Древнейший мир культуры на территории Кольского Заполярья

План

1. Понятие "древнейший" мир.

2. Дискуссионные проблемы этнокультурогенеза индоевропейских и финно-угорских народов.

3. Очаги традиционных культур первобытных обществ на Кольском полуострове и сопредельных ему территориях.

4. Макродинамический анализ истории культуры региона.

5. Основные циклы развития культуры. Типология древнейшей и древней культуры.

6. Мифологические представления древних народов Кольского полуострова о мироздании.

Основное содержание

Ранние формы культуры Европы и Азии, Африки и Америки стали постигаться наукой очень поздно. Всего 150 лет назад стал открываться человечеству неведомый прежде и грандиозный мир древнейшей культуры. Можно сказать, что весь XX век - период перманентных сенсационных открытий явлений культуры каменного века. Многие из этих открытий были делом жизни целой плеяды бесстрашных энтузиастов и ученых, исследующих тайны глубочайшего прошлого, самые первые этапы антропосоциокультурогенеза становления человека, общества и культуры. Среди них можно отметить знаменитых европейских исследователей - Буше де Перта, Эдуарда Ларте, Морбера Кастере, Анри Брейля, Генри Кристи. Полный список их имен весьма значителен. В России тоже велик перечень имен первооткрывателей с мировой известностью и авторов фундаментальных трудов и новаторских статей о культуре первобытного общества. Среди них - С.Н. Замянин, А.П. Окладников, А.А. Формозов, З.А. Абрамова, А.Д. Столяр, Б.А. Фролов, Ю.А. Савватеев, В.М. Массон, М.Д. Хлобыстин, Н.Н. Гурина. В.В. Селиванов и многие другие.

Решающим рубежом в стремительной эволюции человека как биологического вида и становлении общества и культуры считается период мустье (примерно 150 - 50 тыс. лет до н. э.). Это была эпоха распространения населения неандертальского типа и вместе с тем становления «человека разумного».

Целая серия находок как в Европе, так и Азии дает материалы, свидетельствующие о том, что неандертальское население представляло собой «не примитивных охотников, следующих за добычей подобно волчьей стае, а общество с довольно сложной системой самоорганизации»[12].

Деятельность древнейшего «человека разумного» охватывает огромный по масштабам период верхнего палеолита - или древнекаменного века (примерно, 35- 9 тыс. лет до н.э.). Палеолитическое общество этого времени пережило несколько глубоких стрессов из-за грандиозных экологических катастроф и вынуждено было многократно приспосабливаться к резко меняющимся условиям существования, перестраивать свои социокультурные системы. Его развитие подразделяется на несколько эпох. Вслед за верхним палеолитом последовал мезолит - средний каменный век (9-5 тыс. лет до н.э.), а затем наступил неолит - новый каменный век (5-3 тыс. лет до н.э.).

Различные типы культуры как адаптивно-адаптирующейся системы исторически трансформировались в связи с изменением природных оснований бытия древнейшего человека, его миграциями, взаимодействиями с другими культурами и самоорганизационными процессами внутри своих обществ.

Социокультурная адаптация выражалась в разных направлениях деятельности человека: выборе хозяйственной стратегии, бытовой подсистеме, регулятивных и художественных формах и т.д. Охотничья деятельность эпохи верхнего палеолита обеспечивалась эффективным оружейным комплексом. На финальных этапах этой эпохи важнейшим достижением стало изобретение разнообразного дистанционного оружия. Высоко эффективные охотничьи системы имели локально-региональное своеобразие (в полярной, степной, горной или тропической зонах обитания людей). Человеческий дух воплотился в многообразном вещно-предметном мире материальной культуры (специализированные орудия труда из камня, кости, дерева: каменные выкладки места обитания, многообразные типы жилища для холодного и теплого климата; пушное производство; создание одежды из шкуры, кожи, замши и многое другое). Была создана развитая общинная система жизнеустройства, где исходной социальной молекулой была малая семья (5-6 человек). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселки (25-120 человек)[13], создавались общие культурные центры в пещерах с их сокровенными ценностями или же «праздничные дома» на открытом пространстве с использованием строительного материала и музыкальных инструментов из костей, разукрашенных рисунками красной охрой , как, например, на знаменитой стоянке Мезин).

Духовно-практическая деятельность человека воплощалась в создании таких интеллектуальных форм культуры как мифология, способы ориентации в пространстве по звездам, математика, календарь, «народная медицина», зоологические и геологические практические знания, символически-обрядовые системы и т.д.

Особенно впечатляющим было развитие художественной культуры каменного века. Искусство было частью синкретического культурного комплекса, не отделяясь в самостоятельную сферу. Оно выражало реальное содержание культурного бытия древнего человека в мифологически осмысленной форме. Мифологическая картина мира выражалась в ярких художественных образах. До нас дошло огромное количество памятников изобразительного и архитектонического искусства, в которых запечатлелась эпоха древнейшего героического детства человечества. Самое значительное количество образов первобытные художники посвятили животным. Зверь, судя по древнейшим изобразительным памятникам, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Художественное изображение зверей достигло абсолюта, неповторимости шедевров.

Найдено также более 200 скульптурных произведений, посвященных человеческим образам. Среди них подавляющее большинство - женские статуэтки. Они представляют собой преимущественно зрелых дам. Это, видимо, мифологические образы владычиц зверей, прародительниц, хозяек священного огня, распределительниц пищи, хранительниц социального и культурного опыта, а также символы солидарности родового коллектива[14].

