Морфемика и словообразование
1) Напишите по-древнерусски: ОТЕЦ. Разделите на слоги.
2) Напишите по-старославянски: ЖАЖДА. Дайте этимонимы.
3) Дайте этимоним к слову: ТУГОЙ.
4) Объясните происхождение выделенных звуков (букв): круЖОк.
5) Объясните происхождение слова: КОЖА.
6) Объясните разницу в звуковом (буквенном) составе двух глагольных форм:
ВЁЗ - ВЕЗЛА, МОГ – МОГЛА.
7) ОГРАЖДЕНИЕ: важнейшие историко-лингв. позиции в этом слове.
8) «ВозьМу» - объясните, откуда М? Фонетический и морфемный комментарий.
9) Напишите по-древнерусски: ЛОБ. Этимонимы.
10) Дайте этимоним к слову: ГРЯЗЬ. Объясните возникшие различия.
11) Определите происхождение гласного в корне слова: ЗВУК.
12) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): виЖу.
13) Объясните происхождение слова: ПЛОЩАДЬ.
14) Разделите на «морфемы» слово ЗДЕСЬ. Напишите его по-древнерусски и по-старославянски.
15) РЫТЬ – РОВ: морфемная и морфонологическая характеристика.
16) Дайте этимонимы к слову: ВРЕМЯ.
17) ОТВОРИТЬ – ЗАТВОРИТЬ, ОТКРЫТЬ - ЗАКРЫТЬ: сравнительный историко-морфемный комментарий.
18) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): любЛю.
19) СПАТЬ – СОН: сравнит. характ. морфемики.
20) ЧУДНЫЙ и ЧУДЕСНЫЙ – истор. комментарий словообр. вариантности.
21) ДИТЯ – ДЕТИ: комплексный лингвистический (!) анализ.
22) Найти основу слова НАПРЯЖЕНИЕ, охарактеризуйте ее. Этимонимы.
23) Произведите морфемный анализ слова ИССТУПЛЕННЫЙ. Этимонимы.
24) УВАЖЕНИЕ: Синхр. и диахрон., морфемное членение, этимонимы.
25) ПОТУСТОРОННИЙ: морфемный и словообразовательный анализ.
26) ОБЕСПЕЧЕНИЕ – морфемный и словообр. комментарий. Этимонимы.
27) ВОСКРЕСЕНЬЕ (ВОСКРЕСЕНИЕ): комплексный лингв. комментарий.
28) КРЕСТ:этимология.
29) ПРЕДПРИЯТИЕ: морфемика, словообразование. Этимонимы.
30) Словообразовательный анализ слова РАЗАХАТЬСЯ.
31) ИСТРЕБИТЕЛЬ: лексико-грамматическая соотнесенность.
32) Определите основу слова ШЕСТВИЕ, охарактеризуйте её.
33) Морфемный анализ слова ПОДВИЗАТЬСЯ.
34) СУМЕРЕЧНЫЙ: морфемика и словообразование, этимология.
35) ПРОДАЖА: морфемика, словообразование, этимология.
36) КУМИР: лексико-грамматическая соотнесенность.
37) СГИНУТЬ – ПОГИБНУТЬ: историческая морфемика, этимология.
38) Этимологический анализ слова ВЕЛЬМОЖА.
39) Словообразовательный анализ слова НЕИЗБЕЖНОСТЬ.
40) КТО – ЧТО: комплексный сопоставительный анализ.
41) Морфемика, словообразование, морфология, этимология выделенного слова: Наташа и графиня ОДНИ оставались в комнате (Л.Н.Толстой).
42) МАСЛО: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
43) ПАЛЬТО, МАНТО: сравнительная грамматика.
44) КОФЕ и КАКАО: сравнительная грамматика.
45) ВНУТРЕННИЙ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
46) ИЗБИТАЯистина: морфемика и морфология.
47) МУЖ – МУЖИ – МУЖЬЯ: сравнительная морфемика и морфология.
48) МЕДВЕЖИЙ: морфемика.
49) ОДИН МОЙ ЗНАКОМЫЙ… - словообр. и морфология каждого слова.
