Прочитайте стихотворение средневекового поэта Конона де Бетюна и выполните задания.
Глава 5. Крестьяне и рыцари
Прочитайте фрагмент притчи XII в. и выполните задания.
Пример об овцах, быках и собаках
Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг.
Так же и сословия учинил Он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу добрым примером <1>. Он установил <2>, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец < 3 > установил Он проявлять силу в необходимых пределах, как от волков, защищая тех, кто молится и пашет землю.
Кто в притче подразумевается под овцами, быками и псами? Впишите пропущенные названия сословий. Каков, согласно притче, долг каждого из сословий?
1. ________
________
2. ________
________
3. ________
________
Вставьте недостающие понятия и определения.
· ______________________________ — наследственное земельное держание,
предоставленное при условии несения воинской службы.
· Вассал — ___________________________________________________________
__________
· ____________________________ — предоставляет землю за службу и защищает «младшего» и зависимого от него.
· Барщина — __________________________________________________________
__________
· ____________________________ — большие группы людей в средневековом
обществе.
· ____________________________ — десятая часть доходов, которую платили
в пользу Церкви.
· Оброк — ______________________________________________________________
· ____________________________________________________ — хозяйство, в котором всё необходимое производится его владельцами, а не покупается на рынке.
3. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и выполните задания.
Рисунок изображает план поля. Какое явление в средневековом землевладении он иллюстрирует? Как оно отражалось на земледелии?
4. Прочитайте фрагмент из перечня повинностей свободных общинников в английском поместье Хэрстборн (X в.) и выполните задания.
Здесь записаны повинности, которые свободные общинники должны исполнять в Хэрстборне. Прежде всего с каждого земельного надела они должны платить 40 пенсов ко дню осеннего равноденствия, давать шесть церковных мер пива, три секстария пшеницы для белого хлеба, вспахивать три акра земли в собственное время, и засеивать их собственными семенами, и в своё свободное время доставить урожай в амбар. <...> Нарубить четыре подводы дров и сложить их штабелями. <...> Соорудить 16 ярдов ограды. <...> На Пасху — дать двух овец с двумя ягнятами. <...> Каждую неделю они должны исполнять такую работу, какую им прикажут, исключая три недели: в середине зимы, на Пасху и в канун праздника Вознесения.
В таблице укажите, к какому виду повинностей относится каждый вид работ.
Барщина | Оброк | Подати и иные повинности |
Дополнительная информация
Секстарий — мера измерения сыпучих тел, в том числе зерна. Равнялся примерно 3,5 л.
Акр — участок земли, который упряжка быков могла вспахать за день (примерно 0, 4 га).
Ярд — мера длины, равнялся примерно 90 см.
Пенс (пенни) — мелкая серебряная монета.
Используя дополнительную информацию, оцените сложность и тяжесть повинностей английских крестьян в этом поместье.
А как бы вы оценили имущественное положение крестьян? Мог ли бедняк платить такие подати?
________
________
________
________
________
________
________
5. Прочитайте документы VII—IX вв. и выполните задания.
а) Постоянному господину моему такому-то такой-то1.
Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне... земли для обработки в поместье вашем таком-то... Посему настоящею моею грамотою обещаю никогда никакого противодействия и ущерба вам по отношению означенных земель не наносить, но во всём поступать вам на пользу. <...> Десятины и другие платежи... ежегодно вносить обязуюсь. <...> Если же я, забыв условия грамоты, что-нибудь из обещанного осмелюсь нарушить... вы будете иметь полное право с названных земель меня изгнать и снова распоряжаться ими по своему праву, как должно.
б) Я, такой-то, ввиду приближения старости и того, что за нею обычно следует — бедности, дарю такому-то святому месту ил^- какому-либо сильному мужу всё, чем владею, доставшееся по наследству и приобретённое куплей; на том, однако, условии, чтобь означенный муж, или епископ, или настоятели этого места тотчас же моё имущество взяли, но взамен меня приняли под свою заботу и попечение.
в) Высокому господину такому-то я, такой-то. Всем достоверно известно, что я не имею, чем кормиться и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдаться... под ваше покровительство... именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою сообразно тому, как я буду служить и угождать вам; и пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека.
Перечислите причины, по которым свободные крестьяне становились зависимыми и из собственников земли превращались в её держателей.
