Билет 14. Политическая лирика Пушкина
После окончания лицея в 1817 году Пушкин поступил на службу в Петербурге – в Коллегию иностранных дел. Вел светскую жизнь. Одновременно продолжалось его сближение с оппозиционно настроенными кругами: К. Ф. Рылеевым, Н. И. Тургеневым и другими участниками тайных политических обществ. Дружеские узы связывали поэта с П. Я. Чаадаевым, известным вольнодумцем, с которым поэт познакомился, когда еще учился в лицее.
В первый петербургский период литературная деятельность Пушкина была очень интенсивна. Он активно посещал литературное общество «Арзамас», стал завсегдатаем литературных салонов.
В Петербурге Пушкин пишет наиболее известные свои вольнолюбивые стихи. Это ода «Вольность» (1817), послание «К Чаадаеву»(1818), стихотворение (элегия) «Деревня» (1819). (В этот же период написана поэма «Руслан и Людмила» (1820))
«Вольность». Поэт обращается к жанру оды, одному из основных в поэзии классицизма, с целью придать стихотворению высокое звучание. Доминирующие мотивы произведения – свобода, протест против тирании, гражданское назначение поэта.
В начале стихотворения поэт изгоняет «Цитеры слабую царицу», то есть Венеру, богиню любви, и призывает «свободы гордую певицу»:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Таким образом, истинное призвание поэта – быть певцом свободы. Пушкин открыто выступает против деспотизма, побуждает «падших рабов» набраться мужества:
Питомцы ветреной судьбы,
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Основной текст стихотворения содержит экскурс в западноевропейскую и русскую историю конца XVIII – начала XIX века. Здесь упоминаются и «возвышенный галл» – по-видимому, французский поэт Андре Шенье, ставший жертвой революционного террора, и Людовик XVI, казненный якобинцами, и «самовластительный злодей» (по одной из версий – Наполеон), и «увенчанный злодей» (Павел I), убитый в 1801 году в России во время дворцового переворота. Пушкин убежден, что основная причина революционных потрясений, цареубийств и других бедствий коренится как в деспотизме правителей, так и в необузданном своеволии народа. Лишь следование Закону (одна из ключевых идей Просвещения!) может принести обществу мир и благоденствие. В конце стихотворения поэт обращается к царям:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Жанр оды требовал высокого стиля. В стихотворении много примеров гражданской лексики («вольность», «тираны»), в частности славянизмов («внемлите», «восстаньте», «глава», «врата»).
Послание «К Чаадаеву» по традиции датируется 1818 годом. До нас не дошел автограф произведения, но оно известно в многочисленных списках.
Адресат стихотворения – Петр Яковлевич Чаадаев, гвардейский офицер, участник войны 1812 года, известный своим вольномыслием. Он был для юного Пушкина образцом приверженности высоким гражданским идеалам.
«К Чаадаеву» обычно характеризуют как произведение гражданского романтизма. Романтический идеал связан здесь с утверждением таких высоких духовных ценностей, как свобода и любовь к отчизне.
Мотив «вольнолюбивой дружбы» (определение Б. В. Томашевского) – главный в этом произведении. Традиционный жанр дружеского послания наполняется здесь новым, общественным содержанием. Чувство преданности другу неотделимо от желания служить отечеству, протеста против самовластья. Все эти мотивы ярко звучат в пушкинском стихотворении. Поэт обращается к Чаадаеву:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Гражданский пафос стихотворения подчеркивается словами высокого стиля: «отчизна», «внемлем», «призыванье», «вольность святая», «упованье».
Стихотворение «Деревня» написано в 1819 году. Оно сочетает особенности двух жанров – элегии и сатиры: первая часть произведения элегическая, вторая – сатирическая.
Произведение Пушкина построено на антитезе.
В первой части «Деревни» автор рисует идиллическую картину природы, которая рождает в его душе творческое вдохновение:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Жизнь в единении с природой противопоставлена светской жизни; поэт «променял порочный двор цирцей» «на мирный шум дубров, на тишину полей».
Пейзаж в «Деревне», сохраняющий некоторые условные очертания, что было свойственно поэзии классицизма, приобретает и некоторые реалистические черты. Поэт рисует картины Михайловского, где ему довелось побывать уже в 1819 году:
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты,
Везде следы довольства и труда...
Переход ко второй части произведения отмечен словами: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает». Стихотворение приобретает гневно-риторический тон. Основной мотив произведения – протест против крепостного рабства – выражен словами:
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
В «Деревне» звучит также мотив высокого гражданского назначения поэта:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Отметим, что в первый петербургский период творчества Пушкину были свойственны просветительские иллюзии в отношении быстрого падения рабства и установления политической свободы в России. Не случайно в конце стихотворения поэт выражает надежду на освобождение народа по воле просвещенного монарха:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Гражданский пафос «Деревни» подчеркнут словами и выражениями высокого стиля: «Рабство тощее влачится по браздам», «витийства грозный дар», «Рабство, падшее по манию царя».
Слова Москвина: «От вольности раба к свободе человека»
Билет 15. «Евгений Онегин»
История созданияПушкин начал писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году в Кишиневе, в период южной ссылки. Работа над произведением была в основном закончена в 1830 году в Болдине. В 1831 году в роман было включено письмо Онегина к Татьяне. В последующие годы в текст «Евгения Онегина» вносились некоторые изменения и дополнения.
Первоначально у Пушкина не было четкого плана романа. В 1830 году, готовя публикацию полного текста произведения, поэт набросал общий план издания. Предполагалось опубликовать девять глав. Однако восьмая глава, где рассказывалось о странствиях Онегина, была значительно сокращена и в окончательный текст романа не вошла (отрывки из нее публиковались отдельно, в авторских примечаниях к рома-ну). В результате девятая глава оказалась на месте восьмой. Таким образом, в окончательном тексте романа восемь глав.
