Морфемика и словообразование

1) Напишите по-древнерусски: ОТЕЦ. Разделите на слоги.

2) Напишите по-старославянски: ЖАЖДА. Дайте этимонимы.

3) Дайте этимоним к слову: ТУГОЙ.

4) Объясните происхождение выделенных звуков (букв): круЖОк.

5) Объясните происхождение слова: КОЖА.

6) Объясните разницу в звуковом (буквенном) составе двух глагольных форм:

ВЁЗ - ВЕЗЛА, МОГ – МОГЛА.

7) ОГРАЖДЕНИЕ: важнейшие историко-лингв. позиции в этом слове.

8) «ВозьМу» - объясните, откуда М? Фонетический и морфемный комментарий.

9) Напишите по-древнерусски: ЛОБ. Этимонимы.

10) Дайте этимоним к слову: ГРЯЗЬ. Объясните возникшие различия.

11) Определите происхождение гласного в корне слова: ЗВУК.

12) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): виЖу.

13) Объясните происхождение слова: ПЛОЩАДЬ.

14) Разделите на «морфемы» слово ЗДЕСЬ. Напишите его по-древнерусски и по-старославянски.

15) РЫТЬ – РОВ: морфемная и морфонологическая характеристика.

16) Дайте этимонимы к слову: ВРЕМЯ.

17) ОТВОРИТЬ – ЗАТВОРИТЬ, ОТКРЫТЬ - ЗАКРЫТЬ: сравнительный историко-морфемный комментарий.

18) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): любЛю.

19) СПАТЬ – СОН: сравнит. характ. морфемики.

20) ЧУДНЫЙ и ЧУДЕСНЫЙ – истор. комментарий словообр. вариантности.

21) ДИТЯ – ДЕТИ: комплексный лингвистический (!) анализ.

22) Найти основу слова НАПРЯЖЕНИЕ, охарактеризуйте ее. Этимонимы.

23) Произведите морфемный анализ слова ИССТУПЛЕННЫЙ. Этимонимы.

24) УВАЖЕНИЕ: Синхр. и диахрон., морфемное членение, этимонимы.

25) ПОТУСТОРОННИЙ: морфемный и словообразовательный анализ.

26) ОБЕСПЕЧЕНИЕ – морфемный и словообр. комментарий. Этимонимы.

27) ВОСКРЕСЕНЬЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ): комплексный лингв. комментарий.

28) КРЕСТ:этимология.

29) ПРЕДПРИЯТИЕ: морфемика, словообразование. Этимонимы.

30) Словообразовательный анализ слова РАЗАХАТЬСЯ.

31) ИСТРЕБИТЕЛЬ: лексико-грамматическая соотнесенность.

32) Определите основу слова ШЕСТВИЕ, охарактеризуйте её.

33) Морфемный анализ слова ПОДВИЗАТЬСЯ.

34) СУМЕРЕЧНЫЙ: морфемика и словообразование, этимология.

35) ПРОДАЖА: морфемика, словообразование, этимология.

36) КУМИР: лексико-грамматическая соотнесенность.

37) СГИНУТЬ – ПОГИБНУТЬ: историческая морфемика, этимология.

38) Этимологический анализ слова ВЕЛЬМОЖА.

39) Словообразовательный анализ слова НЕИЗБЕЖНОСТЬ.

40) КТО – ЧТО: комплексный сопоставительный анализ.

41) Морфемика, словообразование, морфология, этимология выделенного слова: Наташа и графиня ОДНИ оставались в комнате (Л.Н.Толстой).

42) МАСЛО: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

43) ПАЛЬТО, МАНТО: сравнительная грамматика.

44) КОФЕ и КАКАО: сравнительная грамматика.

45) ВНУТРЕННИЙ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

46) ИЗБИТАЯистина: морфемика и морфология.

47) МУЖ – МУЖИ – МУЖЬЯ: сравнительная морфемика и морфология.

48) МЕДВЕЖИЙ: морфемика.

49) ОДИН МОЙ ЗНАКОМЫЙ… - словообр. и морфология каждого слова.