50) РАЗУВАТЬСЯ – морфемика, словообразование, морфология.
51) Произведите этимологический анализ: ПОЯРКОВЫЙ.
52) НАРОД – морфемика, словообразование, морфология; этимонимы.
53) РАСХИЩАТЬСЯ – анализ основы.
54) ВРЕМЯ – ВРЕМЯНКА – ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ – ВРЕМЕННЫЙ: сравнительная морфемика ряда.
55) ПИЛЬЩИК и КОПИРОВАЛЬЩИК –сравнительная морфемика.
56) ВОИНСТВО – историческая морфемика и словообразование.
57) СПРЯЖЕНИЕ – историческая морфемика и словообразование.
58) ОПУСТОШЕНИЕ: словообразование.
59) СТИХИ ДЛЯ ВАС ОДНА ЗАБАВА (А.С. Пушкин): грамматика и этимология каждого слова.
60) РАДОСТЬ:морфемика, словообразование, морфология, этимология.
61) НЕЛЬЗЯ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
62) РОССКАЗНИ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
63) ВРАССЫПНУЮ – комментарий выделенной части слова.
64) ПОЛЗКОМ – словообразование.
65) ВОСХИЩЕНИЕ: словообразование.
66) ЛУЧШЕ: характеристика основы.
67) НЕДЕЛЯ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
68) ВЕЖЛИВЫЙ – морфемика, словообразование, этимология, этимоны.
69) Словообразовательный анализ: БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ.
70) Морфемика, словообразование, морфология: ВЫДАЮЩИЙСЯ доклад.
71) ЛИСТОПАД – СУМАСШЕДШИЙ: сравн. морфемика и словообразование.
72) Этимологический анализ слова НЕВНЯТНЫЙ.
73) ДАННАЯ работа представляет особую ценность: грамматика выдел. слова.
74) ХОЛОДА:морфемика, словообразование, морфология, этимология.
75)Морфемный анализ: ПРЕДРАССВЕТНЫЙ.
76) КОЛЬЦО: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
77) КОФЕЙНИЦА – морфемика и словообразование.
78) УКАЗАНИЕ: морфемика, словообразование, морфология, этимология.
79) Произведите морфемный анализ слова ПРОВОДНИЦА.
80) Этимологический анализ слова ИЗЯЩЕСТВО.
81) ЧЕЛОВЕК: тип основы.
82) СорокАлетний: сорокОножка: характеристика выделенных частей («букв»).
83) ГРАБИТЬ – СУГРОБ – ГРЕСТИ. Морфонология корневой морфемы.
84) ПЛОСКОГОРЬЕ: морфемика и словообразование.
85) КРЕПОСТЬ: лексико-грамматический разряд; этимонимы.
86) ДВАЖДЫ, ТРИЖДЫ: морфемный и словообразовательный комментарий.
87) СЫНОВНИЙ – ДОЧЕРНИЙ: сравнит. морфемно-словообр. анализ.
88) ДОКРАСНА, ДОБЕЛА: историко-грамматический комментарий.
89) Сравнительная морфемика: ЛЕСОВОЗ, ДВАЖДЫ, ЧУДЕСА, ПЕВЕЦ, ШОССЕЙНЫЙ.
90) Словообразовательный анализ: НЕРАСТОРОПНОСТЬ. Этимология, этимоны.
91) ВЕЛИКОЛЕПИЕ: характ. основы.
92) ТЕЛЕСНЫЙ ЦВЕТ – НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ: сравнит. морфемный комментарий.
93) ПОБЕРЕЖЬЕ: формант и дериваторы.
94) ОТКРОВЕНИЕ: этимологоческий разбор, этимонимы.
95) ОБУВЬ, ОБУТЬ, РАЗУТЬ: морфемный комментарий.
96) УЛЕЙ: этимология, морфемика.
97) Морфемный анализ слова ИЗДАЛИ.
98) АПЕЛЬСИН – КРЕСТЬЯНИН – СЕЛЯНИН: сравните морфемику этих слов.
99) Чем КОВЕР-САМОЛЕТ отличается от ДИВАН-КРОВАТИ?
