Новый роман или антироман
Ален Роб-Грийе(«Соглядатай», «В лабиринте»),
Натали Саррот (Наталья Черняк) –«Тропизмы», «Золотые плоды»,«Книга детства»
Мишель Турнье«Пятница или Тихоокеанский лимб»,«Лесной царь», «Золотая капля», «Зарисовки со спины».
Патрик Модиано «Улицы темных лавок»,
Филлип Суверс «Драма» (худож-я иллюстр-я структуралист-х идей, программный), «Числа», «Законы», «Рай», «Студия».
Мишель Уэльбек «Остаться живым», «Расширение пространства борьбы», «Элементарные частицы», «Платформа», «Возможность острого».
Ален Роб-Грийе - один из основателей этогодвижения. Манифест направления - «За новый роман». Новый роман ничего не выражает, не анализирует, предлагает избавиться от стереотипов мышления. Картина мира безразлична к челу, он сам пытается внести смысл письма – следов-но отсюда выбор объективной техники письма, при котором четко отражены вещи. Детализация вещного мира. Новая концепция личности. Деметафоризация – стиль, из кот-го д.б. исключены метафоры, т.к. они – ср-во установления эмоционального контакта чела с миром. Контакт этот неовзможен.
Ален Роб-Грийе «В лабиринте» - описана некая материальная реальность. Мир вещей создан автором; никакой аллегорической значимости, субъективизм. Гл. герой изможден, блуждает по городу, не знает, зачем он здесь и ск. времени. События в виде статичных сцен. Смерть героя завершает роман. В коробке вещи умершего товарища гл. героя. Реальность иллюзорна. Мир лишен определенного времени и пространства. Нет активно действующих лиц. Принцип «замедленной съемки», активностью наделяется только камера. Происходящее – не обязательно происходит здесь и сейчас. Литер манера приобретает самоценность. Размышления атвора о структуре текста. В качестве гл темы – вопросы худож восприятия.
Натали Саррот. Сб. «Тропизмы» (движения души скоротечны, их нельзя облечь словом) - предтеча нового романа. Термин «тропизм» - реакция организма на внешние раздражители. Это чувство чела, кот-е он не облекает в слова или то, что предшествует чувствам. Прием монтажа отрывочных случайных фраз.
Теор. работа «Эра подозрений» - автор пыт-ся док-ть, что классич реализм устарел. Это дань инерции. Д.б. открыта подсознат-я жизнь чела. Книга стала манифестом нового романа.
Мишель Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб»- тяготение к условным формам, притчеобразности, мифу. Архетипы отражают не только коллективн бессознат-е, но и влияют на наших современников. Закостеневшие мифы портят жизнь. Заимствует творческие принципы, переосмысливает историю Даниэля Дефо. Прославляет разум. Прославляет духовное развитие (становление Пятницы). Есть цивилизация, с кот-й стоит познакомиться и чему-то научиться. Новый действ лицо - Пятница. Со временем герои меняются местами, и уже Пятница учит Робинзона радоваться жизни (можно ничего не дел, лежать в гамаке, еда итак есть на о-ве). Герой строит не жилище, а корабль. Он также проходит через все этапы становления цивилизации. Порядок, который выстраивает Робинзон Крузо на о-ве, граничит с абсурдом. Он создает Палату мер и весов, Дворец Правосудия, храм, правый придел которого отведен для гипотетических женщин; пишет Уголовный кодекс и Хартию острова, в которой назначает самого себя его губернатором, имеющим право наказывать своих подданных. На острове только он и выполняет все роли – он то губернатор, то пастор. Пятница соблюдает правила, но внутренне он свободен (сажает цветы корнями вверх на своей части о-ва, Робизон понимает, что нет смысла естеств-й порядок заменять искусств-м ). Объявляет воскресенье выходным днем. Цивилизации Робинзона не хватает свободы, игры, спонтанности. Робинзон хочет остаться на о-ве, Пятница бежит на корабль, т.к. ему могут быть полезны достижения цивилизации. Перекличка с идеями просветителей (Руссо естеств чел, дей-е в 18 веке). Робинзон встречает Юнгу с корабля и называет его Четвергом (это выходной во фр школах, символический отказ от работы).
7. "Литературный экзистенциализм". Концепция человека у Ж.-П.Сартра. Анализ прочитанного произведения.
«Литературный экзистенциализм» –перевод философских понятий на язык художественной литературы.
Жан Поль Сартр - повесть «Слова», роман «Тошнота», «За запертой дверью».
Задумался над разрешением проблемы свободы и необходимости. Говорил об абсурдности бытия. Мир – это хаос + случайности. Человек рождается, когда осознает себя как мыслящее существо. В этом он противопоставляется природе и обществу (ему мыслящие личности не нужны. Нужно послушание. Бунт карается.)
Феномен «тошноты» - то чувство, которое испытывает человек, когда бытия обнаруживает себя в сознании. Это отторжение рождающегося сознания от инертной материи.
Проблема свободы выбора. Выбор как долг человека.