50) РАЗУВАТЬСЯ – морфемика, словообразование, морфология.

51) Произведите этимологический анализ: ПОЯРКОВЫЙ.

52) НАРОД – морфемика, словообразование, морфология; этимонимы.

53) РАСХИЩАТЬСЯ – анализ основы.

54) ВРЕМЯ – ВРЕМЯНКА – ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ – ВРЕМЕННЫЙ: сравнительная морфемика ряда.

55) ПИЛЬЩИК и КОПИРОВАЛЬЩИК –сравнительная морфемика.

56) ВОИНСТВО – историческая морфемика и словообразование.

57) СПРЯЖЕНИЕ – историческая морфемика и словообразование.

58) ОПУСТОШЕНИЕ: словообразование.

59) СТИХИ ДЛЯ ВАС ОДНА ЗАБАВА (А.С. Пушкин): грамматика и этимология каждого слова.

60) РАДОСТЬ:морфемика, словообразование, морфология, этимология.

61) НЕЛЬЗЯ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

62) РОССКАЗНИ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

63) ВРАССЫПНУЮ – комментарий выделенной части слова.

64) ПОЛЗКОМ – словообразование.

65) ВОСХИЩЕНИЕ: словообразование.

66) ЛУЧШЕ: характеристика основы.

67) НЕДЕЛЯ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

68) ВЕЖЛИВЫЙ – морфемика, словообразование, этимология, этимоны.

69) Словообразовательный анализ: БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ.

70) Морфемика, словообразование, морфология: ВЫДАЮЩИЙСЯ доклад.

71) ЛИСТОПАД – СУМАСШЕДШИЙ: сравн. морфемика и словообразование.

72) Этимологический анализ слова НЕВНЯТНЫЙ.

73) ДАННАЯ работа представляет особую ценность: грамматика выдел. слова.

74) ХОЛОДА:морфемика, словообразование, морфология, этимология.

75)Морфемный анализ: ПРЕДРАССВЕТНЫЙ.

76) КОЛЬЦО: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

77) КОФЕЙНИЦА – морфемика и словообразование.

78) УКАЗАНИЕ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.

79) Произведите морфемный анализ слова ПРОВОДНИЦА.

80) Этимологический анализ слова ИЗЯЩЕСТВО.

81) ЧЕЛОВЕК: тип основы.

82) СорокАлетний: сорокОножка: характеристика выделенных частей («букв»).

83) ГРАБИТЬ – СУГРОБГРЕСТИ. Морфонология корневой морфемы.

84) ПЛОСКОГОРЬЕ: морфемика и словообразование.

85) КРЕПОСТЬ: лексико-грамматический разряд; этимонимы.

86) ДВАЖДЫ, ТРИЖДЫ: морфемный и словообразовательный комментарий.

87) СЫНОВНИЙ – ДОЧЕРНИЙ: сравнит. морфемно-словообр. анализ.

88) ДОКРАСНА, ДОБЕЛА: историко-грамматический комментарий.

89) Сравнительная морфемика: ЛЕСОВОЗ, ДВАЖДЫ, ЧУДЕСА, ПЕВЕЦ, ШОССЕЙНЫЙ.

90) Словообразовательный анализ: НЕРАСТОРОПНОСТЬ. Этимология, этимоны.

91) ВЕЛИКОЛЕПИЕ: характ. основы.

92) ТЕЛЕСНЫЙ ЦВЕТ – НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ: сравнит. морфемный комментарий.

93) ПОБЕРЕЖЬЕ: формант и дериваторы.

94) ОТКРОВЕНИЕ: этимологоческий разбор, этимонимы.

95) ОБУВЬ, ОБУТЬ, РАЗУТЬ: морфемный комментарий.

96) УЛЕЙ: этимология, морфемика.

97) Морфемный анализ слова ИЗДАЛИ.

98) АПЕЛЬСИН – КРЕСТЬЯНИН – СЕЛЯНИН: сравните морфемику этих слов.

99) Чем КОВЕР-САМОЛЕТ отличается от ДИВАН-КРОВАТИ?

