Тема 2. Развитие исторических знаний в древности. Смысл понятия «античная историография»
Смысл понятия «античная историография». Хронология. Возникновение ранних форм исторического знания. Миф и эпос как форма общественного сознания.
Социокультурные и интеллектуальные предпосылки формирования исторической мысли в Древней Греции. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Эпическая традиция и официальные хронологические записи. Гомер. Гесиод. Логографы. Гекатей Милетский. Возникновение понятия «история». «Отец истории» Геродот. Сочетание в его «Истории» рациональных и мифологических принципов. Историческая концепция Геродота: тема противостояния Востока и Запада. История как связь взаимообусловленных событий. Метод «расспрашивания». Новеллистическая стилистика.
Фукидид – родоначальник прагматической научной историографии. Его понимание целей и задач историка. «История» Фукидида как свидетельство очевидца. Использование документальных источников. Принципы и методы рациональной критики источников. Драматургические приемы повествования. Оценка творчества Геродота и Фукидида в историографической литературе.
«Греческая история» Ксенофонта. Аристотель и его концепция истории. Метод «обратных заключений».
Историческая мысль эпохи эллинизма. «Всеобщая история» Полибия как новый тип исторического сочинения. Полибий о смысле истории, предмете и цели историописаний. Движущие силы и характер исторического процесса. Теория естественных циклов. Анализ причинно-следственных связей. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли. Развитие историко-биографического жанра. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.
Возникновение исторического знания в Риме. Влияние древнегреческого и эллинистического способов историописаний. Различия процесса генезиса исторической мысли в Греции и Риме. Анналы. «Великие анналы». Историческая концепция Саллюстия: назначение истории в нравственном назидании современникам и предостережении потомкам. Характерные черты древнеримской историографии.
Историческая мысль императорского Рима. Творчество Т. Ливия. Попытка создания полной истории Рима. «История» и «Анналы» К. Тацита. Тацит о римском народе и государстве. Концепция «упадка нравов римского народа». Морализаторство истории. Светоний и его книга «Жизнь двенадцати цезарей».
Историческая мысль позднего Рима. Творчество А. Марцеллина. Становление традиции теоретической рефлексии. Морально-назидательный характер историографии. Античное историческое сознание и историописания. Формирование новой системы духовных ценностей.