100) ПОЛУЛУКРУГ, ПОЛУГОДИЕ, ПОЛ-ЯБЛОКА, ПОЛ-ЛИТРА, ПОЛЛИТРОВКА:сравнительная морфемика этого ряда слов.
101) БЕСХОЗНЫЙ – БЕЗБИЛЕТНЫЙ: морфемика и словообразование.
102) БЕЗМОЛВИЕ: формант и дериваторы.
103) ВЫЧУРНЫЙ: морфемика, словообразование, этимология, этимоны.
104) СНЕГ – СНЕГА: грамматика двух словоформ.
105) НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА – сравнительная морфемика и словообразование.
106) ОШИБКА:морфемика, словообразование, этимология.
107) ПРАЗДНИК: морфемика, словообразование, этимология.
108) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): суШить.
109) ЗАЯЧИЙ – сколько морфем в этом слове?
110) Что в морфонологическом отношении объединяет слова слова ДУША и СУША? (Не менее 2-х позиций)
111) ТЫКАТЬ – ТКНУТЬ - объясните вариантность корня («ы» - ноль звука)
112) КОНЕЦ: историческая морфемика.
113) ВОЖАТЫЙ: морфемно-словообразовательный комментарий.
114) КТО: морфемно-словообр. комментарий.
115) БРАТЬЯ – ВОРОНЬЁ – ХУЛИГАНЬЁ: что морфемно объединяет и что отличает эти слова?
116) Кто такой ТРУС?
117) ПОДУШКА: морфемика.
118) Объясните происхождение выделенного согласного звука: Часть.
119) СтариК - чего тебе надобно, старЧе - стареЦ. Как соотносятся выделенные звуки (буквы).
120) Как соотносятся в истории языка слова РАВНЫЙ и РОВНЫЙ?
121) СлуЖба: происхождение Ж.
122) ДЫШать – вздОХ. Объясните несовпадение звуков в корне.
123) ЛОЖЬ – ОБЛЫЖНЫЙ (клеветнический) – ЛГАТЬ – ЛОЖКА – *ЛОГА («Я съел целую *ЛОГУ каши» - детская речь) – ПОЛОГИЙ. Сравн. характ. непроизводной основы этих слов.
124) ГРУЗИТЬ: историко-морфемный комментарий.
125) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): пиШу. Дайте параллели и граммат. комментарий.
126) РАЗБУЖЕННЫЙ, ПРОБУЖДЁННЫЙ, ВОЗБУЖДЁННЫЙ: как соотносятся эти слова в истории русского языка?
127) Почему мы говорим «Единица», а не «*Одиница».
128) ПадЕж – падЁж: как соотносятся эти слова в истории русского языка?
129) ДруГ – друЖить – друЗья - друГи: 1- объясните происхождение слова «друг»; 2- объясните несовпадение корневого звука в данных словах.
130) КИВИ и МАНГО: сравнительная грамматика.
131) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Здесь.
132) Объясните, как соотносятся выделенные буквы (звуки) ВЫСОКО – ВЫШЕ. Приведите морфонологически сходные примеры.
133) ПОЗВОНИТЬ (по телефону) – ПОБРЕНЧАТЬ (на пианино): сравните морфемику и словообразование.
134) ВОСЕМЬиОСЬМИНОГ: как соотносятся эти слова?
135) НЕБО, НЕБЕСА, НЕБЕСНЫЙ: морфемика.
136) ПАЛЬТИШКО: морфемный-словообразовательный комментарий.
137) ДЗЮДО, КАРАТЕ, САМБО: сравнительная грамматика.
138) ЛЕРМОНТОВЕДЕНИЕ, БЕЛОВЕДЕНИЕ (изучение творчества Андрея Белого), ДОСТОЕВИСТИКА: сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.
139) БЕСКОЗЫРКА – морфемно-словообразовательный «взгляд».
140) Погиб – погибЛа. Почему не совпадают формы прош. времени? Исторический комментарий. Не менее 2-х позиций.