100) ПОЛУЛУКРУГ, ПОЛУГОДИЕ, ПОЛ-ЯБЛОКА, ПОЛ-ЛИТРА, ПОЛЛИТРОВКА:сравнительная морфемика этого ряда слов.

101) БЕСХОЗНЫЙБЕЗБИЛЕТНЫЙ: морфемика и словообразование.

102) БЕЗМОЛВИЕ: формант и дериваторы.

103) ВЫЧУРНЫЙ: морфемика, словообразование, этимология, этимоны.

104) СНЕГ – СНЕГА: грамматика двух словоформ.

105) НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА – сравнительная морфемика и словообразование.

106) ОШИБКА:морфемика, словообразование, этимология.

107) ПРАЗДНИК: морфемика, словообразование, этимология.

108) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): суШить.

109) ЗАЯЧИЙ – сколько морфем в этом слове?

110) Что в морфонологическом отношении объединяет слова слова ДУША и СУША? (Не менее 2-х позиций)

111) ТЫКАТЬ – ТКНУТЬ - объясните вариантность корня («ы» - ноль звука)

112) КОНЕЦ: историческая морфемика.

113) ВОЖАТЫЙ: морфемно-словообразовательный комментарий.

114) КТО: морфемно-словообр. комментарий.

115) БРАТЬЯ – ВОРОНЬЁ – ХУЛИГАНЬЁ: что морфемно объединяет и что отличает эти слова?

116) Кто такой ТРУС?

117) ПОДУШКА: морфемика.

118) Объясните происхождение выделенного согласного звука: Часть.

119) СтариК - чего тебе надобно, старЧе - стареЦ. Как соотносятся выделенные звуки (буквы).

120) Как соотносятся в истории языка слова РАВНЫЙ и РОВНЫЙ?

121) СлуЖба: происхождение Ж.

122) ДЫШать – вздОХ. Объясните несовпадение звуков в корне.

123) ЛОЖЬ – ОБЛЫЖНЫЙ (клеветнический) – ЛГАТЬ – ЛОЖКА – *ЛОГА («Я съел целую *ЛОГУ каши» - детская речь) – ПОЛОГИЙ. Сравн. характ. непроизводной основы этих слов.

124) ГРУЗИТЬ: историко-морфемный комментарий.

125) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): пиШу. Дайте параллели и граммат. комментарий.

126) РАЗБУЖЕННЫЙ, ПРОБУЖДЁННЫЙ, ВОЗБУЖДЁННЫЙ: как соотносятся эти слова в истории русского языка?

127) Почему мы говорим «Единица», а не «*Одиница».

128) ПадЕж – падЁж: как соотносятся эти слова в истории русского языка?

129) ДруГ – друЖить – друЗья - друГи: 1- объясните происхождение слова «друг»; 2- объясните несовпадение корневого звука в данных словах.

130) КИВИ и МАНГО: сравнительная грамматика.

131) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Здесь.

132) Объясните, как соотносятся выделенные буквы (звуки) ВЫСОКО – ВЫШЕ. Приведите морфонологически сходные примеры.

133) ПОЗВОНИТЬ (по телефону) – ПОБРЕНЧАТЬ (на пианино): сравните морфемику и словообразование.

134) ВОСЕМЬиОСЬМИНОГ: как соотносятся эти слова?

135) НЕБО, НЕБЕСА, НЕБЕСНЫЙ: морфемика.

136) ПАЛЬТИШКО: морфемный-словообразовательный комментарий.

137) ДЗЮДО, КАРАТЕ, САМБО: сравнительная грамматика.

138) ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ, БЕЛОВЕДЕНИЕ (изучение творчества Андрея Белого), ДОСТОЕВИСТИКА: сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.

139) БЕСКОЗЫРКА – морфемно-словообразовательный «взгляд».

140) Погиб – погибЛа. Почему не совпадают формы прош. времени? Исторический комментарий. Не менее 2-х позиций.

141) Напишите по-древнерусски: ВОЖДЬ. Морфонологическая характеристика непроизводной основы.

