Методика работы с хронологией в обучении истории. Приемы организации усвоения хронологии. Примеры
Хронология – вспомогат. истор. дисциплина, изуч. системы летоисчисления и календари разных народов и гос-в. Она помогает устанавливать даты истор. событий, определять какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов. даются даты осн. событий, явлений, процессов. цель изучения хронологии в школе – показать уч-ся последоват. истор. событий и явлений, протяженность их во времени, подвести уч-ся к пониманию измерения времени с системами летоисчисления. В сред. классах изучению хронологии помогает лента времени, календари важнейших событий, хронолог. и синхронистич. таблицы. Временная локализация истор. фактов и изуч. хронологии в школе позволяет привести в систему все изучаемые истор. факты, систематизировать их. все истор. факты на 4 группы: 1) события истор. значения, периодизация истории, ориентировки в истор. событиях, даты частноистор. хар-ра. Лента времени. объяснение начинать с десятилетия, т.к. это возраст детей. Затем переходим в объяснению века, тысячелетия. Ретрограмма - линия времени наоборот. Новые даты выписывают в тетрадь. Составление хронолог. таблиц. При работе с датами важно использовать на уроке доску. Хронолог. задачи (в 1918 образовалось польское гос-во. через 8 лет произошел переворот. Когда он произошел?; в каком году произошло событие если оно случилось ххх лет назад), хронолог. уравнения, используя даты написать сочинение (н-р на тему варвары победили Рим 330, 395, 410, 476), составление хроник (дата – событие), соотнесение дат с периодизацией, проведение хронолог. диктантов. способы запоминания дат: 1) логический: вести отсчет от круглой даты, записывать истор. события происход. в одно время попарно (1240 – битва со шведами, установл. т.-м. ига), соединение пары событий по десятилетиям, столетиям (1380-1480 – кулик. поле – угра). 2) ассоциативное – по наличию в датах нулей (800 – коронация карла великого, 1700 – начало сев. войны), наличие в датах одинаковых чисел, распол. рядом (988, 1772), даты, кот. в обоих направлениях читаются одинаково (1881 – убийство Ал.2), 3) механическое. Приемы: игры, кроссворды, работа с карточками, составление таблиц и т.п.
Система планирования в курсе истории. Виды и роль планирования в организации обучения истории
Тематическое планирование – тема, круг знаний и умений. Кал-тем. планир.: раздел, тема, сроки, часы, тип урока, кол-во часов, лит-ра. поурочное – тема, тип, кол-во часов. осн. понятия, проблемы, идеи, персоналии, ср-ва обучения, документы. планирование явл. фундаментом, на кот. строится изучение нового. Планирование уроков.
28. Раскрытие закономерностей в школьном курсе истории: понятие, характеристика закономерностей исторического процесса, методика формирования закономерностей (примеры)
Истор. закономерность – объективно существ. и пост. воспроизводимая в пространстве и времени связь явлений обществ. жизни. Формир. истор. понятий осущ. на основе конкретных истор. представлений, в ходе их обогащения и развития. в свою очередь формирование истор. понятий связано с раскрытием закономерностей и выработкой у уч-ся понимания истории. В понятии отражается только общие черты явлений, но и связи. закономерности их развития. так понятие революц. ситуация отражает закономер. назревания революции, а понятие восходящая линия революции – одну из закономерностей ее развития. формируя у уч-ся общие истор. и социолог. понятия мы раскрываем и объективные закономерности, отраженные в этих понятиях (ч/з признаки). Истор. понятия и их признаки осознаются уч-ся как формулы закономерности лишь в рез. опред. работы над истор. материалом. понимание уч-ся закономерностей истор. развития предполагает предварит. усвоение ими ряда понятий. Раскрывая закономерности мы опираемся на ранее выработанные понятия. Необх. раскрывать связи между явлениями, в кот. проявляются эти закономерности. Н-р закономерности смены формаций. В раскрытии закономерностей исп-ся группы методов обучения истории – методы устного сообщения, нагляд. обучения, работы с текстом, ср-ва и приемы конкретизации, использ. учителем в изложении и объяснении материала. аналитич. беседа по изложенному материалу, разбор и обобщение истор. фатов, хар-р дом. заданий, повтор.-обобщ. уроки. Существ. роль играет сравнение и противопоставление. Необх. показать истор. явления в его развитии, изменении. В изложении материала учитель подчеркивает и выявляет ведущую роль внутр. причин развития, раскрывает внутр. противоречия, присущие явлениям. Наглядность выступает как метод обобщения истор. явлений и выявления их закономерности. Важнейшим из условий развития закономерностей явл. наличие ряда истор. фактов, изуч. и сопоставление кот. дает воз-ть выявить закономерные связи и изменения. Закономерности, усвоенные уч-ся станут методом анализа фактов, раскрытия новых закономерностей.