141) Напишите по-древнерусски: ВОЖДЬ. Морфонологическая характеристика непроизводной основы.
142) ОБЯЗАТЕЛЬСТВО – ОБЛАКО: что общего у этих слов с с точки зрения морфонологии?
143) Дайте этимоним к слову: НАЧАЛО.
144) СВИДЕТЕЛЬ: морфемика и словообразование.
145) ОСТОЛОП: этимологическ., морфемный и словообр. анализ.
146) ГОРОЖАНИН –ГРАЖДАНИН: сравнительная морфемика.
147) КОРИЧНЕВЫЙ: морфемика, словообразование, этимология.
148) ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ иНАБЛЮДАТЕЛЬ: сравнит. морфемика и словообр.
149) МЫСЛИТЬ – МЫШЛЕНИЕ, ДЫШАТЬ – ДЫХАНИЕ? Системно-словообразовательная характеристика.
150) ЗВАТЬ – ЗОВУ – СОЗЫВАТЬ: лингвистический комментарий ряда.
151) ГОРЕТЬ:этимонимы.
152) Определите происхождение гласного в корне слова: пЕть.
153) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Что
154) Происхождение выделенной буквы (звука): саЖа.
155) Объясните наличие выделенного звука (буквы): к Нему, около Него.
156) ЧАДИТЬ и КАДИТЬ? Докажите, что это слова однокоренные?
157) НАЧАТЬ – начНу: что такое Н?
158) ДЕТИ – тип основы. Этимонимы.
159) Дайте этимоним к словам: печаль.
160) ПЛЕЛА (венок) – ЗАПЛЕТАЛА (косу): сравнительная морфемика.
161) ТАКСИСТ – ХОККЕИСТ: сравнительный морфемно-словообр. комментарий.
162) Происхождение выделенного согласного звука (буквы): влаЖный.
163) Как соотносятся в истории русского языка выделенные буквы (звуки): просвеЩение – свеЧение.
164) «Для Него» и «с Ним»: Объясните выделенную букву (звук) Н.
165) Что объединяет в фонетическом и словообразовательном отношении слова НОЖ и КОЖА?
166) ПЫЛИНКА, ПУШИНКА, ТРОПИНКА, КРУПИНКА, РОДИНКА:сравнительная морфемика и словообразование.
167) Способ словообразования: ЗЛОЙ-ПРЕЗЛОЙ.
168) НОС и ЛОБ – как соотносятся у этих слов «о» в корне?
169) Докажите, что ЛОБ и УЛЫБКА однокоренные слова-этимонимы. Используйте знание элементарный (!) фонетических законов.
170) Напишите по-древнерусски:ВОЛК, ВОЛКИ, ВОЛЧИЙ.
171) Почему мы пишем: СДАТЬ (глагол), но ЗДАНИЕ (дом)?
172) Дайте этимоним к слову: КОНЕЦ.
173) Я СИДЕЛ – Я СЕЛ. Морфемный комментарий.
174) Определите происхождение гласного в корне слова: ЖАТЬ(руку).
175) Происхождение выделенного согласного звука (буквы): купЛю.
176) Как соотносятся выделенные буквы (звуки) в словах «восклиКнуть» - «восклиЦать» - «клиЧ».
177) ТОМСКИЙ(от Томск): морфемика и словообразование.
178) НЕБО: где и почему в этом слове «нарушен» один из важнейших историко-фонетических законов русского языка?
179) ОБОНЯНИЕ – ОБАЯНИЕ: сравнительная морфемика и этимология.
180) КОЛПАК – ПРОСТАК: сравнительная морфемика.
181) РЕБЁНОК – РЕБЯТА, *РЕБЯТЕНОК, *РЕБЁНКИ (простор.) – объясните словообр. вариантность.
182) ГОРОШИНКА – СЛАБИНКА – БЕЗУМИНКА – СНЕЖИНКА – ПЫЛИНКА – ЧУДЕСИНКА:морфемика, словообразование, морфология.
183) ГИТАРИСТ, ПИАНИСТ, САДИСТ, АРТИЛЛЕРИСТ, ПУШКАРЬ - РЫБАРЬ - ШАХМАТИСТ, ШАШИСТ: сравнительный словообразовательный анализ).