142) ОБЯЗАТЕЛЬСТВО – ОБЛАКО: что общего у этих слов с с точки зрения морфонологии?

143) Дайте этимоним к слову: НАЧАЛО.

144) СВИДЕТЕЛЬ: морфемика и словообразование.

145) ОСТОЛОП: этимологическ., морфемный и словообр. анализ.

146) ГОРОЖАНИН –ГРАЖДАНИН: сравнительная морфемика.

147) КОРИЧНЕВЫЙ: морфемика, словообразование, этимология.

148) ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ иНАБЛЮДАТЕЛЬ: сравнит. морфемика и словообр.

149) МЫСЛИТЬ – МЫШЛЕНИЕ, ДЫШАТЬ – ДЫХАНИЕ? Системно-словообразовательная характеристика.

150) ЗВАТЬ – ЗОВУ – СОЗЫВАТЬ: лингвистический комментарий ряда.

151) ГОРЕТЬ:этимонимы.

152) Определите происхождение гласного в корне слова: пЕть.

153) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Что

154) Происхождение выделенной буквы (звука): саЖа.

155) Объясните наличие выделенного звука (буквы): к Нему, около Него.

156) ЧАДИТЬ и КАДИТЬ? Докажите, что это слова однокоренные?

157) НАЧАТЬ – начНу: что такое Н?

158) ДЕТИ – тип основы. Этимонимы.

159) Дайте этимоним к словам: печаль.

160) ПЛЕЛА (венок) – ЗАПЛЕТАЛА (косу): сравнительная морфемика.

161) ТАКСИСТ – ХОККЕИСТ: сравнительный морфемно-словообр. комментарий.

162) Происхождение выделенного согласного звука (буквы): влаЖный.

163) Как соотносятся в истории русского языка выделенные буквы (звуки): просвеЩение – свеЧение.

164) «Для Него» и «с Ним»: Объясните выделенную букву (звук) Н.

165) Что объединяет в фонетическом и словообразовательном отношении слова НОЖ и КОЖА?

166) ПЫЛИНКА, ПУШИНКА, ТРОПИНКА, КРУПИНКА, РОДИНКА:сравнительная морфемика и словообразование.

167) Способ словообразования: ЗЛОЙ-ПРЕЗЛОЙ.

168) НОС и ЛОБ – как соотносятся у этих слов «о» в корне?

169) Докажите, что ЛОБ и УЛЫБКА однокоренные слова-этимонимы. Используйте знание элементарный (!) фонетических законов.

170) Напишите по-древнерусски:ВОЛК, ВОЛКИ, ВОЛЧИЙ.

171) Почему мы пишем: СДАТЬ (глагол), но ЗДАНИЕ (дом)?

172) Дайте этимоним к слову: КОНЕЦ.

173) Я СИДЕЛ – Я СЕЛ. Морфемный комментарий.

174) Определите происхождение гласного в корне слова: ЖАТЬ(руку).

175) Происхождение выделенного согласного звука (буквы): купЛю.

176) Как соотносятся выделенные буквы (звуки) в словах «восклиКнуть» - «восклиЦать» - «клиЧ».

177) ТОМСКИЙ(от Томск): морфемика и словообразование.

178) НЕБО: где и почему в этом слове «нарушен» один из важнейших историко-фонетических законов русского языка?

179) ОБОНЯНИЕОБАЯНИЕ: сравнительная морфемика и этимология.

180) КОЛПАКПРОСТАК: сравнительная морфемика.

181) РЕБЁНОК – РЕБЯТА, *РЕБЯТЕНОК, *РЕБЁНКИ (простор.) – объясните словообр. вариантность.

182) ГОРОШИНКА – СЛАБИНКА – БЕЗУМИНКАСНЕЖИНКА – ПЫЛИНКА – ЧУДЕСИНКА:морфемика, словообразование, морфология.

183) ГИТАРИСТ, ПИАНИСТ, САДИСТ, АРТИЛЛЕРИСТ, ПУШКАРЬ - РЫБАРЬ - ШАХМАТИСТ, ШАШИСТ: сравнительный словообразовательный анализ).

