Творцы русской комической оперы XVIII века

Занятие 3

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПАШКЕВИЧ

Большой вклад в развитие русской коми­ческой оперы внес Василий Алексеевич Пашке­вич. Если годы жизни Соколовского мы вообще не знаем, о Пашкевиче мы можем сказать лишь то, что он родился около 1742 года. О жизни ого сохранились очень скудные сведения. Изве­стно, что в 60-х годах он служил скрипачом в придворном оркестре, а затем был дирижером «бальной музыки» при дворе. Работал он и в Придворной певческой капелле, а также препо­давал в Академии художеств.

Как композитор Пашкевич находится в ряду самых талантливых музыкантов этого века —основоположников оперного жанра в России. До наших дней дошло несколько партитур Пашке­вича.

В 1779 году в Санкт-Петербургском Эрмитаж­ном театре была поставлена его опера «Несчастье от кареты». Либретто написал Я. Княжнин — один из самых прогрессивных писателей XVIII века. Его «вольнодумную» трагедию «Ва­дим Новгородский» по приказу Екатерины II со­жгли.

Сюжет сводится к следующему: помещик Фирюлин хочет купить дорогую парижскую карету. Он вообще обожает французскую моду. Чтобы купить карету, ему нужно продать в рек­руты своего крепостного Лукьяна, которому от этого грозит разлука с любимой невестой. Мо­лодых людей выручает приятель Лукьяна Афа­насий. По его наущению Лукьян, который ког­да-то затвердил несколько французских слов, обращается к барину по-французски. Помещик от умиления даже проливает слезу: крестьяне, простые люди, оказывается, не чужды европей­ского просвещения! Он освобождает Лукьяна и разрешает ему жениться на Анюте. Под видом наивной бытовой комедии здесь выступает впол­не реальная картина крепостнических нравов.

Кроме того им написаны оперы «Как пожи­вешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербург­ский гостиный двор» (1782), «Скупой» (1782), сказочная опера «Февей» (1786), а также музы­ка к исторической пьесе императрицы Екате­рины «Начальное управление Олега» (1790). Это было «большое историческое представление в пяти действиях, с хорами, свадебными песня­ми, игрищами и балетами». С этой оперой свя­зано большое событие в нотоиздательском деле России: ее партитура — первая, напечатанная и России в 1791 году.

Среди произведений Пашкевича выделяет­ся своими достоинствами и необычной судьбой опера «Санкт-Петербургский гостиный двор». Ее премьера состоялась в 1782 году. Первый вари­ант музыки не сохранился, и долгое время счи­талось, что автором музыки и текста первой редакции является М. Матинский.

Михаил Алексеевич Матинский (1750— 1820), переводчик, драматург, учитель матема­тики и географии, был одним из тех деятелей русской культуры, какими славилась Россия той поры. Он был выходцем из крепостных кресть­ян и отличался многогранностью дарования.

Пьесы этого драматурга подготовили расцвет русской комедии. Недаром современные иссле­дователи находят в его сочинениях прообраз будущих комедий великого русского драматур­га Островского, смело показывающего нравы ку­печеского «темного царства». Даже сюжет опе­ры «Гостиный двор» похож на комедию Остро­вского «Свои люди — сочтемся». Купец Сква лыгин выдает свою дочь замуж за чиновника Крючкодеева (кстати, обратите внимание на фамилии. Они как бы подчеркивают основные черты характеров героев). Вместе с будущим зя­тем он пускается на разные мошенничества: под­делывает векселя, обманывает кредиторов. Но правосудие торжествует. Сквалыгина и Крюч кодеева берут под стражу. Заканчивается опера прославлением справедливости («Царствуй, ис­тина святая»).

До наших дней дошла вторая редакция опе­ры 1792 года. Сегодня точно известно, что му­зыку обеих редакций написал В. Пашкевич. Ведь Матинский не был музыкантом. В своем либретто он лишь указал народные песни для музыкальной обработки пьесы.

ЕВСТИГНЕЙ ИПАТЬЕВИЧ ФОМИН (1761- 1800)

Одной из крупнейших фигур русской му­зыки XVIII века является Евстигней Ипатъевич Фомин.

Е. Фомин родился в 1761 году в Петербур­ге. Его отец был солдатом-канониром Тобольс­кого полка. В 6 лет мальчика отдали учиться в Академию художеств, где он получил музыкаль­ное образование. Академию он закончил блес­тяще. Сохранились документы, в которых ска­зано, что за превосходные успехи в музыке Фомин, в виде исключения, получил денежную награду, хотя по уставу академии наград музы­кантам не полагалось. В 1782 году он был на­правлен для продолжения образования в Ита­лию. В Болонье он учился у прославленного композитора и теоретика падре Мартини. Та­лант Фомина получил достойную оценку за ру­бежом: на его долю выпала редкая честь быть избранным по конкурсу в члены Болонской фи­лармонической академии. Вы ведь помните, что незадолго до этого звание болонского академи­ка получил 14-летний Моцарт.

