Лирическая и лиро-эпическая поэма как жанр
План:
1. Лирическая поэма как жанр.
2. Лирическая поэма А.Федоровой «Кровью и пеплом». Лирическое начало: образ повествователя. Эпическое начало: сюжет, система образов, проблематика, идейная направленность произведения
3. Лирическая поэма Ф. Мерзликина «Млечный путь». Лирическое начало: образ повествователя. Эпическое начало: сюжет, система образов, проблематика, идейная направленность произведения
4. Лиро-эпическая поэма К.Лисовского «Русский человек Бегичев». Эпическое начало: сюжет, система образов, пейзаж. Лирическое начало: образ повествователя, лирические отступления, проблематика, идейная направленность произведения.
5. Лиро-эпическая поэма И.Рождественского «Василий Прончищев». Эпическое начало: сюжет, система образов, пейзаж. Лирическое начало: образ повествователя, лирические отступления, проблематика, идейная направленность произведения.
6. Индивидуальное сообщение: Функция изобразительно выразительных средств в поэме И. Рождественского «Страна Мангазеи».
Основная литература
1. Николина, Н. А. Филологический анализ текста /Н.А. Николина. –М., 2003.
2. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии / В. Яранцев // Сибирские огни.- 2003.-№ 10. - - С. 167 – 173.
3. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2004.- № 1. – С. 163 – 170.
Методические указания
1. При изучении теоретического вопроса обратите внимание на жанрообразующие черты поэмы. Поскольку поэма – это лиро-эпический жанр, то в нем сочетаются признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". В зависимости от того, какое из этих двух начал доминирует в произведении, выделяют и соответствующие разновидности поэм: лирическая, эпическая, лиро-эпическая. Охарактеризуйте лирическую поэму как жанр.
2. Прочитайте поэму А.Федоровой «Кровью и пеплом». Докажите, что это лирическая поэма. Особое внимание уделите образу повествователя, помня, что повествователь – это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т.п.), не будучи при этом ни участником событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно – во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображаемого мира) и в адресованности его речи, в первую очередь, читателю, то есть направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Можно ли говорить о том, что в поэме «Кровью и пеплом» речь идет именно от лица повествователя? Рассмотрите следующие строки поэмы:
Ровесник мой!
Я помню, как ты рос.
Пальто на вырост. Сапоги отцовы.
И пальцы рук разъел фурункулез
(А кто из нас в те годы был здоровым?).
( … )
И я, наверно, вспомнила б тогда,
Как в самый первый год после Победы
Крапива в пищу шла и лебеда,
И даже жмых пошел за ними следом.
Еще однажды случай был в тот год.
Я с карточками в очереди маюсь,
А очередь так медленно идет.
Час, два стою да все не продвигаюсь.
Однако виден уж прилавок стал,
И два шага почти до цели было,
Мне горло кто-то как клещами сжал,
И все перед глазами вдруг поплыло.
- Скорей, на воздух девочку, скорей!
- Ей плохо, - как в тумане слышу, - очень.
И кто-то тихо из руки моей
Те карточки достать как будто хочет.
Минута. Две. В сознанье я пришла.
Вокруг толпа, и женщина смеется:
- А карточки ведь так не отдала.
Рука-то синяя. Смотри, не разожмется.
Рука разжалась, слабая была.
Но в тот момент кто дал ей, слабой, силу
На случай, если б вдруг я умерла,
Забрать с собой те карточки в могилу?
Попробуйте сопоставить образ, от лица которого в поэме ведется повествование, с образом лирического героя, учитывая, что лирический герой – это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем. Лирический герой не просто связан с автором тесными узами, с его мироощущением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него не отличим. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична. Лирике, в ее доминирующей ветви, присуща чарующая непосредственность «самораскрытия автора, «распахнутость» его внутреннего мира.
Охарактеризуйте сюжет поэмы, помня, что сюжет – это цепь событий, изображенная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Попробуйте пересказать поэму А.Федоровой. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Определите, к фабуле какого рода (эпического, лирического, драматического) ближе фабула данной поэмы.
Охарактеризуйте образную систему поэмы «Кровью и пеплом». Обратите внимание на образ девочки, отвечающей на вопрос корреспондента, на образ фронтовика-сибиряка, образ матери, спасающей уже мертвое дитя, образ малышки Садако, образ друга, вернувшегося из Токио.
Определяя проблематику, выделите ключевое слово поэмы, которое поможет определиться с основной, центральной проблемой поэмы. Перечтите внимательно следующие строки:
Война закончилась давно,
А боль в душе таится.
Документальное кино
Снимается в столице.
Столичный сквер – отличный фон.
- Мы вас ответить просим, -
Седым и юным микрофон
Корреспондент подносит.
- Война… Что в слове том для вас?
Огромное значение в понимании основной мысли произведения имеют заключительные строки поэмы, представляющие собой призыв-клятву:
Разве плохо, что будет
Отмечено все, чем мы живы,
Этой солнечной метой Надежды. Добра и Тепла, -
Все, от оси земной до кровинки невидимой в жилах?
Только было бы что одолеть теплотой и добром,
Только б было к чему прикасаться, надежду рождая.
Только б жило живое на маленьком шаре земном
От прошедшей весны до цветущего нового мая.
Одолеем же робость. Рассеем беспочвенный страх,
Не слова, а поступки научимся делать судьбою,
Кровью тех, кто убит, пеплом тех, кто сожжен на кострах,
Поклянемся сберечь этот храм, нареченный Землею!