184) Напишите по-старославянски: НАЧАЛО. Этимонимы.

185) ГОРОД: этимонимы.

186) Определите происхождение гласных в слове: КУСОК.

187) ПОБЕДА – морфемика, словообразование, этимология.

188) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): лоЖь.

189) ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ (на корабле, вахтенный матрос) – способ словообразования. Не менее двух позиций.

190) ОБЕЗЛЮДЕТЬ: морфемика, словообразование, морфология.

191) СОТРУДНИК и РАБОТНИК: как образованы эти слова?

192) АМЕРИКАНКА: морфемное членение.

193) ЖАДНЫЙ, БЕДНЫЙ, ЩЕДРЫЙ, РОБКИЙ – сравнит. словообр.

194) ПОЛТОРА и ОБЛАКО: что «сближает» эти слова?

195) ПЕВЕЦ: важнейшие историко-фонетические позиции в этом слове. Не менее двух.

196) ПАЛЬЧИКи КОНЧИК, БЕСПАЛЫЙ и БЕСКОНЕЧНЫЙ. Морфемика и словообразование этих слов.

197) Дайте этимонимы к словам: ОБЛАКО и ТУЧА.

198) ПАМЯТНИК: непроизводная основа. Этимонимы.

199) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Где.

200) ТА, ТО, ТОТ: сравн. историко-словообр. комментарий.

201) СмеХ» - «смеШной»: историко-фонетическое явление.

202) МЛЕКОПИТАЮЩИЕ: морфемно-словообр. анализ.

203) БЕСТОЛОЧЬ, СВОЛОЧЬ, ШВАЛЬ: лингв. комментарий. Этимология.

204) ЛОВЕЦ – МОЛОДЕЦ: общее и различное (морфемно-словообр. аспект).

205) ИЗЮМИНКА – КАРТОФЕЛИНКА – ДУБИНКА: срвн.словообразование.

206) ЦИТИРОВАТЬ и ЖОНГЛИРОВАТЬ: тип, модель, категория.

207) ВЗЯТЬ: корень (непроизводная основа).

208) ВЫНУТЬ: где корень?

209) ПОНИЗИТЬ: главная морфемно-словообр. особенность.

210) ЧЕПЕЦ и ЛАРЕЦ – сранительный морфемно-словообр. комментарий.

211) ОБЛАСТЬ: морфемика, словообраз., этимология.

212) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): волЧица.

213) РАСТВОРИТЬ, ПРИТВОРИТЬ, ОТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ, ТВОРОГ – в чем морфемный «парадокс» этих слов?

214) ДОБРЕЙШИЙ, УМНЕЙШИЙ… - грамматика этих слов.

215) ПОДОПЛЁКА – исторический комментарий. Этимонимы.

216) КапЛя- объясните выделенную букву (звук).

217) Почему пшеницу ЖНУТ, а руку ЖМУТ?

218) ПОДСУДИМЫЙ и ПОДСУДНЫЙ: дериваторы.

219) ПЕТЕРБУРЖЕЦ – КУРЯНИН – БЕЛГОРОДЕЦ – ОРЛОВЕЦ - ПАРИЖАНИН – сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.

220) ВТРИДОРОГА – способ словообразования, дериваторы, морфемное членение.

221) БЕРУШИ (средство от шума) – способ словообр., дериваторы, формант.

222) ОСКУДОДУШЕТЬ (В. Астафьев): формант и дериваторы.

223) ВОЛЕИЗЪЯВЛЯТЬСЯ: формант и дериваторы.

224) РАЗБАЗАРИТЬ: словообразовательный комментарий.

225) КУРИТЬ – ПЕРЕКУР, БОЛТАТЬ – *ПЕРЕБОЛТ. Сравнительный грамматический комментарий.

226) КИС-КИС – способ словообразования.

227) КОТ – КОШКА, КОЗЕЛ – КОЗА. Системно-словообразовательная характеристика.

228) СМЕШИНКАСЛИВИНКА: сравн. словообр. структура.

