Введение. Государственное образовательное учреждение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
_______«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»________
А. Ю. Чмыхало
АРХИВНОЕ ДЕЛО
Учебное пособие
Томск – 2004
ББК Ч 81
Чмыхало А. Ю. Архивное дело: Учеб. пособие / Том. политехн. ун-т.—Томск,2004. – 136 с.
В пособии в краткой форме изложены основные теоретические вопросы, характеризующие организацию архивного дела, история возникновения и развития архивного дела в России, освещаются современные проблемы организации архивного дела в Российской Федерации. Пособие подготовлено на кафедре философии, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов Института дистанционного образования направления 521100 «Социальная работа».
Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Томского политехнического университета.
Рецензенты:
О. М. Ардашкина – научный сотрудник Государственного архива Томской
области (ГАТО);
В. А. Черный – доцент кафедры истории, политологии и регионоведения
Томского политехнического университета, кандидат
исторических наук.
Темплан 2004
|
Введение
Множество веков и даже тысячелетий существуют архивы, сохраняющие документы различных эпох, различного содержания и происхождения. Длительное время единственно возможным назначением архивов считалась реализация функции сохранения документов, имеющих определенную ценность как для современников, так и для потомков. Именно это обстоятельство во многом послужило препятствием для дальнейшего развития архивного дела.
В России лишь в начале XVIII в. (в эпоху реформ Петра I) архивное дело получает более или менее четкую правовую основу. Однако это обстоятельство мало повлияло на создание стройной системы отечественных архивов и упорядочения работы с документами. Вплоть до 1918 г. единой системы архивов и архивной службы в России создано не было. Отсутствие единых правил, хаотичность отбора и хранения документов – именно так можно охарактеризовать состояние работы с архивными документами в дореволюционной России. Только в конце ХIХ в. начинают появляться работы отечественных исследователей, посвященные вопросам организации архивного дела. В них не только рассматривались различные аспекты работы с архивными документами, но и ставился более фундаментальный вопрос относительно самостоятельного статуса архивного дела (архивоведения) как научной дисциплины, тесно взаимосвязанной с другими науками. При этом указывалось, что функции архивов не должны исчерпываться только сохранением документов, а должны решать более значимые культурно-просветительские задачи.
В настоящий момент отечественные архивы переживают новый этап своего развития, связанный с преодолением закрытости многих архивных фондов со времен советской власти, со слабой проработкой правовых основ функционирования архивного дела в Российской Федерации, с недостаточным финансированием архивной службы, недооценкой роли исторических документов в воссоздании достоверного облика прошлого.
Архивные документы важны не только для специалистов-историков, но и для многих других категорий населения Российской Федерации. Восстановить и официально подтвердить стаж работы на предприятии, в организации, учреждении, узнать о судьбе погибших родственников на полях сражений Великой Отечественной войны или в застенках ГПУ – ОГПУ – НКВД – МГБ и ответить на ряд других вопросов могут только работники государственных и ведомственных архивов Российской Федерации. Архивный документ – это не только бумага, свиток, магнитофонная или кинопленка, хранящаяся в «пыльных» архивах, но это еще и свидетель эпохи, который позволяет связать воедино прошлое и настоящее во имя будущего.