Понятие квалиметрии. История развития
РАЗДЕЛ II. КВАЛИМЕТРИЯ
ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КВАЛИМЕТРИИ
Понятие квалитологии
Попытки научного подхода к оценке качества предпринимались давно. Так, еще в 1930 г. немецкий доктор-инженер К. Комментц установил для кораблей, предназначенных для мелководья, что всякое уменьшение осадки судов на 1 % приводит к повышению цены на 0,6 %. Несколько более сложным у него оказалось влияние вместимости судна и других параметров качества. Было составлено много таблиц, графиков, позволяющих на основе параметров качества обосновывать и прогнозировать цены.
Позже в голландском журнале «International shipbuilding progress» на основании дальнейших исследований были опубликованы поправки к индексу цен в зависимости от параметров качества судов (1957, № 37).
Далее появились работы Дж. Ван Эттингера (США), Дж. Ситтига (Нидерланды), А.В. Гличёва, Г.Г. Азгальдова (Россия) и многих других ученых, посвященные различным аспектам оценки и оптимизации качества.
Данные работы сформировали новую науку квалитологию.
Квалитология –наука о качестве. Структура квалитологии представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Структура квалитологии
Понятие квалиметрии. История развития
В рамках квалитологии было сформировалось новое научное направление, получившее название «квалиметрия». Это слово происходит от сочетания латинских терминов «gualitas» — «качество» и «metro» — «мера». Соответственно, квалиметрия –отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.
Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей, характеризующих качество продукции и услуг, разработка методов определения показателей качества объектов при проектировании, оптимизация уровня качества объектов, оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.
Объектами квалиметрии могут быть любые объекты, к которым применимо понятие «качество».
История зарождения и развития квалиметрии насчитывает не один десяток лет, причем ее развитие началось задолго до того, как она получила свое название. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что результат любой деятельности должен обладать требуемой совокупностью свойств и, как следствие, совокупностью показателей этих свойств, требования к которым должны быть закреплены соответствующим документом. Следствием этого обстоятельства является необходимость решения узловой задачи квалиметрии – определение номенклатуры показателей качества, подлежащих включению в документацию на продукцию, работу или услугу, с целью их последующего контроля. Можно считать, что этот аспект квалиметрии возник одновременно с возникновением практики нормирования показателей качества, и в нашей стране момент его возникновения можно увязать с 1923 годом – годом начала выпуска первого в нашей стране периодического издания по стандартизации – «Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов». Сам этот комитет был создан в 1922 году при Главной палате мер и весов.
Другой важный аспект квалиметрии – априорная оценка качества – получил свое активное развитие в связи с ростом сложности техники и ответственности выполняемых ею функций. Стало очевидно, что поиск наиболее выгодного решения при разработке новой продукции следует начинать на самой ранней стадии ее жизненного цикла. А для этого необходимо иметь соответствующие расчетные методики. Особое внимание стали уделять методам расчетной оценки качества в связи с принятием руководящими органами нашей страны в 1965 году постановления «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», предусматривающего введение государственной аттестации качества продукции. При проведении аттестации требуется осуществлять сопоставление оцениваемой продукции с отечественными и зарубежными аналогами, для чего необходимо иметь соответствующие методики.
В начале пятидесятых годов значительное внимание привлекла к себе проблема обеспечения надежности технических устройств. Она вызвала бурное развитие методов оценки надежности. Это свойство, для оценки которого единственно приемлемым оказался математический аппарат теории вероятностей, является важным не только для объектов, отказы которых недопустимы из-за катастрофических последствий, но и для объектов, применяемых в других, потенциально менее опасных для людей и окружающей среды сферах деятельности человека.
Отмеченные обстоятельства обусловили потребность объединения различных методов решения задач по оценке качества различных объектов в одну область знаний, названную квалиметрией. Инициатива этого объединения принадлежала группе российских специалистов, ядро которой составляли работники научно-исследовательского института стандартизации. Это объединение началось в конце шестидесятых годов.
