Тема: Гигиеническая оценка и составление расписания уроков

Цель:Оценить расписание уроков и составить расписание в соответствии и гигиеническими требованиями.

Для работы необходимо:варианты расписания уроков, таблица И. Г. Сивкова, учебный план общеобразовательных учреждений Волгоградской области.

Ход работы:

1.Познакомиться с гигиеническими требованиями к расписанию уроков.

К расписанию уроков предъявляется ряд валеологических требований. Прежде всего количество уроков в неделю по каждой учебной дисциплине в каждом классе должно строго соответствовать учебному плану.

Другим основным валеологическим требованием к составлению расписания уроков является учет динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и учебной недели.

Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается с 9 до 11 ч. у младших школьников и с 8 до 12 ч. у старших школьников. Затем начинается снижение работоспособности. В 15 –17 ч. у младших школьников и в 16 – 18 ч. у старших школьников наблюдается второй, относительно меньший, подъем работоспособности, который по продуктивности значительно ступает первому.

У младших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч. 30 мин., а заканчиваться в 12 ч. У старших школьников уроки должны начинаться не ранее 8 ч., а заканчиваться в 13 ч. У младших школьников умственная работоспособность увеличивается от 1-го ко 2-му, а у старших от 1-го к 3-му уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). Начиная с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока у старших, работоспособность начинает снижаться, но остается еще выше, чем была на 1-м уроке. На 4-м уроке у младших школьников и на 5-м уроке у старших школьников умственная работоспособность уже ниже, чем была на 1-м уроке. Если вводится 5-й урок у младших школьников, а 6-й урок у старших, то на этих уроках работоспособность снижается на 50% по сравнению с 1-м уроком, 6-е уроки у младших школьников и 7-е уроки у старших школьников педагогически неэффективны, так как к этому времени развивается третья фаза утомления.

Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % (период врабатывания), во вторник (105 %) и среду (109 %) наблюдается наибольшая работоспособность (оптимум), а в четверг работоспособность начинает снижаться (96%), в пятницу она еще ниже (95%) и в субботу самая низкая (94%).

В соответствии с динамикой умственной работоспособности необходимо трудные уроки (математика, физика, иностранный язык, русский язык, контрольные работы) ставить в период наибольшей работоспособности, т.е. 1-2-ми у младших школьников и 1-3-ми у старших школьников. К моменту начала снижения работоспособности, т.е. 3-ми уроками у младших школьников и 4-ми уроками у старших (или предпоследними) надо ставить труд, физкультуру, ИЗО, музыку и другие уроки не связанные с интенсивным умственным трудом. Последними уроками надо ставить уроки не требующие большого умственного напряжения (природоведение, биология, история, география и др.). Если у младших школьников 5 уроков, а у старших 6 уроков, то лучше после третьего урока у младших школьников и 4-го урока у старших школьников проводить час здоровья (с 11 ч 30 мин до 12 ч 30 мин) на открытом воздухе.

В понедельник и субботу расписание должно быть облегченно за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Запрещено сдваивать уроки. (Раньше, как исключение, разрешалось сдваивать уроки. Это было связано с дефицитом преподавателей труда.) Необходимо следить, чтобы в какой-нибудь день не скапливались уроки, требующие много времени для выполнения домашних заданий. На выходные и праздничные дни запрещено давать домашние задания, поэтому на понедельник надо ставить уроки, не требующие подготовки дома.

В соответствии с недельной динамикой умственной работоспособности в четверг надо делать «разгрузочный» день с уменьшиным объемом учебной нагрузки, с экскурсиями и прогулками.

