Учебно-методический комплекс по истории и обществознанию

Учебно-методический комплекс по истории. Под У.М.К. обычно понимают совокупность учебно-методической литературы, наглядных и |иных средств обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:

1.учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для

чтения);

2.методическая литература (методические пособия, книги, статьи,

рекомендации, сборники заданий и задач);

3.научная, научно-популярная и художественная литература

(монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные

произведения);

4.наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные

и экранно-звуковые).

Данная совокупность определяет содержание и методику изучения конкретных курсов истории и обществознания.

1. Основные учебники и пособия для учащихся включены в Федеральный комплект учебников, гарантирующий право каждого ученика на получение бесплатного комплекта учебников, обеспечивающий реализацию базисного учебного плана Российской Федерации. В него входит более 500 учебных книг. Основным и относительно стабильным компонентом УМК по истории остается учебник.

Перечислим наиболее общие черты учебников нового поколения:

1.отказ от моноидеологии;

2.реализация по преимуществу цивилизационного и культурологического подходов (а не формационного как ранее);

3. в центре внимания современных авторов – люди как продукт своего времени;

4. цель и стратегия авторов – обратившись сначала к образному восприятию (а не понятийному как ранее), воображению, и памяти учащихся, пробудить чувства, эмоции, обогатить и разнообразить запас представлений школьников об историческом прошлом, укрепить интерес к предмету и уже на этой основе формировать теоретические знания, стимулировать собственные суждения и личностное отношение к фактам минувшего;

5.усиление доли фактологического материала в информационном блоке учебников и неизбежная при этом информационная избыточность текста;

6. новые, выразительные способы изложения материала, более яркие художественные приемы;

7.новый способ формулирования названий параграфов и разделов – изначальное наличие проблемы в названиях, сильное эмоциональное воздействие;

8. дополнительные тексты становятся не приложением, а самостоятельным источником знаний. Вводятся новые документы, т.о. учебники собмещают в себе черты хрестоматии, учебника, книги для чтения, они превращаются в многофункциональные учебные пособия.

9. изменился пояснительный текст, комментарии стали развернутыми, появились постраничные словари;

10. становление новой иллюстративной метасистемы, признаки которой подлинность, документальность изображения, его способность быть равноценным тексту источником (а не иллюстрацией), средством эстетического воспитания;

11. наличие сквозной сети вопросов и заданий, что рассматривается как постоянная связь автором с читателем.

2. Методические пособиямогут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть картинный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятельная работа учащихся. Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т. д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных ситуаций, дают задания исследовательского характера.

В отношении поурочных пособий существуют различные точки зрения. Одни полагают, что они изжили себя, поскольку сковывают инициативу и самодеятельность учителя. К тому же имеется несколько учебников по одному курсу. В связи с этим считалось полезным давать общие рекомендации по изучению разделов и тем курса. Другие же считают, что поурочные пособия не могут быть помехой для творческого учителя, поскольку их рекомендации не носят директивного характера. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Постепенно жанр методических пособий для учителей вытесняется отрядом рабочих тетрадей и практикумов, которые являются не только приложением к учебнику, но и стремятся выйти за его рамки, дополнить и углубить его содержание, стимулировать интерес к предмету (много игровых заданий для малышей). Так группа рабочих тетрадей авторского коллектива Ю. Троицкого полностью заменяют учебник, являясь основой одного из вариантов изучения истории в средней школе.

Сборники познавательных заданий переживают второе рождение. Набор тем в сборниках велик, проблематика заданий широка, сборники не привязаны к определенному учебнику. Цель сборников – пробудить желание задуматься над смыслом и назначением истории, приобщить школьников к труду ученых, найти личностную значимость.

Научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения).

Научная литература позволяет получать определенные знания по изучаемой тематике, научно-популярная литература служит той же цели, однако материал в данном варианте излагается в иной – более приемлемой, более легкой для восприятия форме, рассчитанной на более широкий круг читателей (в сравнении со специализированной литературой).

Подробно остановимся на рассмотрении использования художественной литературы, приемах ее использования.

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или поурочное описание.

Теперь о классификации. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем.

К литературным источникам можно отнести книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», П.Н.Врангеля «Воспоминания», А.И.Деникина «Путь русского офицера», М.А.Шолохова «Тихий Дон» и др.

К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.

Приемы использования художественной литературы на уроках различны. Более глубокое изучение произведения используется для воссоздания картины быта, общественных отношений. Например, на уроках истории древнего мира изучается «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Учитель может, включать органично в свое изложение образы художественной литературы, например с целью персонификации явления. Учитель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы ученики обязательно его прочли. Более всего распространено в школьной практике цитирование художественных произведений

Наши рекомендации