Быт коренных народов Севера

Брак и семья

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жилище

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц.

Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Хантыйская изба

Хантыйский чум

Домашняя утварь

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Пища коренных народов

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охота

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.

Средства передвижения

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Традиционные и религиозные представления

Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Музыкальные инструменты

Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.

История

Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р. Яна «Берелех» (Республика Саха (Якутия)). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности Homo sapiens как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. В результате таких адаптивных изменений со временем произошла мутация гена меланина, что привело к улучшению выживаемости индивида в данных условиях. Побуждающими факторами мутации послужила низкая интенсивность ультрафиолетовго излучения, что характерно для районов севера. Внешнее проявление мутации — светлая кожа.

Наверное, народ саами является самым древним народом в Арктике. Можно сказать с уверенностью, что этот народ населяет северную часть Скандинавии, Финляндию и Кольский полуостров в России в течение почти 8 тысяч лет. Кроме этого, саами является первым из коренных народов Арктики, описанных в истории. В 550 г до н.э. византийский историк Прокопиус описал их как диких животных, не имеющих ни одежды, ни обуви, только выделанные шкуры животных; по его словам, они не были знакомы с сельским хозяйством, жили только охотой и не пили вина.

Вплоть до 16 века у европейцев были очень смутные представления об Арктике. Как раз в этот период появилась жажда открытия новых стран, берегов и островов. Возвратившись после дальних странствий, морские путешественники привозили рассказы об экзотических животных и людях со странным укладом жизни, таким не похожим на их привычную реальность.
Но никакие рассказы об ужасных и невообразимых чудовищах и диких существах-людоедах не могли удержать европейцев от исследования и покорения земель, на которых издревле жили коренные народы. Почти все эти экспедиции, начиная со средневекового периода и до 20 века, были оплачены человеческими жизнями.

*

Быт коренных народов Севера - student2.ru Народы Севера в дореволюционной России
Быт коренных народов Севера - student2.ru Коренные народы в Советской России
Быт коренных народов Севера - student2.ru Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера
Быт коренных народов Севера - student2.ru Смотреть информацию об истории отдельных коренных народов Севера

Народы Севера в дореволюционной России [5]

Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока с самого момента присоединения территорий их расселения к Российской империи находились под особым вниманием государственной власти. За последние триста лет государственная политика в отношении аборигенных народов, которых в России также именовали "туземцами" или "ясачными инородцами", пережила несколько колебаний идеологического маятника - от политики невмешательства и консервации традиционного образа жизни аборигенов до попыток полной интеграции и модернизации их жизненного уклада.

В XVII - начале XVIII веков, руководствуясь прежде всего интересами казны, собиравшей с туземцев натуральный налог пушниной (ясак), правительство не вмешивалось во внутреннюю жизнь и систему самоорганизации "ясачных инородцев". Сохранялись традиционные формы социальной организации, соблюдалось "право давности" в отношении землевладения и землепользования.

Колониальная практика России по отношению к туземному населению отличалась своеобразной системой покровительства: защитой прав коренных народов Севера на природные ресурсы от посягательств колонистов. Это отличало взаимоотношения западноевропейских колониальных властей с аборигенным населением завоеванных стран от аналогичных взаимоотношений в Сибири. Если для западноевропейских колонистов абориген был, прежде всего, конкурентом в утверждении их частной собственности на землю и другие ресурсы, то для Российского правительства абориген был источником дохода - ясака, а территории были государственной собственностью.

В первой половине XVIII в. положение несколько изменилось. Происходил переход с системы натурального налогообложения на денежную. В Сибири распространялись нормы крепостного права, закрепление коренных жителей за определенными родами, запрещение перехода из рода в род.

Расширились миссионерская деятельность, борьба с язычеством и процесс христианизации народов Севера. Вмешательство в религиозную жизнь аборигенного населения повлекло за собой вмешательство в семейно-брачные отношения, увеличение потока колонистов к распространению эпидемий. В конечном счете, эти изменения в национальной политике по отношению к народам Севера привели к сокращению численности и к трансформации популяционной структуры коренного населения.

Политика правовой, социальной и религиозной ассимиляции коренных народов Сибири в конце XVIII в. закончилась провалом. Стечение множества обстоятельств (климатические изменения, эпидемии, разгул местной администрации) привело к тому, что численность аборигенного населения Сибири к началу XIX в. резко сократилась, соответственно, сократилось и число налогоплательщиков.