184) Напишите по-старославянски: НАЧАЛО. Этимонимы.
185) ГОРОД: этимонимы.
186) Определите происхождение гласных в слове: КУСОК.
187) ПОБЕДА – морфемика, словообразование, этимология.
188) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): лоЖь.
189) ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ (на корабле, вахтенный матрос) – способ словообразования. Не менее двух позиций.
190) ОБЕЗЛЮДЕТЬ: морфемика, словообразование, морфология.
191) СОТРУДНИК и РАБОТНИК: как образованы эти слова?
192) АМЕРИКАНКА: морфемное членение.
193) ЖАДНЫЙ, БЕДНЫЙ, ЩЕДРЫЙ, РОБКИЙ – сравнит. словообр.
194) ПОЛТОРА и ОБЛАКО: что «сближает» эти слова?
195) ПЕВЕЦ: важнейшие историко-фонетические позиции в этом слове. Не менее двух.
196) ПАЛЬЧИКи КОНЧИК, БЕСПАЛЫЙ и БЕСКОНЕЧНЫЙ. Морфемика и словообразование этих слов.
197) Дайте этимонимы к словам: ОБЛАКО и ТУЧА.
198) ПАМЯТНИК: непроизводная основа. Этимонимы.
199) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): Где.
200) ТА, ТО, ТОТ: сравн. историко-словообр. комментарий.
201) СмеХ» - «смеШной»: историко-фонетическое явление.
202) МЛЕКОПИТАЮЩИЕ: морфемно-словообр. анализ.
203) БЕСТОЛОЧЬ, СВОЛОЧЬ, ШВАЛЬ: лингв. комментарий. Этимология.
204) ЛОВЕЦ – МОЛОДЕЦ: общее и различное (морфемно-словообр. аспект).
205) ИЗЮМИНКА – КАРТОФЕЛИНКА – ДУБИНКА: срвн.словообразование.
206) ЦИТИРОВАТЬ и ЖОНГЛИРОВАТЬ: тип, модель, категория.
207) ВЗЯТЬ: корень (непроизводная основа).
208) ВЫНУТЬ: где корень?
209) ПОНИЗИТЬ: главная морфемно-словообр. особенность.
210) ЧЕПЕЦ и ЛАРЕЦ – сранительный морфемно-словообр. комментарий.
211) ОБЛАСТЬ: морфемика, словообраз., этимология.
212) Объясните происхождение выделенного согласного звука (буквы): волЧица.
213) РАСТВОРИТЬ, ПРИТВОРИТЬ, ОТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ, ТВОРОГ – в чем морфемный «парадокс» этих слов?
214) ДОБРЕЙШИЙ, УМНЕЙШИЙ… - грамматика этих слов.
215) ПОДОПЛЁКА – исторический комментарий. Этимонимы.
216) КапЛя- объясните выделенную букву (звук).
217) Почему пшеницу ЖНУТ, а руку ЖМУТ?
218) ПОДСУДИМЫЙ и ПОДСУДНЫЙ: дериваторы.
219) ПЕТЕРБУРЖЕЦ – КУРЯНИН – БЕЛГОРОДЕЦ – ОРЛОВЕЦ - ПАРИЖАНИН – сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.
220) ВТРИДОРОГА – способ словообразования, дериваторы, морфемное членение.
221) БЕРУШИ (средство от шума) – способ словообр., дериваторы, формант.
222) ОСКУДОДУШЕТЬ (В. Астафьев): формант и дериваторы.
223) ВОЛЕИЗЪЯВЛЯТЬСЯ: формант и дериваторы.
224) РАЗБАЗАРИТЬ: словообразовательный комментарий.
225) КУРИТЬ – ПЕРЕКУР, БОЛТАТЬ – *ПЕРЕБОЛТ. Сравнительный грамматический комментарий.
226) КИС-КИС – способ словообразования.
227) КОТ – КОШКА, КОЗЕЛ – КОЗА. Системно-словообразовательная характеристика.
