Мировые войны имели ярко выраженный антигуманный характер
Современники мировых войн восприняли их как кризис гуманизма: под залпы орудий умирала вера в прогресс и поступательное развитие цивилизации.
Это осознание было особенно болезненным, т.к. после Крымской войны (1853—1856 рр.) в результате развития пацифизма были определены нормы ведения войн.
Международные конвенции определили:
§ цель войны - ослабление либо сокрушение военных сил противника;
§ гуманное обращение с военнопленными;
§ защита жизни и имущества гражданского населения на оккупированных территориях;
§ охрана памятников истории и культуры.
Особенно «отличилась» в этом плане Германия, которая применяла:
§ ядовитые газы;
§ диверсии и саботаж в тылу противника и на территории нейтральных государств;
§ развертывание подводной войны без различия военных и гражданских судов.
Антигуманный характер войн проявлялся в том, что тяготы легли на плечи мирного населения
§ введение трудовой повинности;
§ удлинение рабочего дня;
§ распределение продуктов по карточкам;
§ расцвет«черного рынка» и спекуляции;
§ страдания от бомбежек, голода и холода;
§ уничтожение имущества и обнищание.
На оккупированных территориях завоеватели вводили жесткие оккупационные режимы
§ насилие и убийство коренного населения;
§ ограбление имущества;
§ создание концентрационных лагерей (если в 1-й мировой войне в них содержали военнопленных, во 2-й мировой войне они стали пунктами массового уничтожения солдат и гражданского населения. В 1945 г. действовало 1,1 тыс. «фабрик смерти» Германии. Через них прошло 18 млн. человек, ⅔ из них погибло).
Подобные бесчинства получили идеологическое обоснование в виде теорий о превосходстве «нации господ» (немцев) над «менее ценными народами». Война в этих теориях рассматривалась как «очистительная психотерапия», пробуждающая людей от спячки.
И все же в годы І-й мировой войны национальная идея — при всей ее значимости для роста немецкого милитаризма — еще не созрела до идеи мирового господства.
Во 2-й мировой войне идеологи нацизма выдвинули тезис о природном неравенстве рас и народов, следовательно, разности их прав
§ Подлинные «хозяева» Европы – «генетически» избранная нация германцев («истинные арийцы»), представители других национальностей - второсортные и «расово неполноценные»;
§ Германия заявила о необходимости завоевания «нового жизненного пространства в Европе и на Востоке;
§ Превознесение культа силы, нетерпимости, национального эгоизма. «Идея национальной морали, безусловно, стоит выше идеала любви к ближнему», — утверждал идеолог фашизма А. Розенберг в книге «Мифы XX века».
§ «Новая организация европейского пространства» предусматривала переход под власть Германии либеральных государств Европы;
§ Планы превращения СССР в колонию Германии;
§ «Германизация» завоеванных территорий предусматривала:
- превращение славян в рабов;
- физическое истребление «излишков» людей;
- насильственное переселение (депортация) в Сибирь миллионов человек из Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Крыма и др. Фюрер Германии А. Гитлер писал в работе «Моя борьба»:«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пускай умирают. Прививки и охрана здоровья — излишняя роскошь для них. Славянская плодовитость нежелательна... образование опасно».
§ Антисемитизм - планомерное массовое истребление еврейского населения стран Европы (физически уничтожено 6 млн. евреев).
Влияние итогов ІІ-й мировой войны на мировое развитие:
o ликвидация фашистских режимов и партий;
o освобождение народов мира от оккупации Германии;
· бурное развитие новых технологий;
· создание ВПК, появление оружия массового поражения;
· подъем национально-освободительного движения народов колоний;
· крах колониальной системы;
· изменилось соотношение сил
· на международной арене изменилось положение различных стран: снижение влияния Германии, Японии и Италии; рост авторитета СССР, США, Англии;
· утверждение сталинской модели социализма в странах Восточной Европы;
· появление на международной арене 2-х сверхдержав: США и СССР;
· раскол Германии, Кореи, Вьетнама.
Вторая мировая война с ужасающей наглядностью показала, сколь быстро может произойти откат от цивилизации к варварству, если отвергаются нормы традиционной морали. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала своего рода рубежом, после которого производство ядерного, химического и бактериологического оружия приобрело массовый характер, поставив под угрозу существование не только цивилизации, но и самой жизни на Земле. В этих условиях одной из важнейших задач, стоявших перед человечеством, стало создание эффективной системы коллективной безопасности.
Для осуществления этой задачи в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), в известной мере ставшая преемницей Лиги Наций. Цели ООН:
§ поддержание мира и безопасности;
§ укреплении дружественных межгосударственных отношений;
§ решение спорных проблем путем переговоров и взаимного согласия.
При угрозе миру и стабильности Совет Безопасности ООН имеет право вводить санкции против агрессора, вплоть до экономической блокады или применение военной силы.
Санкции — в международном праве — меры воздействия (экономические, военные и др.) против государств, нарушивших международные договоры.
Международные организации под эгидой ООН, способствующие укреплению связей стран мира
§ Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),
§ Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),
§ Международная организация труда (МОТ),
§ Продовольственная и сельскохозяйственная организация,
§ Детский фонд ООН.
70 лет существования ООН показали, что она стала более мощной силой в сравнении со своей предшественницей — Лигой Наций. ООН принимает самое активное участие в сдерживании военных конфликтов и примирении враждующих сторон, стремится не допускать распространения оружия массового поражения. В 1991 г. под эгидой ООН была проведена операция «Буря в пустыне», позволившая пресечь агрессию Ирака и освободить оккупированный его войсками независимый Кувейт. Войска ООН периодически направляются в наиболее «горячие» точки планеты, где они помогают гасить пламя зарождающегося военного пожара.
К сожалению, далеко не все локальные войны последних десятилетий удалось предотвратить с помощью усилий ООН. Так, длительное арабо-израильское противостояние привело за минувшие полвека к пяти довольно крупным войнам и ряду менее значительных конфликтов. Затяжные кровопролитные войны вызвало вмешательство США в борьбу Северного и Южного Вьетнама, а затем — вмешательство СССР во внутренний афганский конфликт. Вот уже несколько лет почти не затихают военные действия на территории распавшейся Югославии, несмотря на присутствие там войск ООН. И все же влияние и авторитет этой ведущей международной организации постепенно становятся все значительнее.
Если попытаться оценить мировые войны бесстрастно, условно оставив в стороне морально-этические категории, то нельзя не заметить, что эти войны явились порождением оформившейся индустриальной цивилизации, многие процессы внутри которой в XX в. приобрели всемирный характер. Но если глобальность большинства из этих процессов положительно сказалась на укреплении цивилизации, то «глобализация» войн чревата полным уничтожением цивилизации. Не меньшие опасения вызывает и кризис традиционной морали, который до начала XX в. ограничивался, как правило, бунтом одиночек. К сожалению, в дальнейшем, во многом под влиянием мировых войн, идея вседозволенности, возможности «переступить грань» довольно глубоко проникла в массы. Вот почему наряду с борьбой за предотвращение новых войн в круг задач современного общества входит и укрепление норм традиционной морали.