Для правительства стало очевидным, что практикуемые способы управления коренными народами Сибири более непригодны и необходимо создание новой концепции.

С этой задачей блестяще справился выдающийся деятель русского Просвещения М.М. Сперанский. После четырехлетнего изучения положения в Сибири в качестве генерал-губернатора Сибири М.М. Сперанским был представлен проект "Устава об управлении инородцами". В Уставе 1822 г. был впервые законодательно применен принцип дифференцированного подхода к правам и обязанностям народов с различным уровнем социально-экономического развития. Впервые законодательно предпринята попытка достижения равенства в гражданских правах аборигенного и русского населения при условии сохранения своеобразия образа жизни и нравов коренного населения. Впервые на уровне закона были связаны вместе проблемы выживания аборигенов и проблемы сохранения их среды обитания. "Уставом" 1822 г. за аборигенами закреплялись традиционные территории их расселения, традиционные формы самоуправления и организации хозяйственной деятельности, пришлому населению запрещалось селиться на землях аборигенов и заниматься там теми же промыслами. Аборигены освобождались от воинской обязанности и уплаты большинства налогов, им предоставлялась свобода вероисповедания, предусматривались меры, предотвращающие долговую зависимость аборигенов от пришлых.

В Уставе 1822 г. были специально предусмотрены разделы и параграфы, ограждающие общины коренного населения от непосредственного вмешательства любых представителей государственной власти. Так, при ревизии народонаселения рекомендовалось довольствоваться показаниями старост. В специальном разделе "О разъездах" оговаривались экстренные случаи, по которым "казаки и чиновники допускались в стойбища инородцев", рекомендовалось, по возможности, даже в этих экстренных случаях сократить число "разъездов". Местная администрация была обязана обеспечить перевод закона на языки аборигенов и довести текст закона до их сведения. М.М. Сперанским была создана выдающаяся для своего времени система взаимоотношений государственной власти и коренных народов, учитывающая особенности их исторического, этнического, правового и экономического развития, а также специфических взаимоотношений с окружающей средой, отличающих их от остальных российских граждан. Многое в российском законе о коренных народах начала XIX века совпадает с новейшими международными принципами конца XX в.

Но, к сожалению, этот идеальный для своего времени Закон постигла обычная судьба. Кроме неизбежных злоупотреблений местной исполнительной власти, он был разрушен последующими законодателями.

Быт коренных народов Севера - student2.ru

Коренные народы в Советской России [5]

Последствия ассимиляционной политики царской администрации в послереволюционный период вылились в развитие националистических движений (например, в Якутии, Бурятии). Тенденции к национальному возрождению народов бывшей Российской империи, в том числе и малочисленных народов Севера, не могла не учитывать молодая советская власть.

"Учитывая огромное политическое и экономическое значение северных окраин, с одной стороны, и катастрофическое положение племен их населяющих, с другой, а также полную неорганизованность и оторванность туземной массы от советского строительства и необходимость законодательной, административно-правовой и экономической защиты их интересов", Постановлением ЦИК Союза от 20/VI 1924 г. определялось учредить "Комитет содействия народностям северных окраин".

Система законодательных актов, разработанных Комитетом Севера, по своему духу и смыслу была очень близка "Уставу об управлении инородцами 1822 г." Признавалась экономическая и социальная необходимость сохранения своеобразного уклада жизни северных народов и при этом подчеркивалось их юридическое равноправие с остальными гражданами РСФСР и СССР.

В 1935 г. Комитет Севера был ликвидирован как выполнивший возложенную на него задачу, "проведение национальной политики в отношении народностей Севера возложено на отделы национальностей в краевых и областных исполкомах, а заботы о дальнейшем хозяйственном и культурном развитии народностей Севера -на главное управление Северного морского пути".

Так было положено начало приоритету административно-территориальных и ведомственных интересов на северных территориях в ущерб интересам его коренных жителей. Для коренных народов Сибири начался новый этап принудительной культурной и экономической ассимиляции.

Государственная политика освоения природных ресурсов Севера, Сибири и Дальнего Востока привела к колоссальному росту мигрантного населения и значительному сокращению территорий обитания и хозяйственной деятельности коренных народов этих регионов. Численность мигрантного населения увеличилась с 4 млн. человек в 1926 г. до 32 млн. в настоящее время.

Самый значительный удар традиционному образу жизни и системе традиционного природопользования был нанесен в шестидесятые годы, когда государством проводилась политика переселения населения из мелких поселений в крупные. Эти насильственные переселения разрушили веками складывавшуюся исторически и экологически сбалансированную структуру расселения и систему природопользования коренных народов.