В 1785 году молодой композитор, только что получивший звание академика, вернулся на родину. В Петербурге он начал свою деятель­ность с создания по заказу и на либретто Екате­рины II оперы-балета «Новгородский богатырь Боеславич».

Но музыка Фомина, в прямом смысле сло­ва, пришлась «не ко двору» в России. Навер­ное, императрице не понравилось то, что молодой музыкант очень свободно обращался с ее текстом и написал в опере яркие народные сце­ны, которые сама она в опере не планировала. Так получилось, что на многие годы имя Фо­мина исчезло из прессы, документов. Об опаль­ном музыканте не сохранилось никаких сведе­ний. Как он жил, где работал, чем зарабатывал на пропитание, мы сегодня можем только пред­полагать. Достоверно известно только то, что уже после смерти императрицы Екатерины он получил скромное место репетитора оперных партий и преподавателя музыки в театральном училище. В 1800 году Фомин безвременно скон­чался, не дожив до сорока лет.

Только в XIX веке имя Фомина привлекло внимание историков. Вокруг него сложились легенды. Перу его приписывали более тридца­ти опер. Конечно, это количество преувеличе­но. Точно установлено, что им написано 9 круп­ных произведений. К сожалению, не все его партитуры сохранились. Целиком до наших дней дошли оперы «Ямщики на подставе», «Американцы», мелодрама «Орфей», а также фрагменты «Новгородского богатыря» и опе­ры «Золотое яблоко». Но центральными в его творчестве являются «Ямщики на подставе» и «Орфей». Это — пример воплощения двух про­тивоположных, контрастных жанров. С боль­шим талантом композитор показал в них сфе­ру трагического и комического, возвышенных образов античности и современного бытового сюжета.

В основу оперы «Ямщики на подставе» (1787) композитор положил подлинные народ­ные мелодии. Но его отношение к народной пес­не отличалось от позиции всех предшественни­ков: он не просто обрабатывает ее, а развивает в сложной хоровой форме. Эту оперу называют первой русской хоровой оперой.

Текст был написал известнейшим поэтом и драматургом той поры Н. Львовым. Эта одно­актная опера, которой автор дал название «Иг­рище невзначай», представляет собой картину из жизни русских ямщиков. Вот ее сюжет: на почтовой станции (подставе) собрались ямщи­ки. Среди них первый удалец Тимофей и его жена, Фадеевна. Злой недруг Тимофея, вор и пройдоха Филька Пролаза пытается незаконно сбыть его в рекруты. С помощью проезжего офицера дело разъясняется. Вместо Тимофея в рекруты попадает сам Филька. Опера заканчи­вается радостной хоровой сценой. Вот в таком простом сюжете композитор стремился вопло­тить обобщенный образ народа, выразить в пес­не особенности народного характера.

Фомин мастерски разработал в опере очень известные народные песни: «Не у батюшки со­ловей поет», «Высоко сокол летает», «Ретиво сердце молодецкое», «Молодка, молодка моло­дая», «Из-под дуба, из-под вяза», «Во поле бе­реза бушевала» и другие.

Высоким достижением Фомина стала мело­драма «Орфей» (1792).

Мелодрама — особый вид музыкально-теат­рального спектакля, в котором литературный текст произносился с сопровождением симфо­нической музыки. Монологи актеров, которые читались речитативом, чередовались с музы­кальными вставками и только иногда «накла­дывались» на оркестровый фон. Основой мело­драмы были сюжеты трагического характера. Поэты и композиторы XVIII века видели в этих «музыкальных трагедиях» новый возвышенный строй чувств. Музыка в мелодраме поддержи­вала речь актера, усиливала ее драматические эмоции. В таких спектаклях охотно участвова­ли крупные трагические актеры той эпохи, пле­няя зрителей певучей выразительной деклама­цией.

Музыкальный язык мелодрамы Фомина, написанной на текст Я. Княжнина, близок про­изведениям Моцарта, Глюка и других европей­ских композиторов. В пламенной, страстной и трагической музыке Фомин передал главную идею древнегреческого мифа о преданной люб­ви Орфея и Эвридики, сумевшей победить смерть. Он выразил в ней протест Орфея про­тив слепой воли судьбы и подчеркнул мысль о великой силе искусства и любви.