29. Краеведение в обучении истории: задачи, содержание, методика краеведческой работы, образовательно-воспитательное и развивающее значение
Школьное краеведение - одно из важнейших средств связи обучения и воспитания подрастающего поколения. В школьном краеведении главная роль в изучении родного края отводится учащимся при непосредственном руководстве учителя. Школьное краеведение содействует осущ. общего о/з, нравств., эстетич. и физ. восп. уч-ся, помогает развитию творч. спос-тей уч-ся, а так же способствует всестороннему росту и разв. л-ти. Занятие краеведением способствует разв. у учащихся навыков науч. работы. Занятия по краеведению помогают уч-ся выбрать их будущую проф. на основе более глубокого познания развития эк. родного края и усвоения культурных ценностей наших предков. Наряду с о/з – восп. задачами, занятие краеведением решает и задачи общественно полезного характера: прививает любовь к Малой Родине, воспитывает чувство патриотизма. Особ. школьного краеведения состоит в том, что оно осущ. учащимися под руководством учителя и развивается в соответствии с учебными и восп. задачами, стоящими перед школой.
Школьное краеведение имеет следующую предметную направленность: естествоведческое, географическое, историческое, экономическое, литературное и так далее. Историческое краеведение подразделяется на историко-революционное, археологическое, этнографическое, архитектурное, искуствоведческое и другие. Именно поэтому, школьное краеведение является важным средством осуществления межпредметных связей.
Краеведение – важное средство формир. истор. мышления у уч-ся, их нац. самосознания и чувства взаимоуважения между народами, обретение навыков самост. исследоват. работы составляет развивающую цель, реализация кот. возможна при введении краеведения в учеб.-восп. процесс. Краеведческий материал усиливает конкретность и наглядность восприятия уч-ся истор. процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В наст. время школьное истор. краеведение занимает большое место в о/з и восп. школьников. Индивид. работа по краеведению предполагает чтение лит-ры по местной истории, работу с докум. материалами архива, веществ. памятниками из музея, подготовку рефератов. историко-краеведческие кружки – дают воз-ть организовать систематич. занятия по опред. программе с пост. составом уч-ся. Работа кружков осущ. в 2-х направлениях: теор. (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самост. работы), прктич. (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). пост. и систематич, историко-краевед. работа нередко приводит к созданию в школах исторко-краеведч. музеев. В целом шк. краевед. музей способствует воспитанию у уч-ся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно-полезному труду. Привлечение краеведческого материала на уроках служит раскрытию на местном материале общих черт и закономерностей развития страны, показу роли и участия населения родного края в важнейших событиях, осознания связи жизни родного края с жизнью страны. Привлечение краевед. материала помогает конкретизации истор. фактов, созданию истор. представлений, приближает истор. прошлое к созданию школьников, открывает воз-ти для самост. работы, играет важную роль в воспитании патриотизма.
30. Экскурсия в учебной и внеклассной работе по истории: виды, задачи, содержание, связь с краеведением и современностью, методика подготовки и проведения, роль в обучении, воспитании и развитии школьников.
Урок-экскурсия явл. одним из типов урока, проводимого в соотв. со школьной программой и включ. обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиц. урока. Осн. признаками урока-экскурсии является то, что он: а) содержит осн. материалы, обязат. для изучения по программе и учебнику на основе формир. общих представлений; б) проводится в целях изучения нового истор. материала, связ. с общим курсом истории; в) охватывает сравнит. узкую тему или период; г) ограничен во времени, приблизительно 1-1,5 академ. часа; д) организуется в то время, когда в школе изучается именно эта тема школьного курса; е) знание содержания этого урока обязательно для уч-ся и оценивается в журнале, как и другие уроки; ж) проводится, как правило, учителем. Классифицируют уроки-экскурсии по нескольким признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности: 1. Указание темы по программе истории.2. Указание его вида. 3. Составление логич. схемы содержания урока-экскурсии по учебнику истории.4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте 5. Указание учеб., разв. и восп. целей данного урока.6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.7. Подготовка школьников к уроку.8. Подбор необходимого оборудования. Цель урока-экскурсии может заключаться в сообщении новых знаний по истории, в закреплении и конкретизации имеющихся знаний у учащихся, воспитание ценностного отношения к истории своей страны, своего города, своего народа, способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом источников, умением локализовать события в пространстве. Особенностью урока-экскурсии является то, что помимо исторического компонента знаний в содержание знаний об экскурсионных объектах включается краеведческий компонент.