Кроме того, существует гипотеза, что Пушкин написал десятую главу, где он рассказал о тайных обществах декабристов. Рукопись десятой главы поэт сжег в 1830 году в Болдине. До нас дошли отдельные ее фрагменты. До сих пор ученые спорят о том, существовала ли десятая глава как таковая. Не исключено, что мы имеем дело с разрозненными фрагментами чернового текста произведения, не составлявшими отдельную главу.
Время действия.Пушкин писал: «В нашем романе время расчислено по календарю». По предположению Ю. М. Лотмана, начало событий (Онегин едет в деревню к больному дяде) приходится на лето 1820 года. В первой главе описана петербургская зима 1819–1820 годов. Многие исследователи полагают, что действие романа завершается весной 1825 года. Впрочем, существует гипотеза, что в последней главе рассказывается о последекабрьской эпохе.
Тематика.Основная тема «Евгения Онегина» – жизнь русского дворянства в начале 1820-х годов.
Кроме того, Пушкин воссоздал в своем произведении самые различные стороны жизни России того времени. Так, он отразил жизнь не только дворянства, но и других сословий, в первую очередь крестьянства. В романе широко представлена русская и западноевропейская литература и культура.
Кроме того, в своем произведении Пушкин показал природу России, картины русского быта. Вот почему В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
Проблематика.Центральная проблема романа – это проблема героя времени. Она связана преимущественно с образом Онегина, а также с образами Ленского и самого автора.
Эта проблема соотносится с другой – личности и общества. В чем причина одиночества Онегина в обществе? В чем причина душевной опустошенности пушкинского героя: в несовершенстве окружающего общества или в нем самом?
В качестве важнейшей в романе назовем проблему русского национального характера. Она осмысляется автором прежде всего в связи с образом Татьяны (яркий пример русского национального характера), но также и в связи с образами Онегина и Ленского (герои, оторванные от национальных корней).
В романе ставится ряд нравственно-философских проблем. Это смысл жизни, свобода и счастье, честь и долг. Важнейшая философская проблема произведения – человек и природа.
Кроме того, поэт ставит в романе и эстетические проблемы: жизнь и поэзия, автор и герой, свобода творчества и литературные традиции.
Идейная направленность.В «Евгении Онегине» нашла отражение духовная эволюция Пушкина: кризис просветительских идей (период южной ссылки); осознание ценностей народной жизни (время ссылки в Михайловское); сомнения и душевные муки, борьба между верой и безверием (период скитаний). Гуманистические идеалы – свобода личности, «внутренняя красота человека» (Белинский), неприятие жестокости и эгоизма – остаются для поэта главными во все периоды создания романа. Одновременно поэт утверждает духовные ценности, связанные с национальными корнями. Это близость человека к природе, следование народным традициям, а также такие христианские добродетели, как самоотверженность, верность супружескому долгу. Эти качества свойственны прежде всего Татьяне.
Пушкин-поэт утверждает в своем романе творческое отношение к жизни.
Одновременно пушкинский роман отмечен и сатирическим пафосом: поэт обличает консервативное дворянское общество, царящие в нем крепостнические устои, пошлость, духовную пустоту.
Жанровое своеобразие. Как известно, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. (В эпопее, в отличие от романа, на первом плане судьба целого народа.)
Своеобразие жанра «Евгения Онегина» состоит в том, что это не просто роман, а роман в стихах. Жанровое определение произведению дал сам Пушкин в письме к князю П. А. Вяземскому от 4 ноября 1823 года: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
Особенности жанра пушкинского творения одним из первых охарактеризовал Белинский. Критик отметил в качестве величайшей заслуги Пушкина создание романа в стихах в то время, когда в русской литературе не было еще значительных романов в прозе.
Кроме того, Белинский сравнивает «Евгения Онегина» с поэмами Байрона, выявляя как родственные черты произведений двух авторов, так и принципиальное новаторство Пушкина.
Белинский отмечает некоторые традиции Байрона в пушкинском романе. Это стихотворная форма, непринужденная манера рассказа, «смесь прозы и поэзии», то есть сочетание бытовых, прозаических явлений и высоких предметов, отступления, «присутствие лица поэта в созданном им произведении».
Одновременно Белинский отмечает новаторство Пушкина, которое критик видит в следующем. Во-первых, это национальная самобытность пушкинского произведения. Байрон, по словам Белинского, «писал о Европе для Европы... Пушкин писал о России для России». Во-вторых, это «верность действительности» Пушкина – поэта-реалиста – в противоположность «субъективному духу» Байрона – поэта-романтика.
Наконец, пушкинский роман отличает свободная форма. Об этой особенности своего произведения автор говорит в посвящении П. А. Плетневу: «Прими собранье пестрых глав…» В конце «Евгения Онегина» поэт упоминает «даль свободного романа». Такую форму роману придает неповторимый голос автора, внутренний мир которого находит в произведении свободное, непосредственное выражение. Авторские отступления, написанные в легкой, непринужденной манере, сочетаются со строгой симметрией в расстановке центральных персо-нажей и «зеркальностью» сюжетного построения.
Композиция: общее построение произведения.Итак, окончательный текст «Евгения Онегина» состоит из восьми глав. Произведению предшествует стихотворное посвящение П. А. Плетневу. Кроме того, как уже говорилось, Пушкин написал при-мечания к роману, в конце которых поместил «Отрывки из Путешествия Онегина».
Сюжет «Евгения Онегина» отличает «зеркальность», систему персонажей – симметрия.
Первую и вторую главы можно рассматривать в качестве экспозиции к основному действию произведения. В первой главе Пушкин знакомит читателя с главным героем – Евгением Онегиным, рассказывает о его воспитании и жизни в Петербурге. Во второй главе повествование переносится в деревню. Здесь происходит знакомство читателя с другими героями – Ленским, Ольгой и Татьяной.