Эпоха мезолита - кульминация природных изменений (последствия отступления ледника) и фундаментальная перестройка всей культурной системы (перемена мест обитания людей, создание новых экологических ниш, исчезновение крупных промысловых животных, обретение новых охотничьих стратегий, широкое распространение лука и стрел, одомашнивание ряда диких животных, открытие новых возможностей творчества). В искусстве доминировали мужские образы, изобразительные сцены становились массовыми и динамичными, наметились композиционные приемы, схематизировался язык искусства и обострилась выразительность художественных образов.

Культурная практика в целом, сложившаяся в многотысячелетней истории представляла собой трехстороннее системное образование, соединившее в одно целое охоту, рыболовство, собирательство и изготовление орудий. Впоследствии в неравномерном и нелинейном ходе истории эти три стороны радикально преобразовались (собирательство - в земледелие, охота - в скотоводство, а изготовление орудий - в профессиональное ремесло).

Как подчеркивает В.М. Массон, человечество, «вышедшее в пору верхнего палеолита и мезолита на новый виток культурогенеза, замерло в стагнации и как бы накапливало силы для нового прорыва, связанного далее с освоением культуры скотоводства и земледелия, начиная с эпохи неолитической революции»[15].

Развитие первобытного общества базировалось на механизме воспроизведения и передачи установленных и освященных традиций, в которых аккумулировался внегенетический опыт бытия. Вследствие этого исторически первый тип культуры, построенный на могущественной и длительной власти традиции, называется традиционным.

Что касается следов древнейшей культуры на Кольском полуострове, то они в значительной мере сохранились от поры мезолита и неолита. Рассмотрим их специально.

Древнейшая культура Кольской земли.Многим хорошо известна книга «Земля Санникова». На ее основе создан одноименный фильм со знаменитой песней Олега Ануфриева об «ослепительном миге между прошлым и будущем». Ее содержание и основная идея воспринимается как абсолютно фантастические. Между тем для такой фантазии имелась определенная основа.

С зоной Приполярья ряд ученых уже давно связывают глубинные пласты истории культуры народов, в частности, индоевропейских. В 1909 году вышла нашумевшая книга известного индийского ученого, знатока санскрита (языка древней индийской культуры) Бала Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах»[16]. Изучая священные книги древних индийцев («Ригведа», «Законы Ману», «Махабхарата») и иранцев («Авеста» и др.), анализируя лингвистические данные, систему счета, обряды, календари, астрономические наблюдения, мифологию, характер переселений, и сопоставляя эти материалы с данными географии, истории, геологии, астрономии начала XX века, Тилак приходит к выводу, что индоевропейские предки индийцев, иранцев, близкие славянам, тевтонам, кельтам и др., обитали в приполярной зоне и что ведическая религия, возможно, относится к последнему межледниковью по сути, а по форме связаны с постледниковым временем (до 8 тыс. до н.э. и после него в период потепления).

В священных книгах индоариев и индоиранцев описывают многие явления природы, которые могли быть только в арктической зоне: день и ночь длительностью в шесть месяцев; непрерывно длящаяся несколько дней заря, сияющая красотой; особое положение полярных звезд; долгий промежуток между появлением света и восходом солнца; полярное сияние; особый характер священных гор и Молочного океана; светловолосые боги или лучи и т.д. Он впервые убедительно проанализировал «темных» места древних пластов ведической и авестистской литературы, а также возможные места ее сложения. Его книга произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Многие сочли работу Тилака «добросовестным заблуждением», либо фальсификацией или сказкой. Север не укладывался в понятие «благодатный край» древних ариев. Однако были ученые, поддержавшие его, в том числе русский исследователь Е. Елачич, написавший, книгу о родине человечества, которая содержала «северную гипотезу» происхождения древних текстов и их создателей[17]. Западноевропейские и американские исследователи тоже обращали внимание на Арктику как «колыбель человечества» и стали там искать «прародину» разных индоевропейских народов, в том числе и арьев[18]. Наряду с этим существовали гипотезы о локализации «прародины» этих народов в Передней Азии, Европе[19] и даже в Гималаях.

В 30-е годы XX века на этой основе появились геополитические спекуляции, связанные с «арийской расой» Севера и идеологи фашизма вышли за рамки научных исследований, объявив свое первородное «нордическое арийство» и «неарийство» ряда других народов, включая славян. Теоретические последствия этих спекуляций хорошо известны. Идея полярного происхождения индоевропейцев была надолго скомпроментирована.

Во второй половине XX века исследователи осторожно относятся к идеям одной «прародины» и «исконности проживания» того или иного этноса на одном месте. Евразия пережила за тысячи лет глубокие природные катастрофы, менялся климат, отступали и наступали ледники, обрушивались потопы и люди странствовали то вслед за отодвигающимися ледниками и промысловыми животными к берегам Северного океана, то, наоборот, уходили на юг, юго-запад и юго-восток, когда наступало грандиозное похолодание.

Скрупулезные лингвистические, археологические, этнографические, искусствоведческие, географические изыскания последнего полувека все вместе помогают исследовать следы миграций народов и места их длительного пребывания в определенных историко-культурных зонах, где ими обретался общий язык, устойчивый способ бытия и сохранялись его своеобразные вещественные атрибуты. Эти места называют «первичными очагами» формирования этносов.