Метафизическая тоска – способ переживания мира.
Роман «Тошнота»:гл. герой (Антуан Рокантен) хочет написать книгу, тем самым убежать от мира, не ощущать себя вещью. Общество в состоянии войны. Ограничивает свободу друг друга. История как палач.
Мироощущение Рокантена. Он испытывает чувство тошноты - это одиночество героя, недоволен собой, сомнениями по поводу своей книги о маркизе. Ог пытается понять смысл бытия, найти себя – проблема выбора кем быть, стать в этой жизни. Вообще человек в сложных ситуациях да по жизни в общем стоит пред выбором. Выбор определит судьбу. Но это невозможно. Растет чувство неприязни к своей жизни. Ощущение тошноты усиливается.
Чувство безразличия ко всему пугает его.
Пытается писать книгу, чтобы отвлечься от своих ощущений, спастись от повседневности.. Но он осознает себя лишним. В итоге понимает всю абсурдность бытия. Отвращение к абсурдному миру. Свобода признать абсурдность бытия.
По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена.в искусстве видит смысл своего существования. Искусством пытается оправдать свое сущ-е.
8. Мысли об абсурде бытия в эссеистике и прозе А.Камю. Выражение экзистенциальной концепции в повести «Посторонний».
Альбер Камю – повесть «Посторонний», роман «Чума».
Сб. новелл «Бракосочетания». Человек и природа. Природа равнодушна к человеку, но бывает и единение с ней. Мгновения счастья. Природа может сделать человека счастливым в отличие от общества.
Мысли об абсурде, одиночестве, неизбежности смерти. Эссе «Миф о Сизифе» В мире нет разумности, веры и надежды на будущее. Но у человека, пытающегося найти смысл жизни, есть выбор — либо добровольно уйти из этого мира, либо бросить вызов бессмысленности и абсурду.
Камень Сизифа – средство преодоления абсурда. Мир не наделен разумом. Происходит столкновение с желанием ясности в этом абсурд. Абсурд влечет за собой бунт. Осознание человеком своего дела дает ему ясность. В абсурдном мире человек все равно может сделать выбор и это делает его человеком. Надежда на то и дана человеку – он может выстоять. Выбор – начальная точка в поиске истинных ценностей.
Эссе «Бунтующий человек» - бунт как нечто органичное для чела. Метафизический бунт – может обернуться убийством. Бунт в истории – революции, убийства. Бунт в чистом виде – бунт, представляющий удел человека и стремление быть собой. Художник= Сизиф. (боги в наказание заставили Сизифа поднимать огромный камень на гору, который все время скатывался). Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте.
Повесть «Посторонний» - Мерсо – антигерой. Нет его портрета, известно, что учился в универе. Он не без способностей, т.к. начальник предлагает повышение по службе. Он – чел не семейный. Подруга Мари. Не говорится о любви. Мерсо приговорили к смерти не из-за убийства, а за неподчинение. Сопротивление машине лжи делает его человеком. Мерсо – посторонний в этом кругу людей. Столкновение с судебным аппаратом. Мерсо отказывается лгать. Общество оказывается под угрозой. Общество искусственно. Это подчеркивается, когда узнав о смерти матери Мерсо отпрашивается у начальника. А тот не соболезнует т.к. не видит Мерсо в траурной одежде. Мерсо убивает чела. От него ждут покаяния, пытаются понять мотивы. Ищут их в биографии. Мерсо равнодушен к ценностям общества. Он смотрит на происходящее и на себя со стороны.
Он не приемлет игры по правилам.
9. Проблематика и художественное своеобразие романа А.Камю «Чума».
Роман «Чума» - Нужно разрушить респектабельность общественных установлений. Чума – борьба против фашизма + символическое трактование – «Чума» как притча о бытие человека. Чума – аллегорический образ фашизма, войны, оккупации. Манера повествования близка к хронике, к документальному рассказу. В центре – судьба, трагедия общества. Встреча человека с неким абсолютным злом. Картина провинциального городка Орана. Основы жестокого распорядка – как в концлагере, который воцарится, когда придет чума. Главный герой – врач Бернар Риэ.Он в пограничной ситуации осуществляет свой выбор. Он верен себе, сохраняет человеческое достоинство. В экстремальных условиях лечит людей. Он - рассказчик истории. Чума показана как бедствие изнутри. Люди поначалу не понимают, что произошло. Мошенник радуется, что во время чумы государству не до него. Другой старичок грустит, что нет больше кошек, чтобы плевать на них. Город объявлен закрытым. Чума не устранима. Это экзистенциальное представление о зле.Журналист правит фразу в рассказе. Ее он противопоставляет абсурду мира.
Проблема выбора – журналист Рамбер все хотел уехать из зачумленного города, но смирился, остался.
Болезнь неизлечима – тщетность борьбы с ней. Абсурдность борьбы. Она ушла, чтобы вернуться.
10. Проблематика и поэтика французского «театра абсурда». Творчество С.Беккета и Э.Ионеско. Анализ одной из прочитанных пьес.