Понятие квалиметрии. История развития

РАЗДЕЛ II. КВАЛИМЕТРИЯ

ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КВАЛИМЕТРИИ

Понятие квалитологии

Попытки научного подхода к оценке качества предпринима­лись давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Комментц установил для кораблей, предназначенных для мелково­дья, что всякое уменьшение осадки судов на 1 % приводит к по­вышению цены на 0,6 %. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров ка­чества. Было составлено много таблиц, графиков, позволяющих на основе параметров качества обосновывать и прогнозировать цены.

Позже в голландском журнале «International shipbuilding progress» на основании дальнейших исследований были опубликованы по­правки к индексу цен в зависимости от параметров качества су­дов (1957, № 37).

Далее появились работы Дж. Ван Эттингера (США), Дж. Ситтига (Нидерланды), А.В. Гличёва, Г.Г. Азгальдова (Россия) и мно­гих других ученых, посвященные различным аспектам оценки и оптимизации качества.

Данные работы сформировали новую науку квалитологию.

Квалитология –наука о качестве. Структура квалитологии представлена на рисунке 1.1.

Понятие квалиметрии. История развития - student2.ru

Рисунок 1.1 – Структура квалитологии

Понятие квалиметрии. История развития

В рамках квалитологии было сформировалось новое научное направление, получившее на­звание «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латин­ских терминов «gualitas» — «качество» и «metro» — «мера». Соот­ветственно, квалиметрия –отрасль науки, изучающая и реализу­ющая методы количественной оценки качества.

Основные задачи квалиметрии: обоснование номенкла­туры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оп­тимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, раз­работка принципов построения обобщенных показателей качест­ва и обоснование условий их использования в задачах стандарти­зации и управления качеством.

Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к кото­рым применимо понятие «качество».

История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название. Это обусловлено, в первую оче­редь, тем, что результат любой деятельности должен обладать тре­буемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть за­креплены соответствующим документом. Следствием этого об­стоятельства является необходимость решения узловой задачи квалиметрии – определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникнове­нием практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом – годом начала выпуска первого в нашей стране периодического из­дания по стандартизации – «Бюллетеня Комитета эталонов и стан­дартов». Сам этот комитет был создан в 1922 году при Главной па­лате мер и весов.

Другой важный аспект квалиметрии – априорная оценка каче­ства – получил свое активное развитие в связи с ростом сложно­сти техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответст­вующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам расчетной оценки качества в связи с принятием руково­дящими органами нашей страны в 1965 году постановления «О совершенствовании планирования и усилении экономическо­го стимулирования промышленного производства», предусмат­ривающего введение государственной аттестации качества про­дукции. При проведении аттестации требуется осуществлять со­поставление оцениваемой продукции с отечественными и зару­бежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствую­щие методики.

В начале пятидесятых годов значительное внимание привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических устройств. Она вызвала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математический аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катаст­рофических последствий, но и для объектов, применяемых в дру­гих, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности человека.

Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объеди­нения различных методов решения задач по оценке качества раз­личных объектов в одну область знаний, названную квалиметрией. Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которой составляли работники научно-иссле­довательского института стандартизации. Это объединение нача­лось в конце шестидесятых годов.

За рубежом развитие квалиметрии обусловлено жесткой кон­куренцией, стремлением фирм-производителей продукции в мак­симальной степени удовлетворить потребности потребителей, что­бы обеспечить сбыт своей продукции и получить максимальную прибыль. Это заставляет разработчиков продукции анализировать продукцию конкурентов, что невозможно сделать без соответст­вующих методик оценки. Во многих странах, например в США, предпроектная оценка качества продукции является одним из об­щепризнанных принципов обеспечения качества. Вопросы квали­метрии начиная с 1971 года регулярно обсуждаются на междуна­родных конференциях Европейской организации по контролю ка­чества – ЕОК.

Структура квалиметрии

Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвя­занной системы теорий. Ее структура показана на рисунке 1.2:

1) общая квалиметрия – в ней разрабатываются общетеорети­ческие проблемы:

- система понятий (терминология);

- теория оценивания (законы и методы);

- аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила);

- теория квалиметрического шкалирования (методы ранжиро­вания, оценки значимости параметров);

2) специальные квалиметрии – в них рассматриваются моде­ли и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:

- экспертная квалиметрия;

- квалиметрическая таксономия (от греческих слов: «taxis» – расположение, строй, порядок, «nomos» – закон; таксономия – теория класси­фикации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение);

- вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);

- индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества);

Понятие квалиметрии. История развития - student2.ru

Рисунок 1.2 – Структура квалиметрии

3) предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:

- квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;

- квалиметрия труда и деятельности;

- квалиметрия решений и проектов;

- квалиметрия процессов;

- субъектная квалиметрия (персонала);

- квалиметрия спроса;

- квалиметрия информации.

Как можно увидеть, квалиметрия включает в себя теорию оценки ка­чества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Таким образом, предмет квалиметрии – как коли­чественные, так и неколичественные методы оценивания каче­ства (вкусно-невкусно, более или менее приятный запах и т.д.).

Основные понятия в области квалиметрии

В квалиметрии оперируют рядом понятий, к которым относятся следующие:

1) свойство – объективная особенность объекта, проявляющаяся при его создании или эксплуатации (применении, использовании) в соответствии с его назначением, например, высота одного из помещений объекта; эстетичность интерьера объекта; стои­мость участка земли, отводимого под застройку объектом, и т.д. Иначе говоря, свойство – характеристика объекта, которая способствует или препятствует удовлетворению общественной потребности, связанной с использованием объекта по его назначению;

2) сложное свойство – это такое свойство объекта, которое может быть подразделено на более простые свойства, например, сложное свойство «объем помещения» может быть подразделено на «площадь помещения» и «высота помещения»;

3) простое свойство – это такое свойство объекта, которое не может быть подразделено на другие свойства. Например, свойства «длина помещения» и «ширина помещения» уже нельзя подразделить на какие-либо другие свойства;

4) функциональность – сложное свойство, определяемое совокуп­ностью свойств, характеризующих основное назначение объекта, его ути­литарную сторону, функцию. Например, функциональность склада характеризуется надежностью, удобством и объемом хранения. Функцио­нальность жилого дома – надежностью и удобством проживания в нем;

5) эстетичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих визуальную привлекательность объекта (с учетом как его интерьера, так и экстерьера), а также его сочетае­мость с окружающей средой;

6) экономичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих затраты на создание и эксплуатацию объекта за расчетный срок его службы;

7) качество – сложное свойство, определяемое совокупностью его функ­циональности и эстетичности[1];

8) интегральное качество объекта – наиболее сложное свойство объекта, определяемое совокупностью его качества и экономичности.

9) оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством;

10) уровень качества объектов – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер.

[1] Данное определение термину «качество» рекомендуется применять только в рамках квалиметрии

Наши рекомендации