Третья глава содержит завязку любовной интриги: Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо. Письмо Татьяны к Онегину – композиционный центр третьей главы. Четвертая глава, начинающаяся авторским отступлением о любви к женщине и сценой отповеди Онегина, содержит рассказ о страданиях Татьяны от неразделен-ной любви и об идиллических отношениях Ленского и Ольги. В пятой главе рассказывается о святочных гаданиях, о сне Татьяны, об ее именинах, о негодовании Ленского, вызванного поведением Онегина в отношении Ольги.
Шестая глава содержит кульминацию в развитии сюжета – рассказ о дуэли Онегина и Ленского. Среди важнейших событий седьмой главы отметим приезд Татьяны в Москву. Восьмая глава содержит сюжетную развязку. Здесь герои, в соответствии с принципом «зеркальности», «меняются местами»: теперь уже Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо и также получает отповедь, после чего автор оставляет своего героя «в минуту, злую для него».
Важную композиционную роль в «Евгении Онегине» играет пейзаж. Описания природы помогают автору организовать художественное время романа, «расчислить» его по календарю.
В композиции «Евгения Онегина» особое место занимают авторские отступления. Благодаря им в читательском восприятии складывается целостный образ автора.
Особенности поэтики.Онегинская строфа – изобретение Пушкина. Состав:
1 катрен (перекрестная рифма) – абаб, 2 катрен (смежная рифма) – ввгг, 3 катрен (опоясывающая рифма) – деед, замок – жж.14 строк четырёхстопного ямба.Википедия: В основу строфы был положен сонет. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» сонета — принцип упорядоченности рифмовки. Объяснение Москвина.
Онег. строфа построена по принципу «нарастание – резкий спад» (как это правильно читать, не понимаю). Как «вдох – выдох».
16. Герои и круг и идей в романе «Евгений Онегин»
Потребность написать ЕО возникла у Пушкина в 1819 году, если не раньше. Жизнь и поэзия одно, «Вольность», «К Чаадаеву» - для него дело жизни. Думает, что людей можно изменить. Потом пишет Узника. Сеятелям — цитата из Матфея. Невозможность сделать, сказать — это кризис. Размах кризиса говорит о том, что Онегин, вернувшись к ситуации 10х годов, через 1 главу, через душевное обретение личности Онегина должны показать развитие России. От начала века к 1825 году.
1810е время воодушевления и подъема. Те годы, которые Гибоедов переживал лично, то Пушкин пережил это в образе Онегина (в 1й главе). С 1812 года для Грибоедова это годы живой жизни — воспоминания глубже, чем у мальчика, который учился в лицее (он учился с 11 по 17й год там). Годы, описанные в Онегине — не прожитые Пушкиным лично. Горе от ума написано на живых, юношеских впечатлениях, а ЕО — более зрелое переосмысление, период осмысления случившегося.
В литературном отношении важно, что начало 20х годов знаменует потребность создания эпической картины нашей жизни— эпоса который сначала проявляется в эпических жанрах — повесть, рассказ, а с 20х — первый русский роман.
3 ведущие темы ЕО: 1) героя времени; 2) любовь; 3) России — национальная. В них вложено всё. В чем здесь русская хандра по отношению к трем ведущим темам? Объединяет, пронизывает все эти три темы. Тема русской хандры шампур по отношению к трем главным темам, сквозная. Русская хандра — состояние неравнодушия. Завязка в 1й главе, кульминация — убийство Ленского.. Развязка в 8-й главе.
Я, любовь, общая жизнь, в которой я нахожусь (цитата из лекции, я сама не пойму в чем тут дело). Поэтому роман ЕО надо рассматривать как откровение стабильности в русском обществе, которое начинает формироваться, стабильность пустила корни. Востребованность в герое времени, в теме любви к женщине возникает только и всегда развивается в период стабильности жизни.
Почему так важна русская хандра? Неуклонный процесс развития сплина, получающий в разных нациях свое преломление, выражение. Хандра отличается от сплина тем, чем отличается наша русская русалка от немецкой ундины. Наша русалка — злая, пытается увлечь в свой мир. Ундина осмысляется как игривая, подобная человеку. Наша хандра — разъедает человека изнутри, она его уничтожает. Поэтому в 1й главе есть важные слова: он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел.
Хандру надо осмыслять в трех аспектах: индивидуальном, социальном, национальном. Национальная вещь настолько глубока, что эпиграф в 6й главе: “Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать” — суть завоевания, суть недуга, который охватил нацию. Невовлеченность в жизнь — наша особенность, отсутствие восторга от жизни, энтузиазма к ней, желания, «не больно», но ведь Ленскому больно умирать, Онегин опаздывает на дуэль — дело не столь важное. Дело в преодолении в нашей душе, жизнеспособности, той омертвляющей нашу жизнь хандры. Эта совокупность тем может быть развита только в эпическом произведении. Пушкин — мистик высокого плана, он философ-мистик, понимает глубину жизни, её основание. Самое главное в изображении человека, человеческой жизни — изображение души, её жизни — центральная тема, дух Онегина.
Начало 70х годов — охотно стрелялись. Начиная с Вертера, Фауста, Шиллера — тянется в 19 век, герой времени развивается, появление личности, переживание судьбы личности. Вопрос экзистенции, существования человека — вот откуда подготовка героя времени. Лермонтовский Герой нашего времени, Байроновские «Дон Жуан», «Паломничество Чайльд Гарольда» и т д — источников для Онегина много. Предшествующая литра очень важна, изобразить внутреннюю жизнь невозможно на основании одного произведении. Это было про героя времени.
Тема любви. Рубеж 18 и 19х веков — появление любви как явления позиционистского, социального, культурного, исторического. Когда появился человек, тогда появилась так называемая любовь. Лермонтов много влюблялся. В 16 лет написал «1831 июля 11 дня» - все описание романтической эпохи, психологической, культурной (Москвин говорил выучить). Есть одна октава, которая начинается «Я не могу любовь определить». Ему в 16 лет надо определить любовь, понять что это такое, любовь в начале 19 века нуждается не просто в понимании, а определении, то есть «о чем мы говорим», Пушкин нашел, а Лермонтов — другими средствами. 2 вопроса волнуют: 1) девичья любовьв ЕО, 2) сохранение любви, ситуация двух встреч лежит в основе Онегина. Пушкин осознал и понял свой роман. Сюжетно и обстоятельственно эти две встречи могут быть интерпретированы как девичья любовь — девушка наделяет любовью... Бурным цветом эта тема развивается в 19 веке. Пушкин разыскивает важнейшие признаки любви, определяет свою концепцию любви в ЕО, в сюжетном тематическом, идейном отношении они вычленяются.