Тема: Культура древнего мира Кольского полуострова

План

1. Понятие «древний» мир.

2. Представление древних народов Кольского полуострова о мироздании.

3. Материальная культура древних северян.

4. Образы древнего искусства.

5. Культурный итог древности и его актуализация.

Основное содержание

Захватывающе интересный мир древних культур устанавливается в результате неолитической революции. Ее последствия были весьма разными на континентах планеты. Они протекали в границах I тыс. до н.э. и III-IV веков н.э.

В южных параллелях евразийского континента, на севере Африки и в Мезоамерике развились великие земледельческие цивилизации: шумерская, египетская, индийская, китайская и др. Там возникли древние города, величавые монументальные сооружения, появились медные и бронзовые орудия труда, великолепное оружие, ювелирное дело, ткачество, замечательное гончарное искусство, письменность и многое другое.

Самостоятельным центром всемирной древней истории стала зона степной Евразии от Дуная до «восхода солнца». Там возникли цивилизации номадов, основанные на скотоводстве. Они славились монументальными царскими курганами, изображением боевых колесниц тактики колесничьего боя, осадничеством, созданием великих кочевых империй, необыкновенной пассионарностью их лидеров и уникальными формами художественного творчества (украшениями мечей, щитов, колчанов для стрел, утвари, одежды и т.д., выполненными в знаменитом степном скифо-сибирском «зверином стиле»). Это яркое степное искусство, изготовленное из бронзы, серебра, золота, а затем украшенное драгоценными камнями, оказало заметное воздействие на многие северные общества Евразии. Закат древних культур был во многом связан с продвижением могучих кочевых империй от Великой китайской стены до римской столицы.

Исходным моментом, первым опытом и фундаментальным основанием для развития европейских цивилизаций стала античная культура: ее социальные системы, образы демократий и империй, представления о свободе и правах личности, единстве физического и духовного начал в человеке, образы греческой и латинской письменности, идеи универсализма и гармонии, шедевры классического искусства и философии.

Античные цивилизации соприкасались со своеобразными культурами северных народов, активно торговали с ними, обменивались творческими достижениями. Мореплаватели древнего мира заложили архаическую традицию трансбалтийских связей и судоходства. Они соединили «Янтарным путем» Рим с Балтией, их суда огибали Кольский полуостров и входили в порты Белого моря; южные народы восприняли и переработали мифы и легенды Севера о белокурых великанах и колдунах происхождением своих Олимпийских богов, необыкновенных явлениях Арктики, загадочных переселениях, прекрасном острове Туле и многих иных мифопоэтически осмысленных явлениях северной ойкумены. Римские историки впервые описали ряд северных народов и элементы их культуры.

Обратимся теперь к тому, что в это время происходило с народами Кольского полуострова и их соседями и какие формы культуры они созидали в древние времена.

Развитие древнейших и древних культур на территории Кольского полуострова приходится на различные отрезки геологической истории Земли.

Рассмотрение природных условий существования арктических племен Кольского Заполярья, этногенетических процессов и социокультурных оснований развития искусств в этом регионе в древнейший и древний периоды позволило сделать следующие выводы.

Возникновение и эволюция Кольского Заполярья как локальной историко-культурной зоны связаны с тенденциями историко-культурного движения более обширных территорий Севера, Северо-Запада Европы и Зауралья. Кольский полуостров основывался племенами более или менее одновременно по мере завершения последнего Великого оледенения Земли в XII-X тыс. до н.э. Палеогеографические исследования этого процесса в последние десятилетия показывают изменения ландшафта и почв, распространение лесов на север, рождение Гольфстрима, потепление климата и переселение охотников на север, а затем миграции в эту зону различных племен с юга и востока. Первичное заселение рассматриваемой территории осуществляли мезонеолитические охотники, прибрежные собиратели европеоидного типа VIII-VI тыс. до н.э. Есть основания полагать формирование в этой приполярной зоне одного из наиболее ранних очагов индоевропейской культурно-языковой общности[20].

О последовательном развитии культуры Кольского Заполярья можно судить с неолитического времени (IV-III тыс. до н.э.) в связи с открытиями множества стоянок и святилищ, в культурный комплекс которых входят значительные памятники образного, мифологического творчества.

Субъектами художественной деятельности являлись потомки ранних мезолитических племен, а также древние протофинноугорские этносы, продвигавшиеся на северо-запад Европы с VI-V тыс. до н.э. из Саяно-Алтая, Приуралья. Взаимодействие ранних аборигенов полуострова с мигрантами самодийско-уральской группы привели к сложению лопарского анторопологического типа и древнесаамской культурно-исторической общности, которая стала известной в древней Европе и зафиксирована в письменной форме у Тацита. Современные потомки древних саамов являются реликтовым этносом европеоидного типа со слабой примесью монголоидности, треть субстратной лексики которого не находит соответствия не только среди финно-угорских народов, но и стоит особняком в мировой языковой практике. В культурно-художественном комплексе древних саамов присутствуют элементы наследия индоевропейских и финно-угорских народов. Период территориального и культурно-художественного максимума саамов в Северной Европе приходится на I тыс. до н.э. Затем в связи с миграцией и становлением других сильных этнических общностей (германской и славянской), ареал саамов с I тыс. новой эры постепенно сужается, а культурный комплекс значительно изменяется и обедняется. Периоды судьбоносных встреч и связанных с ними исторических конфликтов аборигенов Кольской земли с чуждыми мигрантами и последующие глубокие трансформации культуры сохранились в коллективной памяти саамов. Мифологичесий фундаментальный образ «опасного чужого» воплощены в имени Тала (собственном или этническом). Весьма значительный в мифологии саамов образ антигероя Тала сопряжен с представлением о тотемистическом предке одного из древних племен этого региона – Медведем.

