Трагедия первых дней войны. Рождение полка
К 70-летию Великой Победы
Сталинские соколы» в небе над Каменкой.
Имена тысяч и тысяч безвестных советских летчиков никто никогда не узнает и не вспомнит. Именно они, почти не имевшие никакого летного опыта (не говоря уже о боевом), десятками тысяч тел накрыли и, в конце концов, погребли авиацию Германии.
Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.
Скоро придет день, когда будут говорить о великом времени, называть имена героев, творивших Победу. К великому сожалению вспомним не всех. Неумолимый ход истории похоронил в реке забвения тысячи имен, тысячи лиц, тысячи забытых подвигов. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому подвиги и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Думаю, что моя работа позволит вернуть из небытия одну из страниц военной летописи нашего города, посвященную 10-му запасному бомбардировочному авиационному полку и его бесстрашным летчикам. Почему из небытия? Да потому, что на сегодняшний день вся имеющаяся информация об этой воинской части скупа, отрывочна и противоречива[1]. Даже «Пензенская энциклопедия» перечисляя полки и дивизии, созданные на территории Сурского края в 1941 – 1945 гг., ошибочно называет 10-й ЗАП истребительным, ни словом не обмолвившись о его вкладе в Победу[2]. Да и в нашем городе Каменке ничего не напоминает о пребывании здесь воинской части, подготовившей для фронта несколько тысяч летчиков. Разве что обелиск братской могилы с фамилиями погибших пилотов, да людская память….
Трагедия первых дней войны. Рождение полка.
Внезапная атака, обрушенная летчиками люфтваффе в воскресенье 22 июня 1941 года на аэродромы ВВС, которые располагались вблизи западной границы СССР, застала врасплох как Красную армию, так и её воздушные силы. В большинстве случаев преимущество нападавших было подавляющим, и много самолётов, включая немало новейших, было уничтожено на земле уже в первые часы после вторжения. За первые несколько дней операции «Барбаросса» немецкая авиация сожгла приблизительно 2000 советских самолётов, большинство из них на земле[3]. Это была катастрофа. Немецкая пропаганда тут же хвастливо растрезвонила на весь мир о том, что советской авиации больше нет. Поторопились враги….Забыли про русский характер. Советская авиация была обескровлена, но не сломлена. Авиационные заводы перешли на круглосуточный режим работы, восполняя тяжелые потери самолетов, тыловые запасные полки на пределах человеческих сил и возможностей готовили новых авиаторов.
Один из авиационных заводов под номером 135 располагался в г.Харькове, на территории современной Украины. Он специализировался на выпуске ближних бомбардировщиков Су – 2. Эти боевые машины в меньшей степени пострадали от внезапного удара люфтваффе, нанесенного в первый день войны, так как сосредоточены были на тыловых аэродромах Западного особого военного округа. Поэтому уже на третий день войны советские самолеты СУ-2 начали наносить бомбовые удары по наступающим соединениям немецких танковых групп. Но эти атаки бомбардировщиков, действовавших без прикрытия истребителей, больше походили на атаки камикадзе – потери были огромными. Через неделю боев практически все бомбардировочные полки ВВС СССР перестали быть таковыми из-за массовой гибели боевых самолетов.
Харьковский авиационный завод в эти июньские дни показывал чудеса трудового героизма, доведя выпуск Су-2 до 6 машин в сутки. Для того, чтобы ускорить процесс обучения и отправки на фронт летчиков, близ Харькова, на аэродроме Даниловка в июле 1941 года был развернут 10-й запасный бомбардировочный авиационный полк (10-й ЗАП). Уже второй половине июля в бой на Западном фронте вступил 209-й БАП* с 28-ю Су-2. Это был первый полк военного времени, который сформировали в 10-м ЗАП в районе Харькова. К августу в полку успели укомплектовать и отправить на фронт 97-й и 43-й бомбардировочные полки на самолетах Су-2. В сентябре планировалось перевооружить на эти машины 189-й и 286-й БАП, а также вывести с фронта для пополнения 209-й (повторно) и 135-й. Еще два полка - 52-й и 288-й были доукомплектованы личным составом и самолетами Су-2 без вывода из боев. Вот как вспоминал те жаркие летние дни 41-го один из летчиков-ветеранов полка: «... 29 июня был в Москве… Назначение я получил в 10-й запасной авиационный полк, базирующийся в Харькове. Как авиатехнику по эксплуатации самолетов и моторов, мне в первый же день дали самолет Су-2. Он был полностью деревянным, без брони кабины пилота и легко уязвим. Полеты для меня начались буквально с первого дня появления в Даниловке. Летчиков учили с утра до позднего вечера, без выходных, используя каждый летный день, исключая дни большого регламента обслуживания самолета. В Даниловке полк пробыл до появления немцев под Харьковом. За время подготовки летчиков инструкторы выполняли боевые задания по разведке целей и штурмовке военных объектов[4]. Теперь полк получил приказ перебазироваться в район Пензы на аэродром ст. Каменка-Белинская»[5].
________________________________
* БАП – сокращенное название бомбардировочных авиационных полков.
На новое место, в Каменку, 10-й ЗАП начал выдвигаться поэтапно в сентябре 1941 года. Харьковский авиационный завод остановил свой конвейер 4 октября 41-го и был эвакуирован в город Молотов – так тогда называлась Пермь.
Следует отметить, что в первые месяцы войны бомбардировщики Су-2, выпускавшиеся на заводе № 135 и проходившие «обкатку» в 10-м авиаполку, стали самыми массовыми машинами ВВС СССР. На тот момент это было наше единственное спасение в воздухе, и, пожалуй, единственная сила, противостоящая немецкой армаде Геринга.