228) СМЕШИНКА– СЛИВИНКА: сравн. словообр. структура.
229) НИЗКОПРОБНЫЙ (вкус) – способ словообразования.
230) ЗАМНАЧАЛЬНИКА, ЗАВКАФЕДРОЙ, ЗАМДЕКАНА – в чем грамматический «парадокс» этих слов?
231) РыбА – рабА: краткая сравнительная характеристика морфем у этих слов.
232) СВИДЕТЕЛЬ: этимология и морфемно-словообр. комментарий.
233) ЧЕТЫРЕЖДЫ: морфемика, словообразование, морфология.
234) ЧЕТЫРЕХЭТАЖНЫЙ: морфемика.
235) Характеристика флексии у слова ПОЛЧАСА.
236) Определите формант у деривата НАВЕСЕЛЕ.
237) Определите особенности словообразовательной мотивации у слова ДОРОЖНЫЙ (знак) по М. Докулилу.
238) Как деривационно соотносятся слова: СИНЕВАТЫЙ – КРАСНОВАТЫЙ. Не менее двух классификационных позиций.
239) Как образовано имя САША?
240) Словообразовательная мотивация: НАПРЯМИК?
241)Как соотносятся слова ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ иНАБЛЮДАТЕЛЬ?
242) ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ > ЧИТАЛКА. Способ словообразования (не менее двух позиций).
243) СОЛОМИНКА, ПЫЛИНКА: сравнительная словообразовательная структура.
244) Словообразовательное значение у слов БЕЛЕТЬ иЧЕРНЕТЬ.
245) Как деривационно соотносятся две пары слов: ДОБРЫЙ – ДОБРОТА и ВЕСЕЛЫЙ – ВЕСЕЛИЕ? Не менее двух классификационных позиций.
246) ЛУЧШИЙ:морфемика, словообразование, морфология.
247) ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ:морфемика, словообразование, морфология.
248) Способ словообразования: ПОДВОДНИК.
249) КИНО и ПАЛЬТО:сравнительная грамматика.
250) БОЛГАРИН – ТАТАРИН: морфемная и словообразовательная структура.
251) Морфонологический комментарий слова ТРЯПЬЁ.
252) Структурный тип и способ образования выражения: ДОМ-МУЗЕЙ.
253) Словообразовательная мотивация слова ПРЯМИКОМ. Не менее двух позиций.
254) Этимологический (морфемика) комментарий слова ВНУШАТЬ.
255) Кодериваты к слову ДОМ. Не менее трех.
256) Как в морфонологическом отношении соотносятся слова БЕГУН и ПОЛУЧАТЕЛЬ.
257) Каковы морфемные и морфологические особенности слова ВЕРНЕЕ?
258) Тип суффикса у словоформы УЧИЛСЯ.
259) Морфемно-словообразовательный комментарий выделенной буквы у слов: За БИ-Т-ОГО двух НЕБИ-Т-ЫХ дают.
260) КЛЮЧ: этимониы.
261) НАЧАТЬ – НАЧНУ: что такое Н?
262) ПОЛТОРА: грамматика слова.
263) ПУШИНКА – ПЕСЧИНКА – ВОЛОСИНКА – КАРТИНКА - ТРОПИНКА– сравнительный морфемно-словообразовательный анализ.
264) ГОНЕЦ и СЛЕПЕЦ: сравнит. словообразование.
265) ВОЛОС – ВОЛОСЫ – *ВОЛОСЬЯ , КОЛОС – *КОЛОСЫ – КОЛОСЬЯ. Лингвистический комментарий.
266) СКРИПАЧ:морфемно-словообразовательный анализ (главное!).
267) НИКУДЫШНИЙ:словообразование, дериваторы.
268) ЗЛОБОДНЕВНЫЙ:способ словообразования.
269) РОЗОВЫЙ, ЛИЛОВЫЙ, КРАСНЫЙ: морфемика, словообразование, морфология.
270) КОЛОДЕЦ: дайте этимоним (этимонимы) к этому слову; выделите исторический корень; разделите слово на части; определите способ образования.