Художественное творчество – яркая линия древнего культурогенеза народов Кольского Заполярья, в которой прослеживаются общие и специфические черты развития искусства первобытного общества. Изучение особенностей арктической географической среды в ее соотношении с мифологическим наследием древности показывает, что культуре саамов, также как и культуре других народов, присуща нерасчлененность, синкретическая слитность человека и природы. Деятельность первобытных людей, их сознание выражали отождествление себя со всеми видимыми явлениями – камнями, луной, солнцем, звездами, водой, животными и растениями. Мифологические модусы северной природы – климат, облик ландшафтов, условия жизнеобеспечения, погодные особенности, своеобразие арктических явлений природы – все это нашло выражение в метафорических текстах древнего искусства. Каменные громады скал, воды океана, полярная ночь и полярный день, северное сияние, особый алгоритм смены времен года, травяной покров саванны, а затем краски тундры и своеобразие фауны художественно осмысливались и персонифицировались в целом ансамбле антропоморфных и зооморфных образов.

В мифопоэтическом наследии саамов они представлены образами владыки земли – Матери-природы и ее помощников (богини Разнайке-Настай, или Травы-женщины, Красавицы и ее мужа – могучего бога-защитника Рухтнаса), образами женского божества срединной земли Мадер-агки и грозного властелина неба, грома, огня, молний Айеке-Тиермеса, а также образом тотемного первопредка и покровителя, чудесного человека-оленя, оборотня или златорогого Священного Белого Оленя по имени Мяндаш-парнь («Приносящий благо»). Космос севера, борьба его стихий представлены богом Солнца-Пейве, дарующим тепло, его сватовством к дочери бога Луны и его отказом, последствием чего явилась их борьба. На стороне бога Солнца выступили Земля, Горы, домашние животные и дикие олени, а на стороне Луны – Вода, тень, сполохи неба, загробный мир и его обитатели. Важным божеством древних жителей Кольского Заполярья было божество камня и его энергии – Сторюнкаре, а также ряд других мифологических персонажей. Особенности мифологических представлений о структуре мироздания графически выразились в трехчастной композиции шаманского бубна, воспроизводившейся на протяжении тысячелетий.

Морфология древней художественной культуры Кольской земли представлена словесным мифопоэтическим творчеством и пространственным, пластическим семейством искусств, к которому относится значительное число архитектонических и изобразительных памятников. В ряде мезонеолитического населения северной Фенноскандии, включая Кольский полуостров, а также в Беломорье и на Онеге зародилось замечательное искусство наскальных изображений – петроглифов, запечатлевших мифологическое осмысление мира племенами протоэтнического индо-европейского и финно-угорского массивов.

Неолитическое искусство характеризует базовые гнезда и границы северной историко-культурной зоны, единство знаковых систем и средств коммуникации.

Ранние формы наскального творчества эпохи мезолита представлены крупными изображениями, выполненные красной охрой (писаницами) на прибрежных скалах реки Пяйве (композиция с изображением двух оленей и геометрических фигур) и стенах пещеры на реке Майке (сцена с двумя человеческими изображениями в анфас и мифологическим зверем между ними) на полуострове Рыбачий. Весьма сложный в содержательно-семантическом и художественно-выразительном отношениях комплекс наскальных гравировок характерен для священных локусов реки Поной и островов реки Умбы в Канозере. Понойские петроглифы отражают специфику мифоизобразительного творчества двух эпохальных традиций – V-IV тыс. до н.э. и более поздней – III тыс. до н.э. В них представлены многофигурные сцены с участием мужчин и женщин, образами охотничьего и морского промыслов с их вещественными атрибутами и символическими знаками. Силуэтные и профильные, тщательно выполненные рисунки людей и зверей имеют характерную для раннего стиля черту – двуногость в трактовке фигуры оленей. Затем следует более поздняя и весьма схематично выполненная композиция с четырехногими оленями и контурным рисунком человеческих фигур.

Наиболее крупное собрание Кольских петроглифов на скалах Канозера представляет разновременные и разностилистические рисунки коллективной охоты на наземного и морского зверя (стада оленей, лосей, фигуры медведей, лис, китов, команды лодочников, редкие фигуры бобров и журавлей, стаи птиц и т.д.). Крупным планом выделяются изображения лодок и белух. Петроглифы неолита и эпохи бронзы распространяются на соседние историко-культурные зоны финно-угорских и северо-индоевропейских племен Карелии, Онеги, Белого моря, Южной Скандинавии. В целом петроглифика Фенноскандии запечатлели и сохранили изобразительные свидетельства исторической динамики различных культурных форм, включая образы судоходства, мореплавания, байдар, ладей, а в эпоху бронзы и раннего железа на юге большой историко-культурной зоны – свидетельства военных походов на Балтию. В наскальном творчестве запечатлены и сложные способы духовно-мифологического способа освоения мира, которые часто исчезают в потоке исторической жизни народов.

