Гербы СССР и союзных республик
Первый герб РСФСР был утвержден в июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов, первый герб СССР – 6 июля 1923 г. Этот герб представлял собой скрещенные серп и молот на фоне Земли, в верхней части герба – пятиконечная звездочка, по землей – восходящее Солнце; все это обрамлено венком из колосьев пшеницы, обвитым лентой с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», написанным на каждом перехвате ленты на одном из языков союзных республик (по-русски – в основании герба), в первоначальном варианте таких надписей было шесть. Дальнейшие изменения герба были связаны с изменением числа союзных республик (это вело к изменению числа перехватов ленты с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в 1940–1956 гг. надпись фигурировала на 16 языках, в1991 гг. – на 15), с переходом ряда республик (Азербайджана, Киргизии, Узбекистана) с арабской графики на кириллицу (менялось написание девиза) или просто с уточнением перевода девиза (Туркмения, Белоруссия).
Общими элементами гербов СССР и всех союзных республик были: серп и молот, звезда, обрамляющие венки, включающие (часто наряду с другими растениями) колосья пшеницы или ржи и девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в республиканских гербах (кроме РСФСР) написанный на двух языках – русском и национальном. Почти в каждом республиканском гербе (кроме грузинского и туркменского) присутствовало название республики на национальном, а иногда (в азербайджанском, казахском и таджикском гербах) – на двух языках. Также почти в каждом республиканском гербе присутствовало солнце (кроме гербов Грузии и Армении, в которых солнца не было, но звезда была лучистой и композицию вполне можно было рассматривать как солнце, прикрытое звездой). Республиканские гербы, кроме того, включали изображения, отражающие специфику экономики и природы республики (Армения – горы Малый и Большой Арарат, виноград, олива, Грузия – гора Казбек, виноград, национальный орнамент, Молдавия – пшеница, кукуруза, виноград, Азербайджан – нефтяная вышка, хлопок, Литва – дубовые листья, Латвия – море, Эстония – хвойная ветка, Таджикистан и Узбекистан – хлопок, Киргизия – хлопок, горы, национальный орнамент, Туркмения – хлопок, цветы, ковер, промышленный пейзаж, Белоруссия – рожь, клевер, лен, Казахстан, Россия и Украина – пшеница).
В состав некоторых союзных республик (России, Грузии, Азербайджана и Узбекистана) входили автономные советские социалистические республики (АССР). Герб такой республики имел изображение, совпадающее с изображением в гербе той союзной республики, в состав которой входила данная автономная. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» давался на двух языках – языке АССР и той ССР, в которую она входила. Под названием ССР в гербе помещалось название АССР на двух или трех языках – языке АССР, языке ССР и русском (если он отличался от языка ССР).
Особенностью советской геральдики была крайняя небрежность блазонов. Например, статья 143 Конституции СССР 1936 г. гласит: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда». Ничего сколько-нибудь существенно не изменилось и в последней советской Конституции. Вот как выглядит статья 180 Конституции РСФСР 1978 г.: «Герб РСФСР представляет собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца в обрамлении колосьев, с надписью: «РСФСР», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба – пятиконечная звезда». Строго говоря, эти описания трудно назвать блазонами – по ним невозможно составить герб, эталоном герба они являться не могут. В описании герба СССР ничего не сказано о ленте и о том, что девиз («надпись») начертан на ней. В описании герба РСФСР не сказано, что представляет собой «красный фон» (в действительности это красный вырезной щиток). В обоих описаниях ничего нет о взаимном расположении надписей (похоже, оно может быть любым), о том, колосья какого злака изображены на гербе (при всей условности этого изображения – судя по описаниям, это вполне может быть овес), о расположении солнца (оно традиционно изображается восходящим – но, судя по описаниям, его следует рисовать полностью). Либо все эти детали действительно несущественны, и традиционно воспроизводившееся изображение советских гербов имеет только статус традиции, либо эталоном герба является его изображение, а не словесное описание. Понятно, что в действительности имел место именно второй случай, что и не вполне позволяет назвать конституционные описания гербов блазонами.