III. Литературное краеведение
Продолжая тему литературного краеведения, начатую на предыдущем уроке, предоставим слово ученикам, которые дома готовили рассказы о поэтах и писателях родного края, учились выразительно читать их стихи и прозаические отрывки.
Можно предложить детям творческую работу: самостоятельно рассказать в прозе, стихах и (или) рисунках о своем родном крае.
Домашнее задание
Подготовиться к следующему уроку (в зависимости от замысла учителя).
Опережающее задание
Начать чтение романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Писатели улыбаются
2 часа
Уроки 95—96
В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики».
Или М. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Галоша», «Монтер»
В. М. Шукшин
Государственный стандарт для основного общего образования предлагает два рассказа В. М. Шукшина по выбору[28].
Авторы программы под редакцией В. Я. Коровиной в программе, в разделе «Писатели улыбаются», дают такую аннотацию:
Василий Макарович Шукшин.Слово о писателе.
Рассказы „Срезал“ и „Критики“. Особенности шукшинских героев-„чудиков“, правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ „странного“ героя в литературе»[29].
В учебнике помещены биографическая статья (с. 150—152), небольшая литературоведческая статья «„Странные люди“ — герои Шукшина» (с. 152—153), статья «В. М. Шукшин и его фильмы» (с. 154) и рассказ «Срезал» с вопросами к нему (с. 155—165).
Рассказ Шукшина «Срезал» потребует от учителя обширного историко-культурного комментария и объяснений о природе комического в рассказе.
С успехом пройдут уроки по названным в программе рассказам В. М. Шукшина в классе с высоким уровнем литературного развития детей.
М. М. Зощенко
Государственный стандарт в основной школе предполагает изучение двух рассказов М. М. Зощенко. Программа под редакцией В. Я. Коровиной относит знакомство с произведениями Зощенко на 7 класс.
Дети прекрасно воспринимают рассказы М. М. Зощенко, встречают их дружным смехом. На наш взгляд, два урока раздела «Писатели улыбаются» в 6 классе можно было бы посвятить чтению рассказов М. М. Зощенко «Аристократка», «Галоша», «Монтер» и других, а на следующий год в 7 классе прочитать произведения В. М. Шукшина «Срезал» и «Критики».
Чтобы приблизить юмористическую тему к современности, на втором уроке можно прочитать с детьми рассказы Григория Горина (например, рассказ «Почему повязка на ноге»).
Домашнее задание
Продолжить чтение романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
Марк Твен*
3 часа
Урок 97
Марк Твен и его герои. «Приключения Гекльберри Финна»
I. Марк Твен и его герои
Урок начнем с обращения к прошлогоднему опыту чтения романа «Приключения Тома Сойера». Со времени прочтения книги прошел год, и мы можем спросить учеников:
— Какие эпизоды из «Приключений Тома Сойера» вы вспоминаете до сих пор? Какие страницы вам хотелось бы перечитать?
— Изменилось ли ваше отношение к героям этой книги? Что вы сейчас думаете о приключениях, в которых участвовали мальчики, об их поведении во время опасности?
— Когда вы прочитали книгу «Приключения Гекльберри Финна»? Какие еще романы Марка Твена вы прочитали?
Учитель вместе с учениками может прочитать вступительную статью учебника (с. 182—183), рассмотреть иллюстрацию, изображающую памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США), и ответить на вопросы (с. 184). Оживление вызывает 3-й вопрос:
— Каким, по-вашему, героям литературных произведений надо было бы поставить памятники и почему?
Если у детей разыграется фантазия, не будем спешить останавливать их: ответы на этот вопрос помогут учителю прояснить картину читательских интересов класса.
II. «Приключения Гекльберри Финна»
Прежде чем читать главы, данные в учебнике, вспомним весь роман. В этом нам помогут вопросы пункта 3 (с. 197). Важно, чтобы свои ответы на вопросы ученики подтверждали цитатами из текста.
— Что за «предупреждение» стоит в начале романа и на какой лад оно настраивает читателей?
В начале романа «Приключения Гекльберри Финна» автор от имени рассказчика пишет: «Вы про меня ничего не знаете, если не читали книжки под названием „Приключения Тома Сойера“, но это не беда. Эту книжку написал мистер Марк Твен и, в общем, не очень наврал. Это ничего. Я еще не видал таких людей, чтобы совсем не врали, кроме тети Полли и вдовы, да разве еще Мери. Про тетю Полли — это Тому Сойеру она тетя, — про Мери и вдову Дуглас рассказывается в этой самой книжке, и там почти все правда, только кое-где приврано, — я уж про это говорил».
Такое вступление настраивает читателей на то, что они снова встретятся со своими любимыми героями. Простодушное признание Гека, что Марк Твен не очень наврал, заставляет улыбнуться и читать с ожиданием, что у друзей будут новые приключения.