Наряду с петроглификой в комплексе пластических искусств Кольского Заполярья и его контактных культурных пространств появились весьма репрезентативные монументальные формы архитектонического творчества – священные камни-сейды, каменные лабиринты или знаки лабиринта в различных формах графического искусства. Лабиринты, их семантическая сущность являются культурным супероткрытием. Они фиксируют значительное усложнение структуры духовного мира и стоящих за ним форм социокультурной организации, вырастающей активности коммуникаций. Монументальное искусство Кольского полуострова, Новой земли, Карелии имеет много аналогий в архитектонических искусствах других народов мира, в том числе и Средиземноморья. Оно воспроизводилось и модифицировалось в ритуальных практиках более поздних времен.

Комплекс пространственных искусств включает также художественный металл (броши, бляхи, ожерелья), керамику (небольшие скульптурные изображения животных и человека), резьбу по кости (декоративные украшения, обереги). Следов о характере пространственно-временных искусств (ритуальной хореографии, музыки и зрелищных видов творчества) пока не обнаружено. Возможно, что в ряде наскальных изображений представлены характерные ритуальные сцены с элементами «сценографии» и танцевальных движений. Однако семантические штудии таких изображений только еще начались. Есть сведения саамов о том, что их древние мифы пелись.

Тема: Культура Кольского Заполярья средневековой эпохи

План

1. Культурное наследие средневековья.

2. Письменные источники об особенностях средневековой культуры Кольского Заполярья.

3. Характеристика средневекового этногенеза в регионе и сопредельных территориях.

4. Основные циклы развития средневековой культуры региона.

5. Сложение саамской этнической культуры.

6. Поморская культура Кольского Заполярья как особый тип северорусской культуры.

7. Искусство в традиционной культуре Кольского Севера. Характеристика общего регионального типа культуры.

Основное содержание

Понятие «средние века» объемлет примерно четырнадцать столетий, начиная от «великого переселения народов» в III-IV веках н.э. и завершая в разных странах Европы и Азии неодновременно в XIII-XVII веках. Многим до сих пор представляется, что этот период - некая неподвижность, «застойность» или «нецивилизованность».

На самом деле, средневековье было, по мнению выдающегося востоковеда и историка Н.И. Конрада, движением, движением великим, разносторонним, конечно, далеко не прямолинейным, но все же движением, имеющем целенаправленное содержание[21].

В это время прошли бурные этногенетические процессы, и на арене империи появилось много новых, молодых народов. Изменилась социальная структура, появилось феодальное общество и главными творцами средневековой культуры стали священнослужители, воины, крестьяне и началось формирование городского бюргерства. Вследствие этого сформировались разные типы культуры: религиозная, светско-аристократическая (или «рыцарская», «замковая»), народная (или фольклорная) и городская. Развитие этих культур резюмировалось в очень высоких духовных и художественных достижениях (храмы, монастыри, средневековые школы, замки, крестьянские ремесла и т.д.).

Господствующим мировоззрением стало религиозное. В разных пространствах средневековой культуры, где мирным путем, а где огнем и мечом распространялись мировые религии, строились фантастически прекрасные «Дома Божьи». Христианский мир в это время разделяется на католичество о православие. Северные земли Европы и Руси по-разному христианизируются. Вместе с тем в ряде центров Европы, Азии, Африки и особенно в периферии вокруг молодых государственных образований продолжали существовать традиционные культуры и древние верования.

Особо важным делом средневекового человека была война, оснащенная великолепным оружием и доспехами. Представителям военной аристократии, рыцарям, да и крестьянам была свойственна страсть к войне. Военный идеал - это рукопашная битва. Вследствие этого культивировалась физическая сила, почитались воинские доблести, а любовь к геройству наблюдалась даже у монахов. Наряду с этим средневековому человеку была свойственна экзальтация, мистицизм, жажда любви и приключений, вера в судьбу и удачу.

Одновременно с этой ментальностью и эмоциональным восприятием мира зарождалась, особенно в городах, новая система восприятия, влекущая за собой развитие рационального мышления. Она представлена университетской и монастырской книгой, техническими изобретениями.

Стоит подчеркнуть, что в средневековье была велика роль праздника, праздничного утверждения жизни, несмотря на возможные тяготы, бедствия, жестокую борьбу за существование. Все слои общества увлекались музыкой. Монахи и клирики, - отмечает французский историк Жан ле Гофф, - совершенствовались в вокализах григорианских хоралов, сеньоры - в модуляциях мирских песнопений, крестьяне - в вукоподражаниях шаривари. Определение этой средневековой радости дал Августин Блаженный. Он назвал ее ликованием, «бессловесным криком радости»[22].

Великое культурное наследие оставила не только культура Европы, но и Азия. По мнению М.Б. Пиотровского, «в науке и философии арабо-мусульманский мир был «учителем» средневековой Европы»[23]. Достаточно назвать имена великих азиатов - Авиценна, Фирдоуси, Омар Хайям, Джами, Улугбек … Средневековый Китай, Индия, Япония и Монголия продолжают развитие своих древних цивилизаций, постепенно ассимилируя своих новых завоевателей, и созидают фрески Анжаиты, феномен Тадж-Махала, степную тактику конного боя, дворцы императора и многое другое.