Хандра: «Тянулись дни мои без божества, без вдохновения, без слез, без жизни, и без любви». Слезы это восторг нашего существования, сначала исчезают слезы и появляются потом.
Пушкинская концепция любви:
1-й признак: любовь бывает только с первого взгляда. Пушкин старается это доказать. «Вошел и вмиг узнал». Мы не влюбляемся, мы узнаем любовь.
2-й признак: любовь бывает только взаимной
3-й: любовь бывает только единственно.
Именно эти три признака сошлись в любви Евгения и Татьяны, именно они составляют его художественную концепцию.
«Она была девушка, она была влюблена» («Elle était fille, elle était amoureuse». Malfilâtre – строки из поэмы «Нарцисс или Остров Венеры» Мальфилатра Шарля Луи Кленшана (1733-1767) — эпиграф 3-й главе. В ней — Ленский поехал к Ольге, Онегину уже надоело сидеть в деревне, хочет увидеть невесту Ленского. Они уехали - оборвана строфа. «Послушаем украдкой героев наших разговор». Онегину - 26, Ленскому — 18. Ленскому не очень удобно, «ну что Онегин ты зеваешь». Ленский: «ну скучаешь ты как-то больше». Онгеин взбесился. Наговорил много всего, но стало неудобно — «Ларина проста и очень милая старушка...боюсь, чтобы брусничная вода мне не наделала вреда» — зигзаги. Нормальное ли это поведение для опытного светского человека наброситься на молодого друга? Потом «скажи, которая Татьяна» - будто не запоминает. Пушкин не показывает их первую встречу, а Ленский может — вошла, села у окна, бросила взгляд на Онегина. Вот почему опущены стихи первой строфы, там произошло то, что нельзя показывать, таинство, которое нельзя изобразить — рождение любви. Взрыв восторга: «неужто ты влюблен в меньшую?» = ну и дурааак... ЕО: «я выбрал бы другую, когда б я был как ты, поэт». Когда замещаем себя на месте другого — рождение конфликта, один должен будет вытеснить другого. Онегин не едет спокойным. «Какие глупые дома. Какая глупая луна на этом глупом небосклоне» - так говорят тинейджеры а не 26летние люди. Онегин тронут с места. Мы не знаем, появилась ли любовь, но его душа неспокойна. Он обречен на любовь к Татьяне с первой встречи, ей просто нужно пройти свой путь. Поэтому то, что дальше делает Пушкин — все отношения построены на диалоге — вопрос-ответ, ни один вопрос не остается без ответа. Отношения развиваются волнами — взаимность, о которой говорит Пушкин, любовь может быть только взаимной.
Письмо Татьяны: она должна сказать, что с ней происходит, должна написать, потому что она любит. На не может написать письмо с бухты-барахты. Она вдохновлена любовью, всем миром, природой. В романтической традиции большую роль играет луна, но начинает играть привычную, банальную роль. Что делает Пущкин — вовлекает всю природу в любовь. Пушкин не придумал письмо из головы, а переводит разных писателей. Куда идет Луна, туда смотрит и Татьяна, соловей... Разговаривает с няней, заканчивается эпизод — «а между тем луна сияла» — художественное средство, есть олицетворение — сияла. Сердцем Татьяна далеко носилась, смотря на луну... Луна ее наталкивает на мысль написать письмо, когда пишет, ей светит луна. Утверждение концепции, что любовь Татьяны не выделена из мира, любовь то мироздание, безмерное пространство. Когда она писала письмо, знает, что он не мог не прийти «Я жду тебя».
Чувство любви и отношения Е. и Т. составляют душу произведения. Но наша национальная жизнь и представлена в душе этого произведения. Некоторые говорят, что у произведения есть свои души. 25 сентября 1830 Пушкин сделал запись об окончании романа. В 31 году Пушкин пишет письмо Онегина к Татьяне и включает его в текст романа в октябре 31 года — это окончание романа. Не простая задача - надо раздвинуть текст. Почему он это сделал? Из мудрых соображений. Симметрия: 3 и 4 глава — Татьяна влюбляется, переживает, пишет письмо и получает ответ. Онегин — влюбляется, переживает, не пишет письмо сначала, потом пишет и получает ответ в конце 8 главы. Ситуации идентичны. Необходимо было включить их, чтобы они были. Зачем нужна эта симметрия? Роман для многих был не завершен, многих беспокоит: а что будет дальше? Онегин не умер. В изображении любви 2 композиционных плана:
1 план: то, что случается с нами всегда — любая история любви — встречаемся и расстаемся, здесь это есть. Сюжет великолепно завершается: «но я другому отдана и век буду ему верна». Многие не осознают значения этих слов, мужчина бы сказал — но я другой владею, пока не околею.
2 план: две сюжетные ситуации поставлены так, что отражаются одна от другой — если два зеркала друг напротив друга - бесконечные отражения. Пушкин помещает читателей в пространство бесконечного созерцания этого таинства — вот цель этой композиции. О каком финале может идти речь? Любовь была всегда.
Пушкин не задумывал изначально произведение таким.
