IV. Эстетическое значение обрядового фольклора
Подводя итоги, отвечаем на 8-й вопрос учебника (с. 11): писателей, композиторов и художников народная обрядовая поэзия интересовала потому, что в ней наиболее сильно выразилась связь с природой, историей и душой русского народа.
V. Литературное краеведение
Выступают дети, которые готовили индивидуальное домашнее задание; ученики рассказывают, как в их семьях отмечают календарные праздники.
Домашнее задание
Подготовить ответы на вопросы и задания 1—8 учебника (с. 10—11).
Подготовить материал об обрядах и народной культуре своего края.
Индивидуальное задание
Учитель может дать индивидуальные задания рассказать о мужских и женских народных костюмах, о ремеслах и рукоделиях, о песнях, исполняемых во время сельскохозяйственных работ. Соответствующие материалы есть в библиотеках. Можно предложить расспросить бабушек и записать те песни, которые они помнят. Такая работа до сих пор актуальна во многих уголках нашей страны.
Урок 9
Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края
Урок внеклассного чтения
I. Календарно-обрядовые песни
Проверка домашнего задания — беседа
Беседуем по 1—8 вопросам учебника (с. 10—11).
Проведем работу по развитию речи, обратив внимание учеников на значение слов жито, толокно, лапти, серп, жать (7-й вопрос учебника).
Жúто — всякий хлеб в зерне или на корню. На севере житом зовут ячмень, на юге — рожь, на востоке — всякий яровой хлеб.
Толокнó — мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса.
Лáпти — плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги.
Серп — ручное орудие в виде изогнутого, полукруглого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков.
Жать — срезать под корень стебли злаков. Раньше жали серпом, сейчас жнут машинами.
Выясним, какие еще слова непонятны детям, и объясним значение этих слов.
Важно связать изучение календарно-обрядовых песен с понятиями о мифах, полученными на предыдущих уроках. Спросим детей:
— Можно ли сказать, что мифы лежат в основе календарно-обрядового фольклора? Если да, то почему?
II. Фольклор нашего края
Далее урок строится в зависимости от материала, который подготовили школьники. Работа с обрядовым фольклором поможет понять многие произведения русской литературы.
Материалы для учителя: «Круглый год», «Обряд „Крещение и похороны кукушки“» (см. Приложения этой книги).
Домашнее задание
Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).
Пословицы и поговорки
2 часа
Урок 10
Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем
I. Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность
Работа со статьей учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).
Читаем выразительно эпиграф к статье. Предлагаем подумать над значением слов смысл и толк: внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом. Обратим внимание, что каждая пословица и поговорка имеют «внешнее» (то есть смысл) и «внутреннее» (толк) содержание.
Статью учебника ребята читают вслух, затем отвечают на вопросы (1-й вопрос, с. 14). Выводы запишем в тетрадь.
* Пословицы легко запоминаются, потому что они кратки, в них есть ритм и зачастую рифма.
* И пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.
II. Многообразие тем
Самостоятельная работа
Дайте название каждой группе пословиц, приведенных в учебнике (с. 13—14, ч. 1). Названия запишите в тетради (см. 2-й вопрос, с. 14).
III. Беседа по вопросам
4-й вопрос. Пословицы, которые возникли из басен И. А. Крылова:
«Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса».
«А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар».
«У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягненок».
«Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный».
«А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».
Подготовка к сочинению
Предложим детям рассмотреть «внутреннее» и «внешнее» содержание пословиц, т. е. их прямой и переносный смысл, на нескольких примерах.
Лес рубят — щепки летят.
Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают.
Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.
Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.
— В каких случаях употребляются перечисленные поговорки (с. 14)?
— В отношении к каким людям употребляются приведенные поговорки? (1-й вопрос рубрики учебника «Развивайте дар слова», с. 15.)
«Рвет и мечет» говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
«При царе Горохе» — так говорят о том, что было очень давно и неизвестно, было ли это вообще.
«Медведь на ухо наступил» — так говорят о человеке, у которого нет музыкального слуха.
Учитель показывает классу книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (можно показать словарь Даля), рассказывает, что Владимир Иванович Даль больше тридцати лет трудился над созданием «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрал около 30 тысяч пословиц, поговорок и разного рода народных речений. В. И. Даль был врачом, дружил с А. С. Пушкиным. Именно Пушкин дал ему идею собирать русские пословицы. Слова поэта, приведенные в эпиграфе, Пушкин обращал к В. И. Далю.
Отвечая на 2-й вопрос учебника (с. 15), подведем итоги уроку.
— Почему В. И. Даль открывает свой труд «Пословицы и поговорки русского народа» таким изречением: «Пословица несудима»?
Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что судить пословицу нельзя, потому что она сама есть суждение, выработанное мудростью народа.
Домашнее задание
Подобрать пять пословиц на одну тему. Выписать пословицы в тетрадь. Возможные темы: счастье, судьба, терпение и надежда, семья, дети, язык, речь (по выбору учителя или учеников; можно по вариантам).
Подготовить устный ответ на вопрос 3-й рубрики учебника «Развивайте дар речи» (с. 14).
Урок 11
Пословицы и поговорки: многообразие тем.