Коллекционный (систематический) метод экспонирования
Предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица систематической экспозиции – типологический (системный) ряд. Он позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественнонаучных, научно-технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.
Ансамблевая экспозиция
Сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры – дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарного и естественнонаучного профиля. Структурной единицей ансамблевого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов (орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных источников). Такой комплекс по своему содержанию и в зрительном восприятии представляет собой законченное целое. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителями и оказывают сильное эмоциональное воздействие (например, этнографические музеи «под открытым небом»).
Ландшафтная экспозиция
Параллельно с ансамблевыми формировались ландшафтные экспозиции, воссоздающие «природные ансамбли». Их основная структурная единица - биогруппы (экспозиционные комплексы из объектов животного и (или) растительного мира) и ландшафтные диорамы (экспозиционное пространство, как правило, заглубленное внутрь стены с художественно оформленной задней стеной и объектами фауны и флоры на переднем плане). В биогруппе и диораме кроме животных и растений размещают макеты валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы позволяют воссоздать действительный облик животного и динамику его движения. Ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира с первой трети XIX в., а в России – с 1930 г.
Иллюстративный (иллюстративно-тематический
Или тематический) метод
Позволяет посредством экспозиционных материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает музейную иллюстрацию отражаемых событий или явлений. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения. С 1930-х гг. тематический (комплексно тематический или хронолого-тематический) метод стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях.
Музейно-образный метод
Используется для создания экспозиционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а «обстановка» превращается в художественный портрет ее владельца. Основной структурной единицей музейно-образной экспозиции является экспозиционно-художественный комплекс, в котором музейный предмет становится средством, элементом «формы».
Традиционные методы экспонирования объективно стремятся объединить экспозицию в нечто целое – коллекцию, интерьер, иллстративный комплекс, музейный образ и т.п. Этого требуют не только законы экспонирования в определенном пространстве, но и законы восприятия музейной экспозиции как объекта познания, нуждающегося в условных границах, в последовательности освоения. Стремление к внутреннему единству, к информационной емкости объективно приближает музейную экспозицию (как пространственную структуру) не просто к образности, а к образности художественной, к искусству, т.е. к такой системе или, точнее, организму, в котором нет ничего случайного и механически служебного. Таким образом, предложенный музеологом Т.П. Поляковым новый метод проектирования музейных экспозиций – художественно-мифологический – стремится к созданию полноценного музейного произведения искусства.
Принципиальной основой нового метода является отношение к музейной экспозиции как к новому виду искусства, а музейный предмет должен стать основой языка этого искусства. Принципиальной особенностью художественно-мифологического метода является стремление к предметной подлинности. Однако музейный предмет воспринимается как своего рода актер, лишенный голоса и способности к движению. И то, и другое восстанавливается за счет средств функционально-декоративного оформления, среди которых особую роль играют метафорические скульптурные конструкции в качестве условной витрины. Развивая идею витрины-образа и «музейного натюрморта», т.е. разрабатывая концепцию музейной инсталляции, сторонники нового метода сохраняют музейную специфику нового метода экспонирования. По строенная художественно-мифологическим методом музейная экспозиция воспринимается как художественно-мифологическая модель (картина) определенного исторического процесса (явления, события), призванная отразить его символическую суть, используя специфические музейные средства и жанровые формы (так построена в 1989 г. Экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского в Москве).
Экспозиционные материалы
Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памятников истории и культуры из конкретного музейного собрания и поэтому основу музейной экспозиции составляют музейные предметы, ставшие экспонатами. Осознавая в качестве главной функции – сохранность экспонатов, музейные сотрудники должны свести до минимума экспонирование письменных и изобразительных подлинников в соответствующих условиях показа. После кратковременного экспонирования подлинники должны быть немедленно заменены на высокохудожественные копии. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, т.е. предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейного предмета (копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы). Причинами их экспонирования являются следующие: 1) отсутствие особого режима хранения и специальных мер защиты для уникальных музейных экспонатов; 2) утрата (недоступность) оригинала; 3) отсутствие необходимой площади для демонстрации крупногабаритного предмета.