Первый роман в русской литре. На теме любви строится произведение, все остальные темы вытекают из нее.Пушкин задумывал 9 песен поэмы. Почему 9? Есть гипотеза... Пушкин писал оду «Вольность», глядя на дворец Павла 1 через Фонтанку. 9 окон в одном и другом крыле. Если первая глава так связана с этим местом, то может это имеет значение. *ОДАААААА*
Но глав — 8. 8я не включена в произведение и не закончена — путешествие Онегина. Почему не закончена? Такой большой мастер не мог быть не в состоянии закончить главу. Дело в художественных основаниях. Написать главу можно. Но куда её поместить? Онегин уехал, Татьяна осталась одна, разорвана сюжетная линия. У любви нет перерыва. Создается в сюжете искусственная ситуация перерыва. Татьяна помнит Онегина, а Онегин — нет, любовь прервана, а потом встретились — нарушение стройности произведения. Все линии подчинены этой теме, они важны, но не могут прерывать сюжета.
Произведение создавалось много лет на глазах читающей публики. Произведение создавалось в самой жизни, в этом плане создается нами, постоянно читалось и обсуждалось, сыграло огромную воспитательную роль в русском мире.
Герои . Онегин
Евгений Онегин – главный герой пушкинского романа. В его образе Пушкин стремился воссоздать характер и духовный облик своего современника – представителя образованной части дворянского сословия. Онегин – молодой аристократ, родившийся и выросший в Петербурге, светский франт. Это человек не чуждый либеральных взглядов, о чем свидетельствуют некоторые отмеченные автором детали. Так, он нигде не служил, что было в то время признаком вольнодумства; увлекался теорией Адама Смита; читал Байрона и других современных авторов. Герой облегчил жизнь крестьян в своем имении, заменив «ярем... барщины старинной» на легкий оброк. Онегин – лицо пушкинского круга: он обедает вместе со знакомым Пушкина Кавериным, сравнивается с Чаадаевым, становится «добрым приятелем» самого автора, хотя и не разделяет его поэтического взгляда на мир. Онегин – человек образованный, начитанный, знающий сочинения древних и современных ему авторов. Вместе с тем образование Онегина оторвано от национальных истоков, духовных традиций. Отсюда – скептицизм героя, его равнодушие к вопросам веры, в конечном итоге – глубочайший пессимизм, утрата смысла жизни.
Пушкинский герой – натура тонкая, незаурядная. Его отличают, по замечанию поэта, «неподражательная странность», «резкий, охлажденный ум», умение разбираться в людях. Вместе с тем герой иссушил душу в светских увлечениях и оказался не способен откликнуться на глубокое и искреннее чувство Татьяны.
Онегин, по выражению Пушкина, «добрый малый»: человек честный, порядочный, благородный. Между тем его отличает крайний эгоизм, эгоцентризм, что проявилось ярче всего в столкновении с Ленским. Герой равнодушен к светскому обществу, тяготится пребыванием в светской толпе. Однако он оказывается рабом общественного мнения, что не позволяет ему избежать дуэли и убийства друга. Все указанные противоречия в характере и мировоззрении героя раскрываются на протяжении действия романа. Онегин проходит испытания любовью и дружбой. Ни одного из них он не выдерживает. Трагически погибает Ленский. В финале романа уже Татьяна отвергает Онегина. Она сохранила в своем сердце чувство к герою, но отказалась разделить его страсть.
Ленский
Владимир Ленский – один из центральных персонажей романа. Это молодой поэт-вольнодумец романтического склада. Отметим, что среди оппозиционно настроенной дворянской молодежи первой половины 1820-х годов встречались как холодные скептики, наподобие Онегина, так и пылкие романтики, как Ленский. Образ Ленского не только оттеняет образ главного героя произведения, но и имеет самостоятельное значение. Мы узнаём, что Ленский учился в Геттингенском университете, одном из наиболее либеральных университетов Европы. Юный поэт увлекался идеями Канта, который воспринимался в России как философ-вольнодумец. О «вольнолюбивых мечтах» Ленского свидетельствует и его любовь к творчеству Шиллера. Герой получил хорошее по тем временам образование, но оно, как и образование Онегина, было оторвано от национальных истоков. Как и Онегин, Ленский нигде не служил, что было признаком свободомыслия. Ленский – человек честный, искренний, благородный, исполненный благих помыслов, но чрезвычайно эмоциональный и совершенно не способный жить в реальном мире. Романтик Ленский противопоставлен скептику Онегину. Главный герой романа реально смотрит на вещи, трезво о них судит. Ленский витает в облаках. Онегин, по словам Белинского, «характер действительный», Ленский оторван от действительности.Интересно сопоставить характеры Ленского и Татьяны. Героев сближает поэтичность натур. В то же время личность Татьяны питают, по замыслу Пушкина, глубинные национальные, народные корни. Ленский же с его немецким идеализмом чужд российской действительности; его романтизм не связан с национальной почвой. С образом Ленского соотнесен и образ автора романа. Пушкин, «поэт действительности», с иронией пишет о романтике Ленском. И всё же Ленский дорог создателю «Евгения Онегина» и как поэт, и как герой, напоминающий автору о собственной романтической юности, о друзьях – тоже поэтах-романтиках (например, о Дельвиге, с которым сравнивается Ленский). Выбор Ленским Ольги в качестве предмета поклонения не случаен. Внешне привлекательная, в действительности Ольга оказывается весьма заурядной. Романтик Ленский идеализирует свою невесту, приписывая ей душевные качества, отсутствующие в реальности.
Судьба Ленского – важное звено не только в любовной интриге, но и в сюжете произведения в целом. История любви Ленского к Ольге, закончившаяся трагической развязкой, свидетельствует о неспособности героя трезво и хладнокровно вести себя в критических ситуациях. Повод весьма незначительный толкает Ленского к дуэли, к трагической гибели. Его смерть в шестой главе имеет символический смысл. Пушкин показывает здесь несостоятельность романтических иллюзий, нежизненность идей, оторванных от реальной действительности. Вместе с тем Пушкину дороги возвышенные идеалы поэта, его служение «славе и свободе».
