Присваивающее и производящее хозяйство
К неолиту относят период VII-V тыс. до н. э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой.
Человек уже использовал шлифованные и сверлёные орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н. э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н. э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колёсные повозки.
Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.
С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности - переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда - выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.
Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н. э. Для земледельческих племён характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей, Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н. э.
К этой эпохе относится Трипольская культура, располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лёссовых и чернозёмных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.
Энеолит - меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал ещё не сказался. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лён), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, ещё не знали имущественного и социального неравенства.
Особый интерес представляет идеология трипольских племён, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.
К трипольской культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриар-хальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождём, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трёх зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской «Ригведы» (Ригведа - собрание религиозных гимнов мировоз-зренческого и космологического содержания, оформилось в Х в. до н. э.).
Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла - меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н. э. стали изготавливать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями, и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.
В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многожёнство.
В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам.
Географическое размещение их очень отличалось от современного. Предки угро-финнов продвигались, по мнению некоторых учёных, от Приаралья на север и северо-запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов размещались восточнее Байкала и Алтая.
По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но в разное время прародина могла иметь разные очертания - то расширяться за счёт центральноевропейских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг.
Соседями протославян были предки германских племён на северо-западе, предки латышско-литовских (балтийских) племён на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и протоиранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и далеко на западе - с кельтско-италийскими.