Тема 12. Познавательные возможности учащихся. Познавательный интерес. Дифференциация обучения
Индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности учащихся.
Мотивация обучения истории. Обучаемость. Ситуативный и устойчивый интерес.
Способы познавательных возможностей учащихся: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.
Индивидуальные познавательные способности. Дифференциация обучения.
Задачу формирования интереса к истории выражает любая из ныне действующих учебных программ. К сожалению, за декларациями часто стоит непонимание сущности категории «интерес». Для многих учителей интерес — «это когда тебя слушают раскрыв рот», «когда дети выполняют все задания, которые я им предлагаю», «когда мы на уроке свободно обсуждаем любые проблемы». Начнем поэтому с определения понятий.
Интерес(финансовый, политический, эстетический и др.) — главный двигатель развития личности, социальной группы, государства, этносов, человечества. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.
Познавательный интерес — главный двигатель познания. Определяющее влияние познавательных интересов в процессе обучения осознавалось передовыми дидактами и методистами и в дореволюционное время.
Аморфный интерес отличается неосознанностью, пассивностью, склонностью к репродуктивной деятельности. В этом случае для учеников любимые предметы те, где не надо напрягаться. Для не существует любимых или нелюбимых тем и разделов. Их знания не выходят за рамки программы. На уроках истории они готовы слушать занимательные рассказы и смотреть видеофильмы. Стоит только учителю повысить планку учебных требований к подобным заданиям, как интерес к ним резко падает.
Широкий интерес характеризуется разнообразием предметной направленности. Познавательная деятельность отличается инициативой, сосредоточенностью, эмоциональной взволнованностью. Учащиеся с широким интересом — любознательные дилетанты. Их кругозор широк, но знания поверхностны и могут таковыми остаться, если один из предметов их интереса не превысит и не станет стержневым.
Стержневой интерес отличается глубиной и локальностью предметной направленности (история, история флота, флот в русско-японской войне и т.п.). Он является ведущим мотивом учения. Такие ученики стремятся в избранной сфере далеко выйти за рамки источников информации, стремятся посвятить предмету часть свободного времени. Локальность интереса позволяет ученику совершенствовать на его основе теоретические знания, учебные и познавательные умения.
По степени устойчивости интерес бывает ситуативным, относительно устойчивым и устойчивым.
Ситуативныйинтерес возникает как реакция на новизну, яркость, неожиданность, проблемность. Он требует постоянного подкрепления извне, без чего быстро угасает, не оставляя следа в структуре личности.
Относительно устойчивый интерес является результатом действия всего комплекса стимулирующих средств обучения. Длительность его воздействия выходит за рамки урока, но он также нуждается во внешних побудителях.
В устойчивом познавательном интересе преобладает внутренняя мотивация. На высшей стадии развития он превращается в духовную потребность, когда ученик уже не может не заниматься данным предметом, не посвящать ему часть свободного времени, не следить за новинками по интересующей теме.
Кандидат педагогических наук Российского государственного педагогического университета Санкт-Петербурга О.Б.Островский указывает, что задачу формирования познавательного интереса к истории следует дифференцировать. В обычных классах достаточно постоянно создавая на уроках ситуативный интерес, формировать положительную интеллектуально-эмоциональную установку на восприятие предмета. В гуманитарных классах следует ставить задачу формирования относительно устойчивого интереса у всех школьников и устойчивого у наиболее способных из них.
Познавательный интерес выполняет три основных функции:
1) средство (стимул) обучения;
2) мотив учебной деятельности;
3) устойчивая черта личности.
Познавательный интерес — самый мощный мотив и основа учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, и нуждается во внешних стимулах.
Основные мотивы познавательного интереса:
- широкие социальные мотивы (зависят от реальных чувств и переживаний познания законов социума, в котором он находится);
- мотив интеллектуально-духовной радости (показатель эмоционального восприятия с преобладанием конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим);
- мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника;
- мотив общения при устойчивом познавательном интересе, общение с людьми, знающими и исследующими данную тему, ведут к совершенствованию знаний и умений;
- мотив «нравится учителю», чаще всего характеризует повышенный интерес к предмету, высоком профессионализме учителя, который способен поддерживать, стимулировать познавательный интерес.
Решающее значение имеет содержание учебного материала. Это обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества:
- занимательность, новизна, яркость, парадоксальность;
- отстранение — рассмотрение известного с новой, неожиданной точки зрения;
- нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание;
- научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки.
Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:
- высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью: уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на сознании своего интеллектуального и духовного роста;
- систематическое поощрение творческой активности. Непременная стимуляция высокой оценки познавательной активности слабых учеников;
- создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим «наказанием» является индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение индивидуальной творческой работы;
- учет индивидуальных познавательных интересов и склонностей каждого школьника, зон его ближайшего и актуального развития;
- создание атмосферы коллективизма, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом;
- объективность учителя в выставлении оценок.
Если достоинство ученика задето в присутствии всего класса пусть даже и справедливо, то после исчерпания инцидента учитель должен похвалить, или извиниться перед ним также в присутствии класса.
Вопросы для самоконтроля
1.Охарактеризуйте виды познавательного интереса школьника.
2.Перечислите основные функции познавательного интереса.
3.Каковы требования к организации и способам подачи исторической информации?
Тема 13. Структура исторических знаний: источник, факт, событие, процесс. Различие факторов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке
Функции устного слова учителя.
Общие приемы изложения исторического материала. Нетрадиционные формы изучения истории.
Организация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.
Приемы устного изложения теоретического материала.
Учитель в процессе обучения воздействует на учащихся системой специальных средств. Для организации занятий и работы школьников над новыми знаниями ему служит собственное слово, речь, а для передачи умений и навыков — речь и действие. В качестве вспомогательных средств дополнительно используются учебники, учебное оборудование (наглядные пособия, ТСО и т.д.), речь учителя, вне всякого сомнения, — наиболее важное из средств обучения. Она организует, направляет и восприятие, и осмысление наглядного, документального и другого учебного материала. Мы не просто показываем схему, таблицу, картину, мы ведем по ней рассказ, даем объяснения.
Цель начинающего учителя: научиться выбирать методы устного изложения. Знать функции изложения: познавательно-описательную, доказательную, логическую и их роль в формировании личности.
Живое слово на уроке
Монологическая форма (рассказа, сообщение, лекция) | Диалогическая форма (беседа) |
Повествование (сжатое сообщение, рассказ) | Вводная |
Описание (картинное, аналитическое) | Контрольная (диагностическая) |
Характеристика (описательная, обобщающая) | Аналитическая |
Объяснение | Обобщающая |
Рассуждение | Заключительная |