Татьяна.Татьяна Ларина – главная героиня романа. В ее образе поэт реалистически воссоздал замечательный тип женщины-дворянки. Автор наделил героиню яркими чертами русского национального характера, показал ее в широком контексте жизни России 1820-х годов. Белинский видел «подвиг поэта» в том, что «он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».Татьяна соединяет в себе типические черты, свойственные женщинам-дворянкам пушкинской поры, с чертами незаурядной личности. Пушкин отмечает в главной героине черты одаренной натуры, выделяющие ее из окружающей среды. Татьяне свойственны живой ум, глубина чувств, поэтичность натуры. По замечанию автора, героиня
…от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Как многие юные дворянки, Татьяна воспитывалась, по-видимому, французскими гувернантками, отсюда у нее знание французского языка, увлечение романами западноевропейских авторов, которые героиня читала по-французски. В то же время жизнь в деревне, на лоне природы, общение с крестьянами, особенно с няней, приобщили Татьяну к русской народной культуре. В отличие от Онегина героиня не оторвана от национальных истоков. Отсюда те нравственные ценности, которые свойственны Татьяне. Это живая вера в Бога (Татьяна «молитвой услаждала /Тоску волнуемой души»), милосердие («бедным помогала»), искренность, целомудрие, отсутствие сомнений в святости брака. Кроме того, это любовь к русской природе, связь с народом, знание народных обычаев(«Татьяна верила преданьям / Простонародной старины»); равнодушие к светской жизни:«постылой жизни мишура» не привлекает героиню.
Рассмотрим место Татьяны в системе персонажей романа.
В противопоставлении Татьяны Ольге отчетливо вырисовывается принцип симметрии в расстановке центральных персонажей произведения. Внешняя красота Ольги скрывает заурядную и поверхностную ее натуру и одновременно делает более заметной внутреннюю, душевную красоту Татьяны. Татьяна противопоставлена не только сестре Ольге, но и матери – Прасковье Лариной,заурядной помещице. Пушкину важно подчеркнуть такую черту личности Татьяны, как национальная самобытность. В этой связи особое значение в системе персонажей приобретает няня Татьяны,оттеняющая образ главной героини. Наиболее ярко личность Татьяны раскрывается в ее соотнесении с личностью Онегина. Главные герой и героиня пушкинского романа в чем-то близки друг другу, в чем-то совершенно противоположны. Татьяна, как и Онегин, – личность незаурядная. Героев сближают ум, глубина и тонкость мировосприятия. В то же время Онегин холоден к окружающему его миру, не чувствует его красоты. Татьяне, в отличие от Онегина, свойственны любовь к природе, умение чувствовать красоту окружающего мира. Главное же, что отличает Татьяну от Онегина, – народные корни ее личности, самоотверженность, глубокая вера в Бога. Онегину же чужды христианские духовные ценности. Ему непонятны взгляды Татьяны на брак, семью, супружескую верность. История любви Татьяны и Онегина составляет основную сюжетную линию романа. Финал произведения – отповедь Татьяны Онегину – позволяет читателю ясно осознать духовные основания личности героини. Татьяна сохраняет в душе чувство к Онегину, однако верность супружескому долгу для нее превыше всего. Особую роль в создании образа Татьяны играют картины природы: они сопровождают её на протяжении всего действия произведения. Татьяна – «милый идеал» автора. Поэт неоднократно высказывает героине свою симпатию, сочувствует, сострадает ей.
Источники:
1) Лекции Москвина
2) Матюшенко «Учебное пособие по истории русской литературы XIX века»
Билет 17. Проблема счастья и долга в романе «Евгений Онегин»
(основной источник – статья Белинского «Евгений Онегин» - №9 (1845), а также Дианина книжка)
Белинский называет «Онегина» первым в русской литературе национально-художественным произведением («Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху»). В романе «Евгений Онегин» ставится ряд нравственно-философских проблем. Это смысл жизни, свобода и счастье, честь и долг.
Проблему счастья и долга легче всего рассмотреть на примере судьбы Татьяны Лариной и её матери Прасковьи. В молодости мать Татьяны была влюблена в одного «Градинсона», но, подобно всем девицам той поры, была выдана замуж без любви, по велению родителей. Ларина
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Выйдя замуж согласно долгу, она обрела какое-то свое подобие счастья. «Привычка свыше нам дана/ Замена счастию она», - заключает автор. «Нежная девица» стала заурядной помещицей.
В чем-то Татьяна повторила судьбу матери: покорилась дочернему и супружескому долгу, вышла замуж за нелюбимого с разбитым сердцем. Однако «счастье» Прасковьи Лариной и недостижимое счастье Татьяны разнятся. Основная причина этого – Татьяна куда более сложная, глубокая и сильная натура, чем её мать и сестра Ольга. Рассмотрим подробнее образ Татьяны.
В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Как многие юные дворянки, Татьяна воспитывалась, по-видимому, французскими гувернантками, отсюда у нее знание французского языка, увлечение романами западноевропейских авторов, которые героиня читала по-французски. В то же время жизнь в деревне, на лоне природы, общение с крестьянами, особенно с няней, приобщили Татьяну к русской народной культуре. В отличие от Онегина, героиня не оторвана от национальных истоков. Отсюда те нравственные ценности, которые свойственны Татьяне. Это живая вера в Бога (Татьяна «молитвой услаждала /Тоску волнуемой души»), милосердие («бедным помогала»), искренность, целомудрие, отсутствие сомнений в святости брака. Кроме того, это любовь к русской природе, связь с народом, знание народных обычаев («Татьяна верила преданьям / Простонародной старины»); равнодушие к светской жизни: «постылой жизни мишура» не привлекает героиню.
История любви Татьяны и Онегина составляет основную сюжетную линию романа. Для Белинского Татьяна – «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины». Скорее случилось последнее. Выйдя замуж за нелюбимого, Татьяна обрела покой, но не обрела счастья. Она презирает высший свет; готова отдать «всю эту ветошь маскарада» «за полку книг, за дикий сад / за наше бедное жилище… / да за смиренное кладбище, / где нынче крест и тень ветвей/ над бедной нянею моей». «А счастье было так возможно!..» горестно восклицает Таня.