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. На экскурсиях учащиеся познают прошлое общество. Педагогическое значение экскурсии очень велико. Экскурсии помогают учащимся установить связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, найти подтверждение в жизни того, что сообщал на уроке учитель, то есть учит школьников видеть историю вокруг себя. В практике работы школ различают два вида экскурсий: 1) учебные, связанные с изучением программного материала; 2) внепрограммные экскурсии, проводимые по плану внеклассной работы. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вида: 1. По музейным экспозициям. 2.К историческим и памятным местам. 3. Историко-краеведческие. По месту в учебной работе экскурсии можно условно разделить на: 1) вводную, предшествующую изучению учебного материала на уроке или на занятиях кружка; 2) урок-экскурсию. В процессе экскурсии учащиеся, продолжая изучать материал темы, получают новые знания с последующей их систематизацией и закреплением на уроке; 3) итоговую экскурсию, которая проводится после изучения соответствующей темы на уроке или в кружке. Ее целью является установление связи между местным и общеисторическим материалом, углубление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников края; 4) обзорную экскурсию, завершающую изучение темы или ряда тем на уроке или в кружке. По месту нахождения объектов экскурсии бывают ближними и дальними, а по характеру изучение материала и ознакомления с ним – тематическими и комплексными. Имеется и предметная классификация экскурсий: исторические, этнографические, археологические и др.
Методика организации экскурсии включает: 1) остановку цели; 2) вводную беседу экскурсовода; 3) передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода; 4) вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом; 5) учет возрастных и психологических особ. ребят; 6) разработку общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии; 7) знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах; 8) оформление необходимой документации; 9) формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов.
Исторические и историко-революционные экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест, связанных с революционной борьбой трудящихся. Особую группу экскурсий составляют археологические экскурсии. Археологические экскурсии проводятся не только в музеи для ознакомления с вещественными доказательствами деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), но и в места расположения городищ, селищ, стоянок, курганов, где ученые ведут раскопки.В последние годы широкое распр. получили военно-исторические экскурсии, посвященные героической борьбе нашего народа в годы гражданской войны, военной иностранной интервенции и в годы Великой Отечественной войны. Материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науки. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и прекрасному настоящему ее народа.
Школьный кабинет истории, оформление и роль в учебной и внеклассной работе. Методическая литература о кабинете истории
Оборудование кабинета истории в школе состоит из трех основных частей: спец. мебели и приспособлений, тех. аппаратуры, учебных пособий. В кабинете представлены плоскостные наглядные пособия. К ним относятся настенные исторические карты, демонстрационные картины и таблицы, раздаточные наглядные пособия, аппликации. Кроме того, имеются объемные наглядные пособия. Это различного вида модели и макеты. Крайне полезна в образовательном плане работа по их изготовлению и применению в процессе обучения. Кабинет должен иметь свою диатеку и фонотеку. В первой представлены статичные экранные пособия, во второй — звуковые. Технические средства обучения предполагают также наличие кинофильмов и кинофрагментов. Современные кабинеты истории имеют и свою библиотеку или отдел в общешкольной. Наличие исторической библиотеки помогает организовать внеклассное чтение по истории. Особая часть кабинета — дидактические раздаточные материалы. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки, тесты, демонстрационные карточки и программированные материалы.
Оснащение кабинета истории должно постоянно совершенствоваться с разв. науки, техники, педагогики. В наст. время одним из осн. изменений в препод. истории становится применение информац. технологий на уроке, что способствует изменениям кабинета истории. В соврем. школе тенденция замены большинства тех. средств обучения информационными компьютерными технологиями. Наглядные информац. пособия (стенды) остаются важным инструментом учеб. процесса. Информация, размещенная на них помогает уч-ся в реализации умений воспринимать материал, обобщать, оценивать, делать выводы. Повыш. познават. интерес к предмету, расширяется кругозор школьников. Информация для оформл. стендов может подбираться из науч.. науч.-поп., истор. лит-ры, работ по МПИ, периодики, интернета. Стенды6 информация для уч-ся, это интересно, творческие работы уч-ся, история нашего края. Отбор информации для стендов позволяет учителю показать свое видение того, как учить и чему учить. Для уч-ся стендовый материал носит как обучающий, так и познавательный хар-р.