Тема 30. Специфика самостоятельной работы учащихся, ее влияние на формирование и развитие знаний, умений, навыков
Переход к блочной системе планирования.
Опережающее предварительное задание для семинарских занятий.
Организация исследовательской работы на уроке-практикуме.
Реферирование.
Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать.
Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она предполагает следующее:
- включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);
- осуществлять переход от простых заданий к более сложным;
- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;
- включать в сферу самостоятельной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.
Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой, Интернет. Учебник как основной источник знаний наиболее полно используется в V-VIII классах, в старших классах его роль снижается.
Средством систематизации объемного материала учебников истории является самостоятельная работа со статистическими данными. И использование позволяет наглядно представить некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития государств.
Статистические данные, позволяют не только экономно и наглядно изложить материал, но и приучить учащихся пользоваться ими как всяким аргументом при обосновании своей позиции.
В работе с историческими картами, наиболее распространенными являются задания, направленные на систематизацию, сопоставление материала, характеристику этапа того или иного события.
Общественно-политические, справочные, научно-популярные и др. издания используются при подготовке сообщений, докладов, рефератов.
Степень самостоятельности старшеклассников в данном случае значительна. Ученик должен составить план сообщения, в соответствии с ним изложить материал, сделать выводы.
В старших классах объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий.
Один из приемов организации работы учащихся — использование памяток во время лекций учителя.
Например:
- запишите тему и план лекции;
- составьте тезисы, запишите выводы;
- выделите в записях трудные термины и объясните их значение;
- не упустите нужные даты;
- конспект лекции дополните сведениями из учебника;
- подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед лекцией.
Если в лекцию включаются сообщения учащихся, классу предлагается дать рецензии на них. В тетрадях школьников записаны рекомендации по составлению рецензий. Они должны соответствовать следующим требованиям:
- правильность проводимых исторических фактов, дат, имен;
- полнота содержания;
- последовательность, логичность сообщения;
- использование дополнительных источников информации, средств наглядности;
- речь, стиль изложения;
- умение обобщить, сделать вывод;
- общая оценка.
Такая рецензия дается учащимся и на ответы одноклассников по домашнему заданию. При этом оценка выставляется и отвечающему, и дающему рецензию.
Автор статьи Л.К.Гайсенок «Самостоятельная работа на уроках истории», отмечает, что самостоятельную работу по истории следует практиковать уже на первом году изучения истории в школе. Можно предложить школьникам описать отдельные предметы быта, облик людей, городов, составить рассказ по двум или нескольким иллюстрациям в учебнике и т.д.
Необходимо также проводить постоянную словарную работу. В современных учебниках после каждого параграфа имеется словарь. Учащиеся с помощью учителя записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения, рассказ, описание иллюстрации в учебнике или учебной картины.
На неделе науки проводимой в каждой школе можно организовать конкурс творческих работ, а по его результатам — научно-практическую конференцию учащихся IХ-ХI классов по истории и обществознанию.
Современное развитие техники, владение персональным компьютером позволяет учащимся IХ-ХI классов использовать интерактивные методы в своем исследовании и создавать электронные версии творческой работы.
Автор статьи «Научно-практическая конференция учащихся как средство повышения интереса к предмету» указывает, что формы творческих работ могут быть разнообразными. Это и рефераты, и видеофильмы, и медиапроекты и исторические журналы.
Члены жюри оценивают:
- тему работы (корректность формулировки, соответствие текста объявленной теме);
- материал (оригинальность, ценность собранного фактического документального материала);
- исследовательское мастерство (умение использовать собранный материал, интерпретировать его, обобщать и делать аргументированные выводы);
- композицию (сложный план, соответствие логике изложения);
- язык и стиль изложения, оформление работы (наличие справочного аппарата, сносок, библиографии);
- высказывают общее впечатление от работы.
Учителя в совершенстве владеют критериями оценки рефератов, но новые формы работ (медиапроект, видеофильм) вызывают у них затруднения, ибо здесь необходимо оценить режиссерское, сценарное и операторское искусство. Качество работы в этом случае зависит от кругозора владения современной видео-аудио – и компьютерной техникой каждого члена жюри.
Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения учащихся чрезвычайно способствует организация игровой деятельности. Фантазия, самостоятельный поиск ответа, новый взгляд на известные факты, явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различия между отдельными событиями — вот что характеризует игровую деятельность учащихся.
Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, самостоятельно думать, выбрать главное, отбрасывать второстепенное, сопоставлять, оценивать.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль самостоятельной работы в учебном процессе?
2. Назовите и дайте характеристику видам самостоятельной работы учащихся.
3. Приведите примеры приемов организации самостоятельной работы на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.