Как известно, на европейских территориях, граничащих сначала с греко-римским, а затем со средневековыми христианскими цивилизациями, жили многочисленные племена, которые высокомерные обитатели юга давно называли «варварами». Такой же «варварской» территорией считался север средневековой Европы и Руси. История северных народов бесписьменно молчалива, и у мифа едва ли есть история. Культуру этих народов прежде изучали с того момента, когда она становилась предметом рассуждения греческих, латинских, арабских или китайских авторов. Длительное время это было помехой в изучении культуры кельтов, саамов, коми, карел и многих других народов.

Сегодня многие науки накопили значительное число фактов, которые меняют представление об историко-культурном процессе, протекавшем в северной ойкумене Европы и России. Ее касались и войны крестоносцев, и походы викингов, и балто-греческие, и беломоро-каспийские торговые коммуникации, вносящие постоянные волны инноваций в устойчивый и своеобразный мир средневековой культуры народов Севера, в том числе, и жителей Кольского региона.

Особенности средневекового культурогенеза слабо изучены из-за небольшого количества имеющихся сведений об этом важном звене исторического процесса Кольского Севера. Первые не вызывающие сомнение сообщения об этом крае появились в письменных источниках других государств в конце IX века. В эпической традиции саамов сохранились сведения о трех периодах нашествия чужеземцев («нагонах»), которые они пережили.

В XI веке Новгород, Старая Ладога и Ростов-Суздальский расширяли свои связи с северными территориями Европы. Стихийно возникали промыслово-торговые экспедиции для поставок пушнины, продуктов рыбодобычи, охоты на морского зверя, сырья и товара для ремесленников.

В первой половине XII века новгородцы уже заселили регион, и основным их занятием стали морские промыслы. К концу XII века поморы плавали вдоль северного побережья Кольского полуострова и доходили до Финмаркена. Норвежцы считали поморскую торговлю того времени «истинным благословением» для Северной Норвегии и его обитателей.

Возникновение поморской культуры на северном побережье Кольского полуострова было новым явлением в судьбах культуры региона. Появление в Мурманском регионе славян открыло новый цикл развития региональной культуры, во многом определив ее дальнейшие судьбы. Поморы назвали этот край словом «Мурман», а нынешнее Баренцево море – Мурманским. В ходе колонизации территория Кольского полуострова и местное население подчинились власти Новгородской Республики. Эта зависимость не наносила прямого ущерба саамской культуре, но, начиная с XIII века, саами ощутили влияние новгородской культуры.

Славяне, прибывшие на Кольский полуостров, познакомили автохтонное население с огнестрельным оружием, более совершенными орудиями рыбного лова и разнообразными изделиями бытовой культуры. В то же время они заимствовали и преобразовали многие элементы материальной культуры местного населения, позволяющие им адаптироваться в новой для них природной и социальной среде. Специфические условия повлияли на развитие жизненно важной системы хозяйства – морской и промысловой. Вместе с тем поморам были присущи все основные и характерные признаки культурного порядка севернорусской этнографической группы.

Поморская культура становилась составной частью мозаичной культуры, существовавшей отдельными очагами, внутренне самостоятельных, но по мере необходимости сотрудничающих друг с другом этнокультурных образований. В условиях суровой природы и отсутствия крепостного права формировались свободолюбивые, твердые духом люди. Отдаленность от центров, слабое влияние городской культуры, быт с его размеренностью, спокойным «сидением на тонях» или за плетением сетей, изготовлением изделий из бересты и дерева, вязанием, художественным шитьем, сочинением сказок, лирических песен, обрядовой поэзии, бывальщины, традиции народного исполнительства и т.д. сделали Поморье своеобразным и естественным хранилищем славянской старины. Важно отметить также, что здесь проходил процесс не становления, а развития славянской культуры. Переселенцы принесли в регион уже свою «наработанную» культуру, которая под воздействием природной и социальной среды стала менять свой облик, утрачивая одни черты и приобретая другие. Фактически создавалась новая ветвь древнерусской культуры.

С присоединением Новгорода и его земель к Московскому княжеству (XV век) начался новый исторический период в развитии культуры Кольского региона. Кольский полуостров смог получать помощь в военном и стратегическом плане, защищая территорию от интервенции со стороны соседних держав; были изданы указы, охраняющие местное население, особенно – саами, от грабежей и насилия, от злоупотреблений пришлых воевод. В свою очередь Кольский полуостров оберегал княжество с северо-запада и вносил немалый вклад в богатство казны при Василии III, при Иване IV, при Борисе Годунове, в «смутное» время, при Романовых. При запрете Москвы на раздачу земель Кольского полуострова в частное владение в выигрыше оказались монастыри, в том числе и местные (Кандалакшский, Печенгский), которые постепенно становились единственными землевладельцами на северных территориях.

Колонизационные процессы, укрупнение и взаимодействие разных этносов, ведущее к обогащению и усложнению региональной культуры, стабилизация социально-экономических связей и появление общих принципов существования – все это обусловило сложение на Кольском полуострове культурно-исторического региона средневекового типа, основной чертой которого стало сочетание двух разноэтнических культур – саамской и славяно-русской.

Эпоха средневековья имела большое значение в развитии художественной культуры населения Кольского полуострова. Некоторые черты художественного творчества саамов описываются в значительных памятниках словесности и эпическом наследии других финно-угорских народов (изображение костюмов, описания ритуальной пластики, художественные характеристики жилищ, обрядов и др.).