3. Проанализируйте поэму Л.Мерзликина «Млечный путь». Начните анализ с образа того, от чьего лица ведется повествование. Обратите внимание на следующие строки:
Была война. Была зима.
Была дырища у пима.
И сколько дратвой ни чини,
Снег добирался до ступни.
Мы, помню, телочку в дому
Растили. Как, я не пойму,
Дождались теплых летних дней
(… )
Я не забуду той поры:
Звенели в стайке комары.
Мать подоила, принесла
Ведро и села у стола.
А мы к ведру кружком, кружком.
Всех напоила б молоком,
Но мать вздохнула глубоко:
Кровавым было молоко
( …)
Но там молозиво в ведре.
В один прихлеб, в один прискок
Его вызузивал телок,
Мотал башкой и мукал: - Му!
Как я завидовал ему.
Охарактеризуйте сюжет поэмы. Попробуйте пересказать фабулу поэмы Л. Мерзликина. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Определите, к фабуле какого рода (эпического, лирического, драматического) ближе фабула данной поэмы. Охарактеризуйте образную систему поэмы «Млечный путь». Обратите внимание на образы городской особы, умывающейся молоком, доярки, матери. Определяя проблематику, выделите ключевое слово поэмы, которое поможет определиться с основной, центральной проблемой поэмы. Обратите внимание на название поэмы «Млечный путь». Для понимания идейной направленности произведения важно учитывать заключительные строки:
А Млечный путь лежал плашмя,
Туманом огненным дымя,
И по туману, по пыли
Коровы с пастбища брели,
Чтоб их в пригоне, у перил
Хозяин на ночь подоил
И молоко, нагнув чело,
Налил в тарелки НЛО:
Пускай летят, куда хотят,
Людей питают и котят.
И захотелось мне глотнуть.
Из той посудины чуть-чуть
(…)
Но мир безмолвный до тоски
Сдавил мне горло и виски…
А мне бы только полглотка,
Но нет на небе молока.
Сопоставьте поэму Л.Мерзликина «Млечный путь» с поэмой А.Федоровой «Кровью и пеплом». Что общего в них с точки зрения жанра?
4. Прочитайте поэму К.Лисовского «Русский человек Бегичев». Докажите, что это лиро-эпическая поэма. Сначала рассмотрите эпическое начало: сюжет, систему образов, пейзаж, образ повествователя. Попробуйте пересказать фабулу поэмы К.Лисовского. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Обратите внимание на строки:
… Народ Норвегии Россию просит
Найти своих отважных сыновей.
Их Амундсен направил с порученьем
До Диксона. Но люди не дошли.
Народ норвежский молит о спасенье
Двух душ, пропавших на краю земли.
Россия мужество всегда ценила
И просьбу приняла. А потому
Советское правительство решило
Доверить эти поиски ему.
Охарактеризуйте героев поэмы «Русский человек Бегичев», и в первую очередь главного героя. Какие черты, на ваш взгляд, являются типичными, характерными для «русского человека». Сопоставьте образы Бегичева, Семенова, Гаркина, Кузнецова, норвежских моряков – Пауля Тессема и Петера Кнудсена. При анализе пейзажа выделите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан образ Севера. Какие краски в нем преобладают. Рассмотрите лирическое начало: авторское отношение к изображенным событиям и героям, идейную направленность произведения. Определяя идейную направленность поэмы, обратите внимание на ее последние строки:
И там, где смерть когда-то нас встречала,
Оберегая тайны белых царств, -
Там корабли теснятся у причалов,
И флаги иноземных государств
Взлетают, молча салютуя флагу,
Где – молот, серп и пять лучей звезды…
Так вспомним тех. Чья доблесть и отвага
Впервые проложила здесь следы!
5. Проанализируйте поэму И.Рождественского «Василий Прончищев».Сначала рассмотрите эпическое начало: сюжет, систему образов, пейзаж, образ повествователя. Попробуйте пересказать поэму И.Рождественского. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Обратите внимание на строки:
Глухие льды. И нет средь них просвета
Не забурлит невольница-волна.
Пришел июль. Куда ж ты делось, лето?
Ответствуй мне, Якутская страна!
Дороги нет. А плыть еще далеко.
Когда ж поднять мы сможем якоря?
Пособный ветер, ты из Оленека _
Открой нам путь в полярные моря…
Охарактеризуйте героев поэмы «Василий Прончищев», и в первую главного героя и его жену Марию. При анализе пейзажа выделите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан образ Сибири. Какие краски в нем преобладают. Рассмотрите лирическое начало: авторское отношение к изображенным событиям и героям, идейную направленность произведения. Определяя идейную направленность поэмы, обратите внимание на эти строки:
Куда на зависть чужеземным странам,
Отыщет завтра верные пути.
Владеть Россия станет океаном,
А там дерзнет до полюса пройти.
Сухие губы тронула усмешка:
«А чтоб принять непрошеных гостей,
Мы, наподобье невского Орешка,
Построим здесь немало крепостей.
Над этим хмурым морем ледовитым
Я вижу флаг. Российский гордый флаг.
(…)
Чтоб, пробиваясь дальше с каждым годом,
Круша лавины векового льда,
Неустрашимым русским мореходам
Салютовали русские суда.
Сопоставьте поэмы К.Лисовского «Русский человек Бегичев» и И.Рождественского «Василий Прончищев». Что в них общего с точки зрения жанра?
При подготовке индивидуального сообщения обратитесь к методическим указаниям по организации самостоятельной работы
Занятие 11.
Тема