2.Познакомиться с таблицей И. Г. Сивкова.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык (для национальных школ)
Иностранный язык
Физика, химия
История
Родной язык, литература
Естествознание, география
Физкультура
Труд
Черчение
Рисование
Пение

Продолжительность же всей учебной недели определяется по следующей таблице:

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 5-дн. неделе При 6-дн. Неделе
2 – 4 8 – 9 10 – 11 -

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем на 10 баллов.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество балов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки в недельном цикле следует таким образом, чтобы её наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегчённым днём.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

3.Заполнить таблицу «Гигиеническая учебного расписания», предложенного преподавателем, сделать заключение, разработать рекомендации по коррекции и предложить собственный вариант в соответствии с гигиеническими требованиями.

Гигиеническая оценка учебного расписания

№ варианта _________

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ

Заключение:____________________________________________________________________________________________

Рекомендации ___________________________________

Вариант расписания в соответствии с гигиеническими требованиями.

  Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
           
           
           
           
           
           

Работу выполнил_____________________________

Подпись преподавателя__________________________________

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

    Образовательные компоненты Количество часов в неделю
классы
I II III IY Y YI YII YIII IX X XI
Ф И Л О Л О Г И Я Русский язык                      
общеобразовательный
углубленный              
Литература                      
общеобразовательный
углубленный        
Иностранный язык                      
Общеобразовательный        
углубленный        
Итого по области (минимум)
  М А Т Е М А Т И К А Математика                      
  Общеобразовательный алгебра    
геометрия                
Уровень А (математика)                  
  Уровень В алгебра                  
геометрия                  
  Углубленный алгебра            
геометрия            
Информатика                      
Общеобразовательный, гуманит.                  
углубленный            
Итого по области (минимум)        
О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е История                      
общеобразовательный        
углубленный              
Обществознание                      
общеобразовательный              
углубленный        
География                      
общеобразовательный            
углубленный                    
Итого по области (минимум)        
    Е С Т Е С Т В О З Н А Н И Е Окружающий мир              
Биология                      
общеобразовательный        
Гуманитарный профиль                   1,5
углубленный                  
Физика                      
общеобразовательный            
Гуманитарный профиль                  
углубленный              
Химия                      
общеобразовательный              
Гуманитарный профиль                  
углубленный              
Итого по области (минимум)
И С К У С С Т В О   Музыка      
ИЗО                      
общеобразовательный      
углубленный      
Итого по области (минимум)      
Ф ИК ЗУ ИЛ ЧЬ ЕТ СУ КР АА Я Физическая культура
ОБЖ                      
общеобразовательный                  
углубленный        
Итого по области (минимум)
Т Е Х Н О Л О Г И Я Технология                      
общеобразовательный
углубленный               4-6 4-6
Черчение                      
общеобразовательный                    
углубленный               1-2 1-2
Итого по области (минимум)
Инвариантная часть
Вариатив ная часть Обязательные занятия по выбору, индивиду альные, групповые и факультативные занятия   6-дневка
5-дневка                                  
Максимальный объем учебной нагрузки 6-дневка
5-дневка                      
Обязательная минимальная нагрузка Общеобразовательные учреждения                      
Школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии                      
                                 

Варианты индивидуальных заданий:

Вариант 1. 1-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Рисован. Матем. Русс.яз. Физ-ра Русс.яз. Чтение
Русс.яз. Чтение Матем. Русс.яз. Матем. Русс.яз.
Чтение Русс.яз. Чтение Чтение Чтение Матем.
Матем. Пение   Матем.    

Вариант 2. 2-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Природов. Чтение Чтение Чтение Чтение Матем.
Матем. Русс.яз. Русс.яз. Матем. Вн.чтение Русс.яз.
Чтение Матем. Матем. Русс.яз. Русс.яз. Чтение
Русс.яз. Пение   Физ-ра    
Рисован.          

Вариант 3. 3-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Чтение Маетм. Физ-ра Русс.яз. Матем. Матем.
Труд Чтение Матем. Матем. Природов. Русс.яз.
Русс.яз. Труд Чтение Природов. Чтение Физ-ра
Матем. Русс.яз.   Изоб.иск. Пение Чтение
        Русс.яз.  