________
________
________
________
________
А как ещё крестьянин мог стать зависимым?
________
________
________
г) Господину моему такому-то. Всем ведомо, что крайняя нужда и тяжкие заботы меня постигли. Совсем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе моей, ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов. Нечем мне выплатить эти солиды. Поэтому я прошу утвердить закабаление моей свободной личности, чтобы отныне ты имел полную свободу делать со мной всё, что вправе делать со своими прирождёнными рабами, то есть продавать, выменивать, наказывать.
Чем положение человека, подписавшего этот документ, отличалось от положения крестьян из предыдущих документов?
________
________
9. В науке о гербах — геральдике — цвета имеют символическое значение. Их толкованию и посвящено помещённое здесь стихотворение. Прочитайте его и напишите, о как цветах идёт речь. Что символизирует каждый из них. Закрасьте кружки соответствующими цветами.
Жан Робертэ
Истолкование цветов
_________________________________________________________
Средь всех цветов я первенство лелею,
Смирение и кротость означаю,
Святым Писанием я освящаю
Царицу всех цветов земных лилею.
_________________________________________________________
А я небесной высоте по нраву,
И свод в мой цвет рядится наяву,
Я означаю верность божеству,
И с белым цветом рядом я по праву.
_________________________________________________________
Пред ____________не удастся занестись,
Поскольку он являет блеск побед,
Гордыню и тщеславье средь сует:
Не может вверх попасть, не хочет вниз.
_________________________________________________________
На дивный изумруд я похожу,
В траве весенней радостно-спокоен.
Я рядом с чёрным неблагопристоен
И лишь весельчакам принадлежу.
_________________________________________________________
Я красного и белого смешенье,
Во мне забота будто бы таится.
Кто знает сласть любви, пусть не боится:
Я сослужу ему для обольщенья.
_________________________________________________________
Из чёрного и красного составлен,
_____________зван я века испокон.
Мой цвет избрал предатель Ганелон,
Я им пред целым миром обесславлен.
Пер. А. В. Парина
Прочитайте стихотворение немецкого поэта XIX в. Г. Гейне и ответьте на вопросы.
Ночь и буря... Император,
Весь измокший под дождём,
На дворе стоит Каносском
В власянице, босиком.
Из-за тучи месяц робко
Замок спящий осветил
И в окне Матильду с папой
Взорам Гейнриха открыл.
Гейнрих плачет и тоскует,
«Отче наш» уста твердят,
Но иные речи в сердце
Императорском кипят:
«Там, вдали, в моих владеньях
Есть высоких много гор;
Сколько есть у них железа, —
Всё в один пойдёт топор.
Все дубы в моих владеньях,
Как настанет им пора,
Все пойдут на рукоятку
Для гиганта-топора.
О, Германия! Родится
Богатырь в краю твоём.
Он змею моих мучений
Тем изрубит топором!»
Пер. И.Я. Лебедева
Кто герой этого стихотворения и что он делает в Каноссе? Какими предстают в описании поэта помыслы героя? Как вы считаете, отражает ли стихотворение характер исторического героя? Окажись вы современником событий, кого бы вы поддержали — героя стихотворения или его противника? А кого поддержали его подданные?
Прочитайте стихотворение средневекового поэта Конона де Бетюна и выполните задания.
За Бога в Сирию иду в сраженье.
Мне отступить заказано судьбой:
Тот, кто в сей трудный час утратит рвенье,
Отступит и пред худшею бедой.
Ведь знает люд и знатный и простой:
Свершить нам должно праведное мщенье,
Где честь и рай поруганы толпой,
Где славу и любовь язвит презренье.
Мы были долго в праздности тлетворной,
Но срок настал лететь во весь опор.
Отмстим за стыд, за плена гнёт позорный.
Пусть жжёт сердца и в бой ведёт укор:
В Святых Местах владыкой стал разор,
Где наш Спаситель принял смерть покорно.
Нам до скончанья дней терпеть позор,
Коль не дадим отпора силе чёрной.
Пер. А. В. Парина
Укажите, куда и зачем отправляется автор этого стихотворения. Под чьей властью находились «Святые Места», упомянутые в стихотворении? О каком «праведном мщении» говорит автор? Как вы думаете, какая судьба ожидала героя этого стихотворения?