хронологией, названием событий, людей, населенных пунктов и др. Продолжительность фронтального опроса 5-10 минут. Проводить опрос лучше устно, это позволяет проговорить учащимся ответ, услышать дополнение или исправление неполных или неверных ответов.
Работа по развитию индивидуальных речевых способностей учащихся может проходить на уроке обобщения как в группе, так и для каждого учащегося. Приемы работы, которые может использовать учитель, разнообразны: сочинение — описание учебной картины по теме, доклад, сообщение по дополнительной литературе, характеристика политического деятеля, сравнительный анализ исторических событий и др.
Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с ним как бы вновь повторяют то, что выучили сами накануне. И чем лучше организовано повторение знаний, тем больше условий для систематизации, закрепления и обобщения. Проверяются и обобщаются не только знания, полученные на уроках, проверяется организация и методика самостоятельной домашней работы учащегося, качество знаний и умений по заданному и уже пройденному материалу, или, иначе, качество усвоения программы (всей программы, а не только ее отдельной части).
Изучая историю, учитель увлекается научностью, или, стараясь быть доступным, выхолащивает теоретические знания, останавливаясь на ярких исторических событиях или личностях. Начинающий учитель думает о том, чтобы успеть изложить новый материал, чтобы ему хватило 40 минут на изложение и повторение изученного материала, редко комментирует проблемы, с которыми могут столкнуться ученики в процессе выполнения домашнего задания.
Во всех этих случаях учитель работает вслепую, не зная, как действуют его педагогические приемы на учащихся. Опытный учитель, объясняя, смотрит не на потолок и не в окно; он смотрит на класс, видит всех и каждого в отдельности. И не с тем только, чтобы своевременно заметить нарушителей дисциплины. По глазам, по выражению лиц он проверяет, как действуют на учащихся его слова, его действия, все используемые им педагогические и методические приемы, средства, методы организации познавательной деятельности учащихся. Проверяет, понимают ли его учащиеся, интересно ли им. Это дает ему возможность вести объяснение по плану, или быстро, на ходу перестроиться с тем, чтобы добиться лучшего результата.
Этому способствует и самоанализ урока. Учитель должен ответить на ряд вопросов:
1. Какое место данный урок занимает в изучении темы? Какому этапу тематического блока он соответствует? В связи с этим, насколько обоснован выбор данного типа (и вида) урока?
2. Какова мотивация деятельности учителя и учащихся на данном уроке? Каковы цели учебного занятия? Чем они обусловлены? Как в них отражаются современные подходы к содержанию школьного исторического образования?
3. В какой степени учебный материал соответствует Государственному образовательному стандарту, программе? Соблюдены ли принципы научности, достоверности, доступности в исторических фактах, событиях?
4. Как в содержании урока отражены новые данные исторической науки, современные подходы к анализу и оценкам прошлого, наличие неоднозначных версий и суждений по поводу изучаемых фактов, опирается ли учитель на жизненный опыт учащихся. Есть ли взаимосвязь с ранее изученным материалом?
5. Какова роль учителя на уроке: (оратор, преобладает монологическая речь учителя; его суждение единственно верное, он авторитарен; или собеседник, умелый рассказчик, умеющий переключать внимание учащихся на беседу, вести диалог, владеть вниманием слушателей, организовать работу с учебником, тетрадью, картой, документом)?
6. В чем заключалась учебная работа школьников? На каком уровне познавательной деятельности она была организована (эмпирическом или теоретическом)? Какие методы (продуктивные и репродуктивные) в организации познавательной деятельности учащихся учитель применял на уроке? Соответствовали приемы и методы работы целям и задачам урока?
7. Какими приемами и средствами поддерживал интерес и познавательную активность учащихся на уроке? Дифференцировал ли задания для учащихся в зависимости от познавательных способностей детей?
8. Соответствует ли ход урока плану? Является ли цельным, а не фрагментарным, имеет ли логическое завершение, готовит ли к изучению нового материала?
9. В чем выразились результаты урока? По каким критериям учитель и учащиеся судят о его результативности? Объективность учителя в выставлении оценок.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем определяется мотивация деятельности учащихся на повторительно-обобщающем уроке?
2. Охарактеризуйте формы, методы, приемы организации учебной деятельности на данном уроке.
3. Какие основные моменты должен учитывать учитель при самоанализе урока?