— Кто из ребят входил в компанию Тома? Чем они собирались заниматься?
В компанию Тома Сойера входил Гек Финн, Джо Гарпер, Бен Роджерс, маленький Томми Варнс и еще один или два мальчика. Они собирались играть в разбойников, организовать шайку и грабить дилижансы, пленников убивать, а за женщин требовать выкуп.
— Когда и в связи с чем Гек изменил свое отношение к выдумкам Тома?
В главе «Засада на арабов» рассказывается о том, как Гек Финн стал более критично относиться к выдумкам Тома. Том сказал своей шайке, что «завтра около пещеры остановится целый караван богатых арабов и испанских купцов, с двумя сотнями слонов, шестью сотнями верблюдов и тысячей вьючных мулов, нагруженных алмазами, а охраняют их всего-навсего четыреста солдат», что надо устроить им засаду, охрану перебить и захватить добычу. Но оказалось, что это была всего-навсего экскурсия воскресной школы, да и то один первый класс. Шайка набросилась на детей и разогнала их по всей долине. Так Гек понял, что Том все выдумывает. Окончательно Гек разуверился в идеях Тома, когда провел эксперимент: долго тер жестяную лампу и железное кольцо, ждал, что появятся духи. Но духи не явились, и Гек назвал выдумки Тома «чепухой».
— При каких обстоятельствах Гек встретился с негром Джимом?
Джим был рабом мисс Уотсон, и когда та решила его продать далеко от дома, Джим решил бежать. Он спрятался на острове Джексона в то время, когда там скрывался от отца Гек Финн. Там они и встретились.
— Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома Сойера?
Герои вспоминают Тома Сойера, когда им встречается что-то необычное, например разбитый пароход на скале.
— Как поступает Гек Финн после спасения с разбитого парохода? Почему он желает спасти преступников?
— Расскажите о семье Грэнджерфордов. Почему члены семьи враждовали с Шепердсонами? Какую пьесу Шекспира напоминает эта история?
— Чем было осложнено дальнейшее плавание героев? Как они вышли из положения?
После встречи с бандитами на разбитом пароходе и после бегства Гека от Грэнджерфордов к героям на плот попали два жулика, которые начали распоряжаться Геком и Джимом и втягивать их в свои аферы. Гек и Джим пытались выйти из положения, сделав вид, будто они верят в подлинность короля и герцога, а на самом деле искали случая избавиться от них.
— Как вели себя Гек и Джим в трудных ситуациях? Чем привлекают вас эти герои?
Гек и Джим в трудных ситуациях не теряли присутствия духа, с помощью находчивости и выдумки выходя из трудных ситуаций. Герои привлекают нас своей искренностью и преданностью.
— Как Джим оказался запертым в сарае тети Салли?
— Что вы думаете о способах, с помощью которых король и герцог добывали деньги?
— Прочитайте рассказ о мучительных мыслях Гека в главе «Молитва не от чистого сердца». Почему Гек сначала хотел сообщить мисс Уотсон, где находится Джим, и даже написал письмо об этом, а потом разорвал его?
В то время, к которому относится создание романа, на юге США рабство было в порядке вещей, оно было законным, и помогать бегству раба значило идти против закона. Рабство было освящено церковью, и Геку предстоит сделать важнейший в жизни выбор: следовать ли букве закона или следовать движениям своего сердца? Если слушаться своего сердца, значит, надо освобождать Джима, то есть идти против закона и церкви. Но для Гека лучше гореть в аду, чем предать своего товарища.
Учитель объяснит ученикам, какую колоссальную роль играл этот роман в отношении к неграм в США. Вплоть до второй половины XX века в США существовали законы, направленные против равноправия белых и черных. Значительное количество белого населения было убеждено, что негры — люди второго сорта, они могут быть только прислугой, и даже самый нищий белый мальчик чувствовал себя важнее богатого негра. В 1865 году в США была создана тайная расистская организация Ку-клукс-клан для борьбы с негритянским движением и прогрессивными организациями. Ку-клукс-клановцы уничтожали людей, боровшихся за равноправие негров и белых людей.
Роман «Приключения Гекльберри Финна» был написан в 1884 году, спустя 8 лет после романа «Приключения Тома Сойера», и в рассказе о путешествии белого мальчика и негра Марк Твен уже не просто с любовью изображает мир детства, а показывает читателям социальные проблемы Америки, одна из которых — бесправие негров в обществе белых людей. Роман Марка Твена доказывал, что негры — люди с отзывчивой душой и имеют полное право жить жизнью свободных людей. Роман сыграл большую роль в изменении общественных отношений в Америке.
— Прочитайте слова Эрнеста Хемингуэя, данные в эпиграфе к главе. Почему Хемингуэй называет «Приключения Гекльберри Финна» лучшей книгой Америки?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение глав, данных в учебнике-хрестоматии.
Урок 98