Тема урока: Люди каменного века
Тип урока:Изучение нового материала
Цели:
Образовательная:
-Создать условия для усвоения учащимися четких представлений о начале трудовой деятельности человека, его первых изобретениях и открытиях, его выживания в условиях похолодания климата;
Развивающая:
- Развивать умения работы с учебником, картой, историческими понятиями, иллюстрациями; формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;
Воспитательная:
-Заложить основы восприятия роли труда в жизни человека как условия его развития.
Оборудование к уроку: учебник, параграф №4, иллюстрации к параграфу, наглядные пособия, вопросы в конце параграфа.
Оформление доски:
Дата Палки-копалки, дубины, ручные рубила, гарпуны, каменный век, мамонт, загонная охота | Тема: Люди каменного века: 1.Изобретения и открытия 2.Похолодание | Д/з.: параграф № 4, вопросы в конце параграфа. |
План урока:
№ | Этап урока | Приёмы и методы | Время (мин ) |
1. | Орг. момент | Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. | 2мин. |
2. | Актуализация знаний | Постановка вопросов по пройденному материалу | 10 мин. |
3. | Изучение нового материала | Рассказ повествование учителя | 20мин. |
4. | Закрепление изученного материала | Вопросы после §4 | 10 мин. |
5. | Д/з | §4 | 3 мин. |
Ход урока:
№ | Содержание | Деятельность учителя и учащихся |
1. | Учитель приветствует школьников и настраивает на работу. Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет в классе? | Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя. |
2. | На прошлом уроке вы изучали тему «Люди каменного века». Итак, давайте с вами вспомним: 1) Когда появился «Человек умелый»? Чем он отличался от человекообразной обезьяны? (>2 млн. лет; создавал первые орудия труда) 2) Когда появился человек прямоходящий? почему его так назвали? (1,5 млн. лет) 3) Как назывался коллектив древнейших людей? (первобытное человеческое стадо) 4) Когда появились неандертальцы и с чем связано их название? 5) Какие особенности были у неандертальцев по сравнению с предшественниками? Таким образом, в истории древнейших людей важным этапом было становление прямой походки и развитие человеческого мозга. Возникновение речи и мышления, умение изготовлять орудия труда стали важнейшими отличиями древнейшего человека от животных. | Учащиеся отвечают на вопросы |
3. | Тема нашего сегодняшнего урока «Люди каменного века». Запишите себе ее в тетради. План: 1) Изобретения и открытия 2) Похолодание | §54. С.11. Открывают учебник, записывают в тетрадь |
Трудовая деятельность человечества началась очень давно. Но потребовались миллионы лет, чтобы усовершенствовать орудия труда. Сначала древние люди научились изготавливать палки-копалки и дубины, затем заостренные камни – ручные рубила. Постепенно люди овладели обработкой кости и рога, и смогли изготавливать новые орудия труда – скребки, копья и гарпуны. «Скажите, что такое гарпун?» (копье, которое бросают в животное при охоте). Чтобы уберечься от непогоды и хищников, первобытные люди стали создавать жилища. Зачастую это были пещеры. «Но везде ли были пещеры?». Поэтому люди сооружали землянки и шалаши из жердей, костей и шкур животных. Укрощение огня. Важным явлением жизни древних людей стало использование огня. Давайте вместе прочитаем об этом. В жилищах горел костер, который согревал ночами, защищал от зверей и позволял готовить пищу. Испеченное в углях мясо было полезнее и вкуснее. Человек стал получать больше энергии от пищи и он развивался, становился сильнее и умнее. Сразу ли умел человек самостоятельно добывать огонь?(нет, он собирал его на пожарищах) Спустя тысячи лет человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал сухую траву. Таким образом, труд человека и овладение огнем выделило его из ряда животных. Все это происходило в каменном веке. Запишите в тетради - Длился каменный век более 2 миллионов лет. 2.Похолодание Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными. Северная часть Европы, Азии и Америки покрылась ледником – огромной многометровой толщей льда (Запишите это понятие в тетради). Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. Но человек выжил, потому что к тому времени он овладел огнем, научился шить одежду и строить жилища. (Продолжает другой ученик)В холодном и суровом климате важнейшим занятием для людей стала охота на диких животных. Люди охотились на диких лошадей, оленей и бизонов, пещерных медведей. Особенно желанной добычей был мамонт – огромный слон, покрытый шерстью, с сильно изогнутыми бивнями(Запишите это понятие в тетради). Первобытные охотники придумали загонную охоту(Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 12). С помощью огня они загоняли крупных и тяжелых животных в ямы-ловушки или в болото, овраг – любое место, откуда им было трудно выбраться. Основным орудием охоты было деревянное копье. Со временем его усовершенствовали, привязав к древку острый каменный наконечник. Часто в схватках со зверями люди погибали сами или погибали от голода в долгих поисках пищи. Таким образом, чтобы выжить, уцелеть и оставить после себя потомство, первобытный человек преодолел огромные трудности. Его спасло то, что он не только приспосабливался к окружающей природе, но и взялся активно ее осваивать. | Объяснение учителя. Ученики отвечают на вопросы. Работа с учебником. Комментированное чтение первого пункта. Учащиеся записывают в тетради Комментированное чтение Записывают в тетради Объяснение учителя Подведение выводов | |
4. | 2)Сколько времени продолжался каменный век? Почему его так назвали? 3)Какое значение имело в жизни первобытного человека укрощение огня? 4)Когда на земле наступило резкое похолодание? 5) Объясните, как человеку удалось выжить в холодном и суровом климате. | Учащиеся отвечают на вопросы |
5. | §4. Вопросы в конце параграфа, Отдельно – вопрос 6. понятия наизусть | Записывают д/з в дневник |