229) НИЗКОПРОБНЫЙ (вкус) – способ словообразования.

230) ЗАМНАЧАЛЬНИКА, ЗАВКАФЕДРОЙ, ЗАМДЕКАНА – в чем грамматический «парадокс» этих слов?

231) РыбА – рабА: краткая сравнительная характеристика морфем у этих слов.

232) СВИДЕТЕЛЬ: этимология и морфемно-словообр. комментарий.

233) ЧЕТЫРЕЖДЫ: морфемика, словообразование, морфология.

234) ЧЕТЫРЕХЭТАЖНЫЙ: морфемика.

235) Характеристика флексии у слова ПОЛЧАСА.

236) Определите формант у деривата НАВЕСЕЛЕ.

237) Определите особенности словообразовательной мотивации у слова ДОРОЖНЫЙ (знак) по М. Докулилу.

238) Как деривационно соотносятся слова: СИНЕВАТЫЙ – КРАСНОВАТЫЙ. Не менее двух классификационных позиций.

239) Как образовано имя САША?

240) Словообразовательная мотивация: НАПРЯМИК?

241)Как соотносятся слова ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ иНАБЛЮДАТЕЛЬ?

242) ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ > ЧИТАЛКА. Способ словообразования (не менее двух позиций).

243) СОЛОМИНКА, ПЫЛИНКА: сравнительная словообразовательная структура.

244) Словообразовательное значение у слов БЕЛЕТЬ иЧЕРНЕТЬ.

245) Как деривационно соотносятся две пары слов: ДОБРЫЙ – ДОБРОТА и ВЕСЕЛЫЙ – ВЕСЕЛИЕ? Не менее двух классификационных позиций.

246) ЛУЧШИЙ:морфемика, словообразование, морфология.

247) ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ:морфемика, словообразование, морфология.

248) Способ словообразования: ПОДВОДНИК.

249) КИНО и ПАЛЬТО:сравнительная грамматика.

250) БОЛГАРИН – ТАТАРИН: морфемная и словообразовательная структура.

251) Морфонологический комментарий слова ТРЯПЬЁ.

252) Структурный тип и способ образования выражения: ДОМ-МУЗЕЙ.

253) Словообразовательная мотивация слова ПРЯМИКОМ. Не менее двух позиций.

254) Этимологический (морфемика) комментарий слова ВНУШАТЬ.

255) Кодериваты к слову ДОМ. Не менее трех.

256) Как в морфонологическом отношении соотносятся слова БЕГУН и ПОЛУЧАТЕЛЬ.

257) Каковы морфемные и морфологические особенности слова ВЕРНЕЕ?

258) Тип суффикса у словоформы УЧИЛСЯ.

259) Морфемно-словообразовательный комментарий выделенной буквы у слов: За БИ-Т-ОГО двух НЕБИ-Т-ЫХ дают.

260) КЛЮЧ: этимониы.

261) НАЧАТЬНАЧНУ: что такое Н?

262) ПОЛТОРА: грамматика слова.

263) ПУШИНКА – ПЕСЧИНКА – ВОЛОСИНКА – КАРТИНКА - ТРОПИНКА– сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.

264) ГОНЕЦ и СЛЕПЕЦ: сравнит. словообразование.

265) ВОЛОС – ВОЛОСЫ – *ВОЛОСЬЯ , КОЛОС – *КОЛОСЫ – КОЛОСЬЯ. Лингвистический комментарий.

266) СКРИПАЧ:морфемно-словообразовательный анализ (главное!).

267) НИКУДЫШНИЙ:словообразование, дериваторы.

268) ЗЛОБОДНЕВНЫЙ:способ словообразования.

269) РОЗОВЫЙ, ЛИЛОВЫЙ, КРАСНЫЙ: морфемика, словообразование, морфология.

270) КОЛОДЕЦ: дайте этимоним (этимонимы) к этому слову; выделите исторический корень; разделите слово на части; определите способ образования.

271) Какое слово является производным, а какое производящим: БЕЖАТЬ-БЕГ, ЗВОНИТЬ - ЗВОН. Определите способ словообразования.

