Межпредметные и внутрикурсовые связи в процессе обучения истории и обществознания
Методика обучения истории тесно связана с другими науками и, прежде всего, с историей- ее базовой дисциплиной, позволяющей разработать содержание обучения. Цель методики - отобрать основные данные исторической науки и, дидактически обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.
Содержание отбирается с учетом познавательных возможностей учащихся, а в выявлении их неоценима роль психологии. Эта наука раскрывает особенности познания учащихся, их познавательные действия. Кроме того, в анализе процесса обучения истории применяются некоторые методы психологических и педагогических исследований.
Методика тесно связана с педагогикой, поскольку является ее отраслью. Педагогика определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. Взяв за основу эти методы и цели из педагогики, методика вносит как в учебный процесс, так и в научные исследования свое конкретное историческое содержание.
Основными методами научного исследования методики преподавания истории являются педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент (экспериментальные уроки) (что отражает тесную связь с педагогикой)(смотри схемку № 2). Латинское слово «экспериментум» означает «проба», «опыт». Такой опыт приходит в результате испытания определенных факторов и условий обучения.
Так, педагогическое наблюдение предполагает изучение практики преподавания истории без оказания воздействия на процесс обучения. Исследователь посещает и анализирует уроки истории, изучает имеющиеся в школе результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методобъединений. Однако если исследователь проводит тестирование и анкетирование учащихся по своим материалам, то это уже будет констатирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство экспериментатора в процесс обучения. На основе поставленной цели и задач исследования он сначала готовит методические разработки, а затем проверяет их эффективность на уроках истории. Чаще всего проверяется организация обучения. В этом случае в экспериментальных классах внедряется иная организация обучения, чем в контрольных классах.
В качестве вспомогательных методов используются собеседование, анкетирование и д.р. методы, хорошо нам известные из курса педагогики.
Таким образом, можно отметить, что М.П.И. и О. опирается в на 3 науки: историю, педагогику, психологию, связи с прочими науками тоже существуют, но в меньшей степени, так к примеру следует упомянуть связи с социологией и философии (соприкосновение методики с ними отражено в схеме).