В морфологии художественной культуры саамов сохраняется доминирование мифопоэтического наследия древних. Вместе с тем появляются новые формы словесного творчества. Тяготение к образам природы, острая наблюдательность в отношении к окружающей действительности, событийная последовательность в изложении сюжета выразительно представлены в таком новом виде устного народного творчества саамов, как саамская сказка-«майнс», являющимся ярким феноменом художественной культуры средневековья. Сказки о событиях минувших лет, о людях прошлой жизни отличаются чрезвычайной самобытностью, оригинальностью своих сюжетных построений, чистотой и ясностью саамского языка. Для них характерен такой высокий уровень интеграции между мифом и сказкой, которой нет в сказках других народов. Мифология совершенно естественным образом вплетается в бытовой сюжет, определяя единство повседневной жизни саамов и того параллельно существующего сакрального мира, который, по их представлениям, неразделимо слит с их повседневностью.

Морфологическая новизна – эпические повествования на патриотические темы и исторические события, сказки об олене, в которых параллельно отразились анималистические, фетишистские, тотемистические представления (предполагаемая родственная связь или брачные отношения с дикими северными оленями, с которыми тесно связана вся бытовая и хозяйственная жизнь саами), а также будничные и простые сказки о других животных (медведь, собаки, волки, лисы, росомахи и т.д.). Культурное пространство в сказках ограничено обстановкой погоста, вежи, тундры, число действующих персонажей невелико.

Природа в художественном творчестве саамов населялась обитающими в ней духами. В горах живет оленья хозяйка – «лоут», в лесу – хозяин «мец», в воде обитает длинноволосая «чацень» со своими детьми. Пантеон образного творчества лопарей дополняет «торо», чьи грубые изображения изготавливались из перевернутого корневища березы и «сторюнкаре», схематичные фигуры которого делали из камня. Воображение поражает странная форма этих каменных глыб, связанных с культом камней-сейдов, которые саамы приписывают не игре природы, а сознательной воле божеств.

Природа оказала влияние и на формирование их музыкальной культуры. Саамские народные песни отличаются своим своеобразием. Они несут в себе конкретный музыкально выраженный образ. В основе мелодики народных песен лежит система лейт-тем и лейт-мотивов: тема тундры, тема оленя, тема человека и т.д. Сочетание этих лейт-тем создают музыкальные комбинации, которые легко «прочитываются». Музыкальный язык отличается лаконизмом и импровизационностью. Для саамов звук является проявлением скрытых размышлений, часто мистического характера, когда северные жители, проживающие на своих землях в течение многих тысячелетий и «обладая сверхчувствительностью», даже «воспринимают звуковой аспект невидимого» (Ж. Малори). Поэтому в саамских песнях не было четко зафиксированных слов, в них можно выделить только общий сюжет, на основе которого и возникала песня-импровизация. Дополнительным фактором, раскрывающим содержание песни, является рисуночность мелодики саамских народных песен. Им присущ неповторимый колорит, который, по мнению В. Данкерта, ассоциируется с цветовой гаммой северного сияния. Благодаря этой особенности саамская песня рождает не только звуковые, но и цветовые ассоциации, стремясь отразить красоту окружающего мира и в области его колористической выразительности, о чем образно писали В.Ю. Визе, И.К. Травина, В.Н. Харузина и другие авторы.

Красочность является еще одной важной характеристикой не только народной музыки, но и всего народного искусства саами. Особая выразительность художественной культуры саамского общества охватывает все виды творчества: словесное – мифы и сказки, мусическое – песни; пластическое – резьба по кости, изготовление каменных и деревянных скульптурных изделий; живописное – наскальные рисунки; графические композиции; архитектоническое – сейды и лабиринты. Виды художественного творчества саамов образовали исторически самоорганизовывающуюся структуру. Духовное содержание этой морфологической системы составляла мифология.

Таким образом, с эпохи средневековья, и особенно в конце IX-XI веках саамская культура обретает более масштабный и яркий характер, а кольские саамы со временем становятся особой разновидностью былой культурно-исторической общности. Именно в это время сложился саамский этнический тип культуры.

XII век внес изменения в содержание и состояние культуры Кольского полуострова. Не затрагивая поселения саами и пути их перекочевок, на берега морей вышла волна переселенцев из Северной Руси, принесшая с собой новые веяния, связанные со сложным переплетением славянских языческих представлений и христианской веры. Кольский полуостров приобрел новый культурный облик, где на значительных площадях продолжали вести свою активную пастбищно-скотоводческую, оленеводческую, промысловую жизнедеятельность саами, а наравне с ними, не затрагивая их первоначально, но постепенно сближаясь с ними, начали свою новую жизнь и славянские переселенцы.

Поморская этническая культура отличается своей спецификой. Весьма развитым было декоративно-пластическое искусство. Главным украшением в каждой поморской семье являлась деревянная и легкокрылая птица-оберег. По народным поверьям мастер вырезал её, прикасаясь ножом или топором к изделию 54 раза - по числу недель в году. Слои дерева расщепляли на дранки и веером распускали хвост и крылья. От малейшего движения воздуха птица, подвешенная под потолком или над детской люлькой, парила, «летала», принося счастье людям. Поморская деревянная игрушка созвучна с северным зодчеством. Цельность объёма и общие контуры придают игрушке монументальность. Исследователи назвали их малой деревянной скульптурой, «выразительными и гипнотизирующими символами древних архаических образов»[24]. Это, прежде всего, конь, баба, птица.