За рубежом развитие квалиметрии обусловлено жесткой конкуренцией, стремлением фирм-производителей продукции в максимальной степени удовлетворить потребности потребителей, чтобы обеспечить сбыт своей продукции и получить максимальную прибыль. Это заставляет разработчиков продукции анализировать продукцию конкурентов, что невозможно сделать без соответствующих методик оценки. Во многих странах, например в США, предпроектная оценка качества продукции является одним из общепризнанных принципов обеспечения качества. Вопросы квалиметрии начиная с 1971 года регулярно обсуждаются на международных конференциях Европейской организации по контролю качества – ЕОК.
Структура квалиметрии
Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий. Ее структура показана на рисунке 1.2:
1) общая квалиметрия – в ней разрабатываются общетеоретические проблемы:
- система понятий (терминология);
- теория оценивания (законы и методы);
- аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила);
- теория квалиметрического шкалирования (методы ранжирования, оценки значимости параметров);
2) специальные квалиметрии – в них рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок:
- экспертная квалиметрия;
- квалиметрическая таксономия (от греческих слов: «taxis» – расположение, строй, порядок, «nomos» – закон; таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных объектов, имеющих обычно иерархическое строение);
- вероятностно-статистическая квалиметрия (методы оценки на основе теории вероятностей и математической статистики);
- индексная квалиметрия (использование теорий индексов в оценке качества);
Рисунок 1.2 – Структура квалиметрии
3) предметные квалиметрии – по предмету (объекту) оценивания:
- квалиметрия продукции (в том числе услуг) и техники;
- квалиметрия труда и деятельности;
- квалиметрия решений и проектов;
- квалиметрия процессов;
- субъектная квалиметрия (персонала);
- квалиметрия спроса;
- квалиметрия информации.
Как можно увидеть, квалиметрия включает в себя теорию оценки качества любых объектов (создаваемых, используемых, влияющих на субъект). Таким образом, предмет квалиметрии – как количественные, так и неколичественные методы оценивания качества (вкусно-невкусно, более или менее приятный запах и т.д.).
Основные понятия в области квалиметрии
В квалиметрии оперируют рядом понятий, к которым относятся следующие:
1) свойство – объективная особенность объекта, проявляющаяся при его создании или эксплуатации (применении, использовании) в соответствии с его назначением, например, высота одного из помещений объекта; эстетичность интерьера объекта; стоимость участка земли, отводимого под застройку объектом, и т.д. Иначе говоря, свойство – характеристика объекта, которая способствует или препятствует удовлетворению общественной потребности, связанной с использованием объекта по его назначению;
2) сложное свойство – это такое свойство объекта, которое может быть подразделено на более простые свойства, например, сложное свойство «объем помещения» может быть подразделено на «площадь помещения» и «высота помещения»;
3) простое свойство – это такое свойство объекта, которое не может быть подразделено на другие свойства. Например, свойства «длина помещения» и «ширина помещения» уже нельзя подразделить на какие-либо другие свойства;
4) функциональность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих основное назначение объекта, его утилитарную сторону, функцию. Например, функциональность склада характеризуется надежностью, удобством и объемом хранения. Функциональность жилого дома – надежностью и удобством проживания в нем;
5) эстетичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих визуальную привлекательность объекта (с учетом как его интерьера, так и экстерьера), а также его сочетаемость с окружающей средой;
6) экономичность – сложное свойство, определяемое совокупностью свойств, характеризующих затраты на создание и эксплуатацию объекта за расчетный срок его службы;
7) качество – сложное свойство, определяемое совокупностью его функциональности и эстетичности[1];
8) интегральное качество объекта – наиболее сложное свойство объекта, определяемое совокупностью его качества и экономичности.
9) оценка уровня качества объектов представляет собой совокупность операций, включающую выбор номенклатуры показателей качества, определение их численных значений, а также значений базовых, относительных и комплексных показателей с целью принятия решений в области управления качеством;
10) уровень качества объектов – это мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству какого-то другого объекта, выбранного за эталон сравнения. Таким образом, в квалиметрии уровень качества является относительной мерой, результатом оценивания, системой значений мер качества объекта, определенной на основе соотнесения с базовыми (эталонными) значениями мер.
[1] Данное определение термину «качество» рекомендуется применять только в рамках квалиметрии