Мелодрама Фомина стала одним из самых совершенных классических образцов этого жан­ра. В ней композитор решил одну из важней­ших задач, стоящих перед русской музыкой того времени: ему впервые удалось овладеть боль­шой трагической темой. Этим произведением он показал, что русская музыка уже не ограничи­валась жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгалась в мир больших идей и глубоких чувств.

ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ (1751—1825)

Самым универсальным композитором свое­го времени стал Дмитрий Степанович Бортнянский.

Он — классик хоровой музыки, автор трех опер, произведений для фортепиано, инст­рументальных ансамблей. Украинец по происхождению, Бортнянский родился в 1751 году в городе Глухове, который был крупным центром хоровой культуры. Здесь была создана специальная школа, готовившая певчих для русского двора. В 7 лет мальчик был зачислен в Придворную капеллу и сразу же поразил слушателей своими выдающимися му­зыкальными данными и прекрасным голосом. С десяти лет он принимал участие в придвор­ных концертах, пел ведущие партии в оперных спектаклях. В 1769 году он был отправлен для обучения в Италию, где провел около десяти лет. Написанные им итальянские оперы «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779) с успехом ставились в крупных оперных театрах Италии.

Когда в 1779 году Бортнянский вернулся в Россию, он был назначен капельмейстером при Малом дворе наследника Павла. Это был неболь­шой круг знати, вдали от пышного двора Ека­терины. Именно здесь композитор написал луч­шие свои оперы «Празднество синьора», «Со­кол», «Сын-соперник», камерные инструмен­тальные сочинения.

В 1796 году Бортнянский получил место директора Придворной капеллы и с тех пор по­святил себя исключительно хоровой музыке. Под его руководством капелла превратилась в крупнейшую хоровую организацию, в которую привлекались лучшие силы. Большое внимание он уделял образованию юных певцов, потому что в своих учениках он видел не только певцов-исполнителей, но и будущих хоровых дирижеров, хорошо образованных му­зыкантов, способных нести музыкальное про­свещение в глухие села и города России.

Проработав в качестве директора капеллы почти тридцать лет, Бортнянский умер в Пе­тербурге в 1825 году.

По характеру своего таланта Бортнянский был лириком. Его можно считать создателем лирической линии в русском музыкальном те­атре. Свои оперы он писал для домашних спек­таклей, исполняемых группой любителей-певцов из среды аристократов.

Все, о чем мы с вами говорили, свидетель­ствует о том, что русская опера шла разными путями. Это и народно-песенная опера Фоми­на, и его мелодрама «Орфей», и комедийная са­тира опер Пашкевича, и светлая лирика опер Бортнянского.

Надо отметить и то, что русская опера по­могала развитию и других жанров русской му­зыки — симфонизма, хоровой классики, вокаль­ной лирики. Именно развитие оперы в XVIII ве­ке обусловило ту роль, которую она будет иг­рать в творчестве композиторов-классиков. Но прежде чем перейти к знакомству с их творче­ством, мы вспомним еще одного композитора, внесшего большой вклад в развитие музыки XVIII века, — Ивана Евстафьевича Хандошкина.

По сохранившимся данным, Хандошкин родился в 1747 году в семье портного, испол­нявшего также обязанности придворного музы­канта в оркестре Петра III. В пятнадцать лет молодой музыкант был принят в придворный оркестр и сразу же зарекомендовал себя одним из лучших исполнителей. Вскоре он стал пер­вым камер-музыкантом, а затем и капельмей­стером оркестра. Параллельно он преподавал в Академии художеств и театральной школе при «Вольном театре» Книппера. В 1785 году по приказу князя Потемкина он уехал в Екатеринослав, где князь открывал музыкальную ака­демию. Но проект Потемкина так и не осуще­ствился и в 1789 году Хандошкин вернулся в Петербург, где и умер в 1804 году.

Этого музыканта нужно считать первым крупным русским исполнителем, основопо­ложником скрипичной школы в России. Много лет он выступал в концертах, причем был не только лучшим скрипачом своего времени, владел также альтом и гитарой. Он создал 50 циклов вариаций, сонаты. В своих вариациях на народные темы он свободно трактовал на­родную мелодию, обогащал ее, раскрывал об­разное содержание. Эти произведения — раз­вернутые концертные пьесы с тонко разрабо­танной виртуозной фактурой. Творчество Хандошкина стало ценным вкладом в русскую музыку.

Вопросы:

1. Перечисли известные тебе комические оперы.

2. Назови имена и годы жизни ведущих русских ком­позиторов XVIII века.

3. Как складывалась судьба русских композиторов XVIII века?

4. Назови особенности русской комической оперы XVIII века.

Наши рекомендации