Чувство её к Онегину не угасло («Я вас люблю: к чему лукавить?»), но ответить на него она не может. Для Татьяны, как для истиннойхристианки, верность супружескому долгу превыше всего. Безудержной страсти Евгения она противопоставляет христианскую покорность судьбе («судьба моя уж решена») и нравственную твердость.Романзавершается отповедью Татьяны Онегину:
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.
По мнению Белинского, «последние стихи удивительны - подлинно конец венчает дело! Этот Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны... Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону - закону своей натуры, а ее натура - любовь и самоотвержение...
18. Трагедия «Борис Годунов»
В 1824 году Пушкин был отправлен в ссылку в село Михайловское. Уже в начале 1825 года поэт сумел преодолеть душевный кризис. Этому способствовали созерцание русской природы, здоровый образ жизни, общение с простым народом. Важную роль сыграли также частые посещения Святогорского монастыря, встречи с монахами, чтение Священного Писания, размышления над событиями русской истории. Пушкин разочаровался в кумирах романтической эпохи – Наполеоне и Байроне. Он все более интересовался творениями Шекспира: его удивляла способность английского драматурга проникать в глубины истории. Пушкин постепенно уходил от романтических иллюзий. Теперь главной творческой задачей он считал отражение реальной действительности. Переломным в этом отношении произведением следует считать трагедию «Борис Годунов» (1825). Трагедия, написанная в декабре 1824 - ноябре 1825 в Михайловском, стала не только первым завершенным драматургическим произведением Пушкина, но и его первым опытом масштабного художественного осмысления исторического прошлого России.
Вдохновленный чтением знаменитой «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, историческими пьесами-хрониками Шекспира и русскими летописями, Пушкин- драматург обратился к одному из переломных моментов в истории России- Смутному времени (конец XVI-начало XVII в). Однако полностью полагаться на опыт своих предшественников (Расина, Корнеля, и более близких- Сумарокова, Катенина) он не хотел. Пушкин думал о реформировании и трагедии в целом, и современного российского театра. 7 ноября 1825 года Пушкин заканчивает писать трагедию и тут же пишет письмо Катенину: «Я прочел свою трагедию еще и еще раз, бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Однако отзывы о ней были в основном критические: Николай I повелел сделать из нее историческую повесть наподобие Вальтера Скотта, другие же и вовсе предлагали ее уничтожить - ведь на сцене этого не сыграть. Заметим, кстати, что это театр был еще не готов принять такое произведение, а Пушкин здесь совсем не виноват. Именно от этой трагедии тянутся нити к «Медному всаднику», «Полтаве» и «Капитанской дочке».
Как и в «Е. Онегине», в трагедии ярко выразились творческие искания Пушкина, его художественное новаторство. Поэт создал «истинно романтическую», «истинно трагедию», которой до него не существовало. Но так как пушкинское понимание романтизма близко к тому, что сейчас мы называем реализмом, что можно смело утверждать, что «Борис Годунов»- первая русская реалистическая трагедия.
В пьесе Пушкина много необычного по сравнению с трагедиями предшественников и современников. Декламационный александрийский стих, считавшийся для трагедии обязательным, он заменил пятистопным безрифменным ямбом, ряд сцен написал прозой. В пьесе нет традиционного деления на акты, ее текст состоит из 23 сцен разного объема, причем половина из них очень короткие.
Отсутствует так называемый «пятый акт», в котором в допушкинских трагедиях решался основной конфликт. Напротив, в финале трагедии центральный конфликт - нравственное противостояние народа преступной «высшей власти»- не только не разрешается, но и заостряется. Последняя сцена как пролог нового, еще более серьезного конфликта народа с властью, персонифицированной на этот раз в Лжедмитрии.
Единство места и времени решительно отброшено. Сюжетные эпизоды различны по временной протяженности, количеству персонажей и времени действия.
Сюжетное действие в пьесе охватывает 7 лет (1598-1605) и организовано по хроникальному принципу. Однако не исключаются и временные пробелы, коих не так мало. Самый большой пробел- 5 лет между событиями 1598 года (первые 4 сцены) и последующими сценами, относящимися к 1603-1605 гг. Пятая сцена (Ночь. Келья в Чудовом монастыре) датирована 1603 г. В первой сцене есть указание точной даты- 20 февраля 1598 года. Также есть еще 2 опорные даты: 16 октября 1604 года (так помечена сцена «Граница литовская», в которой показано вторжение войск Самозванца на Русь) и 21 декабря 1604 года (сражение и победа войск Самозванца в сцене «Равнина близ Новгорода-Северского»).
Как в и Е.О. некоторые сцены пространны, и в них легко обнаружить микросюжеты (Келья в Чудовом монастыре, Корчма на литовской границе, Краков. Дом Вишневецкого и др). Однако многие сцены напоминают этюды или эскизы, т.к. состоят всего лишь из нескольких реплик персонажей, иногда даже безымянных (кто-то из народа).
Прерывистость сюжетных эпизодов, дополненная вольным обращением с пространством и временем,- главный композиционный принцип Пушкина. Также он решительно отверг костюмно-бутафорское прочтение прошлого, столь заметное в исторических произведениях классицистов и романтиков. Деталей исторического быта в пьесе немного, они не заслоняют характеры героев и суть происходящих событий. Вытеснена на периферию любовная интрига, но мы не можем сказать, что ее совсем нет. Сцена, где Самозванец с трепетом ожидает прихода Марины Мнишек, очень напоминает сцену из «Ромео и Джульетты», их встречу в саду. Однако свидание пушкинских героев быстро переходит в сцену сговора двух авантюристов.
Пушкин скуп на авторские ремарки, так как, по его словам, говорить должны «люди минувших дней, их умы и предрассудки», а не автор, декламирующий попеременно то за одного, то за другого персонажа. Принципиальная новизна речевого поведения героев - одна из важнейших художественных особенностей пушкинской трагедии.
