Основные проблемы отечественного дизайна в ХХ в

История дизайна с конца Х1Х в. до первой мировой войны. Зарождение новых идей формообразования

1. Первые теории дизайна. Идеи Дж. Рёскина и У. Морриса. Практическая эстетика Земпера. Программа М. Тонета. Международные промышленные выставки ХIХ в. и их вклад в развитие дизайна.

2. А.Ван де Вельде и Ч.Макинтош. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа. Первые идеи функционализма в Европе.

3. Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в ХХ в. Немецкий Веркбунд – первый союз промышленников и художников.

4. П. Беренс – первый промышленный дизайнер.

5. Теоретическая и практическая деятельность В.Гропиуса, Л. Мис Ван дер Роэ, Ле Корбюзье.

История дизайна после Первой мировой войны. Первые школы дизайна

6. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

7. Российская инженерная школа на рубеже ХIХ–ХХ в.в.

8. Реймонд Фердинанд Лоуи – пионер коммерческого дизайна.

9. Становление коммерческого дизайна в США. Норманн Бел Геддес, Уолтер Дорвин Тиг, Генри Дрейфус.

Основные проблемы отечественного дизайна в ХХ в.

10. Художественный авангард в России. Супрематизм. Концепции формообразования конструктивистов. «Производственное искусство» в Советской России: теория и практика.

11. Пионеры советского дизайна. Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Советский отдел на Международной выставке в Париже в 1925 г.

12. Концептуальные поиски советских дизайнеров во второй половине ХХ в. Деятельность ОКБ под руководством О. К. Антонова. Творчество А. Я. Ирбите и И. А. Вакса. Создание АХБ Министерства транспортного машиностроения. СХКБ и ВНИИТЭ. Аксиоморфологическая концепция дизайна. Сенежская студия и принцип «открытой формы» художественного проектирования. Теория системного проектирования и метод «дизайн-программ».

13. Отечественный дизайн конца ХХ в. Образование Союза дизайнеров СССР и Ю. Б. Соловьев. Создание Международной ассоциации «Союз дизайнеров».

14. Современный российский дизайн: проблемы и перспективы.

История дизайна во второй половине ХХ в.

15. Дизайн США во второй половине ХХ в. Автомобильный дизайн 50 – 60-х годов: Харли Эрл, Вирджил Экснер, Джордж Уолкер, Ли Якокка и Реймонд Лоуи.

16. Второе поколение американских дизайнеров: Джордж Нельсон, Элиот Фетт Нойес, Чарльз и Рэй Имз, Ээро Сааринен, Ричард Фуллер, Виктор Папанек.

17. Послевоенный дизайн Великобритании: Поль Райли, Алек Иссигонис, Дуглас Скот, Теренс Конран, Эрнст Рейс и Робин Дей. Миша Блэк и организация ИКСИД (Международного совета организаций индустриального (промышленного) дизайна. Авангардный графический дизайн Невилла Броуди.

18. Деятельность Жака Вьено и развитие послевоенного дизайна во Франции. Крупнейшие дизайнерские бюро: «Ателье Патрикс», «Текнэс», «Компании Эстетик Эндюстриэль», «Дизайн-программ». Фламинио Бертони, Роже Талон. Деятельность Национального центра культуры и искусства им. Ж. Помпиду. Франсуа Кирэн, Филипп Старк, Раймон Савиньяк, Михал Батори, Пьер Фишфе.

19. Итальянское экономическое чудо. «Реальный» промышленный дизайн: Джио Понти, Марко Дзанузо, Ричард Сапер, братья Кастильони, Батиста Пининфарина, Джорджо Джуджаро. Концептуальные направления итальянского дизайна. Стиль «Оливетти». Деятельность Марчелло Ниццоли, Этторе Соттсаса, Марио Беллини.

20. Ульмская школа дизайна: Макс Билл, Ганс Гугелот и Томас Мальдонадо. Стиль «Браун»: Фриц Айхлер, Вильгельм Вагенфельд, Дитер Рамс. Штефан Веверка и фирма «Текта». Хармут Эсслингер и группа «Фрогдизайн». Биодизайн Луиджи Колани.

21. Феномен японского дизайна. Создание дизайнерских бюро в крупнейших промышленных фирмах «Тосиба», «Мацусита электрик», «Хитачи», «Секисуи кэмикэл», «Сони», «Кенон», «Ямаха». Хироси Синихара, Акио Морита, Масару Ибука. «Независимый» дизайн: Сори Янаги, «Группа Коике» и Кендзи Экуан. Японская промышленная графика и японский плакат: Йоко Таданори и Хиромура Масааки.

22. Особенности развития дизайна в Скандинавских странах. Дизайн Финляндии: Алвар Аалто, Кай Франк, Тапио Вирккала, Тимо Тапани Сарпанева. Развитие шведского дизайна. Сикстен Сасон (Андерсон) ипроизводство автомобиля «СААБ». «ИКЕА» и «Тетра-пак» - максимальное удовлетворение интересов потребителя. Умеренность и элегантность датского дизайна: Поуль Хеннингсен, Арне Якобсен, Ханс Вегнер.

23. Поиски и эксперименты в дизайне 60–90-х гг. Поп-культура и поп-дизайн: Петер Мурдок, Ричард Хамильтон, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Класс Ольденбург, Джордж Сегал. Оп-арт и Виктор Вазарели.

24. Современный дизайн США и Великобритании.

25. Итальянский радикальный дизайн. Анти-дизайн. Джоэ Чезаре Коломбо, Александро Мендини, Микеле де Люччи, Этторе Соттсасс. Группа «Архизум» и студия «Алхимия». Постмодерн. Стиль «Мемфис» и концепция Э. Соттсасса. Арт-дизайн и Гаэтано Пеше. Чарльз Дженкс, Широ Куромато. «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека.

26. Стиль высоких технологий «Хай-тек». Ренцо Пиано и Ричард Роджерс, Норманн Фостер, Питер Андес, Пол Хей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ковешникова Н. А. История дизайна. М., 2011.

2. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004.
3. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники.Том 1,2. Москва: Архитектура-С, 2006.
4. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006. - 258 с.

5. Райли Н., Байер П. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. М.: Магма, 2004. - 544 с.

6. Фиелл Шарлотта. Энциклопедия Дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М., 2008.

7. Ходидьо Филипп. Новейшая архитектура. М., 2008.

Наши рекомендации