Лаконична, торжественна и лирична деревянная кукла-панья (панка), которая бытовала в Поморье вплоть до 20 годов ХХ века. Она восходит к культу языческих божеств. Художественное достоинство паньи состоит в особой условности её изображения: о женском образе напоминает только колоколообразная юбка, лицо едва намечено, руки чаще всего отсутствуют. Работа по дереву соперничала с берестяным плетением (обувь, коврики, корзины, шкатулки, политушки для воды, мячи и погремушки для детей). Каноны художественного ремесла поморов отразились в оригинальной игрушке из ржаного теста «Терская козуля», являющейся в то же время обрядовым печеньем, поскольку хлебные фигуры животных служили оберегом от злых сил.

Музыкальное наследие поморов представляет яркую страницу в истории русской культуры. Музыкальные традиции аккумулировались в песенном творчестве, которое прошло в своём развитии несколько этапов. На первом (около XII века), доминировали семейно-бытовые, обрядовые и календарные («земледельческого круга», по терминологии Ф.А. Рубцова) циклы песен. Второй этап (XIII-XV века) характеризуется обогащением интонационно-попевочного словаря поморского фольклора, включением в него новых жанров (былины-скоморошины). Последующий период в развитии поморской музыкальной культуры (ХV-ХIХ века) откристаллизовал основные песенные жанры, определил их включение в оборот профессионального музыкального искусства.

Поморские музыкальные традиции, связанные с формированием обрядовых циклов, обусловило специфику народных празднеств и гуляний. Первый цикл (зимний) включает святочно-рождественский музыкальный материал: колядки, шуточные песни и песни-величания (поморское название – «виноградья», которые разделялись на «холостое виноградье» и «женатое»). Колядование, ряжение, шутейные сватовства и женитьбы имели музыкально-инструментальное сопровождение: гармошка, бубенцы, шумовой оркестр (стиральная доска, валёк, рожки-жалейки, коса, пила и др.) остроумно использовались музыкантами на праздниках.

Второй цикл (летний) составляют покосные песни, приговоры-заклинания, обряд «завивания бороды». В них заключалось стремление воздействовать на явления природы, от которых ожидалась помощь в трудах, или же на заповедный предмет, которому приписывалась магическая сила, воздействие на силу-судьбу, распоряжавшуюся счастьем человека.

Кроме того, существовала традиция хореографического сопровождения календарных обрядов. В силу особых климатических условий на Кольском полуострове у поморов этого региона сформировалась своя особая манера исполнения танцев. Большая часть праздников проводилась в закрытых помещениях, где из-за стеснённости невозможно было делать широкие взмахи руками, совершать прыжки, резкие движения и повороты. Отсюда сложилась спокойная, ровная, сдержанная манера движений. Эта манера естественно переносилась и на те танцы, которые в тёплое время исполнялись на природе. Многие игровые песни сопровождали пляски, которые «ходили» или «водили». Они имели свой орнаментальный рисунок и получили название «орнаментальная ходьба». Поморы «ходили кадрелью», «косыми столбами», водили хороводы «змейкой». Основные движения танцев сохранились до сих пор и называются своеобразно: «шестёра», «одеянка», «утушка», «тройка».

В синкретичном свадебном поморском фольклоре нерасторжимо соединены элементы собственно обрядовые (ритуальные), игровые, музыкальные и поэтические. По мнению В.И. Ерёминой и Н.И. Костомарова, поморы верили в определённую магическую связи между свадебным и поминальным обрядом. Они рассматривались как модели перехода человека из одного мира в другой. Причитаниями в русской культуре принято называть «элегические ламенации», исполняемые женщинами, при соблюдении традиционно-обязательных элементов некоторых семейных обрядов, связанных с трагическими обстоятельствами. Северные плачи, по мнению учёных, тесно связаны с эпосом, с манерой исполнения былин.

Семейно-бытовой цикл поморских песен включает в себя также песни практически-целевой обрядности, куда входят колыбельные песни, которые ассоциируются с вязью русских орнаментальных миниатюр благодаря мелким мотивным дроблениям напева; протяжные песни, в которых протяжность мелоса обеспечивается повторами, словоотрывами, вставными возгласами, а полифонично-подголосочная фактура развивается в небольшом (секста-септима) диапазоне; игровые песни, получившие у поморов название «луговые» или «полевые», которые разыгрывались драматургически и имели самостоятельное значение; лирические песни с разнообразием тематики (любовные, рекрутские, исторические и др.), обладающие определённой свободой в народном репертуаре и исполняемые в любое время: на посиделках при выполнении нехитрой домашней работы, на отдыхе, на гуляньях; «частые» песни с оптимистическим, жизнеутверждающим эмоциональным тоном, а также танцевальные, шуточные, сатирические. В целом, музыкально-интонационная основа песенных жанров кольских поморов характеризуется стилевой монолитностью, имеющей генетические связи с обрядностью, импровизационностью и формульностью исполнительских вариантов.

В морфологической системе поморов этого времени бытовало словесное искусство – устное народное творчество, которое аккумулировало языческие мифы и былины.

Средневековый этап на Кольском полуострове характеризуется крупными социально-политическими и культурными изменениями. Регион вошел в состав Русского государства. В это время сохранялась художественная культура саамов, и произошел процесс формирования особой северорусской художественной культуры поморов.

Тема: Культурная динамика Кольского Заполярья в Новое время

План

1. Понятие «Новое время».

Наши рекомендации