Тема 18. Урок изучения нового материала
Мотивация учебной деятельности.
Этапы урока. Основные компоненты. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся.
Работа с учебником, тетрадью, учебно-методическим комплексом.
Вопрос о том, как строить изучение нового материала, в педагогической литературе освещен более или менее полно.
Коснемся тех вопросов, которые особенно важны для начинающего учителя.
Изучение нового материала — главное в обучении. Поэтому своим отношением, даже голосом опытный учитель подчеркивает важность происходящего, мотивирует деятельность учащихся. Учитель должен, приступая к новому материалу, исходить из того, каким он временем располагает. От этого будет зависеть и тип урока, который он выберет, и методы, которые будут применены.
Вводный урок — проводится в начале изучения курса или раздела, знакомит с изучаемым предметом (например, история Средних веков, блоком «социология», экономика, духовная сфера развития общества в курсе «Человек и общество»). В ходе урока идет знакомство с оглавлением учебника, с разделами, картами, иллюстрациями. Учитель проводит обзорную лекцию. Вводный урок начинается с беседы о предыдущем курсе истории, о том, что им известно об истории Древнего мира (Средних веков, истории своей Родины, истории развития человеческого общества и государства в курсе «Человек и общество»). Далее учитель знакомит учащихся с новым курсом или разделом учебника; предоставляет учащимся ознакомится с оглавлением, найти раздел в учебнике, выяснить из каких тем он состоит, рассмотреть карты, иллюстрации, провести закрепляющую беседу по изученному на уроке материалу.
Урок изучения нового материала отличается по структуре от вводного тем, что на уроке изучается лишь один параграф из темы. Учитель строит урок таким образом, чтобы учащиеся за урок смогли ознакомится с материалом учебника, поработали с картой, с иллюстрациями и документами, помещенными в учебнике. Во время урока учитель организует работу учащихся по следующим этапам:
- организационный (проверка готовности класса к уроку, наличие учебных пособий, дисциплина); запись темы в тетрадь, словарь терминов; мотивация деятельности учащихся на различных этапах урока;
- объяснение материала с привлечением дополнительных знаний, выходящих за пределы учебника, организация деятельности учащихся по ходу объяснения;
- закрепление изученного материала (аналитическая, обобщающая беседа), задания на дом.
Новый материал можно отрабатывать разными способами (методами). Его может изложить сам учитель. Он может быть усвоен путем совместной работы учителя с учениками (при помощи аналитической беседы, сравнительного анализа предыдущей темы и изучаемого материала и т.д.). Новый материал может быть отработан в порядке самостоятельной работы учащихся с учебником, тетрадью, картой, учебно-методическим комплексом.
Изучение нового материала любыми из трех способов, указанных выше, может происходить не только в кабинете истории, но и в краеведческом музее, на производстве и т.д. Чаще всего, если урок истории поставлен 2-4 в расписании, учитель ограничен временем урока — 40-45 минут. Поэтому, планируя урок, важно заранее обдумать его специфику с учетом этих самых условий.
Надо твердо помнить закон: новые знания должны быть ясно поняты учащимися именно на уроке. Домашняя работа может лишь иметь вспомогательное значение главным образом для лучшего воспоминания и совершенствования применения изученного и понятого на уроке.
Процесс изучения нового материала имеет следующие педагогические задачи:
1. Усвоение учащимися основной идеи изучаемого вопроса. Чаще всего начинающий учитель эту задачу считает своей.
2. Определение методов, способов, приемов при изучении фактов, событий, хронологии, понятийного аппарата, карты, источников. Об этом молодой учитель мало заботится, довольствуясь пассивной ролью учеников в качестве слушателей, довольствуясь конечным выводом в процессе закрепления.
3. Усвоение методики воспроизведения изученного материала — с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы делать.
Изучение нового материала надо строить и проводить так, чтобы в результате ученик мог в свою очередь объяснить (не просто пересказать!) его классу, отстающему товарищу, домашним и т.д.
Изучение нового материала производится не только на специализированных уроках (вводном и уроке изучения нового материала), но и составляет существенную часть комбинированного урока.
Изучение нового материала в зависимости от места урока в теме на комбинированном уроке может проходить в первые 15-20 минут урока, по ходу урока, или на завершающей 15-20 минутке.
Основные способы изучения нового материала — рассказ, сообщение, лекция, видеолекция, просмотр кино, диафильма с комментарием учителя, реже обоснование, рассуждение, логическое доказательство, обобщение, организация проблемной ситуации, выдвижение гипотез, аргументация на основе источников, документов, материалов учебника, хрестоматий, справочников, поиск решения проблемы.
Эти навыки приобретаются в ходе профессиональной деятельности учителя, но об этом следует думать и начинающему учителю.
Не малую роль в объяснении нового материала играет речь учителя: дикция, темп речи, язык объяснения, опора на опыт учащегося, умение выделять главное, систематизировать материал, излагать последовательно, не отвлекаться на постороннее, не дублировать текст учебника и другие формы и методы работы.
Путь к вершинам учительского мастерства тернист, и молодому учителю придется много работать над собой, прежде чем он достигнет этой вершины.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте типологические урока изучения нового материала.
2. Назовите дидактические задачи урока.
3. Перечислите основные формы и методы изучения нового материала на уроках истории.