272) СМЕЯТЬСЯ: главная морфемно-словообразовательная особенность этого слова.

273) Словообразовательная цепочка: ТОРЧКОМ.

274) Выделите аффиксальную морфему у слова УДОБНЕЕ. Определите ее значение и тип.

275) ДЕРЕВЯННЫЙ - ДРЕВЕСНЫЙ: ср. морфемика и словообразование.

276) ДРУЗЬЯ – ДРУГИ: грамматический взгляд на словоформы.

277) ЗУБЫ – ЗУБЬЯ: гамматический взгляд на словоформы.

278) Сравнительная грамматика: ПЯТЬ, ОДИН, СЕМЬ, ДВА, ТРИ, ДЕВЯТЬ, СТО, ЧЕТЫРЕ.

279) Он БЫЛО согласился, но потом… Что такое БЫЛО?

280) ШЕСТЬДЕСЯТ: морфемика, словообразование, морфология.

281) ПРЫГ, СКОК… - лингвистический комментарий.

282) ЖИЛИ-БЫЛИ:лингвистический комментарий.

283) Я БЫ пришел…: лингвистический комментарий.

284) ЛИСТ – ЛИСТЬЯ – объясните формы мн. ч.

285) Выйти ЗАМУЖ– надеяться на МУЖА: лингв. коммент.

286) НАБЕЛО, ЗАПРОСТО, ВЧЕРНЕ, ИЗРЕДКА, ЗАСВЕТЛО – объясните конечный гласный звук этих слов.

287) «СВЕРХУ что-то упало», «они ехали ВЕРХОМ», «НАВЕРХУ что-то стукнуло» - сравнительный грамматический комментарий выделенных слов.

288) СТО и ТЫСЯЧА – сравнительный грамматический анализ.

289) ЗУБ:словоизменительный комментарий.

290) ПОЛТОРА:разберите слово по составу.

291) ДВЕСТИ,ноТРИСТАиЧЕТЫРЕСТА. Объясните разницу флексий.

292) В Нем – около Него. Сравнительный анализ выделенного звука (буквы).

293) ОН – ЕГО(а не «оного»). Почему?

294) РЫБАи РАБА:сравнительный морфемный комментарий.

295) ЗДЕСЬ: - ист. комментарий морфемной структуры.

296) ВОСВОЯСИ: – ист. комментарий морфемной структуры.

297) ИШЬ – происхождение междометия.

298) Делает всё ИГРАЮЧИ – истор. комментарий.

299) ЖГУЧИЙ ПЕРЕЦ, ЛЕЖАЧИЙ БОЛЬНОЙ – истор. коммент.

300) Он ехал СТОЯ. Анализ выделенного слова.

301) БОГ ВЕСТЬ – истор. комментарий обоих слов.

302) КНЯЗЬЯ, СТУЛЬЯ, ПОЛЕНЬЯ, ЛИСТЬЯ – происхождение формы.

303) РУКАВА – происхождение формы.

304) БОК-БОКА, но: РУКИ В БОКИ. Прокомментируйте флексии.

305) СИНИЙи ЛИСИЙ: сходство и различие в морфемном составе и словообразовательной структуре.

306) ВПЕРЕДИ – объясните концовку основы слова.

307) Видел ВООЧИЮ, а слышал ….?

308) ОПЁНОК – ОПЯТА, МАСЛЕНОК - МАСЛЯТА: объясните форму мн. числа.

309) ОПЯТА – МЫШАТА – ВОЛЧЕНЯТА – ВОЛЧАТА – ВОЛЧОНКИ- ДЕНЬЖАТА – ДЕНЬЖОНКИ: сравн. анализ форм.

310) Тип словообразовательной мотивации: ПОПУГАЙНИЧАТЬ, БЕЛЬЁ.

311) Определите морфемную и словообразовательную специфику слова РОЗОВАТЫЙ.

312) Как соотносятся слова БАРАНИНА и ИЗЮМИНА; ТАНКИСТ и КАВАЛЕРИСТ?

