Европейская культура эпохи северного Возрождения. Периодизация, география. Значение культуры северного Возрождения для мировой цивилизации

Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии»'.

На рубеже 14 и 15 вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно, получивших своё полное гуманистическое выражение в 15—16 вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).

Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства. В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространств глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. 15 в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой.

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.

Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).

Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера (1471—1528) иГольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.

Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553).

Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность — над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.

Среди талантливых творцов немецкого Возрождения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

Ренессанс в АНГЛИИ. АНГЛИЙСКИЙ Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Конец XVI века — период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шекспира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока наконец в 1598—1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.

Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Однако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы правления Елизаветы были отмечены народными волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства и Церкви. В трагедиях «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира — мыслящие, чувствующие и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести себя.

Трудно выделить определенные периоды в Северном Возрождении, как это можно сделать по отношению к итальянскому Ренессансу. Каждая страна имела свой путь культурного развития. Временные рамки Северного Возрождения – 14-16 века(условно).

50.Стили XVII в.
Расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особой остротой ставят в XVII в. проблему стиля. Неотъемлемое качество стиля — синтез в едином образном целом всех видов пластических искусств, в котором ведущую и образующую роль играет архитектура. Стиль — это художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка.
В XVII в. сложились две стилевые системы: барокко и классицизм, но помимо этого складывается третье, реалистическое направление в искусстве.

Барокко

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с архитектурой. Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы в большей мере, чем другие виды искусства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии (храмовое зодчество и градостроительство осуществляется на деньги церкви и богатых людей, но в то же время она обслуживает общество в целом). В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.

Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши — статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.
Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форы).

В живописи вклад в искусство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Своего полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др. В их насыщенных сильным движением многофигурных композициях персонажи как будто бы увлекаются куда-то неведомой силой. В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, в основном плафоны, алтарные картины с изображениями апофеозов святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические и аллегорические композиции, народный портрет (большой стиль). В искусстве барокко, в частности в монументальной пластике Бернини, нашли свое отражение не только религиозные идеи, но и острый кризис и непримиримые противоречия в Италии XVII в.
Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. У Рубенса, Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, реального и иллюзорного выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс. У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие.
В Испании XVII в. барокко развивалось в своеобразных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с ярко выраженной поляризацией.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. — это историческая арена развития классицизма.

Классицизм
Стиль классицизма возникает параллельно со стилем барокко как стиль одной с ним эпохи, решающий с других позиций и другими изобразительными средствами задачи своего времени — прославление могущества абсолютного монарха.
Классицизм занял главенствующие позиции во Франции в эпоху Людовика XIV, ставшую апогеем абсолютизма.
Вместо драматических эффектов барочного зодчества он выдвигает принцип соединения величавой торжественности архитектурного образа с разумной ясностью. Хотя XVII в. представляет первый этап классицизма, когда особенности этого стиля не достигли наиболее строгого и чистого выражения, общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасада — гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы — простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и, прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы. Дух классицизма не благоприятствовал выражению религиозно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные памятники художественного синтеза, как скульптура и декоративно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле.
В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип разумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия. Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного. Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения. В противоположность барокко классицизм не допускал преувеличенной эмоциональной выразительности: так героям французского художника Пуссена свойственны волевая собранность и спокойное самообладание, ясность и уравновешенность композиции Фигуры в его живописных работах отличаются строгостью и классической законченностью. В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники классицизма отдавали предпочтение изображению природы, которая служит не только активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины. В живописи классицизма (Пуссен и Клод Лоррен) пейзаж не только сложился как жанр, но и пережил определенный расцвет.
Классицизм стал стилем французской монархии преимущественно в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве (монументально-декоративная живопись), а в парадном портрете репрезентативные качества барокко больше соответствовали требованиям абсолютизма. Росписями прославился Шарль Лебрен, придворным мастером парадного портрета был Риго.