271) Какое слово является производным, а какое производящим: БЕЖАТЬ-БЕГ, ЗВОНИТЬ - ЗВОН. Определите способ словообразования.
272) СМЕЯТЬСЯ: главная морфемно-словообразовательная особенность этого слова.
273) Словообразовательная цепочка: ТОРЧКОМ.
274) Выделите аффиксальную морфему у слова УДОБНЕЕ. Определите ее значение и тип.
275) ДЕРЕВЯННЫЙ - ДРЕВЕСНЫЙ: ср. морфемика и словообразование.
276) ДРУЗЬЯ – ДРУГИ: грамматический взгляд на словоформы.
277) ЗУБЫ – ЗУБЬЯ: гамматический взгляд на словоформы.
278) Сравнительная грамматика: ПЯТЬ, ОДИН, СЕМЬ, ДВА, ТРИ, ДЕВЯТЬ, СТО, ЧЕТЫРЕ.
279) Он БЫЛО согласился, но потом… Что такое БЫЛО?
280) ШЕСТЬДЕСЯТ: морфемика, словообразование, морфология.
281) ПРЫГ, СКОК… - лингвистический комментарий.
282) ЖИЛИ-БЫЛИ:лингвистический комментарий.
283) Я БЫ пришел…: лингвистический комментарий.
284) ЛИСТ – ЛИСТЬЯ – объясните формы мн. ч.
285) Выйти ЗАМУЖ– надеяться на МУЖА: лингв. коммент.
286) НАБЕЛО, ЗАПРОСТО, ВЧЕРНЕ, ИЗРЕДКА, ЗАСВЕТЛО – объясните конечный гласный звук этих слов.
287) «СВЕРХУ что-то упало», «они ехали ВЕРХОМ», «НАВЕРХУ что-то стукнуло» - сравнительный грамматический комментарий выделенных слов.
288) СТО и ТЫСЯЧА – сравнительный грамматический анализ.
289) ЗУБ:словоизменительный комментарий.
290) ПОЛТОРА:разберите слово по составу.
291) ДВЕСТИ,ноТРИСТАиЧЕТЫРЕСТА. Объясните разницу флексий.
292) В Нем – около Него. Сравнительный анализ выделенного звука (буквы).
293) ОН – ЕГО(а не «оного»). Почему?
294) РЫБАи РАБА:сравнительный морфемный комментарий.
295) ЗДЕСЬ: - ист. комментарий морфемной структуры.
296) ВОСВОЯСИ: – ист. комментарий морфемной структуры.
297) ИШЬ – происхождение междометия.
298) Делает всё ИГРАЮЧИ – истор. комментарий.
299) ЖГУЧИЙ ПЕРЕЦ, ЛЕЖАЧИЙ БОЛЬНОЙ – истор. коммент.
300) Он ехал СТОЯ. Анализ выделенного слова.
301) БОГ ВЕСТЬ – истор. комментарий обоих слов.
302) КНЯЗЬЯ, СТУЛЬЯ, ПОЛЕНЬЯ, ЛИСТЬЯ – происхождение формы.
303) РУКАВА – происхождение формы.
304) БОК-БОКА, но: РУКИ В БОКИ. Прокомментируйте флексии.
305) СИНИЙи ЛИСИЙ: сходство и различие в морфемном составе и словообразовательной структуре.
306) ВПЕРЕДИ – объясните концовку основы слова.
307) Видел ВООЧИЮ, а слышал ….?
308) ОПЁНОК – ОПЯТА, МАСЛЕНОК - МАСЛЯТА: объясните форму мн. числа.
309) ОПЯТА – МЫШАТА – ВОЛЧЕНЯТА – ВОЛЧАТА – ВОЛЧОНКИ- ДЕНЬЖАТА – ДЕНЬЖОНКИ: сравн. анализ форм.
310) Тип словообразовательной мотивации: ПОПУГАЙНИЧАТЬ, БЕЛЬЁ.
311) Определите морфемную и словообразовательную специфику слова РОЗОВАТЫЙ.
312) Как соотносятся слова БАРАНИНА и ИЗЮМИНА; ТАНКИСТ и КАВАЛЕРИСТ?