Переселения, жизнь в больших поселках в качестве национального меньшинства, массовое отлучение детей от родителей для воспитания в интернатах, сокращение хозяйственных угодий и возможностей заниматься традиционными видами деятельности привели к духовному и экономическому кризису коренных народов. Начиная с семидесятых годов, в их среде распространяется скрытая безработица, алкоголизм, разрушается семья и традиционная культура. Эти явления повлекли за собой вначале уменьшение естественного прироста, а затем, в последние годы, и сокращение численности народов Севера.

За последние тридцать лет демографы наблюдали постепенное падение рождаемости и не уменьшение, как ожидалось, а изменение характера смертности. Основной группой риска стали не дети, как это было раньше, а люди репродуктивного возраста. Причем основной причиной смерти стали не болезни, а смерти от травм, несчастных случаев и самоубийств.

К концу семидесятых годов показатели смертности от этих причин достигли 50-процентного уровня, затем к концу восьмидесятых годов, в ходе проведения антиалкогольной компании, процент "неестественных" смертей снизился до 30. Но, с начала девяностых годов, показатель смертности от несчастных случаев и самоубийств вновь начал расти, и сейчас у разных групп коренного населения Севера он колеблется от 40 до 50 процентов, при общероссийском уровне показателя смертности от этих же причин около 10 процентов. Соответственно, уменьшились показатели средней продолжительности жизни - к концу семидесятых годов до 44 лет, в восьмидесятые годы произошло некоторое повышение этого показателя. В настоящее время демографы вновь наблюдают процесс сокращения средней продолжительности жизни у коренного населения. Низкая рождаемость и высокая преждевременная смертность, наблюдаемые в последние тридцать лет, заставляют демографов высказывать самые пессимистические прогнозы в отношении коренных малочисленных народов России.

В последнее десятилетие XX века наше государство демонстрировало свою готовность исправить ошибки прежней ассимиляционной политики в отношении народов Севера и следовать международным принципам и нормам. В 1989 г. нашим государством была подписана Международная Конвенция 169 МОТ "О коренных и ведущих племенной образ жизни народах независимых стран ". В новую Конституцию были внесены статьи, гарантирующие права коренных народов.

В 1990-1991 годах были образованы сразу несколько общественных организаций коренных малочисленных народов Севера: Ассоциация малочисленных народов Севера (1990), Депутатская Ассамблея малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1991), Международная Лига малочисленных народов и этнических групп (1991). Все эти организации возникали в Москве, под покровительством высшей государственной власти, и проводили свои учредительные съезды в Кремле. Наиболее эффективной из них и работающей поныне является Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, объединяющая сорок региональных и этнических ассоциаций народов Севера.

В этот период были приняты декларации о необходимости ратификации Конвенции 169, Постановления Верховного Совета и Указ Президента об организации территорий традиционного природопользования и приоритетном использовании их традиционных природных ресурсов коренными народами Севера (апрель 1992 г.). Создавались и обсуждались законопроекты, обеспечивающие механизм реализации Конвенции 169 в нашей стране. Изменения земельного законодательства России, введение права частной собственности на землю и приоритетного права приобретений в собственность земель для их нынешних юридических арендаторов и пользователей может привести коренные народы к полной потере доступа к традиционным природным ресурсам и разрушению системы традиционного природопользования и связанной с ним культуры и образа жизни коренных народов Севера.

Коренные народы в поисках выхода из создавшегося положения обращаются к своему прошлому опыту. В обстановке обнищания и заброшенности в поселках народов Севера и их общинах спонтанно возрождаются элементы традиционной системы жизнеобеспечения, создаются национальные, родовые или соседские промысловые объединения по добыче и заготовке продуктов, восстанавливаются старинные формы организации совместной деятельности, распределения продукции, взаимопомощи. Возрождаются традиционные виды транспорта, вновь появляются собачьи упряжки, верховые олени. Большое значение приобретают народная медицина, народные экологические знания, расширяется сфера использования родного языка (раньше в общественных местах родной язык не употреблялся). Возрождается семейная и групповая система обучения детей традиционным видам хозяйственной деятельности, передачи традиционных знаний. Но этот процесс пока не встречает финансовой поддержки ни со стороны государства, ни со стороны других инвесторов.

Быт коренных народов Севера - student2.ru

Наши рекомендации