313) Специфика словообразовательной мотивации у слов ИШАЧИТЬ, ОБЕЗЬЯННИЧАТЬ?

314) На каком основании можно объединить глаголы: ОТЪЕЗДИТЬ, ОТРАБОТАТЬ.

315) Определите грамматические особенности имени прилагательного в сло­восочетании *САМЫЙ НАИКРАСИВЕЙШИЙ КОСТЮМ(разг).

316) Дайте краткий грамматический комментарий выделенным словам: - Вы МОГЛИ БЫ пойти на это? - НИКОГДА!

317) Жить ПРИПЕВАЮЧИ - *ПРИПЕВАТЬ ("Много ли ты припевал?". Шукшин). Способ словообразования.

318) Словообразовательная мотивация: ГОСПИТАЛИЗИРОВАТЬ?

319) ВОРО­НОЙ, ГНЕДОЙ: лексико-грамматический разряд.

320) СЫНОВЬЯ: грамматика словоформы.

321) В чем специфика словообразовательной мотивации слов БЕЛЬЕ, КАШЕВАР?

322) Соотнесите с лексико-грамматическими разрядами существительные НЕФТЬ, МЕЛЮЗГА.

323) «Стремление *УЛЕТУЧИТЬ непрошеного гостя»: способ словообразования.

324) *ПРИХВАТИЗАЦИЯ: словообр. комментарий.

325) КОЗЁЛ и ОСЁЛ: сравнительный морфемно-словообразовательный комментарий.

326) ТРАКТОРИСТ:трислова, относящихся к той же слово­образовательной категории.

327) ЛИСТ: главная словоизменительная особенность.

328) На каком основании можно объединить глаголы: ПРИГОВАРИВАТЬ, ПРИЩЕЛКИВАТЬ. Словообразовательный «взгляд».

329) На каком основании можно объединить глаголы: ХАЖИВАТЬ, ГОВАРИВАТЬ.Их словообразовательные форманты.

330) *ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЕ: словообразовательный комментарий.

331) Какую грамматическую особенность можно выделить у слов БЕРЕГА, ГОРОДА?

332) Варианты грамматической интерпретации слова ОДИН? Этимология.

333) На каких основаниях можно объединить слова: ЦАРАПИНА, ОТМЕТИНА, ЗАЗУБРИНА, ПРОБОИНА?

334) ИМЯ – ВРЕМЯ – СЕМЯ – СТРЕМЯ, мн. число род. пад.: ИМЁН, ВРЕМЁН, СЕМЯН, СТРЕМЯН. Объясните концовку мн. ч. род. пад.

335) ВЕЗДЕ и ЗДЕСЬ: сравнительный граммат. комментарий.

336) Дайте грам­матический комментарий флексии у слов ПИРОЖКОВАЯи ВОЖАТЫЙ.

337) Морфемные особенности слов: ТРИДЦАТЬ, ОДИННАДЦАТЬ.

338) Дайте грамматический (краткий!) комментарий выделенным словам: И Саша, И Наташа, И мама поедут за город.

339) АВТОБАЗА – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ: что такое О?

340) Обезьяна > *ОБЕЗЬЯН (окказ.): способ словообразования.

341) Бронзовая медаль > *БРОНЗА: способ словообразования.

342) НАСЕКОМОЕ: словообразовательный комментарий.

343) Критиковать очень даже *ЩАДНО: словообр. комментарий.

344) «Жизнь сложится так, как он ее *СЛОЖИТ»: словообр. коммент.

345) "Кругом всевозможная ягода: … ЧЕРНИКА, КОСТЯНИКА и все остальные *"ИКИ" (А. Приставкин): словообр. комментарий.

346) «… он проходит под *"НАДЦАТЫМ" номером»: словообр. коммеент.

347) *СУДЬБОРАЗНОСНЫЙ:словообр. комментарий.

348) *САМОНЕЛЮБИЕ: словообр. комментарий.

349) *НЕОТМИРАСЕВОСЕНЬКА: словообр. комментарий.

350) *ПОФИГИСТ: словообр. комментарий.

Наши рекомендации