Вариант 4. 4-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Матем. Матем. Матем. Русс.яз. Матем. Изоб.иск.
Музыка Изоб.иск. Русс.яз. Русс.яз. Чтение Изоб.иск.
Физ-ра Русс.яз. Физ-ра Матем. Природов. Русс.яз.
Русс.яз. Изоб.иск. Чтение Чтение ОБЖ Матем.
            Чтение

Вариант 5. 5-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Матем. Русс.яз. Труд Маетм. Русс.яз. Физ-ра
История Литерат. Русс.яз. Русс.яз. Матем. История
Пение Маетм. Матем. Природов. Природов. Матем.
Русс.яз. Изоб.иск. Природов. Физ-ра Литерат. Русс.яз.
        Труд  

Вариант 6. 6-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Русс.яз. Матем. Матем. Физ-ра Литерат. Труд
Литерат. Русс.яз. Географ. Русс.яз. История Географ.
Матем. История Биология Маетм. Ин.яз. Ин.яз.
Ин.яз. Биология Ин.яз. Ин.яз. Матем. Русс.яз.
Физ-ра Изоб.иск. Русс.яз. История Русс.яз. Матем.
          Русс.яз.

Вариант 7. 7-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Литерат. Русс.яз. История Матем. Биология Матеем.
История Матем. Изоб.иск. Русс.яз. Труд Географ.
Биология Географ. Матем. Географ. Русс.яз. Физ-ра
Ин.яз. Физика Пение Ин.яз. Матем. Русс.яз.
Матем. Литерат. Труд Физ-ра Ин.яз.  

Вариант 8. 8-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Русс.яз. Матем. Химия Литерат. История Литерат.
Матем. История Русс.яз. Биология Физика Матем.
Географ. Черчение Матем. Ин.яз. Труд Географ.
Физика Биология Ин.яз. История Матем. Пение
Химия Русс.яз. Факульт. Матем. Матем. Физ-ра
Факульт.          

Вариант 9. 9-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Физика Труд Физика Черчение Алгебра Биология
Геометр. Труд Ин.яз. Рус.яз. Физика Географ.
Химия Алгебра Алгебра Литерат. Химия Осн.гос.пр.
Географ. История Биология Геометр. История Литерат.
Литерат. Ин.яз. Факульт. История Русс.яз. Физ-ра
  Географ.        

Вариант 10. 10-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Русс.яз. Алгебра Физ-ра Литерат. Литерат. Геометр.
Литерат. Биология Алгебра ОБЖ Алгебра Ин.яз.
Геометр. Химия История Химия Геометр. Физика
История Физика Физика Географ. Физ-ра Литерат.
Ч/Д Факульт. Химия История Физика ОБЖ
Ч/Д     Ин.яз.    

Вариант 11. 11-й класс.

  ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ
Обществ. Химия Литерат. ОБЖ Химия ОБЖ
История Физика Химия Астроном. Физика Обществ.
Матем. История История Физика Матем. Биология
Физ-ра Литерат. Матем. Матем. Физика Ин.яз.
Физика Матем. Биология Ин.яз. Факульт. Физика
      Факульт.   Труд

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к расписанию уроков?

2. В какое время наблюдается наиболее высокий уровень умственной работоспособности у младших и старших школьников?

3. Какова динамика умственной работоспособности школьников в течение учебного дня?

4. Какова динамика умственной работоспособности в течение недели?

5. В какое время должны начинаться и заканчиваться уроки в начальных и старших классах?

6. Как распределяются учебные предметы по уровню сложности?

7. Как в соответствии с уровнем трудности ранжируются учебные предметы?

8. Почему запрещено сдваивать уроки?

9. Когда рекомендуется проводить «Час здоровья»?

10. Как должна распределяться учебная программа в недельном цткле в соответствии с подходом И. Г. Сивкова?

Наши рекомендации