Создание неповторимых словесных «автопортретов» персонажей - важный прием драматурга. Речь каждого индивидуализирована, свободна от жанрово-стилистических ограничений, лишена ненужной архаизации и неоправданной модернизации. В речи Бориса Годунова, например, преобладают элементы «высокого» стиля, когда он произносит свою первую тронную речь, а в общении с детьми его речь вполне обычная, даже «просторечная». Смена речевых стилей- важнейший принцип характеристики Самозванца. Особенно резко меняется его речь в сцене «Краков. Дом Вишневецкого» в зависимости от того, с кем из посетителей ведет диалог.
Существенную роль играет в трагедии принцип контраста, широко используемый и в композиции (особенно важен контраст между поведением народа в начальных и заключительных сценах), и в изображении персонажей.
Жанровая уникальность БГ стоит в том, что Пушкин создал сплав «высокой» трагедии и народной драмы. Поэтому суть пушкинской пьесы не выражают ни трактовка ее только как «трагедии совести» Бориса Годунова, особенно ощутимая в театральных постановках, ни стремление увидеть в ней исключительно «народную драму», отодвинув на второй план трагедию заглавного героя.
«Человек и народ- Судьба человеческая, судьба народная»- вот авторская формула, указывающая на два важнейших содержательных пласта произведения. Трагедия человека, достигшего «высшей власти», дополненная трагикомической одиссеей беглого монаха Гришки Отрепьева, и трагедия народа, втянутого в безнравственную, лживую борьбу за власть, находятся в сложном диалектическом единстве.
В пьесе развернуты две «судьбы человеческие»- судьба царя Бориса Годунова и судьба беглого монаха Григория Отрепьева, Самозванца, принявшего имя погибшего царевича Дмитрия. Из семилетнего правления царя выбрано всего лишь несколько эпизодов. Годунов соглашается занять «трон московский», размышляет об итогах своего правления, пытается уничтожить Самозванца, а потом внезапно умирает, оставляя трон сыну Феодору.
Убийство Борисом маленького царевича Дмитрия- лейтмотив всех суждений о царе. В трагедии немало сцен, где Годунов, оставаясь наедине со своими мыслями, снова и снова возвращается к тому страшному дню. Пушкин становится на сторону Карамзина- фактически вина царя не доказана, но вина пушкинского царя очевидна. Однако БГ страшит не суд мирской, а муки собственной совести, он заложник своего преступления. Жизнь БГ завершается не исповедью и покаянием, а политическим завещанием и наставлением своему сыну. Он надеется, что с его смертью род Годуновых очистится от греха и Феодор станет «законным царем». Это последнее трагическое заблуждение героя.
Судьба Самозванца внешне не похожа на трагическую судьбу БГ. Он изображается как удачливый и беспечный авантюрист, баловень фортуны и в то же время яркий, одаренный человек, использующий уникальный исторический шанс для того, чтобы вознестись на немыслимую высоту власти. Пушкин сравнил его с шекспировским персонажем, Генрихом IV, найдя между ними много общего. Как и шекспировский персонаж, Самозванец всегда в движении и переменах, он обладает удивительной способностью к перевоплощениям. Он предстает перед нами и монахом, и бродягой, и дипломатом, и воином. В нем есть что-то и от героев плутовского романа. Обратим внимание на то, что автор постоянно называет его Григорием, и лишь один раз он назван Лжедмитрием (в последней сцене «Лес»). В какой-то момент мы видим, что бунтовщик будто бы сам поверил ,что унаследует власть от самого Ивана Грозного, однако его ждет печальный финал. Шуйский первый понял, кто он такой. Но этот финал уже за пределами произведения, и хоть мы и понимаем, что он неизбежен, мы его не видим.
На фоне трагического крушения БГ и столь же печальной судьбы Самозванца, удивительной чистотой отличается жизнь монаха-летописца Пимена. Он не участвует в большинстве сцен, но его роль в пьесе- одна из ключевых. В образе Пимена отразились представления Пушкина о людях, которым судьба предназначила быть глашатаями прошлого, беспристрастными свидетелями своей эпохи. Пимен честный, но отнюдь не равнодушный свидетель и летописец- он не скрывает личного отношения к персонажам своей летописи. Вспоминая об Иване Грозном, Пимен с одобрением подчеркивает его готовность покаяться. Семена прошлого прорастают в настоящем и будущем, историческая правда, запечатленная в искреннем и честном слове патриота, является нравственной энергией, питающей современные события,- такова мысль драматурга, создавшего образ Пимена, древнерусского книжника-летописца и человека счастливой судьбы.
Народ в пушкинской трагедии - уникальный «хоровой» персонаж. Подобно хору в античных трагедиях, Народ является в ключевых сценах, но присутствует незримо почти в каждом сюжетном эпизоде- в монологах и диалогах персонажей пьесы. С народным мнением вынуждены считаться и в палатах царя, и в ставке Самозванца. В «народных сценах» исторические персонажи как бы уменьшаются в размерах и отступают. Народ в трагедии- многогранный символический образ. Поэт не дает никаких указаний, конкретизирующих принадлежность тех или иных реплик, произносимых людьми из народа, избегает столь любимого романтиками этнографического колорита. Отсутствует и социальная дифференциация авторов реплик. Но это вовсе не серая масса, а «хор», распавшийся на множество голосов, носитель высшей нравственной истины. Но на самом деле, об этом никто не задумывается. Народа страшатся, его именем клянутся, ищут его расположения и любви, но никто не интересуется его судьбой. Можно заручиться поддержкой народа, но это будет всего лишь козырем в руках честолюбца. И люди это чувствуют. Вот почему именно народным молчанием завершается пьеса. Это молчание многозначно и символично. В нем больше смысла, нежели было бы в шуме и драках в ответ на призыв кричать «да здравствует царь Димитрий Иванович». Безмолвие народное- символ той исторической бездны, в которую менее чем через год канет Самозванец вместе со своими сторонниками, осмеянный и растерзанный этим молчащим московским людом, который еще недавно называл его своим «отцом» и царем.
Маленькие трагедии