313) Специфика словообразовательной мотивации у слов ИШАЧИТЬ, ОБЕЗЬЯННИЧАТЬ?
314) На каком основании можно объединить глаголы: ОТЪЕЗДИТЬ, ОТРАБОТАТЬ.
315) Определите грамматические особенности имени прилагательного в словосочетании *САМЫЙ НАИКРАСИВЕЙШИЙ КОСТЮМ(разг).
316) Дайте краткий грамматический комментарий выделенным словам: - Вы МОГЛИ БЫ пойти на это? - НИКОГДА!
317) Жить ПРИПЕВАЮЧИ - *ПРИПЕВАТЬ ("Много ли ты припевал?". Шукшин). Способ словообразования.
318) Словообразовательная мотивация: ГОСПИТАЛИЗИРОВАТЬ?
319) ВОРОНОЙ, ГНЕДОЙ: лексико-грамматический разряд.
320) СЫНОВЬЯ: грамматика словоформы.
321) В чем специфика словообразовательной мотивации слов БЕЛЬЕ, КАШЕВАР?
322) Соотнесите с лексико-грамматическими разрядами существительные НЕФТЬ, МЕЛЮЗГА.
323) «Стремление *УЛЕТУЧИТЬ непрошеного гостя»: способ словообразования.
324) *ПРИХВАТИЗАЦИЯ: словообр. комментарий.
325) КОЗЁЛ и ОСЁЛ: сравнительный морфемно-словообразовательный комментарий.
326) ТРАКТОРИСТ:трислова, относящихся к той же словообразовательной категории.
327) ЛИСТ: главная словоизменительная особенность.
328) На каком основании можно объединить глаголы: ПРИГОВАРИВАТЬ, ПРИЩЕЛКИВАТЬ. Словообразовательный «взгляд».
329) На каком основании можно объединить глаголы: ХАЖИВАТЬ, ГОВАРИВАТЬ.Их словообразовательные форманты.
330) *ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЕ: словообразовательный комментарий.
331) Какую грамматическую особенность можно выделить у слов БЕРЕГА, ГОРОДА?
332) Варианты грамматической интерпретации слова ОДИН? Этимология.
333) На каких основаниях можно объединить слова: ЦАРАПИНА, ОТМЕТИНА, ЗАЗУБРИНА, ПРОБОИНА?
334) ИМЯ – ВРЕМЯ – СЕМЯ – СТРЕМЯ, мн. число род. пад.: ИМЁН, ВРЕМЁН, СЕМЯН, СТРЕМЯН. Объясните концовку мн. ч. род. пад.
335) ВЕЗДЕ и ЗДЕСЬ: сравнительный граммат. комментарий.
336) Дайте грамматический комментарий флексии у слов ПИРОЖКОВАЯи ВОЖАТЫЙ.
337) Морфемные особенности слов: ТРИДЦАТЬ, ОДИННАДЦАТЬ.
338) Дайте грамматический (краткий!) комментарий выделенным словам: И Саша, И Наташа, И мама поедут за город.
339) АВТОБАЗА – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ: что такое О?
340) Обезьяна > *ОБЕЗЬЯН (окказ.): способ словообразования.
341) Бронзовая медаль > *БРОНЗА: способ словообразования.
342) НАСЕКОМОЕ: словообразовательный комментарий.
343) Критиковать очень даже *ЩАДНО: словообр. комментарий.
344) «Жизнь сложится так, как он ее *СЛОЖИТ»: словообр. коммент.
345) "Кругом всевозможная ягода: … ЧЕРНИКА, КОСТЯНИКА и все остальные *"ИКИ" (А. Приставкин): словообр. комментарий.
346) «… он проходит под *"НАДЦАТЫМ" номером»: словообр. коммеент.
347) *СУДЬБОРАЗНОСНЫЙ:словообр. комментарий.
348) *САМОНЕЛЮБИЕ: словообр. комментарий.
349) *НЕОТМИРАСЕВОСЕНЬКА: словообр. комментарий.
350) *ПОФИГИСТ: словообр. комментарий.