Копия – это предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала. Различают два вида копий: 1) современное воспроизведение музейного предмета, которое по возможности точно повторяет те черты подлинника, которые являются существенными с точки зрения цели и задач копирования; 2) повторение произведения искусства, которое выполнено автором.
Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, называют репродукцией. Точно передают облик подлинника слепки с произведений искусства и декоративно прикладного творчества.
Слепок – точное воспроизведение предмета, выполненное литьем или из затвердевающего материала (полученные путем заливки формы наполняют
гипсом). Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи – модели предмета в натуральную величину, изготовленные из воска, папье-маше, пластмассы и др.
При утрате памятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описаниям создается так называемый «новодел»– точная копия, выполненная из материала подлинника в натуральную величину. Воспроизведение может выполняться и в отличных от оригинала масштабе и технике, но при этом давать верное о нем представление. Таковы макеты и модели, выполняемые в условном масштабе.
Макет – объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроизводят производственные и бытовые интерьеры, внешний вид отдельных зданий и сооружений, ландшафт и рельеф местности.
В отличие от макета модельсохраняет конструктивные принципы и фактуру оригинала. Модели создаются в тех случаях, 1) когда требуется изменить масштаб предмета, который не может быть представлен в экспозиции из-за своих габаритов, 2) когда необходимо показать процесс функционирования или работы предмета или же выделить упрощенную, условную схему предмета для его наглядной демонстрации, 3) когда нужно представить предмет, существующий только в проекте или плане.
В последние десятилетия в музейной сфере все более широкое распространение получает новый способ создания оптического двойника предмета – голография. Голограмма – это объемная оптическая копия реального предмета, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Под воздействием пучка света это изображение воспроизводится в натуральную величину (или в измененном виде). Голография дает возможность изготавливать объемные копии исторических реликвий (голограммы булавы Богдана Хмельницкого, мумии доисторического человека и др.).
Могут создаваться голографические интерьеры, портреты современников, а также голограммы произведений скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание голограммной копии с произведения искусства – работа тонкая и творческая, требующая специальных познаний в области искусствоведения, поэтому она сродни труду художника-копииста. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся научно-вспомогательные материалы – карты, схемы, диаграммы, таблицы и др.
Особое место в экспозиции принадлежит текстам, которые по своему содержанию должны быть однозначными, ясными, лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на 1) заглавные (названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов); 2) ведущие (главная идея экспозиции в целом или каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов); 3) пояснительные или объяснительные (аннотация к залу, теме, комплексу или отдельному экспонату); 4) этикетаж (совокупность этикеток – этикетаж; этикетка – это текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, т.е. сведения о материале, размере, способе изготовления, авторе, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении, подлинник или копия); 5) указатели (план экспозиционных залов с названием каждого из них, маршрут экскурсии, а также в виде стрелок на стене или на полу). Следует обратить внимание, что подлинные письменные и фотоисточники требуют особых условий хранения и не могут долгое время находится в экспозиции: их необходимо заменить качественными копиями.
В зарубежных музеях посетителю помогает сориентироваться в музее ориентирующая информация: 1) пространственно-ориентирующая (информирование посетителей о месте их нахождения, маршрутах экскурсий, расположении залов, наборе предоставляемых услуг, в том числе о том, какие языки могут использоваться в музее); 2) интеллектуально-ориентирующая (разъяснение возможностей и особенностей музея, способов знакомства с коллекциями музея).
Широкое применение в современных экспозициях получили аудиоматериалы (лат. audire – cлышать) – фонозаписи, фонокомментарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музыкальные и документальные звукозаписи исторических деятелей, поэтов, писателей, певцов и др.); аудиовизуальные материалы (лат. audire – cлышать + visio – видение) – кино- и видеоматериалы на различных носителях (кассеты, видеокассеты, компьютерные диски и т.д.).