Городские и карпоративные гербы
Герб (польс. herb, от нем. erben, — наследовать) — особое символическое изображение, выражающее: сословное отличие, генеалогию лица, рода, круг идей политического и исторического характера, природные особенности, хозяйственную специфику страны, территории. Или, в корпоративных гербах, специфику происхождения товаров: состав, географические особенности, национальная принадлежность, давность традиций и т. д.
^ Гербы делятся на различные виды и категории:
гербы государственные; территориально-земельные, городов, областей, губерний и других территорий, входящих в состав государства; корпоративные: современные (собственно корпоративные и в качестве торговых марок) и исторические (средневековых цехов, гильдий, братств); родовые гербы: отличаются цветом, фигурами, рисунками, создаются по специальным правилам и описываются специальными терминами. Отдельно следует выделить символику футбольных клубов. В виду того, что родоначальником современного футбола является Англия с ее сильными геральдическими традициями, многие футбольные клубы Старого света старались построить свою символику на традиционной геральдической основе.
Корпоративная геральдика
Рассмотрим поближе корпоративные гербы. Корпоративными гербами являются отличительные геральдические знаки, создаваемые для организаций (корпораций). Традиция создания личных (т. н. «бюргерских», для лиц не дворянского происхождения) и корпоративных (т. н. «цеховых») гербов широко известна со времен средних веков на территории стран Западной Европы. В России данный опыт получил свое развитие только во второй половине ХХ века. В Российской Империи активно практиковались гербы только для лиц дворянского сословия.
Из всех сословий Российской империи правом на гербы обладало лишь дворянство. Именно правом, а не самим гербом, который каждый знатный и древний род должен был заказывать в императорской Герольдии за немалые деньги. По этой причине основная масса небогатого служилого русского дворянства так и не получила своих родовых гербов. Помимо дворянской геральдики Герольдия разрабатывала символику территориально-административных образований – губерний, областей, больших и малых городов, сел и посадов. Причем первопричиной подобных разработок послужила территориальная система рекрутирования и квартирования армейских полков – создавая, например, знамя с эмблемой Гродненского полка, Герольдия разрабатывала герб и самого города Гродно.
В России же сначала появился герб государственный. Потом земельные и городские эмблемы, а потом уже и родовые. Корпоративной геральдики в нашей стране не было.
^ Особенности корпоративных гербов:
«Юридические лица». Городские ремесленники и торговцы создавали гильдии, регистрируемые в качестве "юридических лиц" и снабжаемые соответственно гербами. Было принято, что члены гильдии носили одежду геральдических цветов своей ассоциации - особые ливреи.
Члены лондонской Мясницкой компании носили бело-голубые ливреи;
Пекари - оливково-зелёного и каштанового цветов;
Торговцы восковыми свечами носили ливреи бело-голубой расцветки;
Лондонской компании скорняков было позволено использовать в своём гербе горностаевый мех, хотя в соответствии со средневековыми нормами этот геральдический цвет мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства.
На корпоративные гербы помещались главным образом орудия труда.
«Цеха и гильдии». Подобные гербы, называемые гласными - "armes parlantes", в которых название ремесла передавалось геральдическими символами, получают многие цехи и гильдии.
Например, вот как выглядели гербы цехов Гента, одного из крупнейших ремесленных центров средневековья: бондари изобразили на щите своего герба рабочий инструмент и кадушку, мясники - быка, торговцы фруктами - фруктовое дерево, цирюльники - бритву и ножницы, сапожники - сапог, рыботорговцы - рыбу, корабельщики - строящееся судно.
Цех золотых дел мастеров Парижа получил от короля Филиппа VI (1293-1350) герб с изображением королевских золотых лилий, соединенных с золотым крестом и эмблемами их ремесла - золотыми сакральными сосудами и коронами, с девизом "In sacra inque coronas".
Аптекари изображают на гербах весы и ланцет, гвоздари - молоток и гвозди, колёсники - колёса, изготовители игральных карт - символы карточных мастей.
Кроме того, в корпоративных гербах встречались изображения святых покровителей соответствующих ремёсел. Французский король Людовик XIII, желая поднять значение купечества, пожаловал шести купеческим гильдиям Парижа гербы, в которых корабль с парижского городского герба соседствовал с символами соответствующих ремесел и девизами.
^ Учебные учреждения также столетиями использовали корпоративные гербы. Университеты часто получали гербы, основанные на гербах их основателей.
например, колледж Христа в Кембридже, основанный леди Маргарет Бьюфорт.
По мере совершенствования мобилизационных схем российской армии и параллельно с ним ^ Лишенное права на гербовладение русское купечество в своей торгово-промышленной деятельности вынуждено было довольствоваться элементарными логотипами (греческое слово логотип буквально переводится как словосочетание): "Никитинъ и сыновья",