Реализм

Наряду с барокко и классицизмом в живописи XVII в. складывается принципиально новая, внестилевая форма отражения действительности. Ее появление — одна из важнейших вех в истории мирового искусства. Суть ее в том, что художественный образ возникает не в рамках стиля, а на основе непосредственного обращения художника к явлениям реального мира, ко всему богатству натуры. Речь идет о непосредственной связи образов с реальной действительностью Художественное обобщение здесь достигается путем отбора наиболее типических образов, явлений действительности и раскрытия их существенных особенностей. Уже само разнообразие реального мира служит причиной того, что и различные творческие направления, и отдельные мастера, представляющие эту новую художественную систему, отличаются исключительным разнообразием идей и образного языка. Среди гениальных художников, раскрывавших в своих произведениях существенные стороны эпохи, мы назовем Веласкеса и Рембрандта, а среди бытоописателей бюргерства и крестьянства — Франса Хальса (портрет) и Якоба ван Рейсдаля (пейзаж).
Новый внестилевой реалистический метод способствовал невиданному расширению возможностей изобразительного искусства. Возникли новые жанры: бытовой жанр, натюрморт; сложился в самых развитых формах пейзаж, решающие сдвиги произошли в жанрах, имевших вековые традиции (библейские и мифологические композиции, историческая картина, портрет). Это внестилевое искусство XVII в. в научной литературе обозначается нередко термином «реализм».
При различной степени распространенности новая художественная система развивалась почти во всех странах Западной Европы. Так, в Италии это Караваджо и его последователи, во Фландрии одновременно с Рубенсом и его кругом — Брауэр; во Франции — Луи Ленен, в Испании — Веласкес. Наиболее полное и последовательное выражение эти реалистические тенденции нашли в голландском искусстве, где республиканско-буржуазный строй, отсутствие абсолютизма и засилья церковной идеологии дали особенно благоприятные условия для развития прогрессивных художественных направлений. Творчество великих голландских художников опережает социально-историческое развитие общества, выходят за его рамки и вступая с ним в конфликт.
Но нельзя не признать, что безусловные завоевания реалистического (внестилевого) направления сопровождались утерей стилистической целостности, возможности образного слияния всех видов пластических искусств в единый ансамбль. Живопись окончательно дифференцируется от архитектуры и скульптуры, усиливается процесс станковизации, т. е. создания станковой живописи, не связанной с окружающими произведениями искусства. Намечаются признаки усилившегося расщепления пластических искусств.
Реализм требовал широких обобщений, типического в реальных образах. Вот почему выдающиеся мастера обращаются к библейским и мифологическим сюжетам, позволяющим довести обобщения до уровня мифа при глубокой жизненной и правдивой трактовке образов (Караваджо, Рембрандт).
Определенная степень единства, отличающего искусство XVII в. различных европейских стран, объясняется не только общностью исторического развития, но и культурным обменом. Италия и, в частности Рим, остается Меккой художников и превращается в международный художественный центр.

Новое время

Эпоха, заложившая основы современной цивилизации. Буржуазные революции в Голландии XVI века и в Англии XVII века, превратившие эти страны в передовые европейские державы, ознаменовали решительный разрыв со средневековьем и господствовавшими феодальными порядками.

Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации процесса, охватывающего все стороны жизни общества и включающего в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества и правового государства, научную революцию, переворот в общественном сознании и утверждение свободомыслия и атеизма.

В европейской культуре XVII-XIX века представляют собой единое целое. Развитие культуры этого времени направлено на становление промышленной цивилизации, в основе которой лежит буржуазный способ производства. На первый план выдвигается активная, творческая, преобразующая деятельность человека. В отличие от средневековья человек не ограничен ни социальными границами своего сословия, ни географическими рамками своего места жительства √ он начинает ощущать себя частью более крупной общности нации.

Этот процесс в значительной степени был обусловлен разрушением натурального хозяйства: сельский уклад, исключающий торговлю, становится нерентабельным. Поскольку новая общность в центре самого себя содержит промышленное производство, то весь экономический уклад образует новую форму организации √ нацию.

При всём том XVII, XVIII и XIX века отличаются и качественным своеобразием. XVII век √ век зарождения и становления рационализма, XVIII век ознаменован наступлением эпохи Просвещения, а XIX век подводит итог культурному процессу двух предшествующих столетий и одновременно намечает перспективы дальнейшего развития.

XVII векявляется периодом становления капитализма в Западной Европе. Одной из важнейших предпосылок появления нового характера мышления стали знакомство европейцев с неизвестными до той поры частями света и последующее их освоение. Так, великие географические открытия, позволившие европейским государствам расширить свои территории, и соответствующее развитие мореплавания послужили причиной появления надежных и вместительных судов и хорошо вооруженных, маневренных кораблей, а вместе с этим и дифференциального и интегрального счислений, предназначавшихся первоначально для расчёта водоизмещения этих судов.

В целом в материальной культуре происходит бурный рост промышленности, развивающейся в соответствии с ускорившимися темпами научно-технического прогресса. Этот процесс был бы невозможен без интенсивного развития науки, которая всё более ориентируется на решение задач экономического и политического развития европейского общества.

Бурный подъём точных и естественных наук в XVII веке получил название «научной революции». В эту эпоху были сделаны принципиально новые открытия в математике: так, Р. Декарт (1596-1650) заложил основы аналитической геометрии, П. Ферма (1601-1665) создал теорию чисел, Г. В. Лейбниц (1646-1716) написал труды по дифференциальному и интегральному исчислению. Не менее значимы открытия и в области физики: И. Ньютон (1643-1727) выдвинул корпускулярно-волновую теорию света, сформулировал основные законы механики и открыл закон всемирного тяготения, Х. Гюйгенс (1629-1695) раскрыл тайну кольца Сатурна, а Э. Торричелли (1608-1647) создал научные направления гидравлики и метеорологии.

Если человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающей его природы и общества, в котором он жил (а то и другое воспринималось им как нечто неизменное, существующее изначально согласно божественным законам), то европейская цивилизация Нового времени выдвинула в качестве важнейшей ценности человеческий разум. Ум и деловые качества теперь ценились выше всего и не зависели от происхождения. Появляется концепция «общественного договора», явившаяся большим достижением европейской культуры на пути утверждения правового государства и гражданского общества.

XVII век стал не только веком науки, но и веком искусств. Так, по числу великих художников этот век не уступает эпохе Возрождения, причем искусство переживает подъем во всех европейских странах. Главными стилями искусства становятсябарокко и классицизм. В целом искусство испытывает процесс дифференциации, что проявляется в его обособлении от религии, усилении субъективного начала и в изменении существующих и возникновении новых жанров.

Однако самое главное, что основные художественные стили XVII века были не просто стилями искусства их влияние распространилось на всю культуру, поскольку каждый из них стал специфической формой мышления, особым менталитетом европейского общества.

В целом роль культуры Нового заключается в создании благоприятных условий для развития личности, формировании достойного уровня жизни людей и реализации творческого потенциала во всех сферах человеческой деятельности.

52. Культурное наследие эпохи «Просвещения». Общая характеристика периода и его значение для мировой культуры.

Искусство и литература XVII—XVIII вв. каждой из европейских стран отмечаются неповторимым своеобразием. Но именно в это время, благодаря расширению круга образованных людей, интеллигентов, между ними складываются определенные контакты, налаживаются культурные связи. Если в прошлые эпохи на возникновение и изменение художественных стилей шли века, то теперь это происходит намного быстрее: в первой половине XVII века господствует стиль барокко, во второй половине — классицизм, в первой половине XVIII века — рококо (генетически связанный с барокко), во второй половине — в несколько другой форме — возвращается классицизм.

Точное происхождение термина барокко неизвестно. Его начинают употреблять в XVIII веке с какой-то пренебрежительной интонацией (перевод с итальянского языка — «неправильный» или «причудливый»). Этот стиль прямо перекликался с образом жизни королевских дворов, особенно французским, который диктовал европейскую моду: сочетание бесконечных праздников, постоянных развлечений и сурового этикета, жесткой регламентации. В то же время в мироощущении исчезает стабильность, прочность, свойственная прошлым эпохам.

Архитектура барокко широко использует открытые Ренессансом технические приемы, но с другой целью. Это чрезвычайно парадный, пышный, декоративный стиль. Для него характерны пространственный размах, большое количество архитектурных деталей, преобладания согнутых линий, очень сложных композиций. Барокко отличает контрастность, господство ярких цветов, большое количество позолоты. Такие черты очень ярко оказались в очертаниях Зимнего дворца Б.Растрелли в Петербурге. Этот стиль активно использовал синтез искусств — сочетание в единственном идейно-художественном замысле разных видов искусства. Начинают проектироваться не только здания сами по себе, но и целые ансамбли. Один из наиболее прославленных ансамблей — ансамбль площади перед построенным раньше собором Святого Петра в Риме, который, по замыслу Л.Бернини, окружили масштабной колоннадой, а в центре поставили огромный древнеегипетский обелиск. В архитектурный замысел включается окружающая среда, особенное звучание приобретает парковое искусство. Возникает архитектура фонтанов — садовых, городских. Множество фонтанов в стиле барокко есть в Риме, из них наиболее знаменитый фонтан Треви. Во внегородской резиденции российских императоров — Петергофе — фонтаны являются стержнем всего дворцово-паркового ансамбля. Большую роль начинают играть интерьеры: светлый пол, хрустальные люстры, драпировки, лепные украшения. Живопись и скульптура теряют самостоятельную роль, становятся частью декора. Очень распространены, так называемые иллюзорные плафоны — по-особенному расписан потолок, — который изображают, как правило, небо в сочетании с многофигурной композицией. Подобный эффект иллюзии используют и в архитектуре. Самый известный итальянский архитектор и скульптор барокко Л.Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, которая снизу воспринимается намного длиннее, чем есть в действительности. Когда на верхней площадке появляется Папа римский, его фигура кажется неожиданно большой и величественной.

Внутренне сложным стилем был классицизм. Центральная идея классицизма — в русле философии рационализма — идея умности, упорядоченности, «правильности». С одной стороны, эта идея широко использовалась для обоснования необходимости абсолютизма: государство во главе с монархом трактовалось как воплощение ума, который ограничивает человеческие изъяны. Но, с другой стороны, тот же рационализм был философской основой развития передовой науки, фундаментом буржуазной идеологии. В XVII веке ведущей была первая тенденция. Во Франции классицизм становится официальным стилем, специальные указания даются кардиналом Ришелье, потом Людовиком XIV. Создаются специальные организации, призванные следить за развитием литературы, искусства. В 1634 г. это — Французская академия, преимущественно филологическая, позже — Академия живописи и скульптуры, Академия наук. Классический образец архитектуры классицизма — королевский дворцовый комплекс в Версале. В него входят дворец, парк, множество сооружений. Суровое планирование, геометрическая организованность и дворца, и парка, симметричность определяют его вид. Даже деревьям и кустам придана форма геометрических фигур. Такой тип получил название французского, регулярного парка.

В начале XVIII века ведущим становится стиль рококо (термин происходит от названия декоративного украшения в виде раковины). Этот стиль связан с барокко, но лишен его размаха. Стиль рококо декоративен, несет черты утонченности, чувственности. Рококо не допускает прямые линии, использует нежные цвета — розовый, голубой, серый. Он ассоциируется с определением «галантный век». Аристократия окончательно отходит от участия в практической жизни, запирающегося в своем искусственном мире. Особенно последовательно рококо проводится в оформлении интерьеров. Любимые материалы — перламутр и фарфор, который в Европе стал известен и вошел в моду только в XVIII веке. Произведением искусства становится даже внешность человека. В то же время все большей силы набирает другое течение в культуре, которое происходит от третьего состояния, — линия буржуазной оппозиции абсолютизма. Во второй половине XVIII века опять утверждается классицизм, но его внутреннее содержание меняется. На первый план теперь выдвигается демократическая составляющая. Основные идеи — единственной национальной государственности, патриотизма, общественного долга, — оказываются созвучные пафосу Просветительства. Утонченности рококо противопоставляется строгость и простота древних. Демократический уклад греческих полисов и республиканского Рима были провозглашены образцом «справедливого строя». Особенно усилилось увлечение античностью после раскопок древнеримских городов Помпеи и Геракуланума, которые погибли во время извержения Везувия.

Наибольший знаток и пропагандист античного искусства историк И.Винкельман писал: «Единственный путь для нас стать большими, а если возможно, и неповторимыми, — это подражать древним». В архитектуре широко используются идея античных портиков и колонны греческих ордеров. Новым в парковом искусстве было появление английских ландшафтных парков, которые имитируют естественный лес. К классицизму второй половины XVIII в. применяют термины просветительский классицизм, неоклассицизм.

В условиях изменения стилей и в зависимости от них, относительно автономно развивались